согласно п.п.8 п.1 ст. 23 НК РФ налогоплательщики в течение четырех лет обеспечивать сохранность данных бухгалтерского и налогового учета и других документов, необходимых для исчисления и уплаты налогов, в том числе документов, подтверждающих получение доходов, осуществление расходов (для организаций и индивидуальных предпринимателей). Истребование документов (информации) у «вмененщика» возможно как в случае проведения в отношении него камеральной и выездной налоговых проверок, так и в процессе контрольных мероприятий в отношении третьих лиц (ст. 101.2 НК РФ).
За непредставление сведений по требованию инспекции Вы можете быть привлечены к налоговой и административной ответственности в соответствии со ст. 126 НК РФ.
Размер штрафа –составляет 200 руб. за каждый непредставленный (несвоевременно представленный) документ, а также в размере 10 000 руб. за отказ от представления сведений.
Индивидуальный предприниматель – в случае если он ведет учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения либо физических показателей (например, при применении ЕНВД) в порядке, установленном российским налоговым законодательством, освобождены от ведения бухучета.
Таким образом, налоговые органы вправе истребовать документы (информацию), касающуюся деятельности контрагента, при этом они не истребуют учетные регистры, которые Вы не обязаны вести и представлять, так как освобождены от ведения бухучета.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1. Рекомендация: Как организовать ведение бухучета
Вести бухучет и составлять бухгалтерскую отчетность обязаны все без исключения организации (ч. 1 ст. 6, ч. 2 ст. 13 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). А порядок ведения бухучета зависит от статуса организации и от системы налогообложения, которую она применяет.
Полностью освобождены от ведения бухучета:*
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
- индивидуальный предприниматель (лицо, занимающееся частной практикой) – в случае если он ведет учет доходов или доходов и расходов и (или) иных объектов налогообложения либо физических показателей (например, при применении ЕНВД) в порядке, установленном российским налоговым законодательством;
- находящиеся на территории России филиал, представительство или иное структурное подразделение организации, созданные в соответствии с законодательством иностранного государства, – в случае если они ведут учет доходов, расходов и (или) иных объектов налогообложения в порядке, установленном налоговым законодательством.
Об этом сказано в пунктах 1 и 2 части 2 статьи 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.
Сергей Разгулин,
действительный государственный советник РФ 3-го класса
2. Рекомендация: Как вести учет хозяйственных операций при ЕНВД
Предприниматели на ЕНВД ведут учет физических показателей, поэтому вести бухучет они не должны (п. 1 ч. 2 ст. 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).*
Елена Попова,
государственный советник налоговой службы РФ I ранга
4.Рекомендация: Каковы полномочия проверяющих при камеральной налоговой проверке
Запрос информации у контрагентов*
В рамках камеральной проверки инспекция также вправе запросить документы (информацию) о проверяемой организации у ее контрагентов или иных лиц, которые располагают такими сведениями (например, у банков) (п. 1 ст. 93.1 НК РФ). Конкретный перечень документов (информации) отражается в поручении об истребовании документов, форма которого утверждена приказом ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338.
Ситуация: какие документы инспекция вправе запрашивать у контрагентов проверяемой организации в ходе ее камеральной налоговой проверки*
В ходе камеральной проверки организации налоговая инспекция вправе запрашивать у ее контрагентов любые документы по своему усмотрению.
Налоговое законодательство не устанавливает ограничений по документам, которые инспекция вправе запросить у контрагентов проверяемой организации. Это подтверждается письмами Минфина России от 23 ноября 2009 г. № 03-02-07/1-519, от 2 мая 2007 г. № 03-02-07/1-209. Правомерность такого подхода подтверждают некоторые арбитражные суды (см., например, постановления ФАС Московского округа от 3 августа 2009 г. № КА-А40/7052-09, Северо-Западного округа от 23 июня 2009 г. № А42-6216/2008).
За непредставление сведений по требованию инспекции контрагент может быть привлечен к налоговой и административной ответственности.
В поручении об истребовании документов должно быть указано, в рамках какой проверки и по какой организации возникла необходимость в их получении (приложение 6 к приказу ФНС России от 31 мая 2007 г. № ММ-3-06/338).
В течение пяти рабочих дней со дня получения поручения налоговая инспекция по месту учета контрагента (иного лица), у которого истребуются документы, направляет ему требование о представлении документов (информации). К указанному требованию должна быть приложена копия поручения об истребовании документов. Такой порядок установлен в пункте 4статьи 93.1 и пункте 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ.
Ответственность*
Внимание: неисполнение (несвоевременное исполнение) требования о представлении документов контрагентом является правонарушением (п. 6 ст. 93.1 НК РФ, ст. 2.1 КоАП РФ), за которое предусмотрена налоговая и административная ответственность.
Налоговая ответственность наступает, если:
1) контрагент проверяемой организации:
- отказался представить документы о ее деятельности;
- уклоняется от исполнения этой обязанности;
- представил документы с заведомо недостоверными сведениями.
В этих случаях контрагента оштрафуют на основании пункта 2 статьи 126 Налогового кодекса РФ. Размер штрафа – 10 000 руб.;
2) контрагент проверяемой организации несвоевременно представил запрошенную информацию о ее деятельности. В этом случае контрагента оштрафуют на основании пункта 1 статьи 129.1 Налогового кодекса РФ. Размер штрафа – 5000 руб. Если в течение календарного года контрагента уже привлекали к ответственности за аналогичное правонарушение, то размер штрафа составит 20 000 руб. (п. 2 ст. 129.1 НК РФ).
Кроме того, за неисполнение (несвоевременное исполнение) требования о представлении документов по заявлению налоговой инспекции суд может применить к должностным лицам организации (например, к ее руководителю) административную ответственность в виде штрафа на сумму от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).
Олег Хороший, государственный советник налоговой службы РФ III ранга
5. Статья: Если к « вмененщику » явился ревизор
Требование о представлении документов
Истребование документов (информации) у «вмененщика» возможно как в случае проведения в отношении него камеральной и выездной налоговых проверок, так и в процессе контрольных мероприятий в отношении третьих лиц (ст. статье 101.2 и статье 101.2 НК РФ).*
На основании изменений, внесенных Законом № 229-ФЗ в статье 101.2 НК РФ, должностное лицо налогового органа, проводящее налоговую проверку, вправе истребовать у проверяемого налогоплательщика необходимые для проверки документы. Требование о представлении документов может быть передано руководителю (законному или уполномоченному представителю) организации или физическому лицу (его законному или уполномоченному представителю) лично под роспись или в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи. Если указанными способами требование о представлении документов передать невозможно, оно направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней с даты направления этого письма.*
В соответствии с статье 101.2 статьи 93 НК РФ «вмененщик» вправе представить необходимые документы в ИФНС лично или через представителя, направить их по почте заказным письмом или передать в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Если документы подаются на бумажном носителе, то представить нужно заверенные плательщиком единого налога на вмененный доход копии. При этом «вмененщик» не обязан нотариально удостоверять копии документов, представляемых в инспекцию (должностному лицу), если иное не предусмотрено законодательством РФ.
В случае если истребуемые у организации (предпринимателя) документы составлены в электронном виде по установленным форматам, налогоплательщик вправе направить их в ИФНС по телекоммуникационным каналам связи.
Порядок направления требования о представлении документов и порядок их передачи по требованию налогового органа в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи устанавливаются ФНС России.
При необходимости налоговый орган вправе ознакомиться с подлинниками документов.
Итак, в требовании обычно содержится общий перечень документов, необходимых для проведения проверки. Налоговики должны получить их в течение 10 рабочих дней с момента получения соответствующего требования (статье 101.2 и статье 101.2 НК РФ).
При получении данного требования и невозможности его исполнить «вмененщик» должен не позднее дня, следующего за днем получения требования, письменно уведомить ИФНС об отсутствии у него соответствующих документов с указанием сроков, в течение которых они могут быть представлены. Подобная ситуация может, в частности, возникнуть, если оригиналы документов:
– представлены в государственные учреждения в связи с осуществлением различного рода регистрационных действий;
– находятся у контрагентов и еще не возвращены налогоплательщику;
– изъяты правоохранительными органами;
– утеряны по вине плательщика ЕНВД или третьих лиц.
Инспекторы оценивают основания невозможности представления документов и продлевают сроки их представления либо отказывают в этом. В последнем случае «вмененщик» может быть привлечен к ответственности на основании статье 101.2 статьи 126 НК РФ. Данный вид ответственности не следует путать с отказом от представления документов (статье 101.2) (см. постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 01.07.2009 № Ф04-3822/2009(9598-А70-41)).
Заметим, что если невозможно достоверно определить количество документов, которые должны быть представлены «вмененщиком», то налоговый орган не вправе рассчитывать сумму штрафных санкций исходя из предположительного количества таких документов (постановления ФАС Восточно-Сибирского округа 02.09.2009 № А19-19148/08, ФАС Дальневосточного округа от 16.06.2009 № Ф03-2528/2009 и ФАС Волго-Вятского округа от 22.01.2007 № А82-2642/2006-20).
Журнал «Вмененка» № 9 2010
* Так выделена часть материала, которая поможет Вам принять правильное решение
06.08.2014 г.
С уважением, Ольга Пушечкина,
Ваш персональный эксперт.