Да, правомерно, но с некоторыми ограничениями. Общий принцип таков:
1. Если покупателю предоставляется скидка до 20%, то достаточно маркетинговой политики и договора (поскольку в данном случае отдельный договор с учетом специфики деятельности общепита не составляется, то размер скидки должен быть обозначен в иных ценовых документах, например в меню);
2. Если покупателю предоставляется скидка в размере более 20%, то помимо документов указанных в пункте 1 понадобится отдельный расчет экономической целесообразности предоставления скидки. Сделать такой расчет необходимо в форме первичного документа. Составить его могут как маркетологи, так и экономисты. Порядок составления такого документа законодательно не определен, поэтому организация должна его разработать самостоятельно.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1. Статья: Скидки и бонусы: порядок налогообложения
Понятие «скидка (бонус)» в действующем налоговом и гражданском законодательстве отсутствует. Исходя из деловой практики, скидки и бонусы можно охарактеризовать так.
Скидка — это сумма, на которую продавец уменьшает цену товара по сравнению с обычно применяемыми им ценами.*
Бонус (премия) — это денежное или материальное поощрение, предоставляемое продавцом покупателю в соответствии с условиями договора или отдельного соглашения.
То есть главным отличием скидок от бонусов (премий) является то, что скидка изменяет первоначальную цену товара (работы, услуги), а бонус (премия) — нет. Подобного мнения придерживаются и специалисты ФНС России (письмо от 01.04.2010 № 3-0-06/63).*
Цена, как известно, устанавливается сторонами договора самостоятельно. Исключением являются случаи, когда это должно делать государство (п. 1 ст. 424 ГК РФ). Следовательно, договорную цену стороны вправе изменить по своему усмотрению, но при условии, что такая возможность предусмотрена договором и не противоречит законодательству.*
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Значит, получается, что индивидуальный предприниматель может предоставить скидку (бонус) покупателю как при заключении договора, так и во время его исполнения.
Виды скидок и бонусов
Право выбирать, каким именно способом стимулировать клиентов к покупкам, принадлежит самому индивидуальному предпринимателю и зависит от его маркетинговой политики.*
Наиболее часто индивидуальные предприниматели применяют следующие виды скидок (бонусов): ассортиментные, за выполнение определенного объема закупок, соблюдение определенных условий оплаты (например, при полной предоплате).
По механизму предоставления все скидки (бонусы) можно разделить на следующие группы:
- предоставляемые путем пересмотра цены товара;
- предоставляемые без изменения цены товара;
- предоставляемые в момент передачи товаров. Это приводит к тому, что покупатель приобретает товары за меньшую цену (происходит изменение цены единицы товара);
- предоставляемые после отгрузки товаров. В данном случае происходит уменьшение задолженности покупателя путем возвращения части денежных средств или зачета их в качестве аванса.
Также на практике выделяются ретроспективные скидки (бонусы). Они предоставляются в случае, когда между покупателем и продавцом уже существует история расчетов. Ведь такие скидки приводят к уменьшению обязанности покупателя по оплате ранее приобретенных товаров (работ, услуг) путем ее частичного списания или зачета части полученной оплаты в счет предоплаты по следующей партии.
Размер скидок и бонусов
Итак, цену на товар определяют стороны договора. Следовательно, и размер скидки также должны оговорить участники сделки. Однако здесь необходимо учитывать один нюанс.
В соответствии с подпунктом 4 пункта 2 статьи 40 НК РФ налоговые органы имеют право проверять правильность применения цен по сделкам, в частности, при отклонении цен более чем на 20% в сторону повышения или в сторону понижения от рыночных. Поэтому, если индивидуальный предприниматель хочет избежать лишних вопросов со стороны контролирующих органов, скидку следует делать не более чем на 20% от первоначальной цены.
В случае же установления скидки в размере, превышающем 20%, коммерсанту следует обосновать причину. Для этого он может составить специальный документ, в котором раскрываются принципы подобного ценообразования, указываются размеры скидок и условия их предоставления. При наличии такого документа претензий со стороны налоговиков удастся избежать.
Кроме того, стоит обратить внимание на положения Федерального закона от 28.12.2009 № 381-ФЗ «Об основах государственного регулирования торговой деятельности в Российской Федерации».
Согласно пункту 4 статьи 9 Закона № 381-ФЗ соглашением сторон договора поставки продовольственных товаров может предусматриваться включение в его цену вознаграждения, выплачиваемого хозяйствующему субъекту, осуществляющему торговую деятельность, в связи с приобретением им у хозяйствующего субъекта, осуществляющего поставки продовольственных товаров, определенного количества продовольственных товаров. Размер указанного вознаграждения подлежит согласованию сторонами этого договора и не учитывается при определении цены продовольственных товаров. Размер вознаграждения не может превышать 10% от цены приобретенных продовольственных товаров.
Такое вознаграждение тождественно премии (скидке), выплаченной (предоставленной) продавцом покупателю вследствие выполнения определенных условий договора, в частности объема покупок. На это Минфин России указал в своих письмах от 30.07.2010 № 03-03-06/1/500, от 13.04.2010 № 03-03-06/1/263 и от 13.04.2010 № 03-03-06/1/262.*
Исходя из изложенного, можно сделать вывод, что размер скидки (бонуса) не может быть безграничным. Далее рассмотрим порядок учета индивидуальным предпринимателем скидок (бонусов) в налоговом учете.
