Устанавливая кассовый аппарат по фактическому адресу организации без создания обособленного подразделения существует риск:
- административной ответственности по ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ за нарушение порядка и условий регистрации ККТ;
- если при проверке налоговая инспекция сочтет, что организация создала сотруднику стационарное рабочее место, но не встала на учет по его местонахождению, то организацию могут привлечь к ответственности по статье 116 Налогового кодекса РФ
(о создании обособленного подразделения организация должна сообщить об этом в налоговую инспекцию по месту регистрации основного подразделения в течение одного месяца).
Обратите внимание, ККТ Вы должны зарегистрировать по месту фактического использования.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух» vip-версия
1. Рекомендация: Как зарегистрировать кассовый аппарат
Контрольно-кассовая техника (ККТ), которую применяют организации и предприниматели (в т. ч. размещенная в платежных терминалах и банкоматах), должна быть зарегистрирована в налоговой инспекции (п. 1 и 1.1 ст. 4 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ). Исключение составляют ККТ в составе платежных терминалов, которые организации и предприниматели передали в собственность банков. Регистрировать такие ККТ в налоговой инспекции не нужно (п. 1–2 ст. 4 и п. 3 ст. 7 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ).
Внимание: за применение ККТ, не зарегистрированной в налоговой инспекции или используемой с нарушением порядка и условий регистрации, предусмотрена административная ответственность (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ).*
Требование о регистрации в налоговой инспекции распространяется на любую контрольно-кассовую технику (в т. ч. входящую в состав платежных терминалов), которая принадлежит организациям (кроме кредитных) или предпринимателям (п. 1–2 ст. 4 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ).
За нарушение данного правила налоговая инспекция может оштрафовать:
организацию – на сумму от 30 000 до 40 000 руб.;
руководителя организации (предпринимателя) – на сумму от 3000 до 4000 руб.
Аналогичная мера ответственности применяется и при нарушении порядка и условий регистрации (например, при перемещении ККТ с места установки, указанного при ее регистрации, на другой адрес).*
Такой порядок следует из статьи 2.4 и части 2 статьи 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Порядок и условия регистрации ККТ регулируются Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23 июля 2007 г. № 470. Сроки и последовательность административных процедур по взаимодействию инспекторов с организациями (предпринимателями) установлены Административным регламентом, утвержденным приказом Минфина России от 29 июня 2012 г. № 94н
Если организация ведет деятельность через обособленные подразделения, которые находятся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым инспекциям, зарегистрировать ККТ нужно по местонахождению одного из подразделений, в котором организация поставлена на учет (п. 21 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 29 июня 2012 г. № 94н).*
После приема документов инспекция назначает день и время регистрации. Если все документы оформлены правильно, ККТ должна быть зарегистрирована не позднее чем через пять рабочих дней со дня подачи документов. Такой срок установлен абзацем 4 пункта 15 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 июля 2007 г. № 470 и пунктом 23 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 29 июня 2012 г. № 94н.
Елена Попова,
государственный советник налоговой службы РФ I ранга
2. Статья:Регистрация обособленного подразделения организации
Отметим, что в Гражданском кодексе РФ (ст. 55) и под представительством, и под филиалом понимаются обособленные подразделения юрлица, расположенные вне его местонахождения и указанные в его учредительных документах.
Налоговое законодательство (как и законодательство о страховых взносах) не оперирует терминами «филиал» или «представительство», а использует понятие «обособленное подразделение».
В налоговом законодательстве обособленное подразделение организации признается таковым независимо от того, отражено или не отражено его создание в учредительных или иных организационно-распорядительных документах. Достаточно, чтобы подразделение обладало всего двумя признаками. Во-первых, оно должно быть обособлено территориально. И, во-вторых, по местонахождению подразделения должны быть оборудованы стационарные рабочие места, созданные на срок более одного месяца.* В принципе, такие же критерии применяются в законодательстве о страховых взносах (ч. 4, 10 ст. 2 Закона № 212-ФЗ).
