Перечень документов, необходимых для государственной регистрации при прекращении физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, установлен пунктом 1 статьи 22.3 Закона от 08.08.2001 № 129-ФЗ. При этом регистрирующий орган не вправе требовать представление других документов, кроме документов, установленных Законом № 129-ФЗ (пункт 4 статьи 9 Закона № 129-ФЗ). Справка ПФР об отсутствии задолженности по страховым взносам в перечне документов, необходимых для государственной регистрации, не поименована.
Таким образом, регистрирующий орган не вправе отказать в государственной регистрации по причине отсутствия в представленных документах справки об отсутствии задолженности перед Пенсионным фондом РФ.
Декларацию по УСН ИП обязан представить не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором согласно уведомлению, представленному им в налоговый орган в соответствии с пунктом 8 статьи 346.13 НК РФ, прекращена предпринимательская деятельность, в отношении которой этим налогоплательщиком применялась УСН.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух» vip-версия
Статья: План действий для предпринимателя, решившего свернуть свой бизнес
Из этой статьи вы узнаете:
Какие бумаги нужно оформить предпринимателю, решившему прекратить работу
Нужно ли хранить бухгалтерские документы после закрытия коммерческой деятельности
Можно ли «закрыться», если есть непогашенные долги по налогам и страховым взносам
Часто граждане регистрируют ИП «про запас» – только размышляя о том, что они займутся предпринимательством. А потом что-то не складывается, планы меняются, и зарегистрированный предприниматель фактически так и не приступает к коммерческой деятельности. Согласитесь, в таком случае бизнес лучше свернуть, а регистрацию аннулировать. С похожей задачей сталкиваются и те предприниматели, которые бизнес вели, а потом от дел отошли. Ведь предприниматель отвечает по обязательствам всем своим имуществом, которым владеет как физическое лицо (ст. 24 ГК РФ). Соответственно при отсутствии деятельности регистрацию также лучше аннулировать, чтобы лишний раз не подвергать свою собственность рискам. О том, какие действия для этого надо предпринять, читайте в данном материале.
Сразу оговоримся, в статье речь пойдет о том, как действовать предпринимателям, которые привлекали к бизнесу наемный персонал. А информацию о том, как «закрыться» тем, кто работал в одиночку, вы найдете во врезе «Как закрыть бизнес предпринимателю, работавшему в одиночку».
Шаг № 1. Рассчитайтесь с Пенсионным фондом
Индивидуальный предприниматель перестает существовать после того, как инспекция внесет соответствующие изменения в реестр индивидуальных предпринимателей. Чтобы это произошло, сначала вам нужно принять решение о прекращении деятельности и последующей ликвидации. Лучше оформить его в письменном виде. После того как решение принято, прекратите начислять зарплату наемным работникам и заниматься бизнесом самостоятельно. Теперь ваша задача – подготовить необходимые документы в контролирующие органы и погасить задолженность по налогам и взносам (если таковая имеется).
Первое учреждение, куда вам нужно пойти, – это Пенсионный фонд РФ. Туда вам нужно подать отчет по форме РСВ-1 за период с начала года по день представления данного расчета включительно. А затем в течение 15 календарных дней полностью погасить задолженность по страховым взносам. Такие требования установлены пунктом 15 статьи 15 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ (далее – Закон № 212-ФЗ).
Кроме того, в ПФР нужно представить и сведения персонифицированного учета по всем наемным работникам. Такая обязанность установлена пунктом 3 статьи 11 Федерального закона от 01.04.96 № 27-ФЗ и пунктом 37 Инструкции, утвержденной приказом Минздравсоцразвития России от 14.12.2009 № 987н.
Следует оговориться, налоговая инспекция может исключить вас из реестра, даже если вы не рассчитались с ПФР. Дело в том, что при ликвидации предпринимателей действует уведомительный порядок. И справку о том, что перед ПФР у вас нет задолженности, налоговики не попросят.* Однако даже если инспекторы ИП ликвидируют, задолженность за вами перед ПФР останется.
Шаг № 4. Уплатите налоги и сдайте декларацию
Статус индивидуального предпринимателя вы ликвидировали, а вот обязанность выполнить обязательства по налогам за вами сохраняется. А значит, не позднее 30 апреля года, следующего за годом ликвидации, в налоговую инспекцию вам нужно представить декларацию по УСН. В этот же срок уплатить «упрощенный» налог (п. 1 ст. 346.23и п. 7 ст. 346.21 НК РФ). То есть если ликвидация прошла в 2012 году, то сдать декларацию и уплатить налог нужно не позднее 30 апреля 2013 года.
А вот у тех предпринимателей, которые ликвидируются после 1 января 2013 года, будет меньше времени на то, чтобы сдать «упрощенную» декларацию и уплатить налог. Это нужно будет сделать не позднее 25-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором предприниматель подал в инспекцию уведомление о ликвидации. В этот же срок придется уплатить налог (абз. «в» п. 16 ст. 2 Федерального закона от 25.06.2012 № 94-ФЗ).*
Причем законодатель установил срок, в течение которого необходимо подавать заявление о ликвидации, – не позднее 15 дней после того, как предприниматель свернет бизнес (абз. «в» п. 5 ст. 2 Федерального закона от 25.06.2012 № 94-ФЗ). Соответственно при подаче уведомления о ликвидации в марте 2013 года заплатить налог и сдать декларацию нужно до 25 апреля 2013 года.*
Как закрыть бизнес предпринимателю, работавшему в одиночку*
– Если у вас нет наемных работников, вы можете воспользоваться упрощенным порядком ликвидации индивидуального предпринимателя. Он заключается в том, что документы о ликвидации – заявление по форме № 26001 и квитанция об оплате госпошлины – вам сразу можно подавать в налоговую инспекцию. Обращаться предварительно в Пенсионный фонд РФ не нужно, поскольку имеющиеся у «одиночного» предпринимателя долги можно погасить и после ликвидации. Не нужно сдавать в ПФР и расчет за себя по форме РСВ-2 – с 1 января 2012 года такая обязанность отменена (абз. «г» п. 6 ст. 6 Федерального закона от 03.12.2011 № 379-ФЗ).*
Уплатить страховые взносы вы можете в течение 15 календарных дней с того момента, как сведения о вашей ликвидации будут внесены в Единый государственный реестр индивидуальных предпринимателей (п. 8 ст. 16 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ). Кроме того, вам не нужно информировать о закрытии бизнеса территориальное отделение ФСС РФ. Конечно, если только вы сами не являетесь добровольным страхователем себя самого и не вставали для этого на учет.
А вот уплатить «упрощенный» налог и сдать декларацию вам придется в те же сроки, что и предпринимателям, у которых наемные работники были (п. 1 ст. 346.23 и п. 7 ст. 346.21 НК РФ).*
ЖУРНАЛ «УПРОЩЕНКА», № 12, ДЕКАБРЬ 2012
Н. Г. Сазонова
эксперт журнала «Упрощенка»
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени