Независимо от того, каким способом принимаются платежи от населения с использованием БСО или ККТ, предприятие обязано соблюдать порядок ведения кассовых операций (п. 1.1 Положения Банка России от 12 октября 2011 г. № 373-П).
1. Упакованные в опечатанные мешки копии использованных бланков строгой отчетности (корешков), подтверждающих суммы принятых наличных денежных средств, храните не менее пяти лет. Желательно, для указанных документов подготовить архивное место;
2. В главную кассу денежные средства так же сдаются с составлением ПКО по форме № КО-1 в обязательном порядке.
2. Кассовая книга ведется одна независимо от применения ККТ и наличия операционных касс, где применяют БСО.
3. Указанная выручка по дополнительной операционной кассе приходуются в главную кассу и, соответственно, учитывается при подсчете лимита.
4. Расходные ордера по операционным кассам при передаче денежных средств в главную кассу не составляются (п. 4.1 Положения Банка России от 12 октября 2011 г. № 373-П).
5. Используйте бланки строгой отчетности, разработанные самостоятельно, с учетом требований Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359.
Обоснование данной позиции приведено ниже в рекомендациях «Системы Главбух» vip – версия и в документе, который Вы можете найти в закладке «Правовая база» «Системы Главбух» vip- версия
1. ПОСТАНОВЛЕНИЕ, КЛАССИФИКАТОР ГОССТАНДАРТА РОССИИ от 28.06.1993 №№ 163, ОК 002-93 «Общероссийский классификатор услуг населению. ОК 002-93 (ОКУН) (с изменениями на 12 декабря 2012 года)»
042200 |
0 |
Услуги водоснабжения и водоотведения |
2. Рекомендация: В каких случаях можно использовать бланки строгой отчетности при расчетах наличными
Вместо ККТ при оказании платных услуг населению организация может применять бланки строгой отчетности (БСО) (п. 2 ст. 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ).
Принадлежность к услугам, предоставляемым населению, определите в соответствии с Общероссийским классификатором услуг населению ОК 002-93 (ОКУН), утвержденным постановлением Госстандарта России от 28 июня 1993 г. № 163 (письма Минфина России от 3 февраля 2009 г. № 03-01-15/1-42, от 27 января 2009 г. № 03-01-15/1-29, от 26 января 2009 г. № 03-01-15/1-27).
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Перечень услуг в ОКУН открытый, так как некоторые услуги отнесены к прочим.* Поэтому, если услуги прямо не поименованы в ОКУН, но относятся к услугам, оказываемым населению, организация может применять БСО. Например, услуга по лечению при проживании в пансионатах в ОКУН не поименована, но может быть отнесена к прочим санаторно-оздоровительным услугам. И следовательно, при ее оказании можно использовать БСО. Такие выводы следуют из письма Минфина России от 8 октября 2012 г. № 03-01-15/8-213 (доведено до сведения налоговых инспекций письмом ФНС России от 24 октября 2012 г. № АС-4-2/18034).
Бланки строгой отчетности должны содержать следующие обязательные реквизиты:
· наименование документа, шестизначный номер и серия;
· наименование организации и ее организационно-правовая форма;
· местонахождение постоянно действующего исполнительного органа организации (в случае его отсутствия иного уполномоченного лица, имеющего право действовать от имени организации без доверенности);
· ИНН, присвоенный организации;
· вид услуги;
· стоимость услуги в денежном выражении;
· размер оплаты наличными денежными средствами и (или) с использованием платежной карты;
· дата расчетов и составления документа;
· должность, фамилия, имя и отчество лица, ответственного за совершение операции и правильность ее оформления, его личная подпись, печать организации;
· иные реквизиты, которые характеризуют специфику оказываемой услуги, и которыми организация вправе дополнить документ.
Такие требования содержатся в пункте 3 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359.
Исключением из данного правила являются утвержденные формы БСО, в том числе БСО, применяемые при оказании услуг по перевозке пассажиров и багажа или при оказании услуг учреждениями культуры. Реквизиты данных документов устанавливают федеральные ведомства, уполномоченные на это законодательством. Об этом сказано в пунктах 5–6 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359, и Правилах, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. № 112. Подробнее о составлении бланков строгой отчетности см. Как выписывать, хранить и уничтожать бланки строгой отчетности при расчетах наличными.
Перечень действующих форм бланков строгой отчетности приведен в таблице.
Ситуация: может ли организация изготовить (разработать) бланки строгой отчетности самостоятельно
Да, может*.
Порядок осуществления наличных расчетов без применения ККТ регламентируется Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359. В этом документе сказано, что бланки строгой отчетности вправе утверждать федеральные ведомства, уполномоченные на это законодательством (п. 5 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359).
Вместе с тем, указанным Положением не ограничено право организаций самостоятельно разрабатывать бланки строгой отчетности. Подтверждением данного вывода является перечень обязательных реквизитов, которые должен содержать БСО. Из него исключены такие реквизиты, как:
· сведения об утверждении формы бланка;
· код формы бланка по ОКУД.
