Да, будет. Указанный вывод следует из следующих фактов. Да, российская организация признается налоговым агентом по НДС при приобретении услуг у гражданина, который зарегистрирован предпринимателем в соответствии с нормами законодательства иного государства. Однако указанные обязательства возникают только в случае, если местом реализации услуг является территория России. Для определения места оказания услуг следует обратиться к положениям статьи 148 Налогового Кодекса РФ. В указанной статье, подпункте 1 пункта 3 перечислены услуги в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта. По данным услугам место реализации определяется местом фактического оказания услуг (подп. 3 п. 1 ст. 148 НК РФ). Согласно кодам классификации видов деятельности к услугам культуры относятся услуги режиссеров, связанные с исполнительскими видами искусства, в частности при постановке концертов и прочих сценических выступлений или по иному классификатору деятельность режиссеров и прочих представителей творческих профессий, выступающих на индивидуальной основе. То есть можно говорить о том, что в данном случае деятельность звукорежиссера относится как раз к вышеуказанным нормам. Так как данные услуги гражданин Белоруссии будет оказывать в школе на территории России, можно сделать вывод что, согласно пп. 3 п. 1 ст. 148 НК РФ и подп. 3 п. 1 ст. 3 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 94-ФЗ местом реализации таких услуг признается территория России, а согласно положениям статьи 161 НК РФ российская организация признается налоговым агентом.
Позиция о том, что организация может являться налоговым агентом по НДС при приобретении услуг у иностранного предпринимателя выражена в ситуации: «Должна ли российская организация удерживать НДС как налоговый агент, приобретая товары (работы, услуги) у иностранного гражданина, который зарегистрирован в качестве предпринимателя за рубежом. Отгрузка товара происходит на территории России». В рекомендации «Кто должен выполнять обязанности налогового агента по НДС» где указывается: «…При приобретении товаров (работ, услуг) у иностранных граждан (не зарегистрированных в России в качестве предпринимателей) обязанности налоговых агентов у российских организаций не возникают (письма Минфина России от 6 июня 2011 г. № 03-07-08/166 и от 5 марта 2010 г. № 03-07-08/62)…» высказывается позиция о том, что российская организация не является налоговым агентом по НДС при приобретении товаров, работ, услуг у иностранных граждан, которые не являются предпринимателями в соответствии с нормами какой-либо страны. То есть вообще не имеют ни статуса предпринимателя, ни его аналога.
Однако, организация может не исполнять обязанности налогового агента и оспорить указанную выше точку зрения в суде (шансы оценить достаточно проблематично в связи с отсутствием достаточного количества судебной практики; при этом имеющиеся постановления поддерживают точку зрения о том, что в данном случае нужно удерживать НДС). Вторая точка зрения основана на том, что гражданин, ведущий коммерческую деятельность и зарегистрированный на территории иностранного государства, не является предпринимателем с точки зрения российского законодательства. А по нормам статьи 143 Налогового Кодекса РФ физические лица не признаются плательщиками НДС. Однако в связи с имеющими судебными постановлениями и разъяснениями контролирующих ведомств придерживаться данной позиции весьма опасно.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1. Рекомендация: Как определить место реализации товаров (работ, услуг)
Реализация работ или услуг
В статье 148 Налогового кодекса РФ выделено четыре критерия определения места реализации работ (услуг):
- по месту деятельности исполнителя работ (услуг);
- по местонахождению имущества, с которым связаны работы (услуги);
- по месту деятельности покупателя работ (услуг);
- по месту фактического оказания услуг.
При решении вопроса, реализованы ли работы (услуги) на территории России (и, следовательно, нужно ли платить НДС по этой операции), необходимо применять один из этих критериев.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
По общему правилу работы (услуги) признаются реализованными в России, если они были выполнены (оказаны)*:
- российской организацией;
- предпринимателем, зарегистрированным или проживающим в России;
- представительством иностранной организации, находящимся в России.
Это следует из подпункта 5 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса РФ*.
Из этого правила есть исключения для определенных видов работ (услуг).
Для работ (услуг), непосредственно связанных с движимым и недвижимым имуществом (например, монтаж, ремонт и т. д.), место реализации определяется местонахождением имущества (подп. 1 и 2 п. 1 ст. 148 НК РФ). То есть такие работы (услуги) считаются реализованными в России, если имущество находится в России.
Для работ (услуг), перечисленных в подпункте 4 пункта 1 статьи 148 Налогового кодекса РФ, место реализации определяется местонахождением покупателя. То есть такие работы (услуги) считаются реализованными в России, если покупатель осуществляет деятельность в России (например, покупателем является российская организация или представительство иностранной организации, находящееся в России).
