По разъяснениям контролирующих органов, если объекты прямо указаны в статье 275.1 Налогового кодекса РФ как объекты обслуживающих производств и хозяйств, то вне зависимости от того, оказываются ли услуги через такие объекты как своим работникам, так и сторонним лицам либо только сторонним лицам, деятельности таких производств и хозяйств облагается налогом на прибыль по статье 275.1 Налогового кодекса РФ.
Санатории являются объектами социально-культурной сферы, которые в свою очередь относятся к обслуживающим производствам и хозяйствам. Следовательно, налоговая база по налогу на прибыль по деятельности таких производств и хозяйств определяется отдельно в соответствии со статьей 275.1 Налогового кодекса РФ в том числе в ситуации, когда путевки санаторий реализует только сторонним лицам.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
Статья 275.1 Налогового кодекса РФ
Налогоплательщики, в состав которых входят подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, определяют налоговую базу по указанной деятельности отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности.
(в ред. Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ)
Для целей настоящей главы к обслуживающим производствам и хозяйствам относятся подсобное хозяйство, объекты жилищно-коммунального хозяйства, социально-культурной сферы, учебно-курсовые комбинаты и иные аналогичные хозяйства, производства и службы, осуществляющие реализацию товаров, работ, услуг как своим работникам, так и сторонним лицам.
(в ред. Федерального закона от 06.06.2005 N 58-ФЗ)
К объектам жилищно-коммунального хозяйства относятся жилой фонд, гостиницы (за исключением туристических), дома и общежития для приезжих, объекты внешнего благоустройства, искусственные сооружения, бассейны, сооружения и оборудование пляжей, а также объекты газо-, тепло- и электроснабжения населения, участки, цехи, базы, мастерские, гаражи, специальные машины и механизмы, складские помещения, предназначенные для технического обслуживания и ремонта объектов жилищно-коммунального хозяйства социально-культурной сферы, физкультуры и спорта.
К объектам социально-культурной сферы относятся объекты здравоохранения, культуры, детские дошкольные объекты, детские лагеря отдыха, санатории* (профилактории), базы отдыха, пансионаты, объекты физкультуры и спорта (в том числе треки, ипподромы, конюшни, теннисные корты, площадки для игры в гольф, бадминтон, оздоровительные центры), объекты непроизводственных видов бытового обслуживания населения (бани, сауны).
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Письмо Минфина России от 14.11.2005 г. № 03-03-04/4/86
Департамент налоговой и таможенно-тарифной политики рассмотрел ваше письмо по вопросу определения налоговой базы по налогу на прибыль организаций налогоплательщиками, осуществляющими деятельность, связанную с использованием обслуживающих производств и хозяйств, и сообщает следующее.
Из вашего письма следует, что на балансе организации, оказывающей услуги по перевозке пассажиров городским транспортом, находятся различные объекты обслуживающих производств и хозяйств, в том числе медпункты, которые осуществляют установленный законом предрейсовый контроль водителей городского транспорта, оказывают первую неотложную помощь на производстве, осуществляют обязательные предварительные и периодические медосмотры работников, подверженных влиянию вредных факторов на производстве, а также реализуют свои услуги сторонним лицам.
Налогоплательщики, в состав которых входят обособленные подразделения, осуществляющие деятельность, связанную с использованием объектов обслуживающих производств и хозяйств, определяют налоговую базу по указанной деятельности отдельно от налоговой базы по иным видам деятельности в порядке, установленном статьей 275_1 Налогового кодекса РоссийскойФедерации (далее - Кодекс).
Перечень объектов, признаваемых обслуживающими производствами и хозяйствами, объектами жилищно-коммунального хозяйства и объектами социально-культурной сферы в целях главы 25 Кодекса, установлен статьей 275_1 Кодекса. При этом, по нашему мнению, факт оказания услуг подразделениями и службами ЖКХ и социально-культурной сферы одновременно и своим работникам, и сторонним лицам не является квалифицирующим в признании соответствующих объектов объектами обслуживающих производств и хозяйств.
Полагаем, что если вышеуказанные объекты прямо указаны в статье 275_1 Кодекса как объекты обслуживающих производств и хозяйств, то вне зависимости от того, оказываются ли услуги через такие объекты как своим работникам, так и сторонним лицам либо только сторонним лицам, налогообложение должно производиться с учетом требований статьи 275_1 Кодекса.
Перечисленные в вашем письме объекты, числящиеся на балансе организации, поименованы в статье 275_1 Кодекса в качестве объектов обслуживающих производств и хозяйств, и, следовательно, налоговая база по деятельности вашей организации, связанной с использованием данных объектов, определяется отдельно в соответствии с положениями статьи 275_1 Кодекса.
Что касается расходов на содержание медпунктов, дополнительно необходимо учитывать следующее.
Единой номенклатурой государственных и муниципальных учреждений здравоохранения, утвержденной приказом Минздрава Россииот 03.06.2003 N 229, в системе здравоохранения в качестве самостоятельных учреждений не предусмотрены такие подразделения, как медицинский пункт или здравпункт.
Вместе с тем статьями 212 и 213 Трудового кодекса Российской Федерации предусмотрена обязанность работодателя по обеспечению безопасных условий и охраны труда - недопущение работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медицинских осмотров, в частности это относится к работникам, занятым на производствах, связанных с движением транспорта.
Кроме того, Федеральный закон от 02.03.99 N 41-ФЗ* "О безопасности дорожного движения" обязывает юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры.
________________
Вероятно, ошибка оригинала. Следует читать: "от 10.12.95 N 196-ФЗ". Примечание изготовителя базы данных.
Следовательно, организации, обязанные в соответствии с установленным законодательством порядком, осуществлять медицинское освидетельствование водителей, вправе открывать медпункты, входящие в состав их организации.
Согласно подпункту 7 пункта 1 статьи 264 Кодекса расходы на обеспечение нормальных условий труда и мер по технике безопасности, предусмотренных законодательством Российской Федерации, а также расходы связанные с содержанием помещений и инвентаря здравпунктов, находящихся непосредственно на территории организации, относятся к прочим расходам, связанным с производством и реализацией.
Учитывая изложенное, полагаем, что в состав расходов, связанных с производством и реализацией, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль по основному виду деятельности организации, могут быть включены затраты на содержание медпункта, находящегося непосредственно на территории организации, в той их части, которая относится к деятельности медпунктов, обусловленной требованиями законодательства.
Налоговая база в отношении иной деятельности медпунктов определяется отдельно в соответствии с требованиями статьи 275_1 Кодекса.
Письмо ФНС России от 23.09.2005 г. № 02-1-08/200
Перечень объектов, признаваемых обслуживающими производствами и хозяйствами, объектами жилищно-коммунального хозяйства и объектами социально-культурной сферы в целях главы 25 Кодекса, установлен статьей 275.1 Кодекса. При этом факт оказания услуг подразделениями и службами ЖКХ и социально-культурной сферы одновременно и своим работникам, и сторонним лицам не является квалифицирующим в признании соответствующих объектов объектами обслуживающих производств и хозяйств.
Если вышеуказанные объекты прямо указаны в статье 275.1 Кодекса как объекты обслуживающих производств и хозяйств, то вне зависимости от того, оказываются ли услуги через такие объекты как своим работникам, так и сторонним лицам либо только своим работникам, налогообложение должно производиться с учетом требований статьи 275.1 Кодекса.
Постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 15.11.2012 по делу N А27-3804/2012
«Перечень объектов, признаваемых обслуживающими производствами и хозяйствами (в том числе объектами жилищно-коммунального хозяйства и объектами социально-культурной сферы) в целях главы 25 НК РФ, установлен статьей 275.1 НК РФ. При этом факт оказания услуг подобными подразделениями и службами одновременно и своим работникам, и сторонним лицам не является квалифицирующим в признании соответствующих объектов объектами обслуживающих производств и хозяйств.
Если вышеуказанные объекты прямо указаны в статье 275.1 НК РФ как объекты обслуживающих производств и хозяйств, то вне зависимости от того, оказываются услуги через такие объекты как своим работникам, так и сторонним лицам, либо только своим работникам, налогообложение должно производиться с учетом требований статьи 275.1 НК РФ.»
Наталья Колосова,
Ваш персональный эксперт.