Работодатель – физическое лицо, не являющееся индивидуальным предпринимателем, должен зарегистрировать трудовой договор в органах местного самоуправления по месту жительства. Работодатель обязан уплачивать страховые взносы и другие обязательные платежи в порядке и размерах, определяемых федеральным законодательством, в зависимости от статуса иностранца. НДФЛ уплачивается иностранцем, имеющим патент, самостоятельно, в фиксированной сумме.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН от 25.07.2002 № 115-ФЗ О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации (с изменениями на 21 июля 2014 года) (редакция, действующая с 1 сентября 2014 года)
«Статья 13.3. Особенности трудовой деятельности иностранных граждан у физических лиц
1. Граждане Российской Федерации имеют право привлекать к трудовой деятельности по найму на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности (далее - трудовая деятельность у физических лиц), законно находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и достигших возраста восемнадцати лет, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с настоящим Федеральным законом.*
2. Для получения патента законно находящийся на территории Российской Федерации иностранный гражданин, прибывший в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, представляет в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции:
1) заявление о выдаче патента;
2) документ, удостоверяющий личность данного иностранного гражданина и признаваемый Российской Федерацией в этом качестве;
3) миграционную карту с указанием работы как цели визита в Российскую Федерацию и с отметкой органа пограничного контроля о въезде данного иностранного гражданина в Российскую Федерацию или с отметкой территориального органа федерального органа исполнительной власти в сфере миграции о выдаче данному иностранному гражданину указанной миграционной карты. В случае непредставления указанного в настоящем подпункте документа территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции проверяет на основании имеющихся в таком органе сведений данные об иностранном гражданине, содержащиеся в миграционной карте;
4) документы, подтверждающие уплату налога на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (далее - документ об уплате налога), за предыдущий период осуществления трудовой деятельности у физических лиц на основании патента;*
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
5) сведения о видах трудовой деятельности у физических лиц, осуществлявшейся таким иностранным гражданином, представляемые по форме, утверждаемой федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.
С 1 января 2016 года Федеральным законом от 28 декабря 2013 года N 386-ФЗ пункт 2 настоящей статьи будет дополнен подпунктом 6.
С 1 января 2015 года Федеральным законом от 20 апреля 2014 года N 74-ФЗ пункт 2 настоящей статьи будет дополнен подпунктом 7.
2_1. Отказ в приеме заявления о выдаче патента не допускается, за исключением случая, если не представлен какой-либо из документов, указанных в пункте 2 настоящей статьи, с учетом изъятий, установленных пунктом 3 настоящей статьи.
3. При первичном обращении за выдачей патента документы, указанные в подпунктах 4 и 5 пункта 2 настоящей статьи, не представляются.
4. Территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не позднее десяти рабочих дней со дня принятия от иностранного гражданина, прибывшего в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, заявления о выдаче патента обязан выдать данному иностранному гражданину патент или уведомление об отказе в его выдаче.
5. Патент выдается на срок от одного до трех месяцев. Срок действия патента может неоднократно продлеваться на период не более трех месяцев. При этом общий срок действия патента с учетом продлений не может составлять более двенадцати месяцев со дня выдачи патента.Срок действия патента считается продленным на период, за который уплачен налог на доходы физических лиц в виде фиксированного авансового платежа в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о налогах и сборах (далее - налог). В этом случае обращение в территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере миграции не требуется.В ином случае срок действия патента прекращается со дня, следующего за последним днем периода, за который уплачен налог.
6. По истечении двенадцати месяцев со дня выдачи патента иностранный гражданин вправе обратиться в территориальные органы федерального органа исполнительной власти в сфере миграции за получением нового патента в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящей статьи.
7. Патент выдается иностранному гражданину лично по предъявлении документа, удостоверяющего его личность и признаваемого Российской Федерацией в этом качестве, и документа об уплате налога на срок, на который выдается патент.
8. Патент предоставляет право иностранному гражданину осуществлять трудовую деятельность на территории того субъекта Российской Федерации, в котором выдан.
9. В случае, если иностранный гражданин временно пребывает в Российской Федерации свыше установленного в соответствии с пунктом 2 статьи 5 и со статьей 5_1 настоящего Федерального закона срока временного пребывания и срок действия имеющегося у него патента не был продлен либо иностранным гражданином не был получен новый патент, данный иностранный гражданин обязан выехать из Российской Федерации по истечении пятнадцати дней со дня истечения срока действия патента. В течение указанных пятнадцати дней данный иностранный гражданин считается законно находящимся на территории Российской Федерации.
