в бухучете затраты по услуге на создание фирменного стиля организации относятся к общехозяйственным расходам и отражается проводкой: Дебет 26 Кредит 60, 76 (учтена в составе общехозяйственных расходов стоимость работ (услуг), выполненных сторонней организацией)
При расчете налога на прибыль организация вправе учесть любые экономически оправданные расходы, которые документально подтверждены и связаны с деятельностью, направленной на получение доходов. Это следует из положений пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ.
Таким образом, задачей Вашей организации, которая решила уменьшить свою прибыль за счет расходов на создание фирменного стиля, является обоснование их экономической оправданности.
Создавая фирменный стиль, Ваша организация стремится повысить свою узнаваемость на рынке, улучшить деловую репутацию, увеличить конкурентоспособность, привлечь дополнительных клиентов и в конечном счете получить дополнительные доходы. Поскольку смена фирменного стиля может способствовать повышению эффективности бизнеса, такие затраты можно квалифицировать как расходы, связанные с деятельностью, направленной на получение доходов.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух».
1.Рекомендация: Как списать общепроизводственные и общехозяйственные расходы
Общехозяйственные расходы
Затраты, связанные с управлением организацией, организацией ее хозяйственной деятельности, содержанием ее общего имущества, относятся к общехозяйственным расходам. В состав общехозяйственных расходов включаются:*
затраты на оплату труда административно-управленческого и общехозяйственного персонала (с отчислениями на социальные нужды);
арендная плата, амортизация, затраты на текущий ремонт зданий, сооружений и инвентаря общефирменного и управленческого назначения;
затраты на охрану;
расходы на подготовку кадров и подбор персонала;
представительские расходы;
расходы на оплату услуг связи;
коммунальные расходы;
канцелярские и почтово-телеграфные расходы;
расходы на охрану труда и т. п.
Бухучет: общехозяйственные расходы
В течение отчетного периода общехозяйственные расходы отражаются по дебету одноименного счета 26:*
Дебет 26 Кредит 60, 76
– учтена в составе общехозяйственных расходов стоимость работ (услуг), выполненных сторонними организациями (например, аудиторские, консультационные услуги);*
Списание общехозяйственных расходов
Общехозяйственные расходы можно списывать одним из двух способов:*
на счет 20 «Основное производство» (23 «Вспомогательное производство», 29 «Обслуживающие производства и хозяйства»);
на счет 90-2 «Себестоимость продаж».
Выбранный способ списания общехозяйственных расходов закрепите в учетной политике для целей бухучета (п. 7 ПБУ 1/2008, п. 20 ПБУ 10/99).
В конце месяца спишите сумму общехозяйственных расходов:
Дебет 90-2 Кредит 26
– включены в себестоимость продаж общехозяйственные расходы.
Такие правила установлены пунктами 5 и 12 ПБУ 9/99 и Инструкцией к плану счетов (счета 20, 26). Подробнее об этом см. Как отразить в бухучете и при налогообложении реализацию готовой продукции.
Елена Попова, государственный советник налоговой службы РФ I ранга
2.Ситуация: Можно ли учесть при расчете налога наприбыль расходы на ребрендингинформационных и рекламных носителей(вывесок, стендов, указателей). Некоторые из этих объектов учитываются в составе амортизируемого имущества организации
Возможность учета расходов на ребрендинг в данной ситуации зависит от выполнения ряда условий.
При расчете налога на прибыль организация вправе учесть любые экономически оправданные расходы, которые документально подтверждены и связаны с деятельностью, направленной на получение доходов. Это следует из положений пункта 1 статьи 252 Налогового кодекса РФ.
Таким образом, основной задачей организации, которая решила уменьшить свою прибыль за счет расходов на ребрендинг, является обоснование их экономической оправданности.*
Целью ребрендинга является смена или обновление фирменного стиля компании: ее логотипа (товарного знака или знака обслуживания), рекламных и информационных носителей, форменной одежды сотрудников и т. п. В свою очередь, меняя фирменный стиль, компания стремится повысить свою узнаваемость на рынке, улучшить деловую репутацию, увеличить конкурентоспособность, привлечь дополнительных клиентов и в конечном счете получить дополнительные доходы. Поскольку смена фирменного стиля может способствовать повышению эффективности бизнеса, затраты на ребрендинг можно квалифицировать как расходы, связанные с деятельностью, направленной на получение доходов.
В рассматриваемой ситуации порядок признания расходов на ребрендинг зависит от того, какие сведения организация размещает на своих вывесках, стендах, указателях. Если эти сведения носят рекламный характер (например, информируют потенциальных потребителей о продукции, которую реализует компания, об условиях ее приобретения и т. п.), в расчет налогооблагаемой прибыли их нужно включать с учетом положений пункта 4 статьи 264 Налогового кодекса РФ. Подробнее об этом см. Как учесть при расчете налога на прибыль нормируемые расходы.
Если на информационных носителях размещаются общие данные о компании (например, обязательные сведения, которые должны быть на вывеске в соответствии со статьей 9 Закона от 7 февраля 1992 г. № 2300-1), затраты на ребрендинг можно включить в состав прочих расходов, связанных с производством и реализацией (подп. 49 п. 1 ст. 264 НК РФ).
Отнесение каких-либо информационных или рекламных носителей к амортизируемому имуществу не влияет на порядок налогового учета затрат, связанных с их ребрендингом. В результате ребрендинга назначение и технические характеристики вывесок (стендов, указателей) не меняются. Следовательно, говорить о модернизации, реконструкции или техническом перевооружении этих объектов нельзя. Поскольку затраты на ребрендинг не носят капитального характера, первоначальную стоимость информационных (рекламных) носителей они не увеличивают(п. 2 ст. 257 НК РФ). В любом случае, если затраты на ребрендинг экономически обоснованны и документально подтверждены, их следует учитывать в составе прочих расходов. Чтобы обосновать эти затраты, нужно оценить экономический эффект, ожидаемый от проведения ребрендинга.
Прежде всего, следует разработать технико-экономическое обоснование для проведения этого мероприятия и внести изменения в маркетинговую политику организации. Как правило, ребрендинг проводят при появлении новых групп потенциальных потребителей, при существенных изменениях в конкурентной среде, при изменениях в планах развития компании. Кроме того, бренды обновляются, если они перестали быть привлекательными для той аудитории, на которую нацелены, и компания начинает терять постоянных клиентов. В технико-экономическом обосновании должны быть отражены результаты маркетинговых исследований и прогнозные показатели, свидетельствующие о том, что проведение ребрендинга действительно повлечет за собой реальный рост объема продаж, повышение конкурентоспособности, решение других конкретных задач, стоящих перед организацией.
Елена Попова, государственный советник налоговой службы РФ I ранга
3.Рекомендация: Какие расходы при расчете налога на прибыль признаются экономически обоснованными
Одним из условий признания расходов при расчете налога на прибыль является их экономическая обоснованность(п. 1 ст. 252 НК РФ). Расходы, которые не соответствуют этому критерию, при расчете налога на прибыль учесть нельзя.*
Ситуация: как при расчете налога на прибыль применить термин «экономически оправданные расходы»
Степень экономической оправданности расходов организация оценивает самостоятельно. Ни одна из отраслей права не содержит определения этого термина.*
Раньше расшифровку данного понятия давал пункт 5 Методических рекомендаций по применению главы 25 Налогового кодекса РФ, утвержденных приказом МНС России от 20 декабря 2002 г. № БГ-3-02/729. В нем было указано, что под «экономически оправданными расходами следует понимать затраты, обусловленные целями получения доходов, удовлетворяющие принципу рациональности и обусловленные обычаями делового оборота». Однако приказом ФНС России от 21 апреля 2005 г. № САЭ-3-02/173 данные рекомендации были отменены.
Таким образом, на сегодняшний момент понятие «экономическая оправданность» является оценочным. Анализ судебной практики позволяет выделить следующие критерии экономической обоснованности расходов:*
– наличие прямой взаимосвязи расходов с предпринимательской деятельностью (см., например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 28 апреля 2004 г. № Ф04/2234-465/А46-2004 и Северо-Западного округа от 18 июня 2004 г. № А56-32759/03);
– направленность понесенных затрат на получение дохода, которая определяется результатом всей хозяйственной деятельности организации, а не получением дохода в конкретном налоговом периоде (определения ВАС РФ от 19 января 2009 г. № 17071/08, Конституционного суда РФ от 4 июня 2007 г. № 320-О-П, постановления ФАС Северо-Западного округа от 7 февраля 2005 г. № А26-7069/04-212 и от 2 августа 2004 г. № А56-1475/04, Восточно-Сибирского округа от 6 октября 2004 г. № А19-2575/04-33-Ф02-4074/04-С1);
– связь расходов с обязанностями организации, условиями договора или положениями закона (см., например, постановления ФАС Уральского округа от 27 октября 2004 г. № Ф09-4454/04-АК и Северо-Западного округа от 2 августа 2004 г. № А56-1475/04);
– соразмерность и степень участия затрат в производственной деятельности (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 19 января 2004 г. № А11-4426/2003-К2-Е-1961);
– соответствие цен рыночному уровню (см., например, постановление ФАС Московского округа от 28 июля 2005 г. № КА-А40/6950-05).
ФНС России предложила свои критерии оценки экономической обоснованности расходов при расчете налога на прибыль. Они изложены в письме ФНС России от 27 апреля 2007 г. № ММ-6-02/356 для внутреннего пользования, положения которого налоговые инспекции будут использовать в работе.
Во-первых,* при расчете налога на прибыль можно признать любые обоснованные расходы. А не только те, которые прямо названы в главе 25 Налогового кодекса РФ. Связано это с тем, что перечень расходов, учитываемых при расчете налога на прибыль, является открытым (подп. 49 п. 1 ст. 264, подп. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ).
Во-вторых,* расходы признаются обоснованными, если они связаны с деятельностью, направленной на получение дохода (письма Минфина России от 5 сентября 2012 г. № 03-03-06/4/96, от 21 апреля 2010 г. № 03-03-06/1/279). Такая направленность не означает, что от осуществления расходов организация должна обязательно получить прибыль. Может быть получен и убыток. При этом убыточность должна оцениваться не по отдельной операции, а в целом по конкретному виду деятельности организации. Например, разовые продажи товаров по ценам ниже закупочных не свидетельствуют об отсутствии экономической обоснованности затрат. Если же организация ведет торговлю в убыток на систематической основе, в связи с чем этот вид деятельности нерентабелен, то расходы на приобретение товаров могут быть признаны экономически необоснованными.
Обоснованность расходов, которые не связаны с конкретным видом деятельности, должна оцениваться исходя из экономического эффекта от их совершения.* Например, при определении обоснованности расходов по управлению организацией налоговая инспекция проанализирует, изменились ли экономические показатели организации. Если после заключения введения внешнего управления эти показатели ухудшились, то это будет основанием проверки цели осуществления данных расходов.
В-третьих,* расходы являются необоснованными, если они были совершены с единственной целью – сэкономить налог на прибыль. То есть не должны учитываться при расчете налога на прибыль расходы, которые были направлены не на получение дохода, а на получение необоснованной налоговой выгоды в виде сэкономленного налога на прибыль. Критерии признания налоговой выгоды необоснованной определены в постановлении Пленума ВАС РФ от 12 октября 2006 г. № 53.
Главбух советует: чтобы при налогообложении прибыли учесть расходы, порядок отражения которых в законодательстве не прописан, организация должна четко показать их экономическую обоснованность. Заранее позаботьтесь об этом. Закрепите экономическую обоснованность тех или иных расходов во внутренних документах организации (приказах, распоряжениях, должностных инструкциях сотрудников и т. д.).*
Например, приобретение для организации легко запоминающихся телефонных номеров оформите приказом руководителя.
Елена Попова, государственный советник налоговой службы РФ I ранга
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени