Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1. Ситуация: Нужно ли при расчете налога на прибыль учитывать расходы на топливо в пределах норм
Нет, не нужно.
Дело в том, что при расчете налога на прибыль расходы на содержание автотранспорта, в том числе на ГСМ, не нормируются (подп. 11 п. 1 ст. 264 НК РФ). А те нормы, которые приведены в Методических рекомендациях (введены в действие распоряжением Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р), носят рекомендательный характер. То есть применять их не обязательно. Таким образом, при расчете налога на прибыль организация вправе учитывать расходы на ГСМ в полном объеме. При условии, конечно, что они экономически оправданны и документально подтверждены (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 3 июня 2013 г. № 03-03-06/1/20097 и от 30 января 2013 г. № 03-03-06/2/12*.
Главбух советует: для экономического обоснования расходов на ГСМ можете использовать нормы, рекомендованные Минтрансом России. Или же самостоятельно разработайте внутренние нормы.*
Выбрав второй вариант, утвердите лимиты приказом руководителя организации. Они должны соответствовать маркам машин, учитывать их техническое состояние и особенности эксплуатации. Лучше всего утвердить отдельно летние и зимние нормы расхода топлива. Сезонные нормы установите исходя из климатических условий в районе эксплуатации автомобиля. Для этого можно воспользоваться таблицей значений зимних надбавок по регионам России. Издавать каждый сезон приказы не нужно. Если зимний сезон наступит раньше, то руководитель может своим приказом изменить срок действия зимних надбавок.
Чтобы установить внутриорганизационные нормы расхода ГСМ по отдельным видам служебного транспорта, можно провести контрольные заезды автомобилей (в заданных условиях). Их результат задокументируйте актом контрольного заезда (в произвольной форме).*
Также в качестве ориентира можете использовать нормы расхода топлива, приведенные в Методических рекомендациях, введенных в действие распоряжением Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р.
Правда, изменения в распоряжение № АМ-23-р ни разу не вносили. В то же время многие автопроизводители существенно обновили свой модельный ряд с 2008 года. Вот и получается, что для многих современных машин норм Минтранса России вообще нет. Поэтому зачастую проще и удобнее использовать самостоятельно разработанные нормы.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Еще один вариант: заключить договор на разработку норм расхода ГСМ с профильным научным учреждением, например с Государственным научно-исследовательским институтом автомобильного транспорта (НИИАТ) (п. 1 ст. 252 НК РФ).
А организациям узкоспециализированной направленности, использующим спецтехнику, стоит воспользоваться нормами, утвержденными отраслевыми ведомствами. Например, для предприятий лесной промышленности это Нормы расхода горюче-смазочных материалов на механизированные работы, выполняемые в лесном хозяйстве, утвержденные приказом Рослесхоза от 13 сентября 1999 г. № 180.
Если расходы на бензин превысят и внутриорганизационные нормы, то данный факт надо документально обосновать. В противном случае сверхлимитные расходы на ГСМ экономически оправданными не будут, и потому учесть их при расчете налога на прибыль не получится (п. 1 ст. 252 НК РФ). Такой вывод содержится в постановлении ФАС Западно-Сибирского округа от 5 апреля 2012 г. № А27-8757/2011.*
Следует отметить, что ранее контролирующие ведомства придерживались иной точки зрения. Суть ее в том, что организации, использующие служебные автомобили, обязаны соблюдать установленные Минтрансом России нормы. Списывать топливо по другим лимитам (например, разработанным организацией самостоятельно) можно только на автомобили, для которых нормы не установлены (письма Минфина России от 11 июля 2012 г. № 03-03-06/4/71, от 3 сентября 2010 г. № 03-03-06/2/57, от 22 июня 2010 г. № 03-03-06/4/61, УФНС России по г. Москве от 3 ноября 2009 г. № 16-15/115253). Однако, учитывая последние разъяснения финансового ведомства, нормировать расходы на ГСМ не нужно.*
Из рекомендации «Как отразить при налогообложении приобретение ГСМ за наличные. Организация применяет общую систему налогообложения»
Сергей Разгулин,
действительный государственный советник РФ 3-го класса
2. Статья: Учитываем затраты на служебный транспорт
Применяем нормы по ГСМ
Налоговое законодательство не предусматривает нормирования расходов на горюче-смазочные материалы. Но финансисты настаивали: при определении обоснованности затрат на топливо должны учитываться нормы его расхода (письмо от 3 сентября 2010 г. № 03-03-06/2/57). Однако такая позиция не находила поддержки у судей (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 5 апреля 2012 г. № А27-8757/2011).
Впоследствии чиновники заключили, что использование норм – право, а не обязанность компании (письма Минфина России от 3 июня 2013 г. № 03-03-06/1/20097, от 30 января 2013 г. № 03-03-06/2/12).
Напомним, в настоящее время хозяйство вправе применять Методические рекомендации «Нормы расхода топлив и смазочных материалов на автомобильном транспорте», утвержденные распоряжением Минтранса России от 14 марта 2008 г. № АМ-23-р(далее – Методические рекомендации).
Следуя им, в ряде случаев, указанных в пункте 5 раздела II Методических рекомендаций, можно проводить расчет нормы с учетом повышающего коэффициента. Так, при эксплуатации автомобиля в зимних условиях надбавка к норме определяется в зависимости от климатических районов. При этом срок ее действия и предельная величина зависят от того, в каком регионе эксплуатируется транспорт. Также учитываются и другие факторы. Например, численность населения города, использование машин в горной местности, обкатка новых автомобилей и после капитального ремонта, а также срок эксплуатации транспортного средства и его пробег.
Отметим, возможно и снижение нормы, например, при работе на дорогах общего пользования за пределами пригородной зоны на равнинной местности (п. 6 раздела II Методических рекомендаций).*
Журнал «Учет в сельском хозяйстве» № 2, Февраль 2014
3. Статья: Изменились нормы расхода топлива для списания затрат на ГСМ
В настоящее время нормировать стоимость топлива в налоговом учете не обязательно. Финансовое ведомство признает это не обязанностью, а правом налогоплательщика (письма Минфина России от 27.01.2014 № 03-03-06/1/2875 и от 03.06.2013 № 03-03-06/1/20097). Кроме того, Налоговый кодекс РФ не содержит требования о нормировании затрат на горюче-смазочные материалы (ГСМ).
Вместе с тем существуют нормы расхода на ГСМ, которые утверждены распоряжением Минтранса России от 14.03.2008 № АМ-23-р. Они обязательны для автотранспортных фирм. Кроме того, их могут использовать и обычные компании и предприниматели для учета затрат на топливо — по своему желанию.
Так вот, в данные нормативы распоряжением Минтранса России от 14.05.2014 № НА-50-р были внесены изменения. В частности, добавлены подпункты 7.1.1 и 7.2.1, которые установили новые показатели для некоторых автомобилей российского (ВАЗ-21114, ВАЗ-21124 и пр.) и иностранного производства (Hyundai Solaris 1.4, Ford C-Max 1.8 и пр.). Поэтому тем, кто нормирует расходы на горюче-смазочные материалы, следует брать во внимание новые лимиты.
Также отметим, что если вы решили нормировать стоимость ГСМ, то необязательно пользоваться именно нормами Минтранса. Вы вправе использовать нормативы завода-изготовителя авто либо можете разработать показатели самостоятельно, проведя контрольные замеры расхода топлива.*
Журнал «Упрощенка» № 7, Июль 2014