Для услуг в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта место реализации определяется местом фактического оказания услуг (подп. 3 п. 1 ст. 148 НК РФ). То есть такие работы (услуги) считаются реализованными в России, если они фактически были выполнены (оказаны) в России*.
Особенности определения места реализации работ и услуг по договорам между российскими организациями и организациями стран – участниц Таможенного союза предусмотрены протоколом, ратифицированным Законом от 19 мая 2010 г. № 94-ФЗ. Подробнее порядок определения места реализации работ и услуг представлен в таблице.
Ольга Цибизова,
начальник отдела косвенных налогов департамента
налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
2. "ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2). Общероссийский классификатор видов экономической деятельности"
РАЗДЕЛ R |
ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ В ОБЛАСТИ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА, ОРГАНИЗАЦИИ ДОСУГА И РАЗВЛЕЧЕНИЙ |
Данный раздел включает: - широкий спектр видов деятельности в области культуры, развлечения, отдыха, включая живые выступления, работу выставок, азартные игры, спортивные мероприятия и мероприятия, связанные с отдыхом |
90.02 |
Деятельность вспомогательная, связанная с исполнительскими искусствами Эта группировка включает: - вспомогательную деятельность, связанную с исполнительскими видами искусства при постановке оперных и балетных представлений, концертов и прочих сценических выступлений; - деятельность режиссеров*, продюсеров, художников и монтажеров декораций, рабочих сцены, осветителей и т.д.; - деятельность продюсеров или антрепренеров по организации мероприятий на собственных театральных площадках или без них Эта группировка не включает: - деятельность частных театральных или художественных агентов или агентств по оказанию коммерческих услуг, см. 74.90; - деятельность агентств по организации набора персонала, см. 78.10 |
3. ПОСТАНОВЛЕНИЕ, КЛАССИФИКАТОР ГОССТАНДАРТА РОССИИ от 06.11.2001 №№ 454-ст, ОК 029-2001 (КДЕС Ред. 1)
О принятии и введении в действие ОКВЭД (с изменениями на 14 декабря 2011 года)
92 |
Деятельность по организации отдыха и развлечений, культуры и спорта |
92.1 |
Деятельность, связанная с производством, прокатом и показом фильмов |
92.11 |
Производство фильмов |
92.12 |
Прокат фильмов |
92.13 |
Показ фильмов |
92.2 |
Деятельность в области радиовещания и телевидения |
92.20 |
Деятельность в области радиовещания и телевидения |
92.3 |
Прочая зрелищно - развлекательная деятельность |
92.31 |
Деятельность в области искусства |
92.31.1 |
Деятельность в области создания произведений искусства |
92.31.2 |
Деятельность в области художественного, литературного и исполнительского творчества |
92.31.21 |
Деятельность по организации и постановке театральных и оперных представлений, концертов и прочих сценических выступлений |
92.31.22 |
Деятельность актеров, режиссеров*, композиторов, художников, скульпторов и прочих представителей творческих профессий, выступающих на индивидуальной основе |
92.32 |
Деятельность концертных и театральных залов |
92.33 |
Деятельность ярмарок и парков с аттракционами |
92.34 |
Прочая зрелищно - развлекательная деятельность |
92.34.1 |
Деятельность цирков |
92.34.2 |
Деятельность танцплощадок, дискотек, школ танцев |
92.34.3 |
Прочая зрелищно - развлекательная деятельность, не включенная в другие группировки |
92.4 |
Деятельность информационных агентств |
92.40 |
Деятельность информационных агентств |
4. ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 02.08.2006 № 03-04-08/173
О вопросе применения налога на добавленную стоимость в отношении информационно-консультационных услуг, оказываемых украинским предпринимателем российской организации с использованием сети Интернет
«Вопрос:
ООО является крупнейшим Интернет-магазином, осуществляющим розничную продажу книжной, аудио- и видеопродукции покупателям как в России, так и за рубежом.
ООО в 2005 году заключило договор на оказание услуг с субъектом предпринимательской деятельности гражданином Украины, который имеет свидетельство об уплате единого налога и не является плательщиком НДС на территории Украины*. Данное лицо осуществляло по договору информационно-консультационные услуги нашей компании с использованием сети Интернет. Стоимость договора определена в рублях без НДС. Просим дать разъяснение, является ли в данном случае наша компания налоговым агентом в части уплаты НДС на территории РФ?
Ответ:
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо по вопросу применения налога на добавленную стоимость в отношении информационно-консультационных услуг, оказываемых украинским предпринимателем российской организации с использованием сети Интернет, и сообщает следующее.
