специальная оценка условий труда по своей сути заменяет аттестацию рабочих мест, при этом результаты аттестации, проведенной до 1 января 2014 года, действительны в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации (за исключением случаев, когда специальную оценку условий труда нужно провести внепланово).
Специальную оценку условий труда обязаны проводить все работодатели. По общему правилу ее проводят совместно с независимой организацией (организациями), которую работодатель привлек к оценке на основании гражданско-правового договора.
Для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателю нужно создать комиссию. Число членов комиссии должно быть нечетным. Также работодатель утверждает график проведения специальной оценки условий труда.
Состав и порядок деятельности комиссии работодатель утверждает приказом. Комиссию возглавляет работодатель или его представитель.
Внеплановая специальная оценка условий труда проводится в течение шести месяцев со дня наступления определенных случаев.
Если организация не проведет обязательную специальную оценку условий труда, это будет являться нарушением трудового законодательства. Руководителю организации (иным должностным лицам) может быть назначен штраф от 1000 до 5000 руб., саму организацию могут оштрафовать на сумму от 30 000 до 50 000 руб.
Результаты специальной оценки можно использовать, в частности, в целях:
- разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие нормативным требованиям охраны труда;
- обеспечения сотрудников средствами индивидуальной защиты, а также средствами коллективной защиты;
- определения дополнительного тарифа для страховых взносов в Пенсионный фонд РФ;
- предоставления сотрудникам гарантий и компенсаций за работу во вредных или опасных условиях труда.
Бухучет затрат на проведение специальной оценки условий труда зависит от того, за счет каких средств они оплачены: за счет средств организации или за счет взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний.
Если организация применяет общую систему налогообложения, то расходы на проведение специальной оценки условий труда учтите в составе прочих расходов, при налогообложении
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
они уменьшают налог на прибыль.
Обоснование данной позиции содержится ниже в материалах «Системы Главбух »
1. Рекомендация: Как провести специальную оценку условий труда
С 1 января 2014 года на смену аттестации рабочих мест пришла специальная оценка условий труда. Порядок для новой процедуры прописан в Законе от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. Наряду с этим пока действует и приказ Минздравсоцразвития России от 26 апреля 2011 г. № 342н, в котором утверждены правила для аттестации рабочих мест. Но, по сути, новая специальная оценка заменила собой аттестацию.*
При этом в общем случае результаты аттестации, проведенной до 1 января 2014 года, действительны в течение пяти лет со дня завершения данной аттестации (за исключением случаев, когда специальную оценку условий труда нужно провести внепланово).*
Приказ Минтруда, устанавливающий методику проведения специальной оценки, находится на регистрации в Минюсте России. Поэтому до даты вступления в силу этого документа проводить специальную оценку условий труда не нужно. Об этом сказано в разъяснениях, приведенных на сайте Минтруда России.
Специальная оценка условий труда
Специальная оценка условий труда представляет собой единый комплекс мероприятий по идентификации вредных и опасных факторов производственной среды и оценке уровня их воздействия на работника с учетом отклонения фактических значений от установленных нормативов (п. 1 ст. 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).
По результатам проведения специальной оценки устанавливают классы и подклассы условий труда на рабочих местах сотрудников (п. 2 ст. 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).
Специальная оценка условий труда не проводится в отношении:
- надомных работников;
- дистанционных работников;
- работников, вступивших в трудовые отношения с работодателями – физическими лицами, которые не являются индивидуальными предпринимателями.*
Об этом говорится в пункте 3 статьи 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.
Порядок проведения специальной оценки условий труда регулируется Законом от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ. Проведение специальной оценки в отношении условий труда государственных гражданских служащих и муниципальных служащих дополнительно может регулироваться правовыми актами о соответствующих службах, в том числе региональными (п. 4 ст. 3 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).
Кто обязан проводить специальную оценку
Специальную оценку условий труда обязаны проводить все работодатели. По общему правилу ее проводят совместно с независимой организацией (организациями), которую работодатель привлек к оценке на основании гражданско-правового договора (п. 2 ст. 8 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).*
Организация, проводящая специальную оценку
Организация, которая проводит специальную оценку условий труда, должна соответствовать следующим требованиям:
- она должна быть независимым лицом по отношению к работодателю;
- в ее уставных документах проведение специальной оценки условий труда должно быть прописано как основной вид деятельности;
- аккредитована в порядке, предусмотренном приказом Минздравсоцразвития России от 1 апреля 2010 г. № 205н. Список аккредитованных организаций опубликован на официальном сайте Минздрава России;
- в организации должно быть не менее пяти экспертов, работающих по трудовому договору и имеющих сертификат эксперта на право выполнения работ по специальной оценке условий труда, в том числе не менее одного эксперта, имеющего высшее образование по одной из специальностей; врач по общей гигиене, врач по гигиене труда, врач по санитарно-гигиеническим лабораторным исследованиям;
- в организации должна быть испытательная лаборатория (центр), которая аккредитована национальным органом России по аккредитации в порядке, установленном законодательством РФ, и областью аккредитации которой является проведение исследований (испытаний) и измерений вредных и (или) опасных факторов производственной среды и трудового процесса.
Порядок допуска организаций к деятельности по проведению специальной оценки условий труда, их регистрации в реестре организаций, проводящих специальную оценку условий труда, приостановления и прекращения деятельности по проведению специальной оценки условий труда устанавливается Правительством РФ.
Об этом сказано в статьях 19 и 22 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.
Комиссия по проведению специальной оценки
Для организации и проведения специальной оценки условий труда работодателю нужно создать комиссию. Число членов комиссии должно быть нечетным. Также работодатель утверждает график проведения специальной оценки условий труда.*
Состав и порядок деятельности комиссии работодатель утверждает приказом. Комиссию возглавляет работодатель или его представитель.*
Такие правила установлены статьей 9 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.
В состав комиссии по проведению специальной оценки условий труда, как правило, входят:
- представители работодателя. Это могут быть руководители структурных подразделений, кадровые специалисты, медицинские работники;
- специалист по охране труда;
- представители выборного органа первичной профсоюзной организации.
Возглавляет комиссию работодатель или его представитель (п. 4 ст. 9 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).
Комиссия определяет перечень рабочих мест, на которых будет проводиться специальная оценка условий труда, с указанием аналогичных рабочих мест (п. 5–7 ст. 9 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ).
Аналогичные рабочие места
Аналогичными признают рабочие места, которые одновременно имеют следующие признаки:
- профессии или должности одного наименования;
- выполнение одних и тех же профессиональных обязанностей при ведении однотипного технологического процесса в одинаковом режиме работы;
- использование однотипного производственного оборудования, инструментов, приспособлений, материалов и сырья;
- работа в одном или нескольких однотипных помещениях;
- использование однотипных систем вентиляции, кондиционирования воздуха, отопления и освещения;
- одинаковое расположение объектов (производственного оборудования, транспортных средств и т. п.) на рабочем месте;
- одинаковая обеспеченность средствами индивидуальной защиты.
Такие правила установлены статьей 9 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.
При выявлении аналогичных рабочих мест специальную оценку условий труда достаточно провести в отношении 20 процентов от общего числа таких рабочих мест, но не менее чем двух. Затем полученные результаты можно применять ко всем выявленным аналогичным рабочим местам.
На аналогичные рабочие места заполняют одну карту специальной оценки условий труда и разрабатывают единый перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда сотрудников.
Если в ходе проведения специальной оценки условий труда выявят хотя бы одно рабочее место, которое не соответствует признакам аналогичности, из числа рабочих мест, ранее признанных аналогичными, то специальную оценку проводят на всех рабочих местах, признанных ранее аналогичными.
Об этом говорится в статье 16 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.
Порядок проведения специальной оценки условий труда
Специальную оценку условий труда проводят в соответствии с методикой, которую должен утвердить Минтруд России. Периодичность проведения оценки: не реже чем один раз в пять лет, если иное не установлено законодательством РФ. Указанный срок исчисляют со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда. Об этом говорится в статье 8 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.
Перечень нормативных документов, которые содержат требования к рабочим местам, и параметры, измеряемые при специальной оценке, приведены в таблице.
Результаты проведенных исследований (испытаний, измерений) оформляют протоколами в отношении каждого из вредных и (или) опасных производственных факторов, которые подвергнуты таким операциям.*
По результатам таких исследований (измерений) эксперт относит условия труда на рабочих местах к соответствующим классам (подклассам).
Такой порядок предусмотрен статьями 11–14 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.*
Внеплановая специальная оценка условий труда
Внеплановую специальную оценку условий труда нужно проводить в следующих случаях:
- ввода в эксплуатацию вновь организованных рабочих мест;
- получения предписания государственного инспектора труда о проведении внеплановой оценки в связи с нарушениями, выявленными в ходе проверки трудовой инспекцией;
- изменения технологического процесса, замены производственного оборудования, которые способны оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
- изменения состава применяемых материалов и (или) сырья, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
- изменения применяемых средств индивидуальной и коллективной защиты, способных оказать влияние на уровень воздействия вредных и (или) опасных производственных факторов на работников;
- произошедшего на рабочем месте несчастного случая на производстве (за исключением несчастного случая на производстве, произошедшего по вине третьих лиц) или выявления профессионального заболевания, причинами которого явилось воздействие на работника вредных и (или) опасных производственных факторов;
- наличия мотивированных предложений выборных органов первичных профсоюзных организаций или иного представительного органа работников о проведении внеплановой специальной оценки условий труда.
Внеплановую специальную оценку условий труда проводят на соответствующих рабочих местах в течение шести месяцев со дня наступления перечисленных случаев.
Об этом сказано в статье 17 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.
Ответственность
Внимание: если организация не проведет обязательную специальную оценку условий труда, это будет являться нарушением трудового законодательства. Руководителю организации (иным должностным лицам) может быть назначен штраф от 1000 до 5000 руб., саму организацию могут оштрафовать на сумму от 30 000 до 50 000 руб.*
Оформление результатов
Специализированная организация, которая оказывает услуги по проведению специальной оценки условий труда, составляет отчет о ее проведении. Форму отчета и инструкцию по его заполнению должен утвердить Минтруд России (ст. 15 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ). Однако на данный момент они еще не утверждены. Поэтому отчет может быть составлен в произвольной форме, в которую должны быть включены следующие показатели:*
- перечень рабочих мест, подлежащих оценке;
- карты специальной оценки условий труда на конкретных рабочих местах;
- протоколы проведения исследований (испытаний) и измерений идентифицированных вредных и опасных производственных факторов;
- протоколы оценки эффективности средств индивидуальной защиты;
- сводная ведомость специальной оценки условий труда;
- протокол комиссии, содержащий решение о невозможности проведения исследований (испытаний) и измерений;
- перечень мероприятий по улучшению условий и охраны труда;
- сведения об организации, проводящей специальную проверку с приложением копий документов, подтверждающих ее аккредитацию и включение в реестр аккредитованных организаций (аттестат аккредитации с приложением, уведомление о включении в реестр);
- заключение эксперта организации, проводящей специальную проверку условий труда.
Отчет о проведении специальной оценки условий труда подписывают все члены комиссии, а утверждает ее председатель. Каждый член комиссии, который не согласен с результатами оценки, имеет право изложить в письменной форме мотивированное особое мнение, которое прилагают к этому отчету.
Работодатель обязан ознакомить работников с результатами проведения специальной оценки условий труда на их рабочих местах под подпись. Сделать это нужно в течение тридцати календарных дней со дня утверждения отчета о проведении специальной оценки условий труда, не позже. В этот срок не входят периоды временной нетрудоспособности работника, нахождения его в отпуске или командировке, а также периоды междувахтового отдыха.
Такой порядок предусмотрен статьей 15 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.
Использование результатов оценки
Результаты специальной оценки можно использовать, в частности, в целях:
- разработки и реализации мероприятий по приведению условий труда в соответствие нормативным требованиям охраны труда;
- обеспечения сотрудников средствами индивидуальной защиты, а также средствами коллективной защиты;
- определения дополнительного тарифа для страховых взносов в Пенсионный фонд РФ;
- предоставления сотрудникам гарантий и компенсаций за работу во вредных или опасных условиях труда.*
Об этом говорится в статье 7 Закона от 28 декабря 2013 г. № 426-ФЗ.
Иван Шкловец, заместитель руководителя Федеральной службы по труду и занятости
2.Рекомендация: Как отразить в бухучете и при налогообложении затраты на проведение специальной оценки условий труда
Бухучет
Бухучет затрат на проведение специальной оценки условий труда зависит от того, за счет каких средств они оплачены: за счет средств организации или за счет взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний.*
Если специальная оценка условий труда проведена за счет средств организации, в учете сделайте проводку:
Дебет 20 (23, 25, 26, 29, 44) Кредит 60 (76, 70...)
– учтены затраты на проведение специальной оценки условий труда за счет средств организации.
Это следует из пунктов 5 и 7 ПБУ 10/99, а также Инструкции к плану счетов (счета 20, 23, 25, 26, 29, 44, 60, 70, 76).
О порядке отражения в бухучете затрат на проведение специальной оценки условий труда за счет взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний см. Как отразить в бухучете финансирование предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний за счет ФСС России.
Если организация оплачивает специальную оценку условий труда за свой счет, порядок отражения таких затрат при уплате налогов зависит от системы налогообложения, которую применяет организация.
ОСНО
Если организация применяет общую систему налогообложения, то расходы на проведение специальной оценки условий труда учтите в составе прочих расходов (подп. 7 п. 1 ст. 264 НК РФ):
– после приемки выполненных работ (осуществления расходов), если организация признает доходы и расходы методом начисления (подп. 3 п. 7 ст. 272 НК РФ);
– после оплаты и приемки выполненных работ (и иных расходов на проведение специальной оценки условий труда), если организация признает доходы и расходы кассовым методом (п. 3 ст. 273 НК РФ).
Поскольку расходы на проведение специальной оценки условий труда относятся к косвенным расходам, при методе начисления они уменьшают налог на прибыль в том отчетном периоде, в котором были осуществлены (п. 2 ст. 318 НК РФ).*
Входной НДС с услуг по проведению специальной оценки условий труда принимайте к вычету в общем порядке (п. 2 ст. 171, п. 1 ст. 172 НК РФ).
Сергей Разгулин, действительный государственный советник РФ 3-го класса
20. 03.2014г.
С уважением,
Людмила Носова
эксперт БСС «Система Главбух»
Ответ утвержден Варварой Абрамовой,
ведущим экспертом БСС «Система Главбух».