БИБЛИОТЕКА ЖУРНАЛА «ГЛАВБУХ». РАСЧЕТ СТРАХОВЫХ ВЗНОСОВ В 2011 ГОДУ БЕЗ ОШИБОК И СПОРОВ С ПРОВЕРЯЮЩИМИ
3. Статья:Пошаговый алгоритм работы с обособленным подразделением
Шаг 1. Выбор – филиал, представительство или иное обособленное подразделение
Для того чтобы правильно создать обособленное подразделение, сначала нужно определиться, что именно компания создает. Есть три варианта – филиал, представительство и иное обособленное подразделение.
Регистрация филиала и представительства проводится в одном порядке, а иного обособленного подразделения – совсем в другом. Правила установлены в статье 84 Налогового кодекса РФ.
И представительство, и филиал находятся вне местонахождения головного офиса. Представительство защищает интересы компании, а филиал ведет деятельность основной компании или выполняет часть ее функции.
Главное отличие филиала и представительства от иного обособленного подразделения в том, что запись о них занесена в учредительные документы компании. Об этом сказано в статье 55 Гражданского кодекса РФ.
Так что если есть запись в уставе, значит, это филиал или представительство, если нет – иное обособленное подразделение.*
До того как порядок регистрации «обособок» поменялся, компания подавала два комплекта документов. Первый сдавался в свою налоговую инспекцию, а второй – в ИФНС по место– нахождению филиала. Сейчас порядок значительно проще. Но нужно рассмотреть отдельно регистрацию филиала или представительства и регистрацию иного обособленного подразделения. Так как она проводится по-разному.
Шаг 2А. Регистрация филиала или представительства
Допустим, компания решила создать филиал или представительство. Значит, первое, что ей предстоит сделать, это внести запись об «обособке» в устав и зарегистрировать эти изменения. Для этого в регистрационную ИФНС подается заявление о государственной регистрации изменений, вносимых в учредительные документы. Это форма № Р13001, утверждена постановлением Правительства РФ от 19 июня 2002 г. № 439.
После этого информация о новом подразделении поступает в Единый государственный реестр юридических лиц. И на основании сведений, внесенных в реестр, налоговики самостоятельно ставят на налоговый учет новое обособленное подразделение. Именно такой порядок прописан в пункте 3 статьи 83 НК РФ.
Таким образом, достаточно зарегистрировать изменения в уставе, как меняются данные в ЕГРЮЛ, и по адресу новой «обособки» инспекция сама ставит на учет подразделение. В этом случае никаких дополнительных сообщений или заявлений в местную налоговую подавать не нужно. Разве только сообщение о выборе места учета, если регистрируется несколько подразделений.
Если потребуется изменить сведения об «обособке» (например, ее адрес), то схема действий такая же, как при регистрации филиала. Компания подаст в регистрирующую ИФНС заявление о внесении в ЕГРЮЛ изменений по форме № Р14001. И оттуда новые данные поступят в ту инспекцию, где состоит на учете «обособка».
Шаг 2Б. Постановка на учет иного обособленного подразделения
Если компания создает не филиал или представительство, а иное обособленное подразделение, то в течение месяца ей нужно сообщить об этом в свою налоговую инспекцию. То есть в ту, в которой состоит на учете головной офис.* Такой порядок прописан в пункте 4 статьи 83 НК РФ.
Сообщение подается по форме № С-09-3-1, которую рекомендовала ФНС России в письме от 3 сентября 2010 г. № МН-37-6/10623@. После получения этого сообщения налоговая по местонахождению «обособки» сама должна поставить ее на учет в течение пяти дней.* Информацию перешлет инспекция, которая получила сообщение от головного офиса.
Здесь важно отметить еще одно изменение в статье 83 НК РФ. Раньше можно было не ставить на налоговый учет отдельно «обособку», если по ее местонахождению компания уже состоит на налоговом учете. Например, из-за того, что там зарегистрирована недвижимость. Теперь же, после получения сообщения о создании такого подразделения, налоговики все равно должны поставить его на учет.
