Возможно воспользоваться отсрочкой или рассрочкой платежа или получить финансовую помощь из бюджета.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
Статья: Что делать ИП, если нет денег на уплату налогов
Как говорится, из сложившейся ситуации всегда можно найти выход. И вот индивидуальным предпринимателям, которым нужно заплатить налог, но для этого нет денег, не стоит отчаиваться. Действующим законодательством предусмотрено, что в таких ситуациях они могут получить отсрочку или рассрочку по уплате налогов, привлечь кредитные средства на льготных условиях или просить финансовой поддержки из бюджета. Подобного мнения придерживается и финансовое ведомство (письма Минфина России от 31.07.2013 № 03-11-11/30615 и от 24.12.2009 № 03-02-08-91).
Рассмотрим указанные способы подробнее.
Отсрочка и рассрочка по уплате налогов
Статьей 9 Налогового кодекса РФ предусмотрен перенос установленного срока уплаты налога и сбора на более поздний срок. Осуществляется такой перенос в форме отсрочки, рассрочки, инвестиционного налогового кредита. Однако индивидуальные предприниматели имеют право только на отсрочку и рассрочку. Инвестиционный налоговый кредит индивидуальным предпринимателям не предоставляется. Связано это с тем, что согласно статье 66 НК РФ инвестиционный налоговый кредит представляет собой такое изменение срока уплаты налога, при котором организации предоставляется возможность в течение определенного срока и в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов. Как видно, об индивидуальных предпринимателях в данной статье речь не идет. Об этом также говорится в письме Минфина России от 20.09.2011 № 03-02-08/99.*
Прежде чем перейти к сути понятий отсрочки и рассрочки*, сразу отметим, кто на них не имеет права.
* Отсрочка и рассрочка также предоставляются в отношении пеней и штрафов.
На основании статьи 62 НК РФ отсрочка и рассрочка не предоставляются индивидуальным предпринимателям, в отношении которых:
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
- возбуждено уголовное дело по признакам преступления, связанного с нарушением законодательства о налогах и сборах;
- проводится производство по делу о налоговом правонарушении либо по делу об административном правонарушении в области налогов и сборов, таможенного дела в части налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации;
- имеются достаточные основания полагать, что они воспользуются таким изменением для сокрытия своих денежных средств или иного имущества, подлежащего налогообложению, либо собираются выехать за пределы Российской Федерации на постоянное жительство;
- в течение трех лет, предшествующих дню подачи заявления об изменении срока уплаты налога или сбора, было вынесено решение о прекращении действия ранее предоставленной отсрочки, рассрочки в связи с нарушением установленных законодательством условий.
Кроме того, отсрочка и рассрочка не предоставляются по уплате налогов, в отношении которых предприниматель признается налоговым агентом. Об этом — пункт 9 статьи 61 НК РФ и письма Минфина России от 03.07.2013 № 03-02-07/1/25500, от 03.11.2009 № 03-02-07/1-490 и от 29.05.2009 № 03-02-07/1-280.
Итак, если вы не относитесь ни к одной из указанных категорий, далее необходимо выяснить, входите ли вы в число лиц, кому предоставляется отсрочка или рассрочка.
Согласно пункту 2 статьи 64 НК РФ отсрочка или рассрочка по уплате налога может быть предоставлена коммерсанту, финансовое положение которого не позволяет уплатить этот налог в установленный срок. Однако для этого должны быть достаточно веские основания. К таким основаниям* относятся:*
- причинение индивидуальному предпринимателю ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы;
- задержка финансирования из бюджета для оплаты выполненного коммерсантом государственного заказа;
- угроза возникновения признаков несостоятельности (банкротства) ИП в случае единовременной уплаты им налога;
- имущественное положение коммерсанта (без учета имущества, на которое в соответствии с законодательством РФ не может быть обращено взыскание) исключает возможность единовременной уплаты налога;
- производство и (или) реализация товаров, работ или услуг носит сезонный характер;
- при наличии оснований для предоставления отсрочки или рассрочки по уплате налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Таможенного союза, установленных таможенным законодательством Таможенного союза и законодательством РФ о таможенном деле.
