Из вопроса не совсем понятно, корректируется ли выручка из-за ошибочно пробитого кассиром чека или покупателю возвращались деньга за товар.
В первом случае, если ошибка обнаружена поздно и получить с покупателя «неправильный» чек нельзя, то приложить к акту неправильный чек в этом случае не удастся. Поэтому при проверке налоговая инспекция может обвинить организацию в неоприходовании наличной выручки. Ответственность за такое нарушение предусмотрена статьей 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Решать спор придется в арбитраже.
Если же покупатель 2 октября возвращает товар, купленный 1 октября, то деньги из кассы выдаются по расходному ордеру. Показатели ККТ в данном случае не затрагиваются.
Если мы не до конца поняли Ваш вопрос, опишите пожалуйста Вашу ситуацию подробнее.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух».
1. Ситуация: Что делать, если кассир-операционист пробил кассовый чек с ошибкой в сумме платежа
Ответ на этот вопрос зависит от двух факторов:
- какая сумма пробита в чеке: больше, чем стоимость покупки, или меньше;
- может ли кассир-операционист заменить ошибочный чек правильным или нет.
Если в кассовом чеке указана сумма большая, чем стоимость покупки, возможны два варианта.
Если ошибка обнаружена сразу же (например, если покупатель еще не отошел от операционной кассы), покупателю следует выдать новый чек с правильной суммой платежа. Ошибочный чек нужно погасить. В конце смены на всю сумму платежа по ошибочному чеку составьте акт по форме № КМ-3. Погашенный чек наклейте на лист бумаги и приложите к акту. Кроме того, ошибочную сумму укажите в графе 15 журнала кассира-операциониста.
Такой порядок следует из пункта 4.3 Типовых правил, утвержденных письмом Минфина России от 30 августа 1993 г. № 104, и указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Порядок действий при обнаружении ошибки в конце смены (когда заменить выданный чек невозможно) законодательно не урегулирован. Тем не менее на практике можно поступать так же, как и в первом случае. Составьте акт по форме № КМ-3 и укажите в нем разницу между правильной и ошибочно пробитой суммой платежа. Эту же разницу отразите в графе 15 журнала кассира-операциониста.
Приложить к акту неправильный чек в этом случае не удастся. Поэтому при проверке налоговая инспекция может обвинить организацию в неоприходовании наличной выручки. Ответственность за такое нарушение предусмотрена статьей 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях. Решать спор придется в арбитраже. Некоторые судьи считают, что исправление подобных ошибок в отсутствие кассовых чеков правомерно (см., например, постановления ФАС Западно-Сибирского округа от 25 мая 2006 г. № Ф04-2909/2006(22691-А70-7), Северо-Западного округа от 15 марта 2006 г. № А56-20348/2005, от 7 сентября 2004 г. № А56-14926/04, от 29 сентября 2004 г. № А52/1052/2004/2, Восточно-Сибирского округа от 25 февраля 2004 г. № А33-15332/03-С6-Ф02-468/04-С1).
Если в кассовом чеке указана сумма меньшая, чем стоимость покупки, кассиру-операционисту достаточно пробить дополнительный чек на разницу. Сделать это можно сразу после того, как был обнаружен излишек денежных средств в кассе. В противном случае при проверке налоговая инспекция может привлечь организацию к ответственности за совершение административного правонарушения. По статье 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, к неприменению ККТ приравнивается, в частности, пробитие чека с указанием суммы, меньшей, чем та, которую уплатил покупатель (п. 1 постановления Пленума ВАС РФ от 31 июля 2003 г. № 16, определение ВАС РФ от 18 марта 2009 г. № ВАС-2583/09, постановления ФАС Восточно-Сибирского округа от 25 сентября 2008 г. № А10-763/08-Ф02-3901/08, Уральского округа от 16 января 2007 г. № Ф09-11858/06-С1, Московского округа от 24 июля 2006 г. № КА-А41/6587-06-П).
Е.Ю. Попова
государственный советник налоговой службы РФ I ранга
2. Рекомендация:Какие документы нужно оформить при возврате товара покупателем. Гражданин-покупатель оплатил товар наличными
Ответ на этот вопрос зависит от того, когда покупатель возвращает товар: в день покупки или позже.
Организация-продавец обязана заменить товар или вернуть деньги покупателю при предъявлении хотя бы одного из следующих документов:
- кассового чека;
- товарного чека;
- иного документа, подтверждающего оплату.
В случае, когда покупатель не сможет предъявить ни один из этих документов, он может сослаться на свидетельские показания, подтверждающие факт покупки товара у продавца.
Если любым из этих способов покупатель сможет доказать, что товар был приобретен у данного продавца, организация должна будет выполнить его требования (о замене товара или возврате денег).
Такой порядок следует из статьи 493 Гражданского кодекса РФ и абзаца 3 пункта 1 статьи 25 Закона от 7 февраля 1992 г. № 2300-1.
Если товар возвращается в день покупки, то, как правило, возврат денег производят по кассовому чеку, полученному от покупателя и подписанному руководителем организации или его заместителем (п. 4.2 Типовых правил, утвержденных письмом Минфина России от 30 августа 1993 г. № 104). При этом оформляется акт о возврате денежных сумм покупателям по неиспользованным кассовым чекам. Акт составляется в одном экземпляре и подписывается руководителем организации, заведующим отделом (секцией), старшим кассиром и кассиром-операционистом. Возвращенные в течение смены кассовые чеки наклеиваются на лист бумаги и вместе с актами сдаются в бухгалтерию.
Такой порядок следует из указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132.
Сумма, возвращенная покупателю, выдается из операционной кассы и указывается в графе 15 журнала кассира-операциониста.
Если покупатель возвращает товар не в день покупки, а позже, то выплату денег покупателю произведите следующим образом.
Потребуйте от покупателя:
- заявление на возврат товара;
- паспорт или документ, удостоверяющий его личность.
Деньги в этом случае выдаются не из операционной, а из главной кассы. Это объясняется тем, что выручка от продажи данного товара уже была отражена в кассовой книге (и в бухучете). При оформлении расходного кассового ордера укажите в нем данные паспорта или иного документа, удостоверяющего личность покупателя (п. 4.2 Положения Банка России от 12 октября 2011 г. № 373-П). При выдаче денег из главной кассы старший кассир (кассир):
- проверяет расходный кассовый ордер (п. 4.2 Положения Банка России от 12 октября 2011 г. № 373-П);
- выдает деньги покупателю, указанному в расходном кассовом ордере, при предъявлении им паспорта или документа, удостоверяющего его личность (п. 4.2 Положения Банка России от 12 октября 2011 г. № 373-П, письмо ФНС России от 3 декабря 2012 г. № АС-4-2/20379);
- делает запись в кассовой книге (п. 5.2 Положения Банка России от 12 октября 2011 г. № 373-П).
Внимание: за нарушение правил оформления возврата товара организация несет административную ответственность.
Нарушение правил оформления возврата товара влечет штраф за неоприходование денежной наличности в размере:
- от 4000 до 5000 руб. – для должностных лиц организации (например, руководителя);
- от 40 000 до 50 000 руб. – для организации (ст. 15.1 КоАП РФ).
Неправильно оформленные возвраты в день покупки – это главным образом возвраты без кассового чека. В этом случае деньги, выданные клиенту из операционной кассы, налоговая служба квалифицирует как неоприходованную выручку (см., например, письма УФНС России по г. Москве от 30 июля 2007 г. № 34-25/072141, УМНС России по г. Москве от 2 апреля 2003 г. № 29-12/17931). Однако некоторые суды придерживаются мнения, что оформление возврата товара в день покупки не по кассовому чеку (а по товарному или, например, гарантийному талону) не является нарушением, предусмотренным статьей 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 12 июля 2007 г. № А56-51595/2006, от 15 марта 2006 г. № А56-20348/2005, Восточно-Сибирского округа от 13 августа 2007 г. № А33-6945/07-Ф02-5130/07). Это связано с тем, что обязанность вернуть покупателю деньги за товар, даже при отсутствии кассового чека, установлена, в частности, законодательством о защите прав потребителей (абз. 3 п. 1 ст. 25 Закона от 7 февраля 1992 г. № 2300-1). Следовательно, инспекция не может привлечь организацию к ответственности, предусмотренной статьей 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях при возврате денег в день покупки не по кассовому чеку, а по иному документу.
Основное нарушение при возвратах не в день покупки – выдача денег из операционной кассы. В таких ситуациях организация ошибочно уменьшает выручку в журнале кассира-операциониста вместо того, чтобы выписать расходный кассовый ордер (см., например, постановление Верховного суда РФ от 28 января 2011 г. № 5-АД11-1).
Е.Ю. Попова
государственный советник налоговой службы РФ I ранга