Если организация является вновь созданной, то она может использовать счет 97 для отражения подготовительных расходов. Подготовительные расходы переносятся на себестоимость продукции (работ, услуг), с производством которой они были связаны, после того как организация начнет получать доходы в рамках новой деятельности.
Дебет 97 Кредит 10 (02, 70, 69…) – отражены расходы, связанные с освоением новых видов деятельности (производств);
Дебет 20 (26, 44…) Кредит 97 – списаны подготовительные расходы на себестоимость продукции (работ, услуг).
Если организация не является вновь созданной, вести учет расходов она обязана в общем порядке.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
Ситуация: Как вновь созданной организации отразить в бухучете расходы, связанные с подготовкой и освоением производства (подготовительные расходы)
Расходы, которые организация несет в связи с началом своей деятельности, в том числе подготовительные расходы, квалифицируются как затраты, связанные с освоением новых видов деятельности (производств).* Например, для добывающих предприятий это могут быть геологические работы, лабораторные анализы, испытания проб и т. д.
Поскольку данные расходы связаны с будущей деятельностью организации, не учитывайте их в себестоимости продукции (работ, услуг) до тех пор, пока организация не начнет получать доходы. В момент осуществления отнесите суммы подготовительных затрат в состав расходов будущих периодов (счет 97 «Расходы будущих периодов»):
Дебет 97 Кредит 10 (02, 70, 69…)
– отражены расходы, связанные с освоением новых видов деятельности (производств).*
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Любая хозяйственная операция должна быть оформлена оправдательными документами (ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Поэтому сумма затрат, связанных с началом деятельности организации, должна быть подтверждена, например, актами на монтаж оборудования, накладными на перемещение материалов в производство, ведомостью расчета зарплаты и т. д.
В учете необходимо соблюдать связь между произведенными расходами и поступлениями (соответствие доходов и расходов). Поэтому подготовительные расходы переносите на себестоимость продукции (работ, услуг), с производством которой они были связаны, после того как организация начнет получать доходы в рамках новой деятельности. В учете отразите это проводкой:
Дебет 20 (26, 44…) Кредит 97
– списаны подготовительные расходы на себестоимость продукции (работ, услуг).*
Порядок переноса расходов будущих периодов на себестоимость организация должна определить самостоятельно. Например, такие расходы можно списывать:
- равномерно в течение периода, утвержденного приказом руководителя организации;
- пропорционально доходам, полученным от реализации, и другими способами.
Установленный порядок списания расходов будущих периодов закрепите в учетной политике для целей бухучета (п. 4, 8ПБУ 1/2008).
Такие правила установлены Инструкцией к плану счетов и пунктом 19 ПБУ 10/99.
Пример отражения в бухучете вновь созданной организации подготовительных расходов
ОАО «Производственная фирма "Мастер"» зарегистрировано в январе. В этом же месяце «Мастер» провел подготовительные работы по запуску нового оборудования. Доходов в январе у организации не было, расходы составили:
- 60 000 руб. – зарплата сотрудников, проводивших пробный запуск оборудования и взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование и страхование от несчастных случаев и профзаболеваний с нее;
- 60 000 руб. – материалы, израсходованные на испытания.
В соответствии с учетной политикой организации и приказом руководителя подготовительные расходы для целей бухучета списываются равномерно в течение последующих 12 месяцев с даты получения дохода от деятельности.
В январе бухгалтер «Мастера» сделал следующие проводки:
Дебет 97 Кредит 70 (69)
– 60 000 руб. – начислена зарплата сотрудникам, проводившим пробный запуск, и страховые взносы с нее;
Дебет 97 Кредит 10
– 60 000 руб. – списана стоимость материалов, использованных при пробном запуске.
В феврале «Мастер» получил первую выручку от реализации продукции. В бухучете с февраля текущего года по январь следующего бухгалтер делает проводки:
Дебет 20 Кредит 97
– 10 000 руб. ((60 000 руб. + 60 000 руб.) : 12 мес.) – включены расходы будущих периодов в себестоимость продукции.
В налоговом учете подготовительные расходы (если они связаны с получением дохода в будущем) можно списать в уменьшение налогооблагаемой прибыли. Поскольку периоды признания подготовительных расходов в бухгалтерском и налоговом учете не совпадают, возникают временные разницы, которые нужно отразить в учете по правилам ПБУ 18/02. Подробнее об этом см. Взаимосвязь показателей бухгалтерского и налогового учета при отражении налога на прибыль.
Елена Попова,
государственный советник налоговой службы РФ I ранга
С уважением,07.03.2014 г.
эксперт «Системы Главбух» Шарабанова Евгения.
Ответ утвержден Александром Родионовым,
заместителем начальника Горячей линии БСС «Система Главбух».
__________________________
Ответ на Ваш вопрос дан в соответствии с правилами работы «Горячей линии» «Системы Главбух», которые Вы можете найти по адресу: http://www.1gl.ru/#/hotline/rules/?step=14