10. Для осуществления иностранным гражданином, имеющим патент, деятельности, не являющейся трудовой деятельностью у физических лиц, данный иностранный гражданин обязан получить разрешение на работу в порядке, установленном настоящим Федеральным законом. В этом случае разрешение на работу данному иностранному гражданину может быть выдано на срок не более одного года со дня въезда в Российскую Федерацию.
11. Патент иностранному гражданину не выдается, а выданный патент аннулируется территориальным органом федерального органа исполнительной власти в сфере миграции:
1) в случае регистрации данного иностранного гражданина в качестве индивидуального предпринимателя;
2) в случае осуществления трудовой деятельности у физических лиц с привлечением труда третьих лиц;
3) при наличии обстоятельств, предусмотренных подпунктами 1-10 и 15 пункта 9, пунктами 9_1 и 9_8 статьи 18 настоящего Федерального закона.
Положения подпункта 3 пункта 11 статьи 13_3 настоящего Федерального закона (в редакции Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 386-ФЗ) в части установления основания для отказа в выдаче или аннулировании патента по обстоятельствам, предусмотренным подпунктом 10 пункта 9 статьи 18 настоящего Федерального закона, применяются с 1 января 2016 года.
12. Особенности налогообложения доходов иностранных граждан, полученных от трудовой деятельности у физических лиц, устанавливаются законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
13. Форма патента, порядок оформления и выдачи патента, а также форма заявления о выдаче патента утверждается федеральным органом исполнительной власти в сфере миграции.»
Комментарий к статье 227.1 Налогового кодекса РФ
В соответствии Федеральным законом от 25 июля 2002 г. № 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» граждане Российской Федерации имеют право привлекать к трудовой деятельности по найму на основании трудового договора или гражданско-правового договора на выполнение работ (оказание услуг) для личных, домашних и иных подобных нужд, не связанных с осуществлением предпринимательской деятельности, законно находящихся на территории Российской Федерации иностранных граждан, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, при наличии у каждого такого иностранного гражданина патента, выданного в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Иностранные граждане, которые осуществляют трудовую деятельность по найму у физических лиц на основании патента, уплачивают фиксированные авансовые платежи в размере 1000 руб. в месяц.*
При исчислении общей суммы налога с дохода иностранного гражданина, осуществляющего деятельность по гражданско-правовому договору на выполнение работ для личных нужд гражданина РФ, налоговая ставка установлена в размере 13%. Общая сумма налога исчисляется с учетом уплаченных в течение налогового периода (календарного года) фиксированных авансовых платежей.
Если сумма уплаченных в течение налогового периода фиксированных авансовых платежей превышает сумму налога, исчисленную по итогам налогового периода исходя из фактически полученных доходов, сумма такого превышения не является суммой излишне уплаченного налога и не подлежит возврату или зачету.
Помимо уплаты НДФЛ, в данной ситуации иностранные физические лица уплачивают такой налог в РФ при получении иных доходов от источников в России.
Вознаграждение в виде зарплаты за выполненную работу, оказанную услугу на территории РФ относится к доходам от источников в РФ и облагается:
- по налоговой ставке 13 %, если получатель такого вознаграждения является налоговым резидентом РФ в отчетном налоговом периоде;
- по налоговой ставке 30 %, если получатель дохода налоговым резидентом признан не был.
Статья: Заключение трудового договора с работодателем – физическим лицом
При заключении трудового договора с работодателем – физическим лицом работник обязуется выполнять не запрещенную настоящим Кодексом или иным федеральным законом работу, определенную этим договором. В письменный трудовой договор в обязательном порядке включаются все условия, существенные для работника и для работодателя. Работодатель – физическое лицо обязан: оформить трудовой договор с работником в письменной форме; уплачивать страховые взносы и другие обязательные платежи в порядке и размерах, которые определяются федеральными законами; оформлять страховые свидетельства государственного пенсионного страхования для лиц, поступающих на работу впервые. Работодатель – физическое лицо, не являющийся индивидуальным предпринимателем, также обязан в уведомительном порядке зарегистрировать трудовой договор с работником в органе местного самоуправления по месту своего жительства (в соответствии с регистрацией).
Физические лица (российские граждане, иностранцы, лица без гражданства) имеют право выступать в качестве работодателей, заключая с работниками трудовые договоры и вступая с ними в трудовые отношения. Физические лица могут нанимать работников в предпринимательских (коммерческих) целях, при осуществлении профессиональной деятельности и для работы в домашнем потребительском хозяйстве.*
Для получения работодательской правоспособности, под которой следует понимать признание права предоставлять гражданам работу, индивидуальные предприниматели без образования юридического лица должны пройти государственную регистрацию.
