Сырье (мясо) приходуется в учете аналогично поступлению безвозмездно полученных материалов. (Дебет 10 Кредит 98-2). Фактическую себестоимость сырья следует определить по их рыночной цене. Рыночной будет та цена, по которой организация может продать данный вид материалов.
В соответствии со статьей 622 Гражданского кодекса РФ арендатор обязан вернуть арендодателю имущество в том состоянии, в котором он его получил, с учетом нормального износа или в состоянии, обусловленном договором. При утрате арендованного имущества арендатор обязан возместить арендодателю убытки. При утере арендованного имущества его стоимость списывается с забалансового счета (Кредит 001) с одновременным отражением кредиторской задолженности перед арендодателем по возмещению убытков (Дебет 91-2 Кредит 76). По соглашению сторон договора возмещение убытков может быть осуществлено в неденежной, а в натуральной форме (передача собственной коровы). Такая замена для целей бухучета признается реализацией (продажей). Порядок отражения в бухучете продажи животных, учтенных на счете 11 и на счете 01, приведен ниже в рекомендации «Системы Главбух». Затем взаимные обязательства погашаются взаимозачетом (Дебет 76 Кредит 62).
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»
1. Ситуация: Как оформить и отразить в бухучете безвозмездное поступление материалов
Если материалы поступают безвозмездно, то передающая сторона должна представить такие же документы, как и при возмездном поступлении материалов. Фактическую себестоимость материалов, поступивших безвозмездно, определяйте по их рыночной цене. Рыночной будет та цена, по которой организация может продать данный вид материалов. Такие правила установлены в пункте 9 ПБУ 5/01.
Установить рыночную цену можно, ориентируясь на уровень цен, сложившийся на день получения актива. Сведения об уровне текущих рыночных цен должны быть подтверждены документально или путем проведения экспертизы. Это следует из пункта 10.3 ПБУ 9/99.*
Если расходы по доставке берет на себя принимающая сторона, то в фактическую себестоимость материалов следует включить эти затраты (п. 65 и 66 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н).
В бухучете безвозмездное поступление материалов отразите проводкой:
Дебет 10 (15) Кредит 98-2
– учтены безвозмездно поступившие материалы.*
При списании безвозмездно полученных материалов в производство (на другие цели) отразите доход:
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Дебет 98-2 Кредит 91-1
– признан доход от использования безвозмездно полученных материалов (стоимость фактически израсходованных материалов).*
Такой порядок установлен Инструкцией к плану счетов.
Наталья Комова, заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
2. Статья: Возмещение арендатором утери и повреждения арендованного имущества
Отражение в бухгалтерском учете операций по возмещению убытков арендодателю, связанных с утерей арендованного имущества.
№ | Дебет | Кредит | Содержание операции |
Бухгалтерские проводки при утере арендованного имущества | |||
1 | 001 | Списана стоимость утерянных организацией арендованных ею основных средств | |
2 | 91-2 | 76 | Отражена утеря арендованного имущества в составе прочих расходов организации* |
Бухгалтерские проводки при оплате убытков арендодателю, связанных с утерей арендованного имущества | |||
1 | 76 | 50, 51 | Перечислены денежные средства в счет возмещения причиненных убытков, связанных с утерей арендованных основных средств |
Бухгалтерские проводки при установке лиц, виновных в утере арендованных основных средств | |||
1 | 73-2 | 76 | Отнесена утеря арендованного имущества на виновное лицо, являющееся работником организации |
2 | 76 | 76 | Отнесена утеря арендованного имущества на виновное лицо, не являющееся работником организации |
Бухгалтерские проводки при возмещении причиненных убытков виновными лицами денежными средствами | |||
1 | 50, 51 | 73-2,76 | Погашена денежными средствами сумма возмещения ущерба, связанного с утерей арендованного имущества виновными лицами |
БУХГАЛТЕРСКИХ ПРОВОДОК С КОММЕНТАРИЯМИ. ГЛАВА 1
3. Ситуация: Как оформить и отразить в бухучете продажу животных в сельском хозяйстве
При продаже животных организациям составьте товарно-транспортную накладную по форме № СП-32 (абз. 2 п. 55Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минсельхоза России от 31 января 2003 г. № 28). Если покупателем является гражданин, оформите акт по форме № СП-46 (абз. 7 п. 55 Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минсельхоза России от 31 января 2003 г. № 28).
При реализации животные должны быть взвешены. Результаты взвешивания зафиксируйте в товарно-транспортной накладной (акте). Об этом сказано в абзаце 4 пункта 36 Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минсельхоза России от 2 февраля 2004 г. № 73.
Реализацию животных, учтенных на счете 11 «Животные на выращивании и откорме», отразите так:
Дебет 62 Кредит 90-1
– отражена выручка от продажи животных;
Дебет 90-2 Кредит 11
– списана себестоимость животных.*
Такой порядок следует из Методических рекомендаций, утвержденных приказом Минсельхоза России от 13 июня 2001 г. № 654.
Об учете продажи взрослых животных основного стада, учтенных в качестве основных средств, см. Как оформить и отразить в бухучете продажу основных средств.*
Сергей Разгулин, действительный государственный советник РФ 3-го класса
4. Рекомендация:Как оформить и отразить в бухучете продажу основных средств
Бухучет
В бухучете для отражения выбытия имущества из состава основных средств на счете 01 откройте отдельный субсчет «Выбытие основных средств». По дебету этого счета отразите первоначальную (восстановительную) стоимость основного средства, по кредиту – сумму амортизации, начисленную за период его эксплуатации:
Дебет 01 субсчет «Выбытие основных средств» Кредит 01
– отражена первоначальная (восстановительная) стоимость выбывающего основного средства;
Дебет 02 Кредит 01 субсчет «Выбытие основных средств»
– отражена амортизация, начисленная за период эксплуатации объекта.*
В результате сальдо на счете 01 «Выбытие основных средств» будет отражать остаточную стоимость продаваемого основного средства. Такой порядок следует из Инструкции к плану счетов (счет 01).
Остаточную стоимость определяйте по формуле:
Остаточная стоимость основного средства | = | Первоначальная (восстановительная) стоимость основного средства | – | Сумма начисленной амортизации за период эксплуатации |
Такой порядок предусмотрен Инструкцией к плану счетов (счет 01).
Для учета доходов и расходов от продажи основного средства используйте:
– счет 91-1 «Прочие доходы», на котором отражайте выручку от реализации объекта;
– счет 91-2 «Прочие расходы», на котором отражайте остаточную стоимость выбывшего основного средства и прочие расходы, связанные с его продажей.
Выручку от реализации отразите в составе прочих доходов, когда право собственности на проданное основное средство переходит к покупателю (по объектам недвижимости – право собственности зарегистрировано). Выручкой признавайте сумму, предусмотренную в договоре купли-продажи (поставки, мены).
Одновременно в состав прочих расходов включите остаточную стоимость продаваемого основного средства и другие затраты, связанные с продажей (например, расходы на хранение, упаковку, обслуживание, транспортировку и т. д.).
Такой порядок предусмотрен в пунктах 30 и 31 ПБУ 6/01, пунктах 12 и 16 ПБУ 9/99, пункте 11 ПБУ 10/99 и Инструкции к плану счетов (счета 01 и 91).
Записи на счете 91 делайте на основании:
– договора купли-продажи (передачи, мены);
– акта по форме № ОС-1 (ОС-1а, ОС-1б);
– свидетельства о регистрации права собственности (по объектам недвижимости);
– документов, подтверждающих расходы, связанные с продажей основного средства (например, акта об оказании услуг транспортной компанией, перевозящей объект, расчетной ведомости на выдачу зарплаты сотрудникам, производящим предпродажную упаковку, и т. д.).
Такой порядок предусмотрен статьей 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.
При отражении доходов и расходов от продажи основного средства делайте проводки:
Дебет 62 (76) Кредит 91-1
– отражена выручка от реализации основного средства;
Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– начислен НДС при реализации основного средства (если деятельность организации облагается НДС);*
Дебет 91-2 Кредит 01 субсчет «Выбытие основного средства» (счет 45 субсчет «Переданные объекты недвижимости»)
– отражена в составе прочих расходов остаточная стоимость проданного основного средства (остаточная стоимость основного средства, право собственности на которое подлежит госрегистрации);
Дебет 91-2 Кредит 10 (60, 69, 70, 76...)
– учтены в составе прочих расходов затраты, связанные с продажей основного средства;
Дебет 19 Кредит 60 (76)
– отражен НДС по затратам, связанным с продажей основного средства.
Такой порядок следует из Инструкции к плану счетов.
Сергей Разгулин, действительный государственный советник РФ 3-го класса