* Субъекты РФ и муниципальные образования вправе установить дополнительные обстоятельства, при наличии которых срок уплаты региональных и местных налогов и сборов может быть изменен (п. 12 ст. 64 НК РФ).*
Если вы входите в число лиц, которым предоставляется отсрочка или рассрочка, тогда вы пишете заявление в УФНС России вашего города с указанием основания для ее предоставления. Оформить заявление можно в произвольной форме, но лучше воспользоваться рекомендованной ФНС России (приказ от 28.09.2010 № ММВ-7-8/469@)*.
* Образец заявления о предоставлении отсрочки (рассрочки) по уплате налога (сбора, пени, штрафа) приведен в следующей статье.
Копию заявления в течение пяти дней надо направить в налоговую инспекцию по месту жительства. Да, кстати, не забудьте приложить к заявлению документы, перечень которых приведен в пункте 5 статьи 64 НК РФ.
Теперь поговорим о сути отсрочки и рассрочки. Если речь идет об отсрочке, то уплата задолженности производится единовременно. Если говорят о рассрочке, то предполагается поэтапная уплата суммы задолженности.*
Отсрочка или рассрочка предоставляются индивидуальному предпринимателю по одному или нескольким налогам на срок до одного года. По налогам, уплачиваемым в федеральный бюджет, Правительство РФ может продлить срок до трех лет.
Отсрочка или рассрочка по уплате налога (за исключением случаев задержки бюджетного финансирования) предоставляется ИП на сумму, не превышающую стоимость его имущества, кроме имущества, на которое в соответствии с законодательством РФ не может быть обращено взыскание.
При предоставлении отсрочки и рассрочки, как и в случае с кредитом, на сумму задолженности начисляются проценты исходя из 1/2 ставки рефинансирования ЦБ РФ, действовавшей за период отсрочки или рассрочки. Исключением являются случаи, когда основанием для изменения срока уплаты налога или сбора является причинение ущерба в результате стихийного бедствия, технологической катастрофы или иных обстоятельств непреодолимой силы, а также задержки бюджетного финансирования.*
Привлечение кредитных средств на льготных условиях
В настоящее время сфера кредитования очень сильно развита. Многие банки даже создают специальные программы кредитования малого и среднего бизнеса. И коммерсанты ими хорошо пользуются. Поэтому в принципе вы можете взять кредит на развитие бизнеса и потратить его на погашение задолженности по налогам. Но у вас должна быть уверенность в том, что совсем в ближайшее время у вас будут поступления денежных средств, с помощью которых вы будете гасить кредит. Ведь в противном случае вместо задолженности по налогам у вас будут долги по кредиту.
Кроме того, беря кредит, вы должны помнить о том, что это накладывает на вас определенные налоговые обязательства. Если сам кредит и возвращенный долг в налоговом учете (независимо от применяемого ИП налогового режима) не учитываются, то вот проценты по кредиту учитываются. Исключением являются «вмененщики», поскольку они учет доходов и расходов не ведут.
Так, согласно положениям законодательства затраты предпринимателя признаются расходами при условии, что они обоснованны, документально подтверждены и произведены для осуществления деятельности, направленной на получение дохода (п. 1 ст. 252 НК РФ). В частности, проценты по долговым обязательствам можно учесть в составе внереализационных расходов, если ИП направляет заемные средства на уплату или погашение недоимки по налогам и сборам. Об этом сказано в письме ФНС России от 04.02.2010 № 3-2-09/15, постановленияхФАС Центрального округа от 09.11.2009 № А35-1323/08-С10 и ФАС Московского округа от 06.05.2009 № КА-А40/3332-09.
Согласно статье 269 НК РФ расходы на уплату процентов являются нормируемыми*. По своему выбору коммерсант вправе применять один из следующих методов определения предельной величины процентов по долговым обязательствам:
- исходя из среднего уровня процентов по долговым обязательствам, полученным предпринимателем на сопоставимых условиях;
- исходя из предельной величины процентов, которая рассчитана по ставке рефинансирования Банка России, увеличенной на определенный коэффициент.