Работодательскую правоспособность лица, занимающиеся частной практикой, приобретают при условии наделения их соответствующими полномочиями (нотариусы) или присвоения в установленном порядке соответствующего статуса (адвокаты). Частные нотариусы вправе нанимать и увольнять работников в соответствии со статьей 8 Основ законодательства РФ о нотариате от 11 февраля 1993 г. № 44621. Адвокаты, осуществляющие свою индивидуальную деятельность в форме адвокатского кабинета, могут принимать на работу на условиях трудового договора помощников адвоката и стажеров адвоката, на основании пункта 4 статьи 27 и пункта 4 статьи 28 Федерального закона от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации».
Наемный труд может быть использован и с иной целью – обеспечения ведения домашнего хозяйства, удовлетворения личных потребностей человека. В частности, работники могут быть наняты в качестве няни, воспитателя, секретаря, повара, уборщицы, прачки, садовника, сторожа. В этом случае работодателем выступает любой дееспособный гражданин, имеющий денежные средства для расчетов по заработной плате.
Физические лица реализуют работодательскую правосубъектность, в отличие от юридических лиц, как правило, сами, своими личными действиями, а не через представителей. Они заключают от своего имени трудовые договоры и оформляют прием на работу, сами осуществляют дисциплинарные полномочия и увольняют работников. При большом количестве наемных работников индивидуальные предприниматели могут поручить ведение кадровой работы соответствующим специалистам. Заключение трудового договора с работодателями – физическими лицами имеет свои особенности. При этом требования к форме трудового договора и общие правила приема на работу такие же, как у юридических лиц.
Трудовой договор заключается в письменной форме и содержит все существенные для работника и работодателя условия – о месте работы, дате начала работы, трудовой функции, правах и обязанностях работника и работодателя, режиме труда и отдыха, условиях труда, за работной плате и другие. В трудовой договор могут быть включены условия о сроке договора, об испытательном сроке (с соблюдением гарантий, предусмотренных статьей 70 ТК РФ), о дополнительных основаниях прекращения трудового договора, о компенсационных выплатах при увольнении, о неразглашении охраняемой законом тайны и другие.
Трудовой договор заключается в трех экземплярах – для работника, работодателя и органа, осуществляющего регистрацию таких договоров.
Допускаются существенные отступления от общих правил в отношении содержания трудового договора.
Трудовая функция может определяться путем указания на любую не запрещенную законом работу. В договоре необходимо:
- перечислить виды работ, которые будут поручаться работнику, причем эти работы могут составлять содержание разных профессий и должностей;
- при отсутствии правил внутреннего трудового распорядка обязательным условием трудового договора становится условие о режиме труда и отдыха. В трудовом договоре можно устанавливать дополнительные основания прекращения трудового договора, что согласуется со статьей 307 ТК РФ.
Работодатели – физические лица могут сами устанавливать сроки предупреждения об увольнении, случаи и размеры выходного пособия при прекращении трудового договора, иные компенсационные выплаты, в соответствии со статьей 307 ТК РФ.
Трудовой кодекс разрешает вносить изменения в трудовой договор по соглашению сторон. Однако такие возможности носят ограниченный характер. В трудовой договор, в случаях, не предусмотренных главой 48 ТК РФ, нельзя вносить условия, снижающие уровень гарантий для работников, например, изменить правила о защите персональных данных работника, основания и порядок привлечения к дисциплинарной и материальной ответственности, государственные гарантии в сфере оплаты труда.
Трудовой кодекс обязанность регистрировать трудовые договоры в органах местного самоуправления возлагает на работодателя – физическое лицо. Основной целью такой регистрации является проверка соответствия договоров трудовому законодательству. Поскольку порядок регистрации не определен ни Трудовым кодексом, ни иными федеральными нормативными актами, следует ориентироваться на нормы местных органов власти.
Органом местного самоуправления, по месту государственной регистрации работодателя – индивидуального предпринимателя, либо по месту жительства работодателя – физического лица, не являющегося индивидуальным предпринимателем осуществляется регистрация трудовых договоров.
Это осуществляется путем внесения соответствующей записи в книгу регистрации трудовых договоров и проставления штампа о регистрации на первой странице всех представленных экземпляров трудового договора.
Законодательного требования регистрировать изменения и дополнения к трудовому договору нет. Однако, поскольку работодатель обязан регистрировать основной трудовой договор, то все письменные изменения и дополнения к нему также необходимо регистрировать. Так же необходима регистрация прекращения трудового договора. Инициатором регистрации может быть работодатель в случае расторжения трудового договора. В определенных случаях регистрировать может работник, если работодатель – физическое лицо умер, признан судом умершим или безвестно отсутствующим.*
В соответствии со статьей 309 ТК РФ, письменный трудовой договор является основным документом, подтверждающим время работы у работодателя – физического лица, так как трудовые книжки такие работодатели не ведут.