Допустим, компания построила цех, зарегистрировала эту недвижимость и по местонахождению стала платить налог на имущество. Через какое-то время она решила в цехе создать обособленное подразделение. Раньше достаточно было только проинформировать свою налоговую о том, что у компании образовалась «обособка» по такому-то адресу. Ставить ее на учет было не нужно, так как компания уже состояла на учете по другому основанию. Но теперь по пункту 1 статьи 83 НК РФ требуется ставить на налоговый учет каждое свое обособленное подразделение без исключений.
Если потребуется изменить сведения об «обособке» (например, ее адрес), то схема действий такая же, как при постановке на учет. Компания подаст в свою ИФНС сообщение по той же форме, что и при создании – форма № С-09-3-1. Только срок не месяц, а всего три дня.
Очень часто спрашивают, о каких конкретно изменениях нужно сообщать в налоговую. Поэтому я захватил с собой эту форму № С-09-3-1 и хочу обратить ваше внимание на ее второй лист. На нем предусмотрено три окошка, в которых нужно поставить соответствующие галочки, если изменилось: местонахождение, наименование или сведения о руководителе. Это ответ на вопрос. Значит, если что-то из этих трех пунктов поменялось, то в течение трех дней нужно подать сообщение в ту налоговую инспекцию, в которой состоит на учете головной офис. Не «обособка».
Скажем, «обособка» переехала. Сообщение подано в ИФНС головной организации. Дальше в течение пяти дней сведения передаются в налоговую инспекцию, где стоит на учете филиал. Там его снимают с налогового учета и передают сведения в другую инспекцию – по новому местонахождению. И снова ставят на налоговый учет. Честно говоря, я не верю в то, что в ближайшее время налоговики будут соблюдать эти сроки. Потому что внутренний обмен информацией у них пока налажен плохо.
Шаг 3. Уведомление налоговой инспекции о выборе места учета
Если компания открывает несколько обособленных подразделений (не важно, филиалов или иных «обособок») в одном муниципальном образовании, но на территориях разных ИФНС, то все «обособки» можно поставить на учет в одной налоговой.* Об этом сказано в пункте 4 статьи 83. В этом случае к пакету документов на регистрацию «обособки» добавится еще и уведомление о выборе инспекции для учета нескольких обособленных подразделений. Его нужно представить в ту инспекцию, в которой на учете будут стоять все «обособки», в течение месяца со дня их создания. Оно подается по форме № 1-6-Учет, рекомендованной письмом ФНС России № МН-37-6/10623@. Если открывается несколько филиалов или представительств, а их, как мы помним, ставят на учет сами налоговики, в свою инспекцию надо подать только лишь уведомление о выборе места их учета.
«СЕМИНАР ДЛЯ БУХГАЛТЕРА», №2, ФЕВРАЛЬ 2011
4. Статья: С обособленными подразделениями предстоит работать по новым правилам
4. Ответы на вопросы после лекции.
Компании, которые хотят открыть или уже имеют обособленные подразделения, теперь будут руководствоваться новыми положениями Налогового кодекса. Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ внес поправки, которые изменяют правила постановки, снятия с учета и сообщения сведений об обособленных подразделениях. Они действуют со 2 сентября 2010 года. Благодаря этим изменениям появилась надежда, что работать с «обособками» станет легче и устранятся многие неточности, которые приводили к спорам с налоговыми инспекциями.
Даже если рабочее место одно, придется ставить на учет обособленное подразделение
Для начала напомню, что же такое обособленное подразделение. Определяющие признаки содержатся в статье 11 Налогового кодекса РФ. Эта норма говорит о том, что обособленное подразделение – это любое территориально обособленное от компании подразделение, которое имеет стационарные рабочие места. При этом не имеет значения, отразила ли компания в своих учредительных документах создание обособленного подразделения. Регистрировать его в налоговой инспекции все равно придется.*
Налоговые инспекции иногда не берут во внимание необходимость нахождения рабочего места под контролем компании, которая создает обособленное подразделение. Если сотрудники, например, по договору подряда выезжают на работы к заказчику, который сам организует рабочие места и контролирует их, то компания не обязана создавать обособленное подразделение. Даже в том случае, если сотрудники выполняли работы в течение более одного месяца. Но лучше подстраховаться и сразу оговорить вопросы контроля над рабочими местами в договоре, который заключается с заказчиком.