Выбранный способ определения нормы расходов в виде процентов по заемным обязательствам коммерсанту нужно отразить в учетной политике для целей налогообложения.
Таким образом, предприниматель не всегда может учесть в составе расходов всю сумму начисленных по договору займа (кредита) процентов. Чтобы понять, соответствуют ли фактически начисленные проценты установленным нормам, коммерсанту по каждому долговому обязательству необходимо производить дополнительный расчет. В результате сравнения фактически начисленных процентов и предельной суммы процентов выбирается наименьшая величина. Именно она включается в состав расходов в целях налогообложения.
* Подробнее об этом читайте в статье «ИП привлекает заемные средства, или Порядок учета процентов и комиссий»
Финансовая помощь из бюджета
Согласно положениям Федерального закона от 24.07.2007 № 209-ФЗ государственная программа поддержки субъектов предпринимательства включает в себя широкий спектр направлений и механизмов поддержки.
Финансовая поддержка осуществляется в соответствии с законодательством РФ за счет средств бюджетов субъектов РФ, средств местных бюджетов путем предоставления индивидуальным предпринимателям — производителям товаров, работ, услуг, в частности, субсидий.*
Однако сразу отметим, что не все имеют право на финансовую помощь из бюджета. К числу лиц, которые не могут рассчитывать на бюджетные субсидии, относятся индивидуальные предприниматели:
- осуществляющие деятельность в сфере игорного бизнеса;
- производящие и реализующие подакцизные товары;
- являющиеся нерезидентами РФ в соответствии с порядком, установленным законодательством РФ о валютном регулировании и валютном контроле;
- занимающиеся добычей и реализацией полезных ископаемых.
Каждый субъект Российской Федерации осуществляет свой комплекс мер по оказанию финансовой помощи предпринимателям и определяет приоритетное направление для расходования бюджетных средств по их субсидированию. Порядок предоставления субсидий регулируется нормативными правовыми актами, которые определяют:*
- категории (критерии) отбора индивидуальных предпринимателей, имеющих право на получение субсидий;
- цели, условия и порядок предоставления субсидий;
- порядок возврата субсидий в случае нарушения условий, установленных при их предоставлении.
То есть если в вашем регионе принят закон об оказании помощи субъектам предпринимательства и вы подпадаете под число лиц, которым такая помощь предоставляется, то пишете заявление на ее выделение.*
Однако имейте в виду, что в некоторых случаях вам может быть отказано в финансовой помощи. К таким случаям относятся следующие:
- индивидуальный предприниматель не представил необходимых документов или представил недостоверные сведения и документы;
- ИП не выполнил условия оказания финансовой помощи;
- не истек срок оказания аналогичной финансовой помощи по ранее принятому решению;
- предприниматель допустил нарушения порядка и условий оказания финансовой помощи и с этого момента не прошло три года.
Кроме того, если вы решили воспользоваться помощью из бюджета, то следует помнить, что она в налоговом учете учитывается в особом порядке. Если вы не будете следовать этим требованиям, то для вас такая помощь может обернуться дополнительными затратами.*
Итак, средства финансовой поддержки в виде субсидий отражаются в составе доходов пропорционально расходам, фактически осуществленным за счет этого источника, но не более чем в двух налоговых периодах с даты получения.
Если по окончании второго налогового периода сумма полученных средств превысит размер признанных расходов, фактически осуществленных за счет этого источника, разница между ними в полном объеме включается в состав доходов данного налогового периода.
Таким порядком учета субсидий должны руководствоваться все индивидуальные предприниматели независимо от применяемого ими режима налогообложения. Исключением являются «вмененщики», поскольку они учет доходов и расходов не ведут.
В заключение отметим, что каждый индивидуальный предприниматель сам для себя выбирает наиболее удобный способ. Но, по нашему мнению, самым простым и удобным способом является получение отсрочки и рассрочки по уплате налога.
Анна Морозова, налоговый консультант
Журнал «Бухгалтерия ИП» март 2014