Нет, не должны. Так как организация должна вести книгу покупок, чтобы определить сумму НДС, подлежащую вычету. Счета-фактуры же, которые заполнены с нарушением статьи 169 Налогового кодекса РФ или не соответствуют формам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137, в книге покупок не регистрируются. Такой порядок предусмотрен пунктами 1, 3, 13,15, 16, 20, 21, 23 раздела II приложения 4 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух» vip -версия
1.Статья: Как доказать реальность сделки, если Ваша компания приобрела товар через фирму-однодневку
Исправьте документы, чтобы избежать спора с налоговиками
Если Вы поняли, что совершили покупку через «однодневку» и не хотите спорить с налоговиками, то попробуйте подстраховаться.
Во-первых, соберите досье на сомнительных контрагентов. В нем обязательно должна быть выписка из ЕГРЮЛа. Поищите данные в общедоступных источниках. Стоит составить регламент, указав в нем порог суммы по договорам: если он превышен, требуется детальный анализ партнеров, если нет – таким анализом можно не заниматься (см. Где собирать информацию о бизнес-партнерах).
Во-вторых, подайте в налоговую инспекцию уточненную декларацию с перерасчетом налоговых обязательств (ст. 81 НК РФ). Избежать штрафов удастся, если Вы произведете выплату недоимки (сумма которой зависит от срока давности работы с контрагентом) и соответствующую сумму пеней до того момента, как подадите уточненную декларацию.
В-третьих, к декларации приложите объяснительную записку. Укажите в ней, что взаимоотношения с недобросовестным партнером не были умышленными. Добавьте, что Вами приняты соответствующие меры. Однако в таком случае выездная налоговая проверка Вам гарантирована, поэтому в объяснении лучше написать, что Вы просто ошиблись в расчетах (на что имеете полное право).
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Евгений Ефремов, Заместитель Генерального Директора компании «Инвинто», Москва
Журнал «Генеральный директор», № 3, март 2013
2.Рекомендация: Как вести книгу покупок
Чтобы определить сумму НДС, подлежащую вычету, организация должна вести книгу покупок. В книге покупок покупатели регистрируют выставленные продавцами электронные и (или) составленные на бумажном носителе счета-фактуры (в т. ч. корректировочные, исправленные).
Форма и порядок ведения книги покупок определены в приложении 4 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137.
Книгу покупок ведите за каждый налоговый период – поквартально (п. 7 Правил ведения книги покупок, утвержденных постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137).
Способы ведения
Допускается ведение книги покупок как на бумажном носителе, так и в электронном виде. Электронный формат книги покупок утвержден приказом ФНС России от 5 марта 2012 г. № ММВ-7-6/138.
Регистрация счетов-фактур
В книге покупок регистрируйте счета-фактуры, поступающие от продавцов (исполнителей), а также от налоговых агентов. Регистрации подлежат счета-фактуры:
- выставленные продавцами (исполнителями, налоговыми агентами, указанными в п. 4 и 5 ст. 161 НК РФ) при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг, передаче имущественных прав);
- выставленные продавцами (исполнителями, налоговыми агентами, указанными в пунктах 4 и 5 статьи 161 Налогового кодекса РФ) при получении авансов (частичной оплаты) от покупателя (заказчика);
- составленные налоговыми агентами, указанными в пунктах 2, 3 статьи 161 Налогового кодекса РФ при предъявлении НДС к вычету.
Кроме того, в книге покупок подлежат регистрации:
- «положительные» корректировочные счета-фактуры у покупателей в случае увеличения стоимости полученных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), имущественных прав;
- «отрицательные» корректировочные счета-фактуры у продавцов в случае уменьшения стоимости отгруженных товаров (выполненных работ, оказанных услуг), переданных имущественных прав.
Счета-фактуры, которые заполнены с нарушением статьи 169 Налогового кодекса РФ или не соответствуют формам, утвержденным постановлением Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137, в книге покупок не регистрируйте.
Такой порядок предусмотрен пунктами 1, 3, 13,15, 16, 20, 21, 23 раздела II приложения 4 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137.
Ольга Цибизова,
начальник отдела косвенных налогов департамента
налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
3.Ситуация: может ли налоговая инспекция лишить организацию-покупателя права на вычет НДС, если в ходе проверки было обнаружено, что поставщик, выставивший счет-фактуру, не сдает отчетность в налоговую инспекцию
Да, может, если будет доказано, что применение вычета повлекло за собой получение необоснованной налоговой выгоды.
Налоговый вычет по счету-фактуре такого поставщика может быть квалифицирован как необоснованная налоговая выгода, а действия организации-покупателя – признаны неосмотрительными и неосторожными (п. 1, 3 и 11 постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53).
Следует отметить, что сам по себе факт представления контрагентом налоговой отчетности не является свидетельством его благонадежности. Отчетность может быть фальсифицированной, а убедиться в ее достоверности инспекция может только в ходе выездной налоговой проверки. Поэтому даже если из налоговой инспекции, в которой контрагент состоит на учете, пришло подтверждение, что он сдает отчетность, этого недостаточно для признания контрагента реально действующей организацией. Благонадежность контрагента следует оценивать по нескольким критериям в совокупности. Меры, которые свидетельствуют об осмотрительности и осторожности организации-покупателя при выборе контрагента, в частности, включают в себя:
- получение от контрагента копии свидетельства о постановке на налоговый учет;
- проверку факта регистрации контрагента в ЕГРЮЛ или ЕГРИП;
- получение доверенности или другого документа, уполномочивающего то или иное лицо подписывать документы от лица контрагента, а также копии документа, удостоверяющего его личность;
- получение информации о фактическом местонахождении контрагента, его торговых или производственных площадях;
- использование официальных источников информации, характеризующих деятельность контрагента (например, опубликованных данных бухгалтерской отчетности);
- оценка возможности реального выполнения контрагентом условий договора.
Об этом сказано в письмах Минфина России от 6 июля 2009 г. № 03-02-07/1-340, от 10 апреля 2009 г. № 03-02-07/1-177, ФНС России от 17 октября 2012 г. № АС-4-2/17710.
Таким образом, если перед тем как принять НДС к вычету, организация примет меры по проверке добросовестности контрагента, ее действия должны быть признаны осмотрительными. В противном случае инспекция может обвинить организацию в получении необоснованной налоговой выгоды и лишить ее права на налоговый вычет.
В арбитражной практике есть примеры судебных решений, подтверждающих правомерность такого подхода (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 11 ноября 2008 г. № 9299/08, определения ВАС РФ от 6 мая 2010 г. № ВАС-5351/10, от 31 августа 2009 г. № ВАС-11260/09, от 16 марта 2009 г. № ВАС-2950/09, от 28 апреля 2008 г. № 16599/07, от 15 мая 2007 г. № 5121/07, постановления ФАС Поволжского округа от 21 мая 2013 г. № А72-4894/2012ФАС, Московского округа от 8 октября 2012 г. № А40-7436/12-116-15, от 18 марта 2011 г. № КА-А40/1322-11 № А40-78928/10-35-395, Восточно-Сибирского округа от 23 марта 2011 № А74-2352/2010, от 24 июня 2009 г. № А33-14722/08, Северо-Кавказского округа от 18 мая 2009 г. № А53-5188/2008-С5-34, от 8 октября 2007 г. № Ф08-6588/2007-2440А, Дальневосточного округа от 2 октября 2008 г. № Ф03-А51/08-2/3598, от 2 марта 2007 г. № Ф03-А24/07-2/42, Волго-Вятского округа от 22 декабря 2008 г. № А29-3950/2008).
Однако существует и противоположная арбитражная практика. По мнению многих судей, в данной ситуации организация не лишается права на вычет, поскольку факт нарушения контрагентом своих налоговых обязанностей сам по себе не является доказательством того, что организация получила необоснованную налоговую выгоду. Дело в том, что налоговая выгода может быть признана необоснованной, только если инспекция докажет один из следующих фактов:
- организации было известно о нарушениях, допущенных контрагентом, в частности, из-за того, что организация и ее контрагент являются аффилированными или взаимозависимыми лицами;
- деятельность организации (или ее взаимозависимых лиц) направлена на совершение операций преимущественно с контрагентами, не исполняющими своих налоговых обязанностей.
Об этом сказано в пункте 10 постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53.
Изначально же необходимо исходить из презумпции добросовестности налогоплательщика (п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53). Это, в частности, означает, что:
- организация считается невиновной в совершении правонарушения, пока ее виновность не будет доказана в предусмотренном законом порядке;
- организация, привлекаемая к ответственности, не обязана доказывать свою невиновность в совершении налогового правонарушения;
- обязанность по доказыванию обстоятельств, свидетельствующих о факте правонарушения и виновности организации в его совершении, возлагается на налоговую инспекцию.
Это прямо предусмотрено пунктом 6 статьи 108 Налогового кодекса РФ.
Кроме того, налоговое законодательство не обязывает организацию контролировать, как ее контрагенты сдают налоговую отчетность, и не устанавливает зависимости между действиями этих контрагентов и правом на вычет по НДС (см., например, определения ВАС РФ от 30 ноября 2009 г. № ВАС-14953/09, от 29 апреля 2009 г. № ВАС-5585/09, от 8 октября 2008 г. № 12676/08, от 21 сентября 2007 г. № 11613/07, от 8 мая 2007 г. № 3456/07, постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 29 июня 2012 г. № А32-18788/2011, Северо-Западного округа от 15 декабря 2011 г. № А52-1477/2011, от 13 января 2009 г. № А52-980/2008, от 10 октября 2008 г. № А05-3166/2008, Восточно-Сибирского округа от 3 сентября 2008 г. № А33-13853/06-Ф02-4247/08, от 24 января 2007 г. № А19-17939/06-11-Ф02-7435/06-С1, Западно-Сибирского округа от 17 сентября 2008 г. № Ф04-5552/2008(11389-А46-25), от 15 сентября 2008 г. № Ф04-5535/2008(11352-А46-25), от 2 июля 2008 г. № Ф04-3948/2008(7399-А03-14), Поволжского округа от 26 сентября 2012 г. № А57-11982/2011, Центрального округа от 27 января 2010 г. № А35-3983/07-С21, Дальневосточного округа от 14 апреля 2008 г. № Ф03-А59/08-2/1032, Московского округа от 29 марта 2011 г. № КА-А40/2115-11, от 23 октября 2008 г. № КА-А40/10035-08, Уральского округа от 16 февраля 2012 г. № Ф09-38/12 № А07-1810/11, от 15 декабря 2008 г. № Ф09-9265/08-С2).
Ольга Цибизова,
начальник отдела косвенных налогов департамента
налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России