А вот если компания посылает работника в помещение, которым она пользуется по договору аренды или по праву собственности, то такое рабочее место будет считаться под контролем работодателя.
Регистрировать обособленное подразделение придется, даже если на складе работает только один сотрудник – охранник. Или если сотрудники появляются в том помещении не каждый рабочий день. Об этом недавно напомнили налоговики в письме УФНС по г. Москве от 31 марта 2010 г. № 16-15/033302.
Если с сотрудниками заключен трудовой договор, то ставить на учет обособленное подразделение придется.* Но если на складе работают охранники, которых компания наняла у специализированной организации, то в этом случае обязанности регистрировать подразделение не возникает.
Часто у налогоплательщиков возникает вопрос: нужно ли им ставить на учет обособленное подразделение, если в помещение, которое под него отведено, еще не направлены сотрудники? Ответ однозначный: не надо. По Трудовому кодексу РФ местонахождение рабочего места должно быть прописано в трудовом договоре с работником. Предположим, офис обособленного подразделения уже оборудован, сотрудники готовы приступить к работе. Но датой начала существования обособленного подразделения будет считаться день, когда в трудовой договор внесут пункт о рабочем месте по адресу обособленного подразделения. И после этого «обособку» уже можно регистрировать.
Если же трудовой договор с упоминанием рабочих мест уже заключен, но сами они еще не оборудованы всем необходимым, то обособленное подразделение еще регистрировать рано. На эту тему можно посмотреть письмо Минфина России от 18 февраля 2010 г. № 03-02-07/1-67.
– Скажите, что именно считается рабочим местом?
– Определение этому понятию можно найти в статье 209 Трудового кодекса РФ, которая говорит, что рабочим признается место, где сотрудник компании должен находиться или куда ему необходимо прибыть в связи с его работой. Рабочее место должно прямо или косвенно быть под контролем компании-работодателя. Стационарным признается то рабочее место, которое создано на срок более одного месяца.
Сроки извещения налоговых инспекций о подразделениях изменились
Предположим, компания определилась, что все необходимые признаки обособленного подразделения, о которых я сейчас рассказала, налицо. Значит, предстоит ставить подразделение на учет. Вот мы непосредственно и подошли к поправкам в Налоговый кодекс РФ. Новые правила, как я уже упоминала, действуют со 2 сентября 2010 года.
Поправки изменили некоторые сроки, в течение которых компании должны подавать в инспекцию сведения об обособленных подразделениях. В статье 23 НК РФ говорится об обязанностях налогоплательщиков. В подпункте 2 статьи 23 сказано, что о создании обособленного подразделения компания должна сообщить в налоговую инспекцию по месту своего нахождения в течение одного месяца. Это требование закон № 229-ФЗ оставил без изменений.*
А вот сообщать о закрытии подразделения теперь надо в течение трех дней после принятия решения об этом. В Налоговом кодексе РФ появился подпункт 3.1 пункта 2 статьи 23, который обязывает компании руководствоваться этим сроком. Раньше на сообщение о закрытии «обособки» отводился месяц.
Также закон № 229-ФЗ установил, что об изменении сведений, касающихся подразделения (это может быть смена руководителя, адреса), в свою налоговую инспекцию компания должна сообщить в течение трех дней. Раньше обязанности сообщать об изменениях у компаний не было.