Работодатель, на основании статьи 303 ТК РФ, обязан:
- уплачивать страховые взносы и другие обязательные платежи в порядке и размерах, определяемых федеральным законодательством,
- оформить страховые свидетельства государственного пенсионного страхования для лиц, поступающих на работу впервые.*
Для уплаты страховых взносов работодатели обязаны зарегистрироваться в качестве страхователя в органах Фонда социального страхования РФ и Пенсионного фонда РФ.
Рекомендация: Как начислить взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование на выплаты сотруднику-иностранцу
Обязанность начислять страховые взносы с выплат иностранным сотрудникам зависит от их статуса. Иностранные сотрудники могут иметь статус:
- постоянно проживающих в России;
- временно проживающих в России;
- временно пребывающих в России.*
Пенсионные взносы
Страховые взносы на обязательное пенсионное страхование начисляйте на выплаты всем иностранцам, которые имеют статус постоянно или временно проживающих в России.
На выплаты иностранцам, которые имеют статус временно пребывающих в России (кроме временно пребывающих высококвалифицированных специалистов), пенсионные взносы начисляйте только при наличии:
1) трудового договора, который заключен на неопределенный срок;
2) срочного трудового договора продолжительностью не менее шести месяцев в течение расчетного периода (календарного года). При этом главное, чтобы договор действовал не меньше шести месяцев именно в рамках календарного года. Если же договор, например, приходится на разные годы, в каждом из которых период его действия – меньше шести месяцев, то сотрудник не является застрахованным лицом в системе обязательного пенсионного страхования и на выплаты в его пользу пенсионные взносы начислять не нужно. Причем даже в том случае, если общий срок такого договора и превышает шесть месяцев;
3) нескольких срочных трудовых договоров, общей продолжительностью не менее шести месяцев в течение календарного года. При этом возможно, что продолжительность каждого из этих договоров составляет и меньше шести месяцев. Главное, чтобы суммарный срок действия всех договоров в текущем расчетном периоде был не менее шести месяцев. Периоды, в которые были заключены такие договоры, также значения не имеют. Например, в начале текущего года истекает срок договора, заключенного с иностранцем в прошлом году. Период действия этого договора в текущем году составляет менее шести месяцев. Спустя какое-то время организация заключает с этим же иностранцем новый договор, в результате чего суммарный срок действия двух договоров в рамках текущего года превысит шесть месяцев. В таких случаях начислять пенсионные взносы нужно со всех выплат по указанным договорам, произведенным в рамках текущего расчетного периода;
4) срочного трудового договора, который был заключен в текущем году на срок менее шести месяцев, а затем продлен. В результате период его действия превысил шесть месяцев в текущем календарном году. В этом случае начислять страховые взносы нужно, начиная с того месяца текущего расчетного периода, в котором был заключен первоначальный договор.
В третьем и четвертом случаях может возникнуть необходимость представить уточненные расчеты в Пенсионный фонд РФ за прошедшие отчетные периоды текущего года. Однако пени за просрочку уплаты взносов не взыскиваются: до тех пор пока суммарный срок действия трудовых договоров не превышал шести месяцев, оснований для начисления взносов у организации не было.
Аналогичные разъяснения приведены в письмах Минтруда России от 29 августа 2013 г. № 17-3/1436, от 1 апреля 2013 г. № 17-6/3021498-528 и от 27 февраля 2013 г. № 17-4/342.
На выплаты временно пребывающим в России иностранцам – высококвалифицированным специалистам пенсионные взносы не начисляйте.
Такой порядок следует из положений пункта 15 части 1 статьи 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, пункта 1 статьи 7 Закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ.
Взносы на социальное страхование
Страховые взносы на обязательное социальное страхование начисляйте на выплаты всем иностранцам, которые имеют статус постоянно или временно проживающих в России. На выплаты иностранцам, которые имеют статус временно пребывающих в России (включая высококвалифицированных специалистов), взносы на обязательное социальное страхование не начисляйте.*
Такой порядок следует из положений пункта 15 части 1 статьи 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, части 1 статьи 2 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ.
Взносы на медицинское страхование
Страховые взносы на обязательное медицинское страхование начисляйте на выплаты иностранцам (кроме высококвалифицированных специалистов), которые имеют статус постоянно или временно проживающих в России. На выплаты иностранцам, которые имеют статус временно пребывающих в России, взносы на обязательное медицинское страхование не начисляйте. Такой порядок следует из положений пункта 15 части 1 статьи 9 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ.*
Взносы на обязательное медицинское страхование с выплат высококвалифицированным специалистам не начисляйте независимо от их миграционного статуса (постоянно или временно проживающие, временно пребывающие). Такие специалисты не признаются лицами, застрахованными в системе обязательного медицинского страхования РФ. Это следует из статьи 10 Закона от 29 ноября 2010 г. № 326-ФЗ.