В соответствии с подпунктом 1 пункта 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Порядок определения места реализации работ (услуг) в целях применения налога на добавленную стоимость установлен статьей 148 Кодекса. Так, согласно подпункту 4 пункта 1 данной статьи Кодекса местом реализации информационных и консультационных услуг признается территория Российской Федерации, если покупатель таких услуг осуществляет деятельность на территории Российской Федерации. При этом местом осуществления деятельности покупателя услуг считается территория Российской Федерации в случае фактического присутствия покупателя указанных услуг на основе государственной регистрации организации, а при ее отсутствии - на основании места, указанного в учредительных документах организации, места управления организации, места нахождения его постоянно действующего исполнительного органа, места нахождения постоянного представительства, если услуги оказаны через это постоянное представительство.
Таким образом, местом реализации информационно-консультационных услуг, оказываемых иностранным лицом, не состоящим на учете в налоговых органах Российской Федерации, с использование сети Интернет российской организации, признается территория Российской Федерации, и, соответственно, такие услуги облагаются налогом на добавленную стоимость на территории Российской Федерации.
В соответствии со статьей 161 Кодекса при реализации иностранным лицом, не состоящим на учете в российских налоговых органах, услуг, местом реализации которых является территория Российской Федерации, налог на добавленную стоимость исчисляется и уплачивается в российский бюджет налоговым агентом, приобретающим данные услуги у иностранного лица. При этом налоговая база определяется как сумма дохода от реализации этих услуг с учетом налога на добавленную стоимость. В случае, если иностранное лицо в стоимости услуг сумму налога на добавленную стоимость, подлежащую уплате в бюджет Российской Федерации, не учитывает, российская организация уплачивает налог в бюджет за счет собственных средств.
Учитывая изложенное, российская организация, приобретающая у украинского предпринимателя, не зарегистрированного на территории Российской Федерации, информационно-консультационные услуги, является налоговым агентом и обязана уплатить в бюджет налог на добавленную стоимость независимо от того, что данный предприниматель не зарегистрирован на территории Украины в качестве налогоплательщика налога на добавленную стоимость*.»
5. ПИСЬМО МИНФИНА РОССИИ от 06.06.2011 № 03-07-08/166
Вопрос: Должна ли организация уплатить НДС, если она приобрела право на перевод и публикацию книги у автора этой книги, физ. лица - иностранного гражданина?
Ответ:
В связи с вашим письмом по вопросу применения налога на добавленную стоимость при приобретении российской организацией прав на перевод и публикацию литературного произведения у его автора, являющегося физическим лицом - гражданином иностранного государства, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее.В соответствии с пунктом 1 статьи 146 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) объектом налогообложения налогом на добавленную стоимость признаются операции по реализации товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации.
Порядок определения места реализации услуг в целях применения налога на добавленную стоимость установлен статьей 148 Кодекса. Так, на основании подпункта 4 пункта 1 данной статьи Кодекса местом реализации услуг по передаче, предоставлению авторских прав признается территория Российской Федерации, если покупатель услуг осуществляет деятельность на территории Российской Федерации. В связи с этим местом реализации вышеуказанных услуг, оказываемых иностранным лицом российской организации, признается территория Российской Федерации.
На основании положений статьи 161 Кодекса при реализации услуг, местом реализации которых признается территория Российской Федерации, налогоплательщиками - иностранными лицами, не состоящими на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщиков, налог на добавленную стоимость исчисляется и уплачивается российской организацией, выступающей в качестве налогового агента.
Согласно статье 143 Кодекса налогоплательщиками налога на добавленную стоимость являются организации и индивидуальные предприниматели.
Таким образом, при приобретении российской организацией авторских прав непосредственно у автора литературного произведения, являющегося физическим лицом - гражданином иностранного государства и не признаваемого индивидуальным предпринимателем по законодательству Российской Федерации, данной российской организации уплачивать налог на добавленную стоимость не следует*.
Одновременно отмечаем, что настоящее письмо Департамента не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с письмом Минфина России от 7 августа 2007 года N 03-02-07/2-138 направляемое мнение Департамента имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме.»
6. Справочники: Правила определения места реализации отдельных работ (услуг) для расчета НДС
Вид работ (услуг) |
Работы (услуги) считаются реализованными в России, если: |
Работы (услуги) считаются реализованными за пределами России, если: |
Работы (услуги) в сфере культуры, искусства, образования (обучения), физической культуры, туризма, отдыха и спорта |
||
Услуги в сфере культуры, искусства, физической культуры и спорта* |
Российская или иностранная организация оказывает услуги в сфере культуры, искусства, физической культуры и спорта в России (подп. 3 п. 1 ст. 148 НК РФ, подп. 3 п. 1 ст. 3 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 94-ФЗ)* |
Российская или иностранная организация оказывает услуги в сфере культуры, искусства, физической культуры и спорта на территории иностранного государства (подп. 3 п. 1.1 ст. 148 НК РФ, подп. 3 п. 1 ст. 3 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 94-ФЗ) |
Услуги в сфере туризма |
Услуги фактически оказываются на территории России (подп. 3 п. 1 ст. 148 НК РФ, абз. 3 ст. 1 Закона от 24 ноября 1996 г. № 132-ФЗ, подп. 3 п. 1 ст. 3 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 94-ФЗ) |
Услуги фактически оказываются на территории иностранного государства (подп. 3 п. 1.1 ст. 148 НК РФ, подп. 3 п. 1 ст. 3 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 94-ФЗ) |
Услуги в сфере отдыха |
Услуги фактически оказываются на территории России (подп. 3 п. 1 ст. 148 НК РФ, подп. 3 п. 1 ст. 3 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 94-ФЗ) |
Услуги фактически оказываются на территории иностранного государства (подп. 3 п. 1.1 ст. 148 НК РФ, подп. 3 п. 1 ст. 3 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 94-ФЗ) |
Услуги в сфере образования (обучения) |
Российская или иностранная организация проводит обучение (предоставляет услуги по получению образования) в России (подп. 3 п. 1 ст. 148 НК РФ, подп. 3 п. 1 ст. 3 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 94-ФЗ) |
Российская или иностранная организация проводит обучение (предоставляет услуги по получению образования) на территории иностранного государства (подп. 3 п. 1.1 ст. 148 НК РФ, подп. 3 п. 1 ст. 3 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 94-ФЗ) |
7. Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 27.10.2011 № А03-17276/2010
«Таким образом, в силу приведенных норм Предприниматель, являясь налоговым агентом и приобретя товар у иностранного поставщика, не состоящего на налоговом учете в Российской Федерации, имел право на налоговый вычет только при условии удержания налога из доходов иностранного лица.
Вместе с тем судами было установлено, что при приобретении товара в 2006 году на территории Российской Федерации у индивидуального предпринимателя Холикова Г.С. - гражданина Узбекистана налогоплательщик как налоговый агент не удержал из доходов контрагента, не состоявшего на учете в налоговых органах в качестве налогоплательщика, НДС и не перечислил его в бюджет Российской Федерации. Следовательно, он не выполнил условия для применения налогового вычета и не исполнил обязанность, возложенную на него статьей 161 Налогового кодекса Российской Федерации, а также неправомерно получил налоговый вычет*.
При таких обстоятельствах, отказывая в удовлетворении требований Предпринимателя в обжалуемой части и признавая правомерным доначисление ему НДС и пеней в соответствующей части, суды правильно применили нормы материального права, а именно статьи 171, 173 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку налоговый агент может произвести налоговый вычет только в случае удержания суммы НДС из дохода иностранного лица.»
8. Постановление ФАС Уральского округа от 13.02.2006 № Ф09-195/06-С2
«Разрешая спор по данному эпизоду, судебные инстанции исходили из того, что подлежат применению положения пп. 4 п. 1 ст. 148 Кодекса.
В соответствии с данной нормой права местом реализации работ (услуг) признается территория Российской Федерации при условии, что покупатель работ (услуг) осуществляет свою деятельность на территории Российской Федерации. Положения этого пункта применяются при оказании консультационных, юридических, бухгалтерских, инжиниринговых и других услуг.
Таким образом, выполнение гражданином Бельгии Бернардом Спинуа юридических услуг по договору с российским юридическим лицом подлежит налогообложению НДС на территории Российской Федерации*.
Организации и индивидуальные предприниматели, приобретающие на территории Российской Федерации товары (работы, услуги) у иностранных лиц, становятся налоговыми агентами. Они обязаны исчислить, удержать у иностранного лица и уплатить в бюджет соответствующую сумму налога независимо от того, исполняют ли они сами обязанности налогоплательщика, связанные с исчислением и уплатой НДС, установленные гл. 21 Кодекса.
Следовательно, общество является налоговым агентом по уплате НДС в ситуации, когда иностранное лицо (гражданин Бельгии Бернард Спинуа) оказывает ему юридические услуги (ст. 161 Кодекса).*
Оценив представленные доказательства в совокупности, судебные инстанции сделали обоснованный вывод о наличии оснований для привлечения общества к налоговой ответственности, предусмотренной ст. 123 Кодекса, в виде взыскания штрафа.»
24.07.2014 г.
С уважением,
Варвара Абрамова, эксперт БСС «Система Главбух».