«СЕМИНАР ДЛЯ БУХГАЛТЕРА», №10, ОКТЯБРЬ 2010
5. Статья:Когда инспектор сможет привлечь организацию за неприменение кассы, а когда нет
Вместе с тем, говоря о регистрации ККТ, нельзя не отметить один момент. Обратите внимание: в пункте 1 статьи 4 закона № 54-ФЗ сказано, что касса должна быть зарегистрирована в инспекции по месту учета организации. При этом в ряде других документов, регулирующих порядок регистрации и применения ККТ, данное положение дополнено еще одной фразой. Из нее следует, что регистрировать ККТ, подлежащую применению в обособленном подразделении, организации должны в инспекции по местонахождению данного подразделения. А не в той налоговой, на учете которой состоит головное отделение (пункт 15 Положения о регистрации ККТ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 июля 2007 г. № 470, пункт 6 Регламента, утвержденного приказом Минфина России от 10 марта 2009 г. № 19н).*
По идее, такое дополнение закону № 54-ФЗ никак не противоречит, поскольку любая организация, в состав которой входят подразделения, обязана встать на учет в инспекцию по местонахождению своего подразделения – пункт 1 статьи 83 Налогового кодекса РФ. Таким образом, организация действительно может зарегистрировать кассу не только в той инспекции, на учете которой состоит головное отделение, но и в инспекции, по месту расположения подразделения. Вместе с тем именно это дополнение стало основной причиной в следующем конфликте с инспекцией.
Налоговики, ссылаясь на это дополнение, делают вывод о том, что кассовый аппарат должен быть не просто зарегистрирован в инспекции, а зарегистрирован по месту его фактического использования. То есть, если компания применяет ККТ в подразделении, она должна быть зарегистрирована в инспекции по местонахождению подразделения.* Если касса используется в головной организации, то она непременно должна быть поставлена на учет в ту налоговую, в которой числится «голова» (письмо ФНС России от 15 декабря 2005 г. № 06-9-10/110).
Если во время проверки будет обнаружено несоответствие места регистрации и фактического использования ККТ, то велика вероятность, что налоговик посчитает кассу незарегистрированной, во всяком случае в нужной инспекции. В итоге он привлечет организацию к ответственности за неприменение ККТ.*
Сразу отмечу, что такой подход налоговиков неправомерен. Смотрите, привлечь компанию к ответственности за неприменение ККТ можно только в том случае, если она не зарегистрировала кассовый аппарат в инспекции, – пункт 1 постановления Пленума ВАС РФ от 31 июля 2003 г. № 16. В ситуации, когда организация в своем филиале применяет кассу, зарегистрированную в инспекции по месту «головы», а не подразделения, можно говорить о нарушении порядка регистрации.* При этом говорить об отсутствии регистрации как таковой нельзя. Это значит, что у инспектора нет реальных оснований привлекать компанию к какой-либо ответственности: ответственность за нарушение порядка регистрации не предусмотрена, а ответственность за неприменение ККТ наступает, только если регистрация вообще отсутствует. К аналогичному выводу приходят и судьи (ФАС Северо-Западного округа от 15 июня 2004 г. № А42-8782/03-16 и др).
Данный подход полностью работает и в обратной ситуации, когда компания регистрирует аппарат по местонахождению филиала, а впоследствии использует его в головной организации. Если налоговики в такой ситуации выпишут штраф за неприменение ККТ, то будут не правы. А организация будет иметь все шансы оспорить решение инспекции. В подтверждение своих слов приведу постановление ФАС Поволжского округа от 2 февраля 2006 г. № А72-8673/05-9/571.
Подводим итог. То, что касса должна быть зарегистрирована, бесспорно. А вот в какой именно инспекции, уже не столь существенно. Конечно, чтобы избежать претензий от налоговиков, организации безопаснее регистрировать ККТ по месту ее фактического использования и перерегистрировать в случае смены этого места. Но даже если организация не выполнит этого условия, привлечь ее к административной ответственности по статье 14.5 КоАП РФ налоговики не смогут. Ответственность грозит только за использование незарегистрированной кассы, а в рассматриваемых нами случаях нельзя говорить, что ККТ вообще не зарегистрирована.
С уважением,
Ваш персональный эксперт Пушечкина Ольга.
_____________________________
Ответ на Ваш вопрос дан в соответствии с правилами работы «Горячей линии» «Системы Главбух», которые Вы можете найти по адресу:http://vip.1gl.ru/#/hotline/rules/?step=2
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени