Если в организации отсутствует первичный документ, списать расходы в целях налогового учета нельзя (п. 1 ст. 252 НК РФ).
В бухучете не подтвержденные документально расходы можно списывать на основании бухгалтерской справки в состав прочих расходов (часть 1статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ):
Дебет 91-2 Кредит 97 – списаны расходы по программе, неподтвержденные документально.
Что касается обобщения суммы, нужно определить какая сумма на счете 97 является документально подтвержденной, сделать исправительные проводки (если ошибка связана с переносом остатка не на тот субсчет) и продолжать ее списывать на расходы по обычным видам деятельности:
Дебет 20 (23, 25, 26, 44) Кредит 97 - списаны расходы по программе AutoCad 2006.
Если приказ на списание отсутствует нужно составить бухгалтерскую справку, расписать сколько уже списано, какой установлен срок и в течение какого периода осталось списывать.
Поскольку в налоговом учете учитывались документально неподтвержденные расходы, что повлекло за собой занижение налоговой базы и неполную уплату налога в бюджет, организация обязана подать уточненную декларацию. При реорганизации обязанности по уплате налогов переходят к правопреемнику, поэтому при обнаружении ошибок в отчетности, составленной до реорганизации, уточненную декларацию обязана представить организация-правопреемник. Продолжительность периода, в течение которого организация обязана корректировать налоговую базу в связи с ее занижением, налоговым законодательством не ограничена. Таким образом, организация, которая самостоятельно выявила ошибку, повлекшую за собой занижение налоговых обязательств, обязана подать уточненную декларацию. Даже если с момента совершения ошибки прошло более трех лет. Перед подачей уточненной декларации организация-правопреемник должна доплатить налог на прибыль и пени.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1.Рекомендация: Как исправить ошибки в бухучете и бухгалтерской отчетности
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Исправление ошибок
Выявленные ошибки и их последствия нужно исправить (п. 4 ПБУ 22/2010).
Исправления в бухучет вносите на основании первичных документов. Так же составьте бухгалтерские справки, в них укажите обоснование исправлений. Это следует из общего правила о том, что каждый факт хозяйственной деятельностинадо оформить первичным учетным документом. На это прямо указано в части 1статьи 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ.*
Елена Попова,
государственный советник налоговой службы РФ I ранга
2.Рекомендация: В каких случаях организация обязана подать уточненную налоговую декларацию
Занижение налоговой базы
Организация обязана подать уточненную налоговую декларацию, если в ранее сданной декларации она обнаружила неточности или ошибки, которые повлекли за собой занижение налоговой базы и неполную уплату налога в бюджет. Подавать уточненную декларацию нужно, если период, в котором была допущена ошибка, известен. Если период, в котором была допущена ошибка, не известен, уточненная декларация не подается. В этