Законодательство не содержит ответа на этот вопрос, разъяснений контролирующих органов нет.
Поскольку в данном случае покупателю перешло право собственности на оборудование, он должен оприходовать его у себя:
Дебет 07 Кредит 60 – оприходовано оборудование.
В случае обнаружения дефектов оборудования организация должна оформить акт о выявленных дефектах оборудования по форме № ОС-16 или по собственной разработанной форме. Списать оборудование можно на основании акта о списании в произвольной форме:
Дебет 94 Кредит 07 – отражена порча оборудования;
Дебет (76, 60...) Кредит 94 – отнесена на виновных лиц сумма порчи оборудования.
При установлении повреждения груза покупатель и перевозчик могут провести экспертизу. Результаты экспертизы, проведенной без уведомления перевозчика или покупателя, являются недействительными.
В налоговом учете учесть расходы по списанию испорченного оборудования можно в том случае, если виновное лицо (например, перевозчик) возместит порчу. При возмещении недостачи (порчи) виновным лицом организация получает и доход (п. 3 ст. 250 НК РФ), следовательно, такие расходы являются обоснованными, и их можно включить в состав прочих внереализационных расходов в полном размере (подп. п. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ).
Документальным подтверждением ущерба могут быть заключение экспертизы, акт по форме № ОС-16 и другие документы.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Таблица: Формы первичных документов по учету основных средств
Номер формы |
Наименование формы |
Документ |
Назначение |
Акт о приеме-передаче объекта основных средств (кроме зданий, сооружений) |
Применяется для оформления приема-передачи отдельных объектов основных средств (кроме зданий и сооружений), их включения в состав основных средств и ввода в эксплуатацию, а также для исключения объектов из состава основных средств при их передаче (продаже, мене и т.п.) другой организации. |
||
Акт о приеме-передаче здания (сооружения) |
Применяется для тех же целей, что и акт ОС-1, но предназначен исключительно для приема-передачи зданий и сооружений. |
||
Акт о приеме-передаче групп объектов основных средств (кроме зданий, сооружений) |
Применяется для тех же целей, что и акт ОС-1, но предназначен для передачи групп объектов основных средств, кроме зданий и сооружений |
||
Накладная на внутреннее перемещение объектов основных средств |
Применяется для оформления и учета перемещения объектов основных средств внутри организации из одного структурного подразделения (отдела, цеха и т.п.) в другой. |
||
Акт о приеме-сдаче отремонтированных, реконструированных, модернизированных объектов основных средств |
Применяется для оформления и учета приема-сдачи объектов основных средств из ремонта, реконструкции, модернизации. |
||
Акт о списании объекта основных средств (кроме автотранспортных средств) |
Применяется для списания единичных объектов основных средств, пришедших в негодность. |
||
Акт о списании автотранспортных средств |
Применяется для списания автотранспортных средств, пришедших в негодность. |
||
Акт о списании групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств) |
Применяется для списания групп объектов основных средств (кроме автотранспортных средств), пришедших в негодность. |
||
Инвентарная карточка учета объекта основных средств |
Применяется для учета наличия единичных объектов основных средств и их движения внутри организации. |
||
Инвентарная карточка группового учета объектов основных средств |
Применяется для учета наличия групп однотипных объектов основных средств и их движения внутри организации. |
||
Инвентарная книга учета объектов основных средств |
Применяется для тех же целей, что и формы № ОС–6 и № ОС–6а, но предназначена для использования малыми предприятиями. |
||
Акт о приеме (поступлении) оборудования |
Применяется для учета оборудования, поступившего на склад, с целью его последующего использования в качестве объекта основных средств. |
||
Акт о приеме-передаче оборудования в монтаж |
Применяется для передачи оборудования в монтаж. |
||
Акт о выявленных дефектах оборудования |
Составляется при обнаружении дефектов оборудования, выявленные в процессе монтажа, наладки или испытания, а также по результатам контроля. |
Статья: Груз утрачен или поврежден. Без каких формальностей невозможно взыскать убытки с автоперевозчика
В иных случаях, если при принятии груза будут обнаружены недостача, повреждение (порча) груза, грузополучатель и перевозчик обязаны определить размер фактической недостачи, повреждения (порчи). При необходимости грузополучатель или перевозчик приглашают в этих целях экспертов в соответствующей области. Результаты экспертизы, проведенной без уведомления перевозчика или грузополучателя, являются недействительными (ч. 14, 15 ст. 15 УАТ). Таким образом, при установлении недостачи или повреждения груза грузополучатель и перевозчик должны предпринять совместные действия. И это важный момент: если акт о недостаче, акт экспертизы будут составлены грузополучателем в одностороннем порядке без участия перевозчика или его представителя и даже без их приглашения для участия в этих процедурах, то суд скорее всего скептически отнесется к таким доказательствам и откажет в иске к перевозчику (постановление ФАС Волго-Вятского округа от 29.07.11 по делу № А39-4138/2010).
Гражданский кодекс Российской Федерации (часть вторая)
Статья 796. Ответственность перевозчика за утрату, недостачу и повреждение (порчу) груза или багажа
. Перевозчик несет ответственность за несохранность груза или багажа, происшедшую после принятия его к перевозке и до выдачи грузополучателю, управомоченному им лицу или лицу, управомоченному на получение багажа, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза или багажа произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить и устранение которых от него не зависело.
Ущерб, причиненный при перевозке груза или багажа, возмещается перевозчиком:
в случае утраты или недостачи груза или багажа - в размере стоимости утраченного или недостающего груза или багажа;
в случае повреждения (порчи) груза или багажа - в размере суммы, на которую понизилась его стоимость, а при невозможности восстановления поврежденного груза или багажа - в размере его стоимости;
в случае утраты груза или багажа, сданного к перевозке с объявлением его ценности, - в размере объявленной стоимости груза или багажа.
Стоимость груза или багажа определяется исходя из его цены, указанной в счете продавца или предусмотренной договором, а при отсутствии счета или указания цены в договоре исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.
Перевозчик наряду с возмещением установленного ущерба, вызванного утратой, недостачей или повреждением (порчей) груза или багажа, возвращает отправителю (получателю) провозную плату, взысканную за перевозку утраченного, недостающего, испорченного или поврежденного груза или багажа, если эта плата не входит в стоимость груза.
. Документы о причинах несохранности груза или багажа (коммерческий акт, акт общей формы и т.п.), составленные перевозчиком в одностороннем порядке, подлежат в случае спора оценке судом наряду с другими документами, удостоверяющими обстоятельства, которые могут служить основанием для ответственности перевозчика, отправителя либо получателя груза или багажа».
Федеральный закон от 08.11.2007 № 259-ФЗ "Устав автомобильного транспорта и городского наземного электрического транспорта"
«Статья 34. Ответственность перевозчика, фрахтовщика
Перевозчик несет ответственность за сохранность груза с момента принятия его для перевозки и до момента выдачи грузополучателю или управомоченному им лицу, если не докажет, что утрата, недостача или повреждение (порча) груза произошли вследствие обстоятельств, которые перевозчик не мог предотвратить или устранить по не зависящим от него причинам.
Перевозчик возмещает ущерб, причиненный при перевозке груза, багажа, в размере:
стоимости утраченных или недостающих груза, багажа в случае утраты или недостачи груза, багажа;
суммы, на которую понизилась стоимость груза, багажа, в случае повреждения (порчи) груза, багажа или стоимости груза, багажа в случае невозможности восстановления поврежденных (испорченных) груза, багажа;
доли объявленной стоимости груза, багажа, соответствующей недостающей или поврежденной (испорченной) части груза, багажа, в случае недостачи, повреждения (порчи) груза, багажа, сданных для перевозки с объявленной ценностью;
объявленной стоимости в случае утраты груза, багажа, а также невозможности восстановления груза, багажа, сданных для перевозки с объявленной ценностью и испорченных или поврежденных.
Стоимость груза, багажа определяется исходя из цены груза, багажа, указанной в счете продавца или предусмотренной договором перевозки груза, договором перевозки пассажира, а при отсутствии счета или указания цены в договоре исходя из цены, которая при сравнимых обстоятельствах обычно взимается за аналогичные товары.
Перевозчик наряду с возмещением ущерба, вызванного утратой, недостачей, повреждением (порчей) перевозимых груза, багажа, возвращает грузоотправителю или грузополучателю, пассажиру провозную плату, полученную за перевозку утраченных, недостающих, поврежденных (испорченных) груза, багажа, если эта провозная плата не входит в стоимость груза».
Рекомендация: Как отразить в бухучете и при налогообложении порчу и недостачу товаров
Порчу товаров сверх норм естественной убыли относите на виновных лиц (п. 30 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н). При этом в учете сделайте проводку:
Дебет 73 (76, 60...) Кредит 94
– отнесена на виновных лиц сумма потерь от порчи товаров сверх норм естественной убыли.
Более подробно о том, как взыскать ущерб, если виновным в порче признан сотрудник организации, см.:
- Как удержать из зарплаты материальный ущерб, нанесенный организации;
- Как отразить в бухучете и при налогообложении удержание из зарплаты материального ущерба, нанесенного организации.
Такой порядок следует из пункта 5.1 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49, и Инструкции к плану счетов.
Недостача выявлена до постановки товаров на учет
Если организация выявила недопоставку (порчу) при приемке товаров (т. е. до постановки товаров на учет), то инвентаризацию проводить не нужно*. Для документального отражения торговыми организациями факта такой недостачи (порчи) постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132 предусмотрены типовые формы:
- № ТОРГ-2 (если получены товары российского производства);
- № ТОРГ-3 (если получены товары импортного производства).
В некоторых отраслях вместо формы № ТОРГ-2(№ ТОРГ-3) могут использоваться другие акты. Например, в отношении медицинских товаров в аптеках – акт по форме № А-1.2 (раздел 4Методических рекомендаций, утвержденных Минздравом России 14 мая 1998 г. № 98/124).
Документы, в которых фиксируется факт недостачи или порчи, являются основанием для предъявления претензии поставщику (ст. 518, 519 ГК РФ).
Если товар перевозила специализированная транспортная организация, для предъявления претензий перевозчику нужно использовать форму акта, действующую на транспорте. Такие правила установлены в указаниях, утвержденных постановлением Госкомстата России от 25 декабря 1998 г. № 132. Например, при перевозках железнодорожным транспортом составляется коммерческий акт (п. 2.1 Правил, утвержденных приказом МПС России от 18 июня 2003 г. № 45). Егоформа утверждена приказом МПС России от 18 июня 2003 г. № 45. Однако если типовой формы документа для отражения потерь при перевозке соответствующим транспортом не установлено, для предъявления претензий перевозчику можно использовать акты по формам № ТОРГ-2 и № ТОРГ-3. При отсутствии типовых форм для отражения факта недостачи (порчи товаров), выявленных при приемке товаров, организация может составить документ в произвольной форме, отразив в нем все необходимые реквизиты (ч. 2 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Подробнее об этом см. Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении предъявление претензии.
Ситуация: Можно ли включить ущерб от недостачи (порчи) товаров в состав расходов при расчете налога на прибыль. Материальный ущерб возмещает виновное лицо
Да, можно.
В главе 25 Налогового кодекса РФ прямо не сказано, можно ли уменьшить налогооблагаемый доход на сумму ущерба от недостачи (порчи) товаров при наличии виновного лица. Вместе с тем, материальный ущерб приводит к уменьшению экономических выгод организации, то есть является расходом.
Обоснованием для признания такого расхода является то, что при возмещении недостачи (порчи) виновным лицом организация получает и доход (п. 3 ст. 250 НК РФ).
Чтобы учесть потери от недостачи (порчи) в составе расходов, их размер должен быть обоснован и документально подтвержден (п. 1 ст. 252 НК РФ). Документальным подтверждением ущерба может быть, например, сличительная ведомость, объяснительная записка сотрудника и другие документы.
Если указанные требования соблюдены, то сумму недостачи или порчи (по фактической себестоимости) можно включить в состав прочих внереализационных расходов в полном размере (подп. п. 20 п. 1 ст. 265 НК РФ).
Правомерность этого вывода подтверждена письмами Минфина России от 14 октября 2010 г. № 03-03-06/1/648, от 17 апреля 2007 г. № 03-03-06/1/245.
Сергеем Гранаткиным, ведущим экспертом БСС «Система Главбух»