Если с иностранным покупателем заключен отдельный договор (контракт) на услуги перевозки, то тогда они подпадают под нулевую ставку как услуги по международной перевозке товаров. При этом, пункт отправления или пункт назначения товаров должен быть расположен за пределами территории России (абз. 1 подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ).
Если отдельный договор не заключался и услуги выделены только в договоре на реализацию товаров, то реализацией услуг по перевозке это считать нельзя (это Ваши затраты, связанные с реализацией). Следовательно, нулевой ставки здесь нет и в декларацию включать не надо.
Обоснование
1.Из рекомендации
Ольги Цибизовой, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Как платить НДС при экспорте
При вывозе товаров в соответствии с таможенной процедурой экспорта НДС надо рассчитывать по единым правилам независимо от того, куда экспортируются товары – в страны СНГ или дальнего зарубежья. Единственное исключение – экспорт (вывоз) товаров в страны – участницы Таможенного союза. Об особенностях применения НДС по экспортным операциям в эти государства см. Как платить НДС при экспорте в страны – участницы Таможенного союза.
Ставка НДС
Экспорт товаров, как и большинство других операций, облагается НДС. Однако при экспорте ставка налога отличается от обычной и составляет 0 процентов (п. 1 ст. 164 НК РФ).
По ставке 0 процентов облагаются некоторые категории работ (услуг), связанных с вывозом товаров (в т. ч. на экспорт). К ним относятся:*
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
1) услуги по международной перевозке товаров.*
В данную категорию услуг включаются:*
- услуги по перевозке товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река-море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения товаров расположен за пределами территории России (абз. 1 подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ);*
- услуги по предоставлению собственного (арендованного, полученного в лизинг) железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для международных перевозок (абз. 3 подп. 2.1, подп. 2.7, абз. 1 подп. 3.1 п. 1 ст. 164 НК РФ);
- транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые по договору транспортной экспедиции при организации международной перевозки (абз. 4 подп. 2.1, подп. 2.7, абз. 2 подп. 3.1 п. 1 ст. 164 НК РФ).*
В данную категорию не включаются услуги российских перевозчиков на железнодорожном транспорте, перечисленные в подпунктах 9 и 9.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ, которые также облагаются НДС по нулевой ставке;
2.Из рекомендации
Ольги Цибизовой, заместителя директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Как подтвердить обоснованность применения ставки НДС 0 процентов при экспорте товаров и реализации работ (услуг), связанных с экспортом (импортом)
Операции, в отношении которых применяется ставка НДС 0 процентов, перечислены в пункте 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ.
В частности, нулевую ставку НДС организации вправе применять при реализации:*
- товаров в соответствии с таможенной процедурой экспорта (подп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ);
- работ (услуг), связанных с вывозом товаров и ввозом товаров в Россию (подп. 2.1–3.1 п. 1 ст. 164 НК РФ).
Подтверждение права на применение нулевой ставки НДС
Чтобы обосновать применение нулевой ставки НДС, организация должна:*
- собрать пакет документов, предусмотренных статьей 165 Налогового кодекса РФ (п. 9 ст. 165 НК РФ);*
- заполнить соответствующие разделы декларации по НДС и сдать ее в налоговую инспекцию вместе с собранным пакетом документов (п. 10 ст. 165 НК РФ).
Подтверждать факт экспорта в страны – участницы Таможенного союза нужно в особом порядке. Подробнее об этом см. Как платить НДС при экспорте в страны – участницы Таможенного союза.
Состав документов, необходимых для обоснования нулевой ставки НДС при вывозе товаров на экспорт за пределы Таможенного союза и при реализации работ (услуг), связанных с вывозом (ввозом) товаров, зависит от вида транспорта, с использованием которого перевозится товар, и от вида оказываемых работ (услуг).*
Основными документами, которые подтверждают право на применение нулевой ставки НДС при вывозе товаров на экспорт и при реализации работ (услуг), связанных с вывозом (ввозом) товаров, являются:*
- контракт (копия контракта);*
- таможенные декларации (их копии или реестры);
- копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов с отметками соответствующих таможенных органов (или реестры таких документов).*
Организация может экспортировать товар из России в иностранное государство через другую страну – участника Таможенного союза. В этом случае для применения нулевой ставки какие-либо дополнительные документы, которые подтвердят факт вывоза товара за пределы этой страны – участника Таможенного союза, предоставлять не надо. А дата пересечения ее границы никак не повлияет на момент определения налоговой базы. Такие разъяснения даны в письме Минфина России от 30 июня 2015 г. № 03-07-08/37574.
Контракт*
Контракт (копия контракта) с иностранным покупателем на поставку экспортируемых товаров или на выполнение работ (оказание услуг), связанных с вывозом товаров (ввозом товаров), является обязательным документом, который сдается в налоговую инспекцию для подтверждения права на применение нулевой ставки НДС (подп. 1 п. 1 ст. 165 НК РФ).*
С 2016 года контракт разрешено подавать не только как один документ. Его могут заменить несколько документов. Главное, чтобы в них стороны сделки достигли письменного согласия по всем ее существенным условиям: предмет договора, цена, сроки исполнения обязательств, наименование сторон сделки. Так записано в пункте 19 статьи 165 Налогового кодекса РФ.
Если контракт у организации отсутствует, например, если за границу вывозятся товары, покупателем которых является российская организация, применять нулевую ставку НДС нельзя. Такие разъяснения даны в письмах Минфина России от 8 мая 2013 г. № 03-07-08/16131, ФНС России от 17 октября 2013 г. № ЕД-4-3/18594 (размещены на официальном сайте налогового ведомства в разделе «Письма, направленные в адрес территориальных налоговых органов»).
Если товары реализуются через посредника, организация-экспортер представляет:
- посреднический договор;
- контракт между посредником и иностранным контрагентом, предусматривающий поставку товаров, принадлежащих организации-экспортеру.
Такой порядок предусмотрен подпунктами 1 и 2 пункта 2 статьи 165 Налогового кодекса РФ.
При реализации работ или услуг, связанных с вывозом товаров (ввозом товаров), предоставляются:
- контракты, заключенные с российскими контрагентами, – если заказчиками работ (услуг) являются российские организации;
- контракты, заключенные с иностранными контрагентами, – если заказчиками работ (услуг) являются иностранные организации.
Это следует из положений подпункта 1 пункта 3.1, подпункта 1 пункта 3.2, подпункта 1 пункта 3.3, подпункта 1 пункта 3.4,подпункта 1 пункта 3.5, подпункта 1 пункта 3.6, подпункта 1 пункта 3.7, подпункта 1 пункта 3.8, подпункта 1 пункта 4,подпункта 1 пункта 14 статьи 165 Налогового кодекса РФ.
Транспортные и товаросопроводительные документы
Представление в налоговые инспекции копий транспортных, товаросопроводительных и (или) других документов для подтверждения права на применение ставки НДС 0 процентов участниками экспортно-импортных операций является обязательным.
1. При вывозе товаров в соответствии с таможенной процедурой экспорта. Документы должны подтверждать факт вывоза товаров за пределы России. Исключение составляет вывоз товаров трубопроводным транспортом или по линиям электропередач – при таких вариантах экспорта копии транспортных и товаросопроводительных документов не представляются (подп. 4 п. 1 ст. 165 НК РФ).
2. При реализации услуг по международной перевозке товаров.
При реализации услуг, связанных с вывозом товаров на экспорт, документы должны быть оформлены в порядке, установленном для экспортеров (содержать те же реквизиты и отметки таможенных органов).
При реализации услуг, связанных с ввозом товаров в Россию (в т. ч. через территорию стран – участниц Таможенного союза), документы должны быть оформлены с учетом следующих особенностей:
- при ввозе товаров водными судами (морскими, речными, смешанного плавания (река-море)) в налоговую инспекцию представляется копия коносамента, морской накладной или любого другого документа, подтверждающего факт приема товаров к перевозке. При этом в графе «Порт погрузки» должно быть указано место, которое находится за пределами таможенной территории Таможенного союза;
- при ввозе товаров воздушным транспортом в налоговую инспекцию представляется копия грузовой накладной, где в качестве аэропорта погрузки (перегрузки) указан аэропорт, который находится за пределами таможенной территории Таможенного союза;
- при ввозе товаров автомобильным транспортом в налоговую инспекцию представляется копия транспортного, товаросопроводительного и (или) иного документа с отметкой российской таможни, подтверждающей ввоз товаров в Россию.
Это следует из положений подпункта 3 пункта 3.1 и подпункта 2 пункта 14 статьи 165 Налогового кодекса РФ.
3. При реализации работ (услуг) в морских и речных портах по перевалке и хранению товаров, перемещаемых через границу России. При реализации работ (услуг), связанных с вывозом товаров, документы должны быть оформлены в порядке, установленном для экспортеров (содержать те же реквизиты и отметки таможенных органов).
При реализации работ (услуг), связанных с ввозом товаров водными судами (морскими, речными, смешанного плавания (река-море)), в налоговую инспекцию представляется копия коносамента, морской накладной или любого другого документа, подтверждающего факт перевозки товаров. При этом в графе «Порт погрузки» должно быть указано место, которое находится за пределами России, а сам документ должен содержать отметку таможни, действующей в пункте пропуска товаров.
Это следует из положений подпункта 3 пункта 3.5 и подпункта 2 пункта 14 статьи 165 Налогового кодекса РФ.
4. При реализации услуг по предоставлению железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для перевозки экспортируемых товаров по территории России в налоговую инспекцию представляются копии документов с отметками российских таможен, которые должны подтверждать, что перевозимые товары помещены под таможенную процедуру экспорта (подп. 3 п. 3.7 ст. 165 НК РФ).
5. При реализации работ (услуг) по перевозке экспортируемых товаров по территории России организациями внутреннего водного транспорта в налоговую инспекцию представляются копии документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы России (подп. 3 п. 3.8 ст. 165 НК РФ).
Начиная с IV квартала 2015 года вместо самих транспортных и товаросопроводительных документов экспортеры могут подавать в налоговые инспекции их электронные реестры. Формы, форматы и порядок составления таких реестров утверждены приказом ФНС России от 30 сентября 2015 г. № ММВ-7-15/427.
Если сведения из реестра не совпадут с данными, полученными инспекцией от таможни, в ходе камеральной проверки у экспортера могут запросить сами документы, сведения о которых включены в реестр. Документы нужно будет подать в течение 20 календарных дней после получения запроса. На них должны быть отметки российской таможни.
Такой порядок следует из положений пунктов 15–18 статьи 165 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения содержат письма Минфина России от 18 мая 2015 г. № 03-07-08/28231, ФНС России от 6 августа 2015 г. № СД-4-15/13789, от 29 апреля 2015 г. № ЕД-4-15/7427.
3.Из письма Минфина России от 17.03.2015 № 03-07-08/14203
О применении налога на добавленную стоимость в отношении услуг по перевозке автомобильным транспортом товаров по территории Российской Федерации от завода заказчика до морского порта, а также транспортно-экспедиционных услуг, связанных с организацией перевозки таких товаров
«Вопрос Просим дать разъяснения по вопросу применения нулевой ставки налога на добавленную стоимость в отношении оказания услуг по перевозке грузов автомобильным транспортом по территории Российской Федерации от завода заказчика до морского порта, а также транспортно-экспедиционных услуг, связанных с организацией перевозки таких грузов.
Исходя из текста письма Министерства финансов Российской Федерации от 19 декабря 2014 года № 03-07-08/65899 абзац 4: "При применении указанных норм подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 мая 2014 года № 33 оказание вышеуказанных услуг несколькими лицами (множественность лиц на стороне исполнителя или привлечение основным исполнителем третьих лиц (субисполнителей)) само по себе не препятствует применению нулевой ставки налога всеми участвовавшими в оказании услуг лицами. В связи с этим данную ставку налога применяют как перевозчики, оказывающие услуги по международной перевозке товаров на отдельных этапах перевозки (абзацы первый и второй подпункта 2.1 пункта статьи 164 Кодекса), так и лица, привлеченные экспедитором для оказания отдельных транспортно-экспедиционных услуг (абзац пятый подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса)", нами (ООО) и заказчиком заключён договор грузоперевозок от 18.02.2015.Согласно заявке Заказчика на 18.02.2015 место погрузки: Республика Карелия, место разгрузки: г.Санкт-Петербург, Морской порт Санкт-Петербурга, наименование груза - чушка алюминиевая, 20 тонн. В товарно-транспортной накладной от 18.02.2015 в пункте выгрузки поставлена отметка о приеме груза с печатью "ОАО "Морской порт Санкт-Петербург" зона таможенного контроля".
Правомерно ли применять подпункт 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса в отношении нулевой ставки налога на добавленную стоимость при перевозке грузов в зону таможенного контроля Морского порта?
В связи с письмом о применении налога на добавленную стоимость в отношении услуг по перевозке автомобильным транспортом товаров по территории Российской Федерации от завода заказчика до морского порта, а также транспортно-экспедиционных услуг, связанных с организацией перевозки таких товаров, рекомендуем при решении данного вопроса руководствоваться письмом Минфина России от 19 декабря 2014 года № 03-07-08/65899, упоминаемом в вашем обращении.»*
4. Из письма Минфина России от 19.12.2014 № 03-07-08/65899
О применении налога на добавленную стоимость в отношении услуг по перевозке автомобильным транспортом товаров, предназначенных для вывоза из Российской Федерации в соответствии с таможенной процедурой экспорта, по территории Российской Федерации от завода заказчика до морского порта, а также транспортно-экспедиционных услуг, связанных с организацией перевозки таких товаров
«Согласно положениям абзацев первого, второго и пятого подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) нулевая ставка налога на добавленную стоимость применяется в отношении:*
услуг по международной перевозке товаров, под которой понимается перевозка товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река-море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт отправления или пункт назначения расположен за пределами Российской Федерации;*
транспортно-экспедиционных услуг, перечень которых установлен абзацем пятым данного подпункта, оказываемых российскими организациями и индивидуальными предпринимателями на основании договора транспортной экспедиции при организации указанной международной перевозки товаров.
В случае оказания услуг, связанных с перевозкой грузов, вывозимых из Российской Федерации и не предусмотренных вышеуказанными абзацами подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса, а также не поименованных в других подпунктах пункта 1 статьи 164 Кодекса, налогообложение налогом на добавленную стоимость осуществляется по ставке 18 процентов на основании пункта 3 статьи 164 Кодекса. При применении указанных норм подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса необходимо учитывать, что в соответствии с пунктом 18 постановления Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 30 мая 2014 года № 33 оказание вышеуказанных услуг несколькими лицами (множественность лиц на стороне исполнителя или привлечение основным исполнителем третьих лиц (субисполнителей)) само по себе не препятствует применению нулевой ставки налога всеми участвовавшими в оказании услуг лицами. В связи с этим данную ставку налога применяют как перевозчики, оказывающие услуги по международной перевозке товаров на отдельных этапах перевозки (абзацы первый и второй подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса), так и лица, привлеченные экспедитором для оказания отдельных транспортно-экспедиционных услуг (абзац пятый подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса). При этом действие подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Кодекса распространяется на транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые в отношении товаров, являющихся предметом международной перевозки, вне зависимости от того, выступает ли организатором международной перевозки сам экспедитор, либо заказчик транспортно-экспедиционных услуг, либо иное лицо.
Одновременно сообщаем, что на основании пункта 3.1 статьи 165 Кодекса при оказании вышеуказанных услуг, облагаемых по нулевой ставке, налогоплательщик обязан представить в налоговые органы документы, подтверждающие правомерность применения этой ставки. Так, в налоговый орган должны быть представлены:*
контракт (копия контракта) налогоплательщика с иностранным или российским лицом на оказание указанных услуг. В случае вывоза товаров с территории Российской Федерации на территорию государства - члена Таможенного союза или ввоза товаров на территорию Российской Федерации с территории государства - члена Таможенного союза и заключения налогоплательщиком контракта на оказание указанных услуг с лицом, не осуществляющим внешнеэкономическую сделку с перевозимыми товарами, помимо указанного контракта (копии контракта) представляется копия контракта этого лица с лицом, осуществляющим внешнеэкономическую сделку с перевозимыми товарами;*
копии транспортных, товаросопроводительных и (или) иных документов, подтверждающих вывоз товаров за пределы территории Российской Федерации (ввоз товаров на территорию Российской Федерации), с учетом особенностей, установленных подпунктом 3 пункта 3.1 статьи 165 Кодекса».*