для целей НДС бесплатное распространение рекламной продукции признается реализацией (п. 1 ст. 39,подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ). В то же время не подлежат налогообложению операции по передаче в рекламных целях товаров, расходы на приобретение (создание) которых с учетом входного НДС не превышают 100 руб. за единицу (подп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ, письмо Минфина России от 27 апреля 2010 г. № 03-07-07/17).
Если расходы по передаче безвозмездного товара Вы ставите своей целью привлечь внимание к организации или реализуемой продукции, то данные расходы являются рекламными. Данный вывод подтверждается судебной практикой.
ФАС Волго-Вятского округа в своем Постановлении от 10.06.2008 № А82-4718/2007-27 принял сторону налогоплательщика, определив, что если часть имущества передается организацией безвозмездно при совершении потребителем встречных действий, выраженных в покупке определенного количества товара, то имеется факт несения расходов на рекламу, а не безвозмездная передача.
Операцию по отгрузке бесплатного рекламного товара оформляют накладной, в которой указывают нулевую цену.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1.Рекомендация: Как отразить в бухучете и при налогообложении расходы на рекламу
Что относится к рекламе
Реклама – это информация, которая адресована неопределенному кругу лиц и направлена на привлечение внимания к объекту рекламирования, поддержание к нему интереса и продвижение на рынке (п. 1 ст. 3 Закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ).
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Ситуация: что подразумевается под понятием «неопределенный круг лиц» в определении рекламы
Под неопределенным кругом лиц понимаются те лица, которые не могут быть заранее определены в качестве получателя рекламы.*
Согласно пункту 1 статьи 3 Закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ, рекламная информация должна быть адресована неопределенному кругу лиц. Это означает, что она создается не для конкретных потребителей того или иного продукта, а для всех, кого этого продукт может заинтересовать. То есть в рекламе не должны упоминаться конкретные лица (организации, граждане), на восприятие которых она направлена.*
Такое толкование понятия «неопределенный круг лиц» подтверждается письмом ФАС России от 5 апреля 2007 г. № АЦ/4624, которое было доведено до сведения налоговых инспекций письмом ФНС России от 25 апреля 2007 г. № ШТ-6-03/348.
Объектом рекламы могут быть:*
- товар;
- средство индивидуализации организации или товара;
- изготовитель или продавец товара;
- результаты интеллектуальной деятельности;
- мероприятие.
Такой перечень установлен пунктом 2 статьи 3 Закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ.
Способ, форма и средство распространения рекламы могут быть любыми (п. 1 ст. 3 Закона от 13 марта 2006 г. № 38-ФЗ).
НДС: льгота
Безвозмездная передача товаров в рекламных целях не облагается НДС, если расходы на приобретение единицы таких товаров (с учетом НДС, предъявленного поставщиками) не превышают 100 руб. (подп. 25 п. 3 ст. 149 НК РФ). Организация вправе отказаться от льготы по НДС (п. 5 ст. 149 НК РФ). О том, выгодно или нет организации применять такую льготу, см. Как отказаться от льготы по НДС (приостановить ее использование).*
Сергей Разгулин, действительный государственный советник РФ 3-го класса
2.Ситуация: Выгодно ли организации отказаться от льготы при передаче в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение или создание единицы которых не превышают 100 руб.
Ответ на этот вопрос зависит от нескольких факторов. Решение принимайте, проанализировав все «за» и «против» (с учетом особенностей финансово-хозяйственной деятельности организации).
Если организация решит использовать льготу, то входной НДС, уплаченный поставщикам за товары (работы, услуги), использованные в рекламных целях, она не сможет принять к вычету. Поэтому суммы входного налога организации придется включить в стоимость таких товаров (работ, услуг) (подп. 1 п. 2 ст. 170 НК РФ). Если же налог уже принят к вычету, то его придется восстановить (п. 3 ст. 170 НК РФ). Кроме того, воспользовавшись льготой, организация должна будет вести раздельный учет облагаемых и не облагаемых НДС операций (п. 4 ст. 170 НК РФ). Фактически никакой выгоды от использования льготы у организации в подобной ситуации не будет. И если она от нее откажется, при безвозмездной передаче рекламных товаров организация хотя и заплатит НДС, но сможет поставить к вычету и входной НДС, который на них приходится (п. 2 ст. 171 НК РФ). К тому же ей не придется вести раздельный учет, который усложняет работу бухгалтера и увеличивает документооборот.*
Вместе с тем, иногда организации выгодно использовать льготу по НДС, предусмотренную подпунктом 25 пункта 3 статьи 149 Налогового кодекса РФ. Это целесообразно, когда доля совокупных расходов по операциям, не облагаемым НДС, не превышает пяти процентов от общей величины расходов за налоговый период. В этом случае организация, не начисляя НДС при безвозмездной передаче товаров, входной налог по ним сможет принять к вычету. Основанием для таких действий является пункт 4 статьи 170 Налогового кодекса РФ, который позволяет пользоваться налоговым вычетом без раздельного учета. Подробнее об этом см. Как принять к вычету «входной» НДС по имуществу (работам, услугам), которое будет использоваться как в облагаемых, так и в не облагаемых НДС операциях.
Обратите внимание и на такой момент. Расходы на рекламу при раздаче рекламных сувениров в налоговом учете нормируются (1% выручки от реализации). Это предусмотрено пунктом 4 статьи 264 Налогового кодекса РФ. Организация вправе принять к вычету НДС в размере, соответствующем этому нормативу *(п. 7 ст. 171 НК РФ, письмо Минфина России от 9 апреля 2008 г. № 03-07-11/134). Поэтому при безвозмездной раздаче сувениров организация может потерять на разнице между уплаченным НДС и суммой налога, которую можно принять к вычету. При использовании же льготы организация выигрывает: если она освобождена от ведения раздельного учета, то ей удастся воспользоваться налоговым вычетом, не начисляя НДС к уплате в бюджет.
Таким образом, организация должна сама решить, применять ей льготу при безвозмездной передаче рекламных товаров (работ, услуг), расходы на приобретение или создание единицы которых не превышают 100 руб., или нет.*
Если организации выгоднее не использовать льготу по НДС, то откажитесь от нее (приостановите ее использование). Заявление об отказе подайте не позднее 1-го числа налогового периода, с которого льгота по НДС не будет применяться. Такое право организациям предоставлено пунктом 5 статьи 149 Налогового кодекса РФ. Входной НДС по операциям, по которым организация отказалась от льготы, при соблюдении прочих условий принимайте к вычету (подп. 1 п. 2 ст. 171 НК РФ).
Пример оценки эффективности отказа от льготы при передаче в рекламных целях товаров (работ, услуг), расходы на приобретение или создание единицы которых не превышают 100 руб.*
ЗАО «Альфа» заказала авторучки с логотипом компании. Стоимость партии ручек – 3000 штук – составила 177 000 руб. (в т. ч. НДС – 27 000 руб.). Все ручки были бесплатно розданы потенциальным клиентам независимо от того, приобретут они продукцию компании или нет. Ручки были приобретены и переданы в I квартале 2013 года. Совокупные расходы организации за этот квартал (расходы, списанные в дебет счета 90 «Продажи») составили 3 500 000 руб. Других не облагаемых НДС операций, кроме передачи рекламных товаров, у организации не было. Выручка от реализации за I квартал 2013 года в налоговом учете составила 14 000 000 руб. Других расходов на рекламу у организации в I квартале не было.
Если организация откажется от использования льготы по передаче рекламных товаров, то на стоимость розданных ручек бухгалтер начислит НДС в размере 27 000 руб.
Расходы на рекламу будут учтены для целей расчета налога на прибыль в сумме 140 000 руб. (14 000 000 руб. ? 1%). К вычету бухгалтер примет НДС в сумме 25 200 руб. (140 000 руб. ? 18%). Остальную сумму НДС – 1800 руб. (27 000 руб. – 25 200 руб.) организация не сможет учесть для налога на прибыль без спора с налоговой инспекцией. Таким образом, по данной операции организация фактически заплатит в бюджет 1800 руб. (27 000 руб. – 25 200 руб.).
Если, организация не откажется от использования льготы, то начислять НДС на стоимость розданных ручек не придется. Доля расходов на покупку авторучек в общей сумме совокупных расходов организации за I квартал составила 4,29 процента (150 000 руб. : 3 500 000 руб. ? 100%), то есть в пределах 5 процентов. Значит, организация может принять НДС к вычету (п. 4 ст. 170 НК РФ). Но только в пределах НДС, относящегося к расходам, уменьшающим налогооблагаемую прибыль, – 25 200 руб. Не принятый к вычету НДС в сумме 1800 руб. организация для налога на прибыль не учтет. В результате организация сэкономит на НДС 27 000 руб. (25 200 руб. + 1800 руб.).
Ольга Цибизова, начальник отдела косвенных налогов департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
3.Статья: Предоставление товарного бонуса покупателю
По условиям договора с покупателем при выполнении ряда условий (направленных на увеличение объема продаж) ему предоставляется бонус (в виде товара). Как документально оформить и отразить операции по предоставлению товарного бонуса покупателю в учете?*
Отвечает
А. З. Островская,
ведущий налоговый консультант ООО
«Консалтинговая группа "Такс Оптима"»
Операцию по отгрузке бонусного товара оформляют накладной, в которой указывают нулевую цену.* В бухучете себестоимость такого товара можно включить в коммерческие расходы или расходы по обычным видам деятельности (п. 5, 7, 9 ПБУ 10/99). Соответственно они будут отражены по дебету счета 44 или счета 91. Выручки от реализации на счете 90 не будет, поскольку продавец отдает свои товары бесплатно.
Журнал «Учет в торговле» №3, март 2012
?