Таким образом, организация вправе использовать БСО, разработанные самостоятельно. Утверждать формы таких бланков в уполномоченном федеральном ведомстве (в т. ч. в Минфине России) не нужно. Правомерность указанной позиции подтверждена Минфином России в информационном письме от 22 августа 2008 г., в письмах от 8 сентября 2010 г. № 03-01-15/7-204, от 23 июня 2008 г. № 03-01-15/8-239, от 16 июня 2008 г. № 03-01-15/8-230.
Однако в отношении этого порядка предусмотрен ряд исключений и ограничений.
Исключение действует в отношении организаций, оказывающих услуги, БСО для которых (до вступления в силу нового порядка) были утверждены:
· Минфином России во время действия Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 31 марта 2005 г. № 171, то есть в период с 12 апреля 2005 года до 19 мая 2008 года (включительно);
· другими уполномоченными на это ведомствами до 19 мая 2008 года (включительно) (п. 5 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359).
Такие организации могут самостоятельно не разрабатывать свои формы, а применять утвержденные.
Ограничение действует в отношении:
· организаций, которые оказывают услуги в сфере культуры и спорта;
· организаций, которые оказывают услуги по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом.
При разработке бланков строгой отчетности организации культуры и спорта вправе изменять обязательные реквизиты, предусмотренные подпунктами «ж»–«и» пункта 3 Положения, только по согласованию с Минкультуры России (п. 6 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359).
Документы, используемые при оказании услуг по перевозке пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом, должны содержать обязательные реквизиты, установленные Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. № 112 (п. 5.1 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359). При этом допускается размещение дополнительных реквизитов (п. 43, 58, 66, 111 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 14 февраля 2009 г. № 112).
Бланки, которые были утверждены Минфином России до 11 апреля 2005 года (включительно) (например, письмом от 20 апреля 1995 г. № 16-00-30-33), с 1 декабря 2008 года утратили силу. Следовательно, применять их для оформления наличных расчетов без использования ККТ или самостоятельно разработанных БСО нельзя.
Это следует из пункта 2 постановления Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359.
Для применения самостоятельно разработанных бланков БСО вместо ККТ необходимо, чтобы они удовлетворяли требованиям законодательства к их оформлению и изготовлению. Такие бланки должны:
· содержать все обязательные реквизиты, перечисленные в пункте 3 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359;
· быть изготовлены одним из двух возможных способов (типографским или с помощью автоматизированной системы) (п. 4 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359). Бланки строгой отчетности, изготовленные другими способами (например, при помощи обычного компьютера и принтера), чеки ККТ не заменят (письмо Минфина России от 25 ноября 2010 г. № 03-01-15/8-250).
Елена Попова, государственный советник налоговой службы РФ I ранга
3. Рекомендация: Как выписывать, хранить и уничтожать бланки строгой отчетности при расчетах наличными
Хранение и уничтожение копий БСО
Упакованные в опечатанные мешки копии использованных бланков строгой отчетности (корешков), подтверждающих суммы принятых наличных денежных средств, храните не менее пяти лет. По окончании этого срока, но обязательно после истечения месяца со дня последней инвентаризации копии использованных бланков уничтожаются на основании акта. Уничтожение в зависимости от количества документов можно провести несколькими способами:*
· порвать вручную;
· измельчить в шредере;
· сжечь (с соблюдением требований пожарной безопасности);
· передать специализированной организации для уничтожения.
Уничтожение происходит в присутствии комиссии, назначенной приказом руководителя организации. В этом же порядке уничтожаются некомплектные или испорченные бланки.
Такие правила установлены в пункте 19 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359.
Внимание: отсутствие (нарушение порядка и сроков хранения) бланков строгой отчетности является правонарушением (ст. 106 НК РФ, ст. 2.1 КоАП РФ), за которое предусмотрена налоговая и административная ответственность.
Отсутствие бланков строгой отчетности признается грубым нарушением правил ведения учета доходов и расходов. Ответственность за него предусмотрена статьей 120 Налогового кодекса РФ.*
Если такое нарушение было допущено в течение одного налогового периода, инспекция вправе оштрафовать организацию на сумму 10 000 руб. Если нарушение обнаружено в разных налоговых периодах, размер штрафа увеличится до 30 000 руб.
Нарушение, которое привело к занижению налоговой базы, повлечет за собой штраф в размере 20 процентов от суммы каждого неуплаченного налога, но не менее 40 000 руб.
При этом Законом от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ предусмотрена особенность применения указанных налоговых санкций. Если после 2 сентября 2010 года (дата вступления в силу Закона от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ) санкции взыскиваются по решениям, вынесенным до этой даты, применяются размеры штрафов, установленные прежней редакцией Налогового кодекса РФ. Такой порядок следует из положений пунктов 1 и 12 статьи 10 Закона от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ.*
Кроме того, по заявлению налоговой инспекции суд может применить к сотруднику, ответственному за хранение документов (к руководителю, если в организации нет сотрудника, ответственного за хранение документов, – ч. 3 ст. 29 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ), административную ответственность в виде штрафа на сумму:
· от 2000 до 3000 руб. – за несоблюдение порядка и сроков хранения документов (ч. 1 ст. 23.1, ст. 15.11 КоАП РФ);
· от 300 до 500 руб. – за непредставление документов, необходимых для налогового контроля (например, при их досрочном уничтожении) (ч. 1 ст. 23.1, ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).
Елена Попова, государственный советник налоговой службы РФ I ранга