Да, можно и может. При этом следует считать, что взаиморасчеты ведутся с и физическим лицом (на счёте 62), и с организацией-агентом (на счёте 76), а в приходном кассовом ордере надо указывать не покупателя, а представителя организации-агента, фактически внесшего деньги в Вашу кассу.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух .
1.Ситуация: Когда организация вправе вести расчеты в валюте наличными
Организация вправе вести расчеты наличными, то есть без использования банковских счетов (оплачивать, получать в оплату рубли и иностранную валюту), в следующих случаях:*
- по операциям с уполномоченными банками;
- по договорам розничной купли-продажи, заключенным с физическим лицом-нерезидентом в рублях;
- когда организация оказывает физическим лицам-нерезидентам на территории России транспортные, гостиничные, образовательные и другие услуги*;
- когда организация обслуживает суда (в т. ч. воздушные) иностранных государств в аэропортах, речных и морских портах;
- когда организация получает от нерезидентов аэронавигационные, аэропортовые и портовые сборы на территории России;
- когда организация оплачивает обслуживание ее транспортных средств (воздушных, речных, морских, автомобильных и т. д.), находящихся за пределами России;
- когда организация оплачивает обязательные сборы, связанные с обеспечением ее деятельности (в т. ч. аэропортовые, аэронавигационные и т. д.);
- по договорам перевозки с физическими лицами-резидентами, филиалами, представительствами, находящимися за пределами России, и физическими лицами-нерезидентами;
- по договорам перевозки грузов с физическими лицами резидентами и нерезидентами (для личных, семейных и других нужд, не связанных с ведением предпринимательской деятельности);
- когда организация оплачивает и (или) возмещает расходы, связанные с командированием сотрудников представительств на территорию страны местонахождения представительств и за ее пределы за исключением территории России;
- в других случаях.
Полный перечень случаев, когда российская организация вправе рассчитываться с резидентами и нерезидентами наличными в рублях или иностранной валюте, установлен частью 2 статьи 14 Закона от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ. Этот перечень является исчерпывающим*.
Олег Хороший,
государственный советник налоговой службы РФ III ранга
2.Ситуация: Нужно ли соблюдать лимит расчетов наличными при расчетах между агентом и принципалом
Однозначного ответа на этот вопрос законодательство не содержит. Официальные разъяснения контролирующих ведомств по этому поводу отсутствуют*.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
По общему правилу в рамках предпринимательской деятельности максимальный размер расчетов наличными деньгами составляет 100 000 руб. (п. 1 указания Банка России от 20 июня 2007 г. № 1843-У)*.
Вместе с тем, положения указанного пункта не применяются при расчетах между страховым агентом и страховой организацией (принципалом), если агент соблюдает следующие условия:*
- действует на основании заключенного с принципалом договора поручения;
- получает наличные денежные средства от конечных покупателей от имени и по поручению принципала с использованием бланков строгой отчетности принципала;
- вносит наличные денежные средства, полученные от конечных покупателей, в кассу принципала без отражения их приема в своей кассе.
Такие разъяснения содержатся в письме Банка России от 4 декабря 2007 г. № 190-Т*.
Несмотря на то что указанное письмо посвящено расчетам между страховым агентом и страховой организацией (принципалом), применение указанного в нем порядка возможно и в отношении расчетов между всеми остальными агентами и принципалами, которые ведут деятельность, отличную от страхования*.
В то же время в отсутствии официальных разъяснений существует вероятность, что следование такому подходу может привести к разногласиям с проверяющими. Арбитражная практика по данному вопросу в настоящее время не сложилась*.
Таким образом, в сложившейся ситуации организации предстоит самостоятельно решить: соблюдать лимит расчетов наличными между агентом и принципалом или нет. Однозначно лимит можно не соблюдать только в том случае, если расчеты ведут агент и принципал, которые занимаются страховой деятельностью и которые соблюдают при расчетах ряд вышеназванных условий*.
Елена Попова,
государственный советник налоговой службы РФ I ранга
3.Рекомендация: Как заказчику оформить и отразить в бухучете и при налогообложении реализацию товаров (работ, услуг) через посредника
В зависимости от условий посреднического договора:*
– посредник может участвовать или не участвовать в расчетах. В первом случае денежные средства от покупателей поступают посреднику, во втором – непосредственно заказчику;
Бухучет: посредник участвует в расчетах
Если посредник участвует в расчетах, в учете заказчика операции, связанные с исполнением посреднического договора, отражаются следующими проводками (без учета операций по НДС)*.
После передачи товаров (работ, услуг) на дату их реализации посредником:*
Дебет 62 Кредит 90-1
– отражена выручка от реализации товаров (работ, услуг) по посредническомудоговору;
Дебет 90-2 Кредит 45 (20, 23…)
– списана себестоимость товаров (работ, услуг), реализованных по посредническомудоговору;
Дебет 76 субсчет «Расчеты с посредником за реализованные товары (работы, услуги)» Кредит 62
– отражена задолженность посредника по перечислению оплаты за реализованные товары (работы, услуги).
На дату поступления оплаты от посредника:*
Дебет 50 (51) Кредит 76 субсчет «Расчеты с посредником за реализованные товары (работы, услуги)»
– получены от посредника денежные средства за реализованные товары (работы, услуги) (за вычетом суммы вознаграждения и суммы возмещаемых по договору расходов);
Олег Хороший,
государственный советник налоговой службы РФ III ранга
4.Рекомендация: Как оформить приходный и расходный кассовый ордер, журнал регистрации приходных и расходных кассовых документов
Приходный кассовый ордер
При получении денег в кассу нужно оформить приходный кассовый ордер по форме № КО-1 (п. 1.8 Положения Банка России от 12 октября 2011 г. № 373-П). Этот документ оформляется в одном экземпляре*.
Бланк приходного кассового ордера состоит из двух частей: непосредственно приходный кассовый ордер и отрывная часть – квитанция. Квитанцию выдайте человеку, внесшему деньги*.
В приходном ордере и квитанции к нему по строке «Основание» укажите содержание хозяйственной операции. Например, «оплата счета № 123 от 2 апреля 2013 г.». В строке «В том числе» укажите сумму НДС цифрами или напишите «Без НДС». В строке «Приложение» перечислите документы, прилагаемые к приходному кассовому ордеру*.
Такие правила установлены указаниями, утвержденными постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88*.
Приходный кассовый ордер должен быть подписан главным бухгалтером или бухгалтером, а при их отсутствии – руководителем организации (предпринимателем), кассиром. На основании распорядительного документа обязанность подписывать кассовые документы за бухгалтера может быть возложена на другого работника организации. Кандидатура уполномоченного работника согласовывается с главным бухгалтером (при его наличии). Если руководитель (предприниматель) ведет кассовые операции и оформляет документы лично, то кассовые документы подписываются им же*.
Такие правила установлены пунктами 2.1, 2.2 Положения Банка России от 12 октября 2011 г. № 373-П*.
Елена Попова,
государственный советник налоговой службы РФ I ранга
5.Рекомендация: Как организовать документооборот в бухгалтерии
Первичный документ должен содержать следующие обязательные реквизиты:*
- наименование документа;
- дату составления документа;
- наименование экономического субъекта (организации), составившего документ;
- содержание факта хозяйственной жизни;
- величину натурального и (или) денежного измерения факта хозяйственной жизни с указанием единиц измерения;
- наименование должностей лиц, совершивших сделку, операцию, и ответственных за ее оформление, либо наименование должностей лиц, ответственных за оформление свершившегося события*;
- подписи указанных лиц с расшифровкой и иную информацию, необходимую для идентификации этих лиц*.
Такой перечень установлен частью 2 статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ*.
Сергей Разгулин,
действительный государственный советник РФ 3-го класса