Журнал «Бухгалтерия ИП» № 8, Август 2013
2. Статья: Скидки: особенности предоставления и налоговые последствия
Принципы предоставления скидок
Турфирмы, разрабатывающие дисконтные программы, должны учитывать основные принципы предоставления скидок.
Принцип 1. Двусторонний интерес. Данное правило подразумевает, что скидка предоставляется не только в интересах покупателя, но и в интересах самого продавца. И если при продаже конкретной путевки он потеряет незначительную часть дохода, то сделает это с целью достижения более высоких положительных экономических показателей.
Принцип 2. Положительный эффект. Имеется в виду, что при разработке дисконтных программ организация должна сразу рассчитывать на положительный эффект от скидок, то есть на увеличения размера прибыли в будущем. Иначе их применение будет нецелесообразно.
Принцип 3. Расчет базовой цены. Данный принцип подразумевает то, что размер максимальной скидки должен быть ограничен. Ведь в стоимость тура вложена не только прибыль, но и фактические затраты, понесенные турфирмой. Это значит, что продавать турпакеты по цене ниже базовой нельзя.
Принцип 4. Изучение спроса. Подразумевается, что размер предоставляемой скидки должен быть рассчитан исходя из спроса на аналогичные турпродукты. Данные показатели необходимо учесть, чтобы снижение цен гарантированно привело к увеличению объемов продаж.
Налоговые последствия
Перед разработкой дисконтной программы и предоставлением скидок каждая турфирма должна учитывать особенности российского законодательства. Дело в том, что если туристическая компания предоставляет скидки своим клиентам, то налоговая инспекция может расценить это как занижение прибыли, а значит, и соответствующих налогов.
Для того чтобы этого не произошло, необходимо четко следовать требованиям Налогового кодекса РФ. Так, в статье 40 Налогового кодекса РФ сказано, что для целей налогообложения принимается цена товаров, указанная сторонами договора купли-продажи. То есть, пока не установлено иное, предполагается, что цена, установленная договором между продавцом и покупателем, соответствует уровню рыночных цен.
Проверить правильность применения цен по сделке налоговики имеют право лишь между взаимозависимыми лицами, по товарообменным бартерным операциям. А также при совершении внешнеторговых сделок и при отклонении более чем на 20 процентов в сторону повышения или в сторону понижения от уровня цен, применяемых налогоплательщиком по идентичной продукции в пределах непродолжительного периода времени.
Аналогичную точку зрения поддерживают и арбитры. Так, ФАС Северо-Западного округа вынес постановление от 3 апреля 2007 г. № А56-52767/2005, в котором судьи встали на сторону компании, признав, что проверка цен была незаконной.
Согласно статье 40 Налогового кодекса РФ, рыночная цена определяется с учетом обычных надбавок к цене (скидок), которые применяются при заключении сделок между невзаимозависимыми лицами. Так, учитываются:
1) скидки, вызванные реализацией турпакетов с целью ознакомления с ними клиентов;
2) скидки, вызванные сезонными и иными колебаниями потребительского спроса на туристические продукты;
3) скидки, вызванные маркетинговой политикой турфирмы.
Маркетинговая политика
Обратите внимание, что главным аргументом спора с налоговой инспекцией по поводу правомерности предоставления скидок может стать положение о маркетинговой политике организации. Напомним, что маркетинг, как одно из направлений деятельности туристической организации, появился сравнительно недавно. И он включает в себя не только исследование рынка с целью выявления потребностей покупателей, маркетинг – это скорее концепция рыночного ведения бизнеса, в соответствии с которой выстроен весь процесс функционирования туристической организации. › |*
› | Основная цель ведения маркетинговой политики – это предостеречь турфирму от налоговых претензий при использовании системы различных скидок.
Итак, положение по маркетинговой политике представляет собой локальный нормативный акт организации. В данном документе описываются расходы, которые несет фирма при проведении маркетинговых исследований, а также тип маркетинга, который использует компания в зависимости от того или иного рынка. При составлении подобных положений необходимо исходить из того, что такой инструмент маркетинга, как скидка, позволяет продавцу фактически увеличивать объемы продаж, расширять свое влияние на рынке, а также обеспечивать степень «привязанности» покупателя к турфирме.*
Все это тем или иным образом в конечном итоге направлено на увеличение размера выручки и повышение экономических выгод.
Кроме того, нелишним будет указать порядок отражения в учете операций, связанных с предоставлением скидок покупателям. Это позволит не только избежать претензий со стороны налоговых органов, но и не допустить ошибок в бухгалтерском учете туристической компании.
Скидки турагенту
Система стимулирования посредством скидок имеет место также и во взаимоотношениях между туроператором и турагентом. Здесь доминируют скидки за оборот и скидки за продвижение и продажу новых туров. Так, за продажу определенного количества туров туроператор может предоставить турагенту скидку, выплачиваемую денежными средствами по итогам какого-либо периода (месяца, года, сезона и т. п.). Опять же в целях налогообложения такой расход будет проблематично учесть, что следует из подпункта 20 пункта 1 статьи 265 Налогового кодекса РФ.
В бухучете скидку, выплачиваемую турагенту за прошедший сезон, год и т. п., можно рассматривать как расход по продаже турпродукта и отражать ее на счете 44 «Расходы на продажу».
Важно запомнить
Условия предоставления скидок должны быть зафиксированы в договоре с клиентом. Как правило, это могут быть либо отдельные пункты самого договора купли-продажи, либо дополнительное соглашение к основному договору.*
Журнал «Учет в туристической деятельности» № 12, Декабрь 2012