Организации и предприниматели вправе не применять ККТ:
при оказании услуг населению, если они вместо чека ККТ выдают бланки строгой отчетности (п. 2 ст. 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ); при ведении отдельных видов деятельности, перечень которых приведен в пункте 3 статьи 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ. Кроме того, ККТ можно не применять при ведении деятельности, в отношении которой:
организации и предприниматели применяют ЕНВД; предприниматели применяют патентную систему налогообложения. Если магазин применяет патентную систему налогообложения, либо ЕНВД, либо если критерии магазина подходит под п. 3 ст. 2 ФЗ-№54, то Вы вправе не применять ККТ. Если же магазин не соответствует ни одному критерию, то Вы должны применять ККТ. Подробный перечень п. 3 ст. 2 ФЗ-№54 Вы сможете увидеть ниже.
Обоснование данной позиции приведено ниже в рекомендации, в документе, который Вы можете найти в закладке «Правовая база» «Системы Главбух» для коммерческих организаций
1.Ситуация: Кто вправе не применять кассовый аппарат при расчетах наличными
Организации и предприниматели вправе не применять ККТ:*
- при оказании услуг населению, если они вместо чека ККТ выдают бланки строгой отчетности (п. 2 ст. 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ);
- при ведении отдельных видов деятельности, перечень которых приведен в пункте 3 статьи 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ*. При этом выдавать покупателю какие-либо платежные документы продавец не обязан.
Кроме того, ККТ можно не применять при ведении деятельности, в отношении которой:
– организации и предприниматели применяют ЕНВД;
– предприниматели применяют патентную систему налогообложения.
При этом должно соблюдаться условие: по требованию покупателя вместо чека ККТ ему нужно выдать товарный чек, квитанцию или другой документ, подтверждающий прием денежных средств за проданные товары (выполненные работы, оказанные услуги). Однако это правило не распространяется на общие случаи, когда применение ККТ не обязательно. Об этом сказано в пункте 2.1 статьи 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ.
Внимание: право не применять ККТ при ЕНВД не распространяется на организации, реализующие алкогольную продукцию в городах.
Положениями пункта 2.1 статьи 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ предусмотрено, что организации, которые платят ЕНВД, вправе не применять ККТ при расчетах наличными с покупателями. При этом никаких исключений для организаций, которые реализуют алкогольную продукцию, не предусмотрено.
Однако оборот алкогольной и спиртосодержащей продукции в России регулирует Закон от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ. В пункте 6 статьи 16 этого Закона сказано, что одним из обязательных условий для организаций, реализующих алкогольную продукцию в городах, является наличие и применение ККТ. Розничная продажа алкогольной продукции с нарушением данных требований запрещена (абз. 24 п. 1 ст. 26 Закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ).
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Исключение предусмотрено только для розничных продавцов пива и напитков, изготавливаемых на основе пива, с содержанием этилового спирта 5 и менее процентов от объема готовой продукции. Такие организации могут не применять ККТ вплоть до 1 января 2013 года (п. 5 ст. 5 Закона от 18 июля 2011 г. № 218-ФЗ). Но если доля содержания этилового спирта в такой алкогольной продукции составляет более 5 процентов от объема, то при розничной торговле ККТ следует применять уже с 22 июля 2011 года (п. 1 ст. 6 Закона от 18 июля 2011 г. № 218-ФЗ).
Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС России от 17 августа 2011 г. № АС-4-2/13461.
При выявлении фактов указанного виновного деяния налоговая инспекция может привлечь организацию и ее должностных лиц к административной ответственности. Размер штрафа составляет для:
- организации – от 30 000 до 40 000 руб. с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой;
- должностных лиц (например, руководителя организации) – от 3000 до 4000 руб. с конфискацией алкогольной и спиртосодержащей продукции или без таковой.
Такие меры ответственности предусмотрены частью 3 статьи 14.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Аналогичные разъяснения содержатся в письме Минфина России от 26 августа 2009 г. № 03-01-15/8-429 и информации ФНС России от 29 сентября 2009 г.
При реализации алкогольной продукции в сельской местности плательщики ЕНВД могут не применять ККТ. В этом случае требования Закона от 22 ноября 1995 г. № 171-ФЗ не применяются (письмо Минфина России от 23 ноября 2009 г. № 03-11-06/3/271 и п. 4 приложения к письму ФНС России от 10 сентября 2012 г. № АС-4-2/14961).
