Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1. Ситуация:как отразить в бухучете финансирование предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний за счет ФСС России. Организация применяет общую систему налогообложения
В бухучете целевое финансирование в форме уменьшения обязательств по уплате взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний отражайте как государственную помощь (п. 1, 4и 15 ПБУ 13/2000, письмо Минфина России от 3 января 2002 г. № 04-02-05/1/223).
Порядок отражения в бухучете целевого финансирования предупредительных мер по сокращению травматизма за счет средств ФСС России зависит от того, когда были произведены эти расходы – до получения разрешения фонда или после.
Целевое финансирование предупредительных мер по сокращению травматизма, которые произведены после получения разрешения фонда, нужно отразить в учете следующим образом.
Получение разрешения ФСС России отразите проводкой:*
Дебет 76 Кредит 86*
– получено разрешение на финансирование предупредительных мер за счет взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний.
По мере уменьшения задолженности по уплате взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний на расходы по проведению предупредительных мер по сокращению травматизма составьте проводку:*
Дебет 69 субсчет «Расчеты с ФСС по взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний» Кредит 76*
– уменьшена задолженность перед ФСС России по страховым взносам на сумму произведенных расходов.
Это следует из положений пунктов 5, 7 ПБУ 13/2000.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
В момент принятия к учету материально-производственных запасов (например, приобретения средств индивидуальной защиты и т. п.), начисления зарплаты, осуществления других расходов средства нужно списать со счета целевого финансирования и учесть как доходы будущих периодов:
Дебет 86 Кредит 98-2*
– отражены в составе доходов будущих периодов средства, направленные на финансирование предупредительных мер.*
По мере передачи сотрудникам средств индивидуальной защиты, проведения обязательных медосмотров и т. п. суммы целевого финансирования списываются со счета доходов будущих периодов на прочие доходы:
Дебет 98-2 Кредит 91-1*
– признан прочий доход в сумме фактически осуществленных расходов, направленных на финансирование предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний.*
Такой порядок предусмотрен абзацем 3 пункта 9 ПБУ 13/2000.
Некоторые организации несут расходы на финансирование предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний до получения разрешения ФСС России. Их также можно зачесть в счет уплаты взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний. Такой вывод следует из абзаца 2 пункта 5 письма ФСС России от 20 февраля 2008 г. № 02-18/06-1536. Указанное письмо основано на нормах утративших силу Правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 30 января 2008 г. № 43н. Однако им можно руководствоваться и в настоящее время.
В этом случае поступление средств целевого финансирования нужно сразу отразить как увеличение прочих доходов:*
Дебет 76 Кредит 91-1 *
– признан прочий доход в сумме фактически осуществленных расходов, направленных на финансирование предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний.*
Одновременно на сумму расходов, уменьшающую задолженность перед ФСС России по уплате взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний, сделайте проводку:*
Дебет 69 субсчет «Расчеты с ФСС по взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний» Кредит 76*
– уменьшена задолженность перед ФСС России по взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний на сумму произведенных расходов.
Такие правила установлены в пункте 10 ПБУ 13/2000.
Любовь Котова,
заместитель директора департамента
развития социального страхования Минтруда России
2. Рекомендация: Как отразить в бухучете и при налогообложении выдачу сотрудникам путевок, приобретенных организацией
Страховые взносы
Взносы на обязательное пенсионное (социальное, медицинское) страхование и на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний не нужно начислять на стоимость (часть стоимости) путевки, которая оплачена за счет бюджетных средств* (ч. 1 ст. 7 Закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ, п. 1 ст. 20.1 Закона от 24 июля 1998 г. № 125-ФЗ).
НДФЛ
Со стоимости путевки, предоставленной сотруднику бесплатно, НДФЛ не удерживайте, если путевка оплачена:*
- либо за счет средств организации, при условии что такие расходы не уменьшают налог на прибыль, – если организация является плательщиком налога на прибыль;
- либо за счет средств организации, полученных от деятельности на упрощенке, – если организация применяет упрощенку;
- либо за счет средств организации, полученных от деятельности на ЕНВД, – если организация платит ЕНВД;
- либо за счет средств ФСС России (за счет взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний) – независимо от режима налогообложения, который применяет организация.*
Помимо перечисленных требований, стоимость путевки освобождается от НДФЛ при одновременном выполнении следующих условий:
- путевка не является туристической (т. е. предполагает проведение комплекса оздоровительных мероприятий);
- путевка выдана в оздоровительное или санаторно-курортное учреждение, расположенное на территории России (в т. ч. в Республике Крым и г. Севастополе);
- человек, который будет отдыхать по путевке, является сотрудником или членом семьи сотрудника организации. Например, путевка оплачивается родному или усыновленному ребенку сотрудника;
- ребенок (не являющийся членом семьи сотрудника организации), который будет отдыхать по путевке, моложе 16 лет. Это условие действует, если путевка оплачивается, например, брату или племяннице сотрудника, а также и в том случае, если родители ребенка не состоят в трудовых отношениях с организацией;
- документально подтверждено целевое использование путевки.
Данные правила применяются и в тех случаях, когда стоимость путевки впоследствии компенсирует региональный бюджет.
Такой порядок предусмотрен пунктом 9 статьи 217 Налогового кодекса РФ и разъяснен в письмах Минфина России от 1 июля 2013 г. № 03-04-06/24981, от 28 июня 2013 г. № 03-04-05/24690, от 30 ноября 2011 г. № 03-04-06/6-325 и ФНС России от 11 августа 2014 г. № ПА-4-11/15746, от 18 декабря 2012 г. № ЕД-4-3/21567.
Если все перечисленные условия выполняются, стоимость купленной организацией путевки не облагается НДФЛ независимо от способа ее приобретения и выдачи. Так, например, путевка может быть вручена человеку в качестве приза. Аналогичные выводы следуют из письма ФНС России от 26 октября 2012 г. № ЕД-3-3/3887.
Внимание: при соблюдении условий, предусмотренных в пункте 9 статьи 217 Налогового кодекса РФ, НДФЛ не облагается только стоимость самой путевки без комиссии, уплаченной организации-продавцу (например, турагентству) (письма Минфина России от 13 мая 2008 г. № 03-04-06-01/132, ФНС России от 25 июля 2014 г. № БС-4-11/14505). Поэтому, если сумма комиссии выделена в документах на покупку путевки, включите ее в налоговую базу по НДФЛ. В противном случае организацию могут оштрафовать за неисполнение обязанности налогового агента (ст. 123 НК РФ).
Ситуация: нужно ли при расчете налога на прибыль включить в доходы средства, выделенные из бюджета на компенсацию части стоимости путевок, приобретенных организацией для детей сотрудников
Региональные власти могут устанавливать компенсации стоимости путевок, приобретенных организацией для детей сотрудников.*
При расчете налога на прибыль всю сумму полученной компенсации отразите в доходах. Такая позиция объясняется следующим.*
Доходы, которые не увеличивают налогооблагаемую прибыль, указаны в перечне, приведенном в статье 251 Налогового кодекса РФ. В этот перечень входит имущество (в т. ч. деньги), полученное организациями:
- в рамках целевого финансирования (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ);
- в виде целевых поступлений, полученных некоммерческими организациями на свое содержание и ведение уставной деятельности (п. 2 ст. 251 НК РФ).
Перечень средств целевого финансирования, приведенный в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, закрыт. Бюджетные средства, полученные коммерческими организациями на компенсацию каких-либо расходов, в нем не предусмотрены. Поэтому руководствоваться этой нормой законодательства нельзя. Руководствоваться положениями пункта 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ коммерческие организации также не могут.
Таким образом, выделенную из бюджета компенсацию стоимости путевок, приобретенных организацией, включите в состав налогооблагаемых доходов.
Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 13 октября 2011 г. № 03-03-06/4/116 и от 1 ноября 2010 г. № 03-03-06/1/680.
Сергей Разгулин,
действительный государственный советник РФ 3-го класса
3. Рекомендация: Как отразить взносы на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний в бухучете и при налогообложении. Организация применяет общую систему налогообложения
Ситуация: как отразить в бухучете финансирование предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний за счет ФСС России. Организация применяет общую систему налогообложения
В бухучете целевое финансирование в форме уменьшения обязательств по уплате взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний отражайте как государственную помощь (п. 1, 4и 15 ПБУ 13/2000, письмо Минфина России от 3 января 2002 г. № 04-02-05/1/223).
Порядок отражения в бухучете целевого финансирования предупредительных мер по сокращению травматизма за счет средств ФСС России зависит от того, когда были произведены эти расходы – до получения разрешения фонда или после.
Целевое финансирование предупредительных мер по сокращению травматизма, которые произведены после получения разрешения фонда, нужно отразить в учете следующим образом.*
Получение разрешения ФСС России отразите проводкой:
Дебет 76 Кредит 86*
– получено разрешение на финансирование предупредительных мер за счет взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний.*
По мере уменьшения задолженности по уплате взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний на расходы по проведению предупредительных мер по сокращению травматизма составьте проводку:*
Дебет 69 субсчет «Расчеты с ФСС по взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний» Кредит 76*
– уменьшена задолженность перед ФСС России по страховым взносам на сумму произведенных расходов.
Это следует из положений пунктов 5, 7 ПБУ 13/2000.
В момент принятия к учету материально-производственных запасов (например, приобретения средств индивидуальной защиты и т. п.), начисления зарплаты, осуществления других расходов средства нужно списать со счета целевого финансирования и учесть как доходы будущих периодов:*
Дебет 86 Кредит 98-2
– отражены в составе доходов будущих периодов средства, направленные на финансирование предупредительных мер.*
По мере передачи сотрудникам средств индивидуальной защиты, проведения обязательных медосмотров и т. п. суммы целевого финансирования списываются со счета доходов будущих периодов на прочие доходы:
Дебет 98-2 Кредит 91-1*
– признан прочий доход в сумме фактически осуществленных расходов, направленных на финансирование предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний.
Такой порядок предусмотрен абзацем 3 пункта 9 ПБУ 13/2000.
Некоторые организации несут расходы на финансирование предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний до получения разрешения ФСС России. Их также можно зачесть в счет уплаты взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний. Такой вывод следует изабзаца 2 пункта 5 письма ФСС России от 20 февраля 2008 г. № 02-18/06-1536. Указанное письмо основано на нормах утративших силу Правил, утвержденных приказом Минздравсоцразвития России от 30 января 2008 г. № 43н. Однако им можно руководствоваться и в настоящее время.
В этом случае поступление средств целевого финансирования нужно сразу отразить как увеличение прочих доходов:*
Дебет 76 Кредит 91-1
– признан прочий доход в сумме фактически осуществленных расходов, направленных на финансирование предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний.*
Одновременно на сумму расходов, уменьшающую задолженность перед ФСС России по уплате взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний, сделайте проводку:*
Дебет 69 субсчет «Расчеты с ФСС по взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний» Кредит 76
– уменьшена задолженность перед ФСС России по взносам на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний на сумму произведенных расходов.*
Такие правила установлены в пункте 10 ПБУ 13/2000.
Ситуация: как организации на ОСНО учесть при налогообложении финансирование предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний за счет страховых взносов
При налогообложении прибыли суммы взносов, направленные на финансирование предупредительных мер, а также расходы, оплаченные за счет этих средств, не учитываются.*
При расчете налога на прибыль организация включает в состав доходов:
- доходы от реализации (ст. 249 НК РФ);
- внереализационные доходы (ст. 250 НК РФ).
Такой порядок предусмотрен пунктом 1 статьи 248 Налогового кодекса РФ.
Доходом в целях налогообложения признается экономическая выгода в денежной или натуральной форме (ст. 41 НК РФ). Суммы финансирования предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний организация должна использовать строго по целевому назначению (п. 12?14 Правил, утвержденных приказом Минтруда России от 10 декабря 2012 г. № 580н). Перечень мероприятий, подлежащих такому финансированию, приведен в пункте 3 Правил, утвержденных приказом Минтруда России от 10 декабря 2012 г. № 580н.
Таким образом, при финансировании предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний за счет ФСС России организация не получает экономической выгоды, а значит, такие суммы не нужно учитывать в составе налогооблагаемых доходов.*
Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 24 сентября 2010 г. № 03-03-06/1/615 и от 14 августа 2007 г. № 03-03-06/1/568.
Входной НДС по расходам, понесенным в рамках выполнения мероприятий по сокращению травматизма и профзаболеваний, можно принять к вычету на общих основаниях* (п. 2 ст. 171 НК РФ,письмо Минфина России от 24 сентября 2010 г. № 03-03-06/1/615).
Направлять страховые взносы (их часть) на финансирование профилактики травматизма и профзаболеваний можно только с разрешения территориальных отделений ФСС России* (п. 8 Правил, утвержденных приказом Минтруда России от 10 декабря 2012 г. № 580н). Тем не менее некоторые организации несут расходы на финансирование предупредительных мер до получения такого разрешения. Их можно зачесть в счет уплаты взносов на страхование от несчастных случаев и профзаболеваний. Такой вывод следует из абзаца 2 пункта 5 письма ФСС России от 20 февраля 2008 г. № 02-18/06-1536. Указанное письмо основано на нормах утративших силу Правил, утвержденныхприказом Минздравсоцразвития России от 30 января 2008 г. № 43н. Однако им можно руководствоваться и в настоящее время.
При этом уменьшать налогооблагаемую прибыль на сумму расходов, которые финансирует ФСС России, нельзя (п. 1 ст. 252 НК РФ).* Если ранее организация учла их при расчете налога на прибыль, налоговую базу нужно скорректировать. Разъяснений контролирующих ведомств по вопросу, в каком периоде это нужно сделать (когда организация фактически понесла расходы или когда организация получила от ФСС России разрешение на финансирование за счет взносов), нет. Наиболее правильным представляется следующий вариант. Скорректировать налоговую базу нужно в том периоде, в котором организация получила от ФСС России разрешение на финансирование. Вносить изменения в прошлые отчетные периоды и подавать уточненную декларацию не нужно. Это требование распространяется лишь на случаи ошибочного занижения налога (п. 1 ст. 54, п. 1 ст. 81 НК РФ). Организация, которая понесла расходы на финансирование предупредительных мер по сокращению травматизма и профзаболеваний до получения разрешения ФСС России и учла их при расчете налога на прибыль, поступила правомерно (не допустила ошибки).
Любовь Котова,
заместитель директора департамента
развития социального страхования Минтруда России
12.11.2014 г.