В данной ситуации по общим правилам при расчетах наличными организация обязана применять ККТ (пункт 1 статьи 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ). Однако при расчетах наличными за оказание услуг населению организации, оказывающие эти услуги, могут использовать бланки строгой отчетности (п. 2 ст. 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ). Следовательно, услуги по агентскому договору в данном случае нельзя рассматривать как оказание услуг населению, таким образом, при расчетах по такому договору организация обязана применять ККМ. В противном случае при проверке налоговая инспекция вправе привлечь организация к ответственности, размер штрафов приведен в рекомендации.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»
Рекомендация: В каких случаях нужно применять кассовый аппарат при расчетах наличными
Кто должен применять ККТ
Применять контрольно-кассовую технику (ККТ) обязаны организации и предприниматели, которые ведут наличные денежные расчеты (расчеты с использованием платежных карт, платежных терминалов и банкоматов) за реализованные товары, выполненные работы, оказанные услуги. Применение ККТ обязательно при наличных расчетах как с гражданами (в т. ч. предпринимателями), так и с организациями через их представителей. Такой порядок следует из положений пункта 1 статьи 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ.
Исключение сделано для организаций и предпринимателей, находящихся в отдаленных или труднодоступных местностях (за исключением городов, районных центров, поселков городского типа). Перечень таких местностей утверждается органами государственной власти субъекта РФ. В таких местностях наличные денежные расчеты (в т. ч. при продаже алкогольной продукции) можно осуществлять без применения ККТ (абз. 16 п. 3 ст. 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ, п. 4 приложения к письму ФНС России от 10 сентября 2012 г. № АС-4-2/14961).
Организации, осуществляющие деятельность по приему платежей от граждан в адрес третьих лиц (платежные агенты, банковские платежные агенты) обязаны применять ККТ в любом случае (п. 4 ст. 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ).
Применять ККТ организации обязаны вне зависимости от того, направлена их деятельность на извлечение прибыли или нет (письмо ФНС России от 30 июля 2012 г. № АС-4-2/12617).
Ситуация: нужно ли применять ККТ при оказании медицинских услуг за наличный расчет. Организация планирует открыть медицинский кабинет для лечебного массажа, а также для проведения консультаций врачами-специалистами
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
По общему правилу при приеме наличных денег, а также при расчетах с использованием платежных карт за товары (работы, услуги) все организации (предприниматели) обязаны применять ККТ (п. 1 ст. 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ). Исключением из этого правила являются случаи, установленные Законом от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ.
В то же время при оказании населению платных услуг вместо ККТ организации (предприниматели), оказывающие эти услуги, могут использовать бланки строгой отчетности (п. 2 ст. 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ). В отношении платных медицинских услуг населению такая возможность предусмотрена Правилами, утвержденными постановлением Правительства РФ от 13 января 1996 г. № 27.
В Общероссийском классификаторе услуг населению (ОКУН ОК 002-93) в группу 080000 «Медицинские услуги, санаторно-оздоровительные услуги, ветеринарные услуги» входят консультации и лечение врачами-специалистами и хирургами-специалистами (код 081103 – в стационарах, код 081203 – в поликлинических учреждениях), а также услуги, оказываемые средними медицинскими работниками (код 081105 – в стационарах, код 081206 – в поликлинических учреждениях). При этом согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОК 034-2007) услуги среднего медицинского персонала включают в себя в том числе услуги по лечебному массажу (код 85.14.13.122). Таким образом, консультации врачей-специалистов, а также процедуры лечебного массажа, которые организация будет проводить в открывающемся медицинском кабинете, можно квалифицировать как оказание платных медицинских услуг населению. Следовательно, при оказании этих услуг за наличный расчет организация должна будет выдавать клиентам либо кассовые чеки (применять ККТ), либо приравненные к кассовым чекам бланки строгой отчетности.*
Порядок разработки и утверждения бланков строгой отчетности определен постановлением Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359 и разъяснен в информационном письме Минфина России от 22 августа 2008 г. Из этих документов следует, что организация может самостоятельно изготовить (разработать) бланки строгой отчетности, необходимые для проведения расчетов за оказанные медицинские услуги. Аналогичные разъяснения дают и представители налоговой службы (см., например, письмо УФНС России по г. Москве от 2 марта 2009 г. № 17-15/19792).
Если у организации нет бланков строгой отчетности, соответствующих требованиям постановления Правительства РФ от 6 мая 2008 г. № 359, при оказании платных медицинских услуг она обязана применять ККТ.
за неприменение ККТ, применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям, используется с нарушением порядка ее регистрации и применения, а также при отказе в выдаче документов, подтверждающих получение денежных средств, предусмотрена административная ответственность (ст. 14.5 КоАП РФ).
В случаях, установленных Законом от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ, организации (предприниматели) обязаны применять контрольно-кассовую технику (ККТ) либо осуществлять денежные расчеты путем выдачи установленных документов. Ответственность, предусмотренная статьей 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, установлена:
- за неприменение ККТ;
- применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям, используется с нарушением порядка и условий ее регистрации и применения;
- за отказ в выдаче по требованию покупателя товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием наличных денег (в случае если организация платит ЕНВД).
Если организация или предприниматель используют не контрольно-кассовые машины, а иные виды контрольно-кассовой техники (ПЭВМ, программно-технические комплексы), привлечь их к ответственности за неприменение ККТ нельзя (п. 2 постановления Пленума ВАС РФ от 31 июля 2003 г. № 16).
К ответственности могут быть привлечены:
- организации;
- должностные лица (например, руководитель организации);
- граждане (например, продавцы, кассиры-операционисты).
Меры ответственности – предупреждение или административный штраф. При этом размер штрафа составляет:
- от 30 000 до 40 000 руб. – для организаций;
- от 3000 до 4000 руб. – для должностных лиц;
- от 1500 до 2000 руб. – для граждан.*
Предприниматели могут быть привлечены к ответственности только в качестве должностных лиц. Продавцы и кассиры-операционисты к должностным лицам не относятся. Это следует из определения категории «должностные лица», которое дано в статье 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Не исключено одновременное привлечение к административной ответственности организации и ее должностных лиц. Правомерность такой позиции подтверждается письмом Минфина России от 30 марта 2005 г. № 03-02-07/1-83 и арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Московского округа от 14 июля 2005 г. № КА-А40/6231-05, Дальневосточного округа от 17 мая 2005 г. № Ф03-А16/05-2/984 и Западно-Сибирского округа от 5 июля 2005 г. № Ф04-4410/2005(12792-А03-32)).
Право рассматривать дела о правонарушениях, связанных с применением ККТ, предоставлено, в частности, налоговым инспекциям (ст. 23.5 КоАП РФ, ст. 7 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ). Нарушение законодательства в сфере ККТ не является длящимся, поэтому привлечь организацию (ее должностных лиц) к административной ответственности можно только в течение двух месяцев со дня совершения правонарушения (п. 8 постановления Пленума ВАС РФ от 31 июля 2003 г. № 16).*
Елена Попова, государственный советник налоговой службы РФ I ранга