В таком случае выставлять акт оказанных услуг и счет-фактуру поставщику не нужно, поскольку он сам транспортные услуги не оказывает. Поставщик должен перевыставить покупателю документы, выставленные в его адрес транспортной организацией, а также выставить счет на оплату услуг.
По мнению контролирующих органов, денежные средства, полученные от покупателя в качестве возмещения расходов на услуги по транспортировке товаров, подлежат включению в налоговую базу по НДС. Поэтому организация должна на сумму полученной компенсации оформить счет-фактуру (с НДС 18%) в одном экземпляре (то есть только для себя) и зарегистрировать ее в книге продаж.
Вместе с тем, по мнению судов, поскольку в данном случае общество не осуществляет услуги по транспортировке товаров, суммы возмещения транспортных расходов в силу ст. ст. 39 и 146 НК РФ не относятся к реализации товаров (постановления ФАС Поволжского округа от 12.08.2013 № А65-32027/2012, ФАС Северо-Западного округа от 26.05.2010 № А66-7801/2009, от 14.02.2008 № А05-1030/2007, ФАС Уральского округа от 14.07.2009 № Ф09-4806/09-С3 (Определением ВАС РФ от 08.09.2009 № ВАС-11613/09 отказано в передаче данного дела в Президиум ВАС РФ). Таким образом, следование такой позиции может привести к судебным спорам.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1. Рекомендация: Когда применяется ставка НДС 0 процентов
Операции, облагаемые НДС по ставке 0 процентов, перечислены в пункте 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ. К ним, в частности, относятся:
- реализация товаров, вывезенных в таможенной процедуре экспорта (подп. 1 п. 1 ст. 164 НК РФ);
- оказание услуг, связанных с вывозом товаров из России и ввозом товаров в Россию (подп. 2.1. п. 1 ст. 164 НК РФ);*
- оказание услуг по транзитной перевозке товаров воздушным транспортом через территорию России (подп. 2.10 п. 1 ст. 164 НК РФ);
- оказание услуг по перевозке пассажиров и багажа при условии, что пункт отправления или пункт назначения расположены за пределами России (подп. 4 п. 1 ст. 164 НК РФ);
- оказание услуг по авиаперевозкам пассажиров из регионов России в Крым (Севастополь) или из Крыма (Севастополя) в другие регионы России (подп. 4.1 п. 1 ст. 164 НК РФ). Нулевую ставку НДС можно применять в отношении авиаперевозок, выполненных в период с 18 марта 2014 года по 31 декабря 2015 года включительно (п. 3, 4 ст. 2 Закона от 4 июня 2014 г. № 151-ФЗ).
Полный перечень операций, облагаемых НДС по ставке 0 процентов, приведен в таблице.
Услуги, связанные с вывозом товаров
К услугам, связанным с вывозом товаров из России (в т. ч. на экспорт), относятся:
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
1. Услуги по международной перевозке товаров.*
В данную категорию услуг включаются:
а) перевозки товаров морскими, речными судами, судами смешанного (река-море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами, при которых пункт назначения товаров расположен за пределами территории России (подп. 2.1 п. 1 ст. 164 НК РФ);
б) услуги по предоставлению принадлежащего на праве собственности или аренды (в т. ч. лизинга) железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров для осуществления:
- международных перевозок;
- перевозок железнодорожным транспортом от места прибытия товаров на территорию России (от портов или пограничных станций, расположенных на территории России) до станции назначения товаров, расположенной на территории России;
- перевозок или транспортировки железнодорожным транспортом товаров, перемещаемых через территорию России с территории иностранного государства, не являющегося членом Таможенного союза (в т. ч. через территорию государства – члена Таможенного союза), на территорию другого иностранного государства (в т. ч. являющегося членом Таможенного союза);
- перевозок или транспортировки железнодорожным транспортом товаров, перемещаемых через территорию России с территории государства – члена Таможенного союза на территорию другого иностранного государства (в т. ч. являющегося членом Таможенного союза);
Это следует из подпунктов 2.1, 3.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ.
в) транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на основании договора транспортной экспедиции при организации:*
- международной перевозки;
- перевозки железнодорожным транспортом от места прибытия товаров на территорию России (от портов или пограничных станций, расположенных на территории России) до станции назначения товаров, расположенной на территории России;
- перевозки или транспортировки железнодорожным транспортом товаров, перемещаемых через территорию России с территории иностранного государства, не являющегося членом Таможенного союза (в т. ч. через территорию государства – члена Таможенного союза), на территорию другого иностранного государства (в т. ч. являющегося членом Таможенного союза);
- перевозки или транспортировки железнодорожным транспортом товаров, перемещаемых через территорию России с территории государства – члена Таможенного союза на территорию другого иностранного государства (в т. ч. являющегося членом Таможенного союза);
г) работы (услуги) по перевозке или транспортировке за границу углеводородного сырья, добытого либо на континентальном шельфе России, либо в исключительной экономической зоне России, либо в российской части дна Каспийского моря.
Это следует из подпунктов 2.1, 3.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ.
В данную категорию услуг не включаются услуги российских перевозчиков на железнодорожном транспорте, перечисленные в подпункте 9 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ, которые также облагаются НДС по нулевой ставке.
Ситуация: при каких условиях российская организация, оказывающая транспортно-экспедиционные услуги по международной перевозке грузов, может применять ставку НДС в размере 0 процентов
Нулевая ставка НДС применяется при одновременном выполнении следующих условий:
- исполнитель не относится к российским перевозчикам на железнодорожном транспорте;
- между заказчиком и исполнителем услуг заключен договор транспортной экспедиции, оформленный в соответствии с требованиями гражданского законодательства и Закона от 30 июня 2003 г. № 87-ФЗ. Если исполнитель оказывает услуги на основании иного договора, их реализация облагается НДС по ставке 18 процентов;*
- транспортно-экспедиционные услуги оказаны исполнителями (экспедиторами), которые участвуют в организации международных перевозок морскими и речными судами, судами смешанного (река-море) плавания, воздушными судами, железнодорожным транспортом и автотранспортными средствами;
- оказание транспортно-экспедиционных услуг связано с перемещением груза между пунктами отправления и назначения, один из которых расположен за пределами России. Если договором транспортной экспедиции предусмотрена организация перевозки грузов между пунктами отправления и назначения, расположенными на территории России, то эти услуги облагаются НДС по ставке 18 процентов.
Такой порядок следует из положений подпунктов 2.1, 9, 9.1 пункта 1 ипункта 3 статьи 164 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 26 апреля 2011 г. № 03-07-08/130, от 20 января 2011 г. № 03-07-08/15, от 17 января 2011 г. № 03-07-08/11.
Перечень транспортно-экспедиционных услуг, при оказании которых российские организации вправе применять ставку НДС в размере 0 процентов, включает в себя:
- участие в переговорах по заключению контрактов купли-продажи товаров;
- оформление документов;
- прием и выдачу грузов;
- завоз-вывоз грузов;
- погрузочно-разгрузочные и складские услуги;
- информационные услуги;
- подготовку и дополнительное оборудование транспортных средств;
- услуги по организации страхования грузов;
- услуги по организации платежно-финансовых услуг;
- услуги по организации таможенного оформления грузов и транспортных средств;
- разработку и согласование технических условий погрузки и крепления грузов;
- розыск груза после истечения срока доставки;
- контроль за соблюдением комплектной отгрузки оборудования;
- перемаркировку грузов;
- обслуживание и ремонт универсальных контейнеров грузоотправителей;
- обслуживание рефрижераторных контейнеров и хранение грузов в складских помещениях экспедитора.
Следует отметить, что в перечне, приведенном в абзаце 5 подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ, указана лишь укрупненная номенклатура транспортно-экспедиционных услуг. Конкретные виды услуг, из которых состоят позиции этой номенклатуры, в перечне не поименованы. Чтобы определить, в отношении каких именно услуг организация может применять нулевую ставку НДС, следует руководствоваться классификацией национального стандарта «Услуги транспортно-экспедиторские» ГОСТ Р 52298-2004, утвержденногоприказом Ростехрегулирования от 30 декабря 2004 г. № 148-ст. В этом стандарте расшифрована каждая группа подобных услуг.
Например, группа «Услуги по оформлению документов, приему и выдаче грузов» включает в себя:
- оформление товаросопроводительной, товаротранспортной, фитосанитарной, карантинной, консульской и т. п. документации и комплекта перевозочных документов;
- оформление переадресовки грузов;
- оформление коммерческих актов о недостаче, излишках, порче, повреждениях и утрате груза и тары;
- предъявление грузов к перевозке в местах общего и необщего пользования на станциях (в портах) отправления;
- выдачу грузов на станциях (в портах) назначения.
Таким образом, при оценке права на применение нулевой ставки НДС в отношении оказанных транспортно-экспедиционных услуг организация должна учитывать как требования абзаца 5 подпункта 2.1 пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ, так и классификацию стандарта ГОСТ Р 52298-2004. Если в рамках договора транспортной экспедиции организация оказывает дополнительные услуги, то в отношении этих услуг нулевую ставку НДС можно применить только в том случае, если это предусмотрено другими нормами пункта 1 статьи 164 Налогового кодекса РФ. В противном случае при реализации дополнительных услуг НДС нужно начислять по ставке 18 процентов (п. 3 ст. 164 НК РФ). Аналогичные разъяснения содержатся в письме ФНС России от 31 мая 2011 г. № ЕД-4-3/8634.
2. Работы (услуги), выполняемые (оказываемые) организациями трубопроводного транспорта нефти и нефтепродуктов по транспортировке, перевалке и (или) перегрузке нефти и нефтепродуктов, вывозимых за пределы России (в т. ч. на территорию стран – участниц Таможенного союза), а также помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита (подп. 2.2 п. 1 ст. 164 НК РФ).
3. Услуги по организации транспортировки трубопроводным транспортом природного газа, вывозимого за пределы территории России (в т. ч. помещенного под таможенную процедуру таможенного транзита) (подп. 2.3 п. 1 ст. 164 НК РФ).
4. Услуги по передаче электроэнергии из электрической системы России в электрические системы иностранных государств (подп. 2.4 п. 1 ст. 164 НК РФ).
5. Работы (услуги), выполняемые (оказываемые) российскими организациями (за исключением организаций трубопроводного транспорта) в морских, речных портах по перевалке и хранению товаров (подп. 2.5 п. 1 ст. 164 НК РФ).
6. Услуги по предоставлению железнодорожного подвижного состава и (или) контейнеров, а также транспортно-экспедиционные услуги, оказываемые на территории России российскими организациями и предпринимателями при вывозе экспортируемых товаров или продуктов переработки (подп. 2.7 п. 1 ст. 164 НК РФ).
7. Работы (услуги), выполняемые (оказываемые) организациями внутреннего водного транспорта, в отношении товаров, вывозимых в таможенной процедуре экспорта при перевозке (транспортировке) товаров в пределах территории России (подп. 2.8 п. 1 ст. 164 НК РФ).
8. Работы (услуги), непосредственно связанные с перевозкой или транспортировкой товаров, помещенных под таможенную процедуру таможенного транзита при перевозке иностранных товаров от таможенного органа в месте прибытия на территорию России до таможенного органа в месте убытия с территории России (подп. 3 п. 1 ст. 164 НК РФ).
9. Работы (услуги) по перевозке товаров, вывозимых из России морскими судами и судами смешанного (река-море) плавания, на основании договоров фрахтования судна на время (тайм-чартер) (подп. 12 п. 1 ст. 164 НК РФ).
10. Услуги по транспортировке экспортируемых за пределы России товаров, оказанные российскими перевозчиками на железнодорожном транспорте (подп. 9 п. 1 ст. 164 НК РФ).
Ольга Цибизова,
заместитель директора департамента налоговой и
таможенно-тарифной политики Минфина России
2.Письмо Минфина России от 22.10.2013 № 03-07-09/44156
«Вопрос: В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137 "О формах и правилах заполнения (ведения) документов, применяемых при расчетах по налогу на добавленную стоимость" предусмотрен порядок перевыставления счетов-фактур по договорам комиссии и агентским договорам, в рамках которых комиссионер (агент) действует от своего имени.
В практике делового оборота возникают ситуации, когда по договорам поставки поставщиком товара в адрес покупателя перевыставляются счета-фактуры от перевозчика/экспедитора по оплате услуг по организации доставки товара.
В соответствии с договором поставки покупатель уплачивает поставщику следующие суммы:
- провозной тариф, оплаченный поставщиком товара перевозчику;
- плату за привлечение вагонов для перевозки;
- вознаграждение за организацию использования привлеченных вагонов.
Порядок оформления вышеназванных счетов-фактур Постановлением Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137 не предусмотрен.
Возможно ли в целях применения вычета по НДС оформлять перевыставляемые поставщиком счета-фактуры на сумму услуг по доставке товаров по правилам Постановления Правительства РФ от 26.12.2011 № 1137, предназначенным для посреднических договоров, а именно путем указания в строке "Поставщик" счета-фактуры данных перевозчика/экспедитора, а не поставщика товара по договору поставки?
Ответ:
В связи с письмом по вопросам оформления счетов-фактур по транспортным расходам, возмещаемым покупателем товаров их продавцу, Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики сообщает следующее.
Согласно п. 3 ст. 168 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекс) счета-фактуры выставляются при реализации товаров (выполнении работ, оказании услуг). В связи с этим если условиями договора поставки предусмотрено, что продавец товаров привлекает транспортную компанию для их доставки, а покупатель возмещает понесенные продавцом транспортные расходы, то в отношении услуг по транспортировке товаров, оказываемых перевозчиком, счета-фактуры продавцом товаров в адрес покупателя товаров не выставляются, поскольку данные услуги продавцом товаров покупателю не оказываются.
В то же время необходимо иметь в виду, что денежные средства, полученные продавцом товаров от покупателя в качестве возмещения расходов на услуги по транспортировке товаров, подлежат включению в налоговую базу по налогу на добавленную стоимость у продавца товаров на основании пп. 2 п. 1 ст. 162 Кодекса. При этом в соответствии с п. 18 Приложения № 5 "Форма книги продаж, применяемой при расчетах по налогу на добавленную стоимость, и правила ее ведения" к Постановлению Правительства Российской Федерации от 26.12.2011 № 1137 получателем вышеуказанных средств в книге продаж регистрируются счета-фактуры, составленные в одном экземпляре.*
Что касается принятия к вычету налога на добавленную стоимость, предъявленного перевозчиком продавцу товаров по услугам по транспортировке, то в соответствии с п. 2 ст. 171 Кодекса суммы налога на добавленную стоимость, предъявленные при приобретении товаров (работ, услуг) на территории Российской Федерации, подлежат вычету в случае использования таких товаров (работ, услуг) для осуществления операций, облагаемых налогом на добавленную стоимость. В связи с этим налог на добавленную стоимость, предъявленный перевозчиком по услугам по транспортировке товаров, подлежит вычету у продавца товаров в общеустановленном порядке.
Настоящее письмо не содержит правовых норм или общих правил, конкретизирующих нормативные предписания, и не является нормативным правовым актом. В соответствии с Письмом Минфина России от 07.08.2007 № 03-02-07/2-138 направляемое письмо имеет информационно-разъяснительный характер по вопросам применения законодательства Российской Федерации о налогах и сборах и не препятствует руководствоваться нормами законодательства о налогах и сборах в понимании, отличающемся от трактовки, изложенной в настоящем письме».