Елена Попова, государственный советник налоговой службы РФ I ранга
2.ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН ОТ 22.05.2003 № 54-ФЗ
3. Организации и индивидуальные предприниматели в силу специфики своей деятельности либо особенностей своего местонахождения могут производить наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники при осуществлении следующих видов деятельности:*
продажи газет и журналов, а также сопутствующих товаров в газетно-журнальных киосках при условии, если доля продажи газет и журналов в их товарообороте составляет не менее 50 процентов и ассортимент сопутствующих товаров утвержден органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Учет торговой выручки от продажи газет и журналов и от продажи сопутствующих товаров ведется раздельно;
продажи ценных бумаг;
продажи лотерейных билетов;
продажи проездных билетов и талонов для проезда в городском общественном транспорте;
обеспечения питанием обучающихся и работников образовательных организаций, реализующих основные общеобразовательные программы, во время учебных занятий;
торговли на рынках, ярмарках, в выставочных комплексах, а также на других территориях, отведенных для осуществления торговли, за исключением находящихся в этих местах торговли магазинов, павильонов, киосков, палаток, автолавок, автомагазинов, автофургонов, помещений контейнерного типа и других аналогично обустроенных и обеспечивающих показ и сохранность товара торговых мест (помещений и автотранспортных средств, в том числе прицепов и полуприцепов), открытых прилавков внутри крытых рыночных помещений при торговле непродовольственными товарами;
разносной мелкорозничной торговли продовольственными и непродовольственными товарами (за исключением технически сложных товаров и продовольственных товаров, требующих определенных условий хранения и продажи) с ручных тележек, корзин, лотков (в том числе защищенных от атмосферных осадков каркасами, обтянутыми полиэтиленовой пленкой, парусиной, брезентом);продажи в пассажирских вагонах поездов чайной продукции в ассортименте, утвержденном федеральным органом исполнительной власти в области железнодорожного транспорта;
абзац утратил силу с 1 сентября 2010 года - Федеральный закон от 27 июля 2010 года N 192-ФЗ - см. предыдущую редакцию;
торговли в киосках мороженым и безалкогольными напитками в розлив;
торговли из цистерн пивом, квасом, молоком, растительным маслом, живой рыбой, керосином, вразвал овощами и бахчевыми культурами;
приема от населения стеклопосуды и утильсырья, за исключением металлолома;
реализации предметов религиозного культа и религиозной литературы, оказания услуг по проведению религиозных обрядов и церемоний в культовых зданиях и сооружениях и на относящихся к ним территориях, в иных местах, предоставленных религиозным организациям для этих целей, в учреждениях и на предприятиях религиозных организаций, зарегистрированных в порядке, установленном законодательством Российской Федерации;
продажи по номинальной стоимости государственных знаков почтовой оплаты (почтовых марок и иных знаков, наносимых на почтовые отправления), подтверждающих оплату услуг почтовой связи.
Организации и индивидуальные предприниматели, находящиеся в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа), указанных в перечне, утвержденном органом государственной власти субъекта Российской Федерации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт без применения контрольно-кассовой техники.
Аптечные организации, находящиеся в фельдшерских и фельдшерско-акушерских пунктах, расположенных в сельских поселениях, и обособленные подразделения медицинских организаций, имеющих лицензию на фармацевтическую деятельность (амбулатории, фельдшерские и фельдшерско-акушерские пункты, центры (отделения) общей врачебной (семейной) практики), расположенные в сельских поселениях, в которых отсутствуют аптечные организации, могут осуществлять наличные денежные расчеты и (или) расчеты с использованием платежных карт при продаже лекарственных препаратов без применения контрольно-кассовой техники.
С уважением,
эксперт «Системы Главбух»
Бембеева Марина
Ответ утвержден:
Заместитель начальника группы Горячей линии по методологии учета "Системы Главбух"
Родионов Александр
_____________________________
Ответ на Ваш вопрос дан в соответствии с правилами работы «Горячей линии» «Системы Главбух», которые Вы можете найти по адресу: http://www.1gl-u.ru/index.aspx?f=help-call-center