Что касается налога на прибыль, то посредник в общем порядке является налоговым агентом по налогу на прибыль на основании п. 1 ст. 309 НК РФ. Международные договоры могут изменять обязанности налоговых агентов, поэтому обратимся к ним. Что касается Белоруссии, соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Беларусь об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и имущество от 21 апреля 1995 г., не освобождает посредника от исполнение обязанностей налогового агента по налогу на прибыль. Что касается Литвы и Польши, то Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Литовской Республики об избежании двойного налогообложения и предотвращении уклонения от уплаты налогов в отношении налогов на доходы и капитал от 29 июня 1999 г. и Соглашение между Правительством Российской Федерации и Правительством Республики Польша об избежании двойного налогообложения доходов и имущества от 22 мая 1992 г. освобождают посредника от исполнения обязанностей налогового агента (соответственно, иностранцы должны подтвердить свое резидентство).
Поскольку вопрос содержит много нюансов, то рекомендуем также обратиться за официальными разъяснениями в свою налоговую службу.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
Независимо от того, какую систему налогообложения применяет организация, в случаях, предусмотренных статьей 161 Налогового кодекса РФ, она признается налоговым агентом по НДС. Организации, которые освобождены от уплаты НДС по статье 145 Налогового кодекса РФ, тоже должны исполнять обязанности налоговых агентов (п. 2 ст. 161 НК РФ).*
Права и обязанности налоговых агентов перечислены в статье 24 Налогового кодекса РФ. О том, должен ли налоговый агент удерживать НДС из доходов, выплаченных в натуральной форме, см. Какие права и обязанности есть у налоговых агентов.
Признание организации налоговым агентом
Организация признается налоговым агентом по НДС:
- если приобретает товары (работы, услуги) у иностранных организаций, не состоящих в России на налоговом учете (п. 1 ст. 161 НК РФ). При этом сама организация должна состоять на учете в налоговой инспекции (п. 2 ст. 161 НК РФ), а местом реализации товаров (работ, услуг) должна быть территория России (п. 1 ст. 161, ст. 147, 148 НК РФ).* При приобретении товаров (работ, услуг) у иностранных граждан (не зарегистрированных в России в качестве предпринимателей) обязанности налоговых агентов у российских организаций не возникают (письма Минфина России от 6 июня 2011 г. № 03-07-08/166 и от 5 марта 2010 г. № 03-07-08/62);
- если арендует государственное или муниципальное имущество непосредственно у органов государственной власти и местного самоуправления (абз. 1 п. 3 ст. 161 НК РФ);
- если приобретает на территории России имущество казны (абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ). Исключением из этого правила является приобретение (выкуп) субъектами малого и среднего предпринимательства арендованного ими имущества казны субъектов РФ и муниципальных образований. С 1 апреля 2011 года реализация такого имущества в соответствии с Законом от 22 июля 2008 г. № 159-ФЗ не является объектом обложения НДС (подп. 12 п. 2 ст. 146 НК РФ). Следовательно, если право собственности на арендованное имущество казны (кроме имущества государственной казны РФ) перешло к субъекту малого (среднего) предпринимательства после 31 марта 2011 года, то он не становится налоговым агентом (письма Минфина России от 23 марта 2011 г. № 03-07-14/17, ФНС России от 12 мая 2011 г. № КЕ-4-3/7618). Если право собственности на такое имущество получено до 1 апреля 2011 года, а оплата имущества производится позже, субъекты малого (среднего) предпринимательства признаются налоговыми агентами. В этом случае они обязаны удержать НДС и перечислить налог в бюджет (подп. 12 п. 2 ст. 146, абз. 2 п. 3 ст. 161 НК РФ, письмо ФНС России от 26 апреля 2011 г. № АС-2-3/388);
- если реализует на территории России имущество по решению суда (кроме имущества, изъятого у бывшего собственника при проведении процедуры банкротства) (п. 4 ст. 161 НК РФ). При реализации арестованного имущества необходимость исполнения обязанностей налогового агента зависит от того, кому это имущество принадлежит. Если собственниками арестованного имущества являются лица, которые не признаются плательщиками НДС (например, организации или предприниматели, применяющие специальные налоговые режимы), организация, реализующая это имущество, не должна удерживать и перечислять в бюджет налог с его стоимости. Об этом сказано в письме Минфина России от 11 ноября 2009 г. № 03-07-11/300;
- если реализует на территории России конфискованное или бесхозяйное имущество, а также клады, скупленные ценности и ценности, перешедшие к государству по праву наследования (п. 4 ст. 161 НК РФ);
- если выступает в качестве посредника (с участием в расчетах) при реализации товаров (работ, услуг, имущественных прав) иностранными организациями, не состоящими в России на налоговом учете (п. 5 ст. 161 НК РФ);*
- если является владельцем судна, не зарегистрированного в Российском международном реестре судов. В таком случае организация признается налоговым агентом по истечении 45 дней после того, как к ней перешло право собственности на такие суда (п. 6 ст. 161 НК РФ);
- если приобретает на территории России имущество или имущественные права должников, признанных банкротами (п. 4.1 ст. 161 НК РФ).
Ольга Цибизова,
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
заместитель директора департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики Минфина России
Штрафы, пени, неустойки
Ситуация: нужно ли платить НДС с неустоек в виде штрафов и пеней, полученных от покупателя (заказчика)
Нет, не нужно, если неустойка не связана с оплатой поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг).
Как правило, получение неустойки связано с тем, что покупатель (заказчик) не исполняет или исполняет ненадлежащим образом условия договора. Примером ненадлежащего исполнения договора может быть несвоевременный расчет покупателя с поставщиком. В подобных случаях полученная неустойка не связана с оплатой товаров (работ, услуг). Она рассматривается как штрафная санкция за просрочку исполнения обязательств и в налоговую базу по НДС не включается. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 4 марта 2013 г. № 03-07-15/6333, которое было доведено до налоговых инспекций письмом ФНС России от 3 апреля 2013 г. № ЕД-4-3/5875. Правомерность такого подхода подтверждается арбитражной практикой (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 5 февраля 2008 г. № 11144/07).
А бывают ситуации, когда неустойка непосредственно связана с оплатой поставленных товаров (выполненных работ, оказанных услуг). Например, неустойка за сверхнормативный простой транспорта, размер который согласован сторонами в договоре транспортной экспедиции или перевозки. Если заказчик задерживает транспорт сверх заранее обусловленного времени, он выплачивает экспедитору (перевозчику) штраф, величина которого зависит от продолжительности простоя. Такие неустойки связаны с оплатой оказанных услуг, поэтому их нужно включить в налоговую базу по НДС. Об этом сказано в письме Минфина России от 1 апреля 2014 г. № 03-08-05/14440.
Следует отметить, что в некоторых случаях поступившие от покупателя средства в договоре именуются неустойкой (штрафом, пенями), но по существу являются элементом ценообразования – скрытой формой оплаты. При поступлении таких сумм их тоже нужно включить в налоговую базу по НДС. Об этом сказано в письме Минфина России от 4 марта 2013 г. № 03-07-15/6333.*
Ольга Цибизова,
заместитель директора департамента налоговой
и таможенно-тарифной политики Минфина России
Обязанности налоговых агентов по налогу на прибыль должны выполнять:
- российские организации, в том числе плательщики ЕСХН (п. 4 ст. 346.1 НК РФ), единого налога при упрощенке (п. 5 ст. 346.11 НК РФ), ЕНВД (п. 4 ст. 346.26 НК РФ, письмо Минфина России от 16 мая 2005 г. № 03-03-02-04/1/121);
- иностранные организации, имеющие постоянные представительства в России (п. 4 ст. 286, п. 1 ст. 310 НК РФ).
Российские налоговые агенты
Российская организация признается налоговым агентом по налогу на прибыль при выплате:*
- дивидендов российским организациям (п. 2 ст. 275 НК РФ) и иностранным организациям, имеющим в России постоянные представительства (п. 3 ст. 275, п. 6 ст. 282.1 НК РФ);
- процентов по государственным и муниципальным ценным бумагам российским организациям и иностранным организациям, имеющим в России постоянные представительства (за некоторым исключением) (п. 5 ст. 286 НК РФ);
- иностранным организациям, имеющим в России постоянные представительства, доходов, не связанных с деятельностью этих представительств (п. 4 ст. 286, подп. 1 п. 4 ст. 282, п. 6 ст. 282.1 НК РФ);
- определенных доходов иностранным организациям, не имеющим в России постоянных представительств (п. 1 ст. 309, п. 1 ст. 310 НК РФ).
Перечень налогооблагаемых доходов, полученных иностранными организациями, у которых нет в России постоянных представительств, приведен в пункте 1 статьи 309 Налогового кодекса РФ. В него входят:
- дивиденды (участнику российской организации);
- доходы, полученные в результате распределения прибыли или имущества российской организации (в т. ч. при ее ликвидации);
- проценты по долговым обязательствам любого вида, включая государственные и муниципальные эмиссионные ценные бумаги;
- доходы от использования прав на объекты интеллектуальной собственности;
- доходы, полученные от реализации акций (долей) российских организаций, более 50 процентов активов которых состоит из недвижимого имущества, находящегося в России;
- доходы от реализации недвижимого имущества, находящегося в России;
- доходы от сдачи в аренду (субаренду) имущества, используемого на российской территории;
- доходы от международных перевозок;
- штрафы и пени за нарушение договорных обязательств, допущенное российскими лицами или органами власти;*
- иные аналогичные доходы.
Елена Попова,
государственный советник налоговой службы РФ I ранга
Вид работ (услуг) | Работы (услуги) считаются реализованными в России, если: | Работы (услуги) считаются реализованными за пределами России, если: |
Перевозка, транспортировка | ||
Услуги по перевозке (транспортировке) | Перевозку (транспортировку) осуществляет российская организация, российский предприниматель. При этом пункт отправления и (или) пункт назначения находятся на территории России (подп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ) | Российская организация (предприниматель) осуществляет перевозки на территориях иностранных государств (подп. 5 п. 1.1 ст. 148 НК РФ, письмо Минфина России от 24 мая 2006 г. № 03-04-08/108) |
Перевозку (транспортировку) осуществляет иностранная организация. При этом пункт отправления и пункт назначения находятся на территории России* (подп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ) | Перевозку (транспортировку) осуществляет не состоящее на налоговом учете в России иностранное лицо. При этом пункт отправления или пункт назначения находятся за пределами России (подп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ) | |
Перевозку (транспортировку) осуществляет российская организация для организаций из стран Таможенного союза независимо от местонахождения пунктов отправления и назначения (подп. 5 п. 1 ст. 3 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 94-ФЗ) | Перевозку (транспортировку) осуществляет иностранная организация из стран – участниц Таможенного союза (подп. 5 п. 1 ст. 3 протокола, ратифицированного Законом от 19 мая 2010 г. № 94-ФЗ)* | |
Работы (услуги), непосредственно связанные с перевозкой (транспортировкой) (за исключением перевозки товаров, помещенных под таможенную процедуру международного таможенного транзита) | Работы (услуги) осуществляет российская организация или российский предприниматель. При этом пункт отправления и (или) пункт назначения перевозки находятся на территории России (подп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ) | Работы (услуги), непосредственно связанные с перевозкой, осуществляет не состоящее на налоговом учете в России иностранное лицо. При этом пункт отправления или пункт назначения находятся за пределами России (подп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ) |
Работы (услуги), непосредственно связанные с перевозкой, осуществляет не состоящее на налоговом учете в России иностранное лицо. При этом пункт отправления и пункт назначения находятся на территории России (подп. 4.1 п. 1 ст. 148 НК РФ) | Российская организация (предприниматель) осуществляет работы (услуги), непосредственно связанные с перевозкой (транспортировкой) товаров из иностранного государства в другое иностранное государство (подп. 5 п. 1.1 ст. 148 НК РФ) | |
Работы (услуги), непосредственно связанные с перевозкой (транспортировкой) товаров, помещенных под таможенную процедуру международного таможенного транзита | Работы (услуги) выполняет организация или предприниматель, осуществляющие деятельность в России. То есть российская организация, российский предприниматель или постоянное представительство иностранной организации, находящееся в России*** (подп. 4.2 п. 1 и п. 2 ст. 148 НК РФ) | Работы (услуги) выполняет иностранная организация, не зарегистрированная и не имеющая постоянных представительств в России (подп. 4.2 п. 1 и п. 2 ст. 148 НК РФ) |
Услуги по организации международной перевозки, оказываемые по договору транспортной экспедиции | Услуги оказывает организация, осуществляющая деятельность в России. То есть российская организация, российский предприниматель или постоянное представительство иностранной организации, находящееся в России*** (подп. 5 п. 1, п. 2 ст. 148 НК РФ, письмо Минфина России от 1 февраля 2013 г. № 03-07-08/2075) | Услуги оказывает иностранная организация, не зарегистрированная и не имеющая постоянных представительств в России (подп. 5 п. 1, п. 2 ст. 148 НК РФ, письмо Минфина России от 1 февраля 2013 г. № 03-07-08/2075) |
Услуги, связанные с организацией транспортировки природного газа трубопроводным транспортом | Услуги по организации транспортировки природного газа по территории России оказываются российской организацией*** (подп. 4.3 п. 1 и п. 2 ст. 148 НК РФ) | Услуги по организации транспортировки природного газа по территории России оказываются иностранной организацией, не зарегистрированной и не имеющей постоянных представительств в России (подп. 4.3 п. 1 и п. 2 ст. 148 НК РФ) |