Должны быть утверждены нормы технологических потерь, которые фиксируются в первичных документах.
Подробно порядок оформления и учёта потерь приведен ниже в рекомендациях «Системы Главбух»
Рекомендация:Как оформить и отразить в бухучете и при налогообложении безвозвратные отходы (технологические потери при производстве)
В процессе производства продукции (оказания услуг, выполнения работ) или транспортировки у организации могут появляться безвозвратные отходы (технологические потери). Причиной их появления могут быть особенности производства (транспортировки) или физико-химические свойства продукции*.
Нормативы технологических потерь
Нормативы технологических потерь для каждого конкретного вида сырья и материалов организация может разработать самостоятельно. Сделать это могут специалисты организации, контролирующие технологический процесс (например, технологи). Разработанные нормативы нужно закрепить технологическими картами, сметами технологического процесса или другими аналогичными документами. Утвердить их должны лица, уполномоченные руководством организации (например, главный технолог или главный инженер). Если организация не может своими силами определить лимит потерь, то она вправе воспользоваться отраслевыми нормативными актами или государственными стандартами. При этом фактические потери сырья и материалов организация должна подтвердить первичными документами (например, при перевозке это может быть отчет транспортной компании, договор, товарно-транспортная накладная). Такая точка зрения подтверждается письмами Минфина России от 1 октября 2009 г. № 03-03-06/1/634, от 21 сентября 2007 г. № 03-03-06/1/687, от 29 августа 2007 г. № 03-03-06/1/606, от 14 августа 2007 г. № 03-03-05/218, от 27 марта 2006 г. № 03-03-04/1/289*.
Главбух советует: если организация разрабатывает нормативы самостоятельно, учитывайте при этом качество поступающих материалов (например, степень засоренности) или степень изношенности оборудования (например, нормативы по одному и тому же виду материалов, обрабатываемых на разном оборудовании, могут отличаться). Правильно рассчитанные нормативы будут минимизировать сверхнормативные потери, суммы которых не учитываются при налогообложении. Такая точка зрения подтверждается письмом Минфина России от 27 марта 2006 г. № 03-03-04/1/289*.
Документальное оформление
Технологические потери должны быть зафиксированы в первичных документах. Например, в акте инвентаризации (при обнаружении недостачи), акте зачистки и т. д. В производственных организациях информация о технологических потерях предоставляется сотрудниками, контролирующими процесс производства, – технологами, экономистами*.
Бухучет
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Порядок бухучета технологических потерь зависит от того, возникли они в производстве, при обработке товара или при транспортировке, а также от того, осуществлены они в пределах или сверх норм*.
Если технологические потери в пределах нормативов возникли в производстве, то в бухучете отражайте их в составе расходов по обычным видам деятельности. Они учитываются при списании материалов в производство:*
Дебет 20 (23...) Кредит 10
– переданы в производство материалы.
Технологические потери сверх норм учитывайте отдельно в составе прочих расходов:*
Дебет 91-2 Кредит 20 (23...)
– списаны сверхнормативные технологические потери.
Если технологические потери возникли при транспортировке, отразите их в бухучете так:*
Дебет 94 Кредит 60 (10, 16, 41...)
– отражена недостача при транспортировке;
Дебет 20 (23...) Кредит 94
– списана на затраты недостача в пределах установленных норм;
Дебет 76 (73...) Кредит 94
– отнесены на виновных лиц (на сотрудников или другие организации) сверхнормативные потери;
Дебет 91-2 Кредит 94
– списаны суммы сверхнормативных потерь, виновные лица по которым не обнаружены.
Такой порядок установлен пунктами 5 и 11 ПБУ 10/99, пунктом 5.1 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 13 июня 1995 г. № 49, и пунктом 236 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н*.
Сергей Разгулин,
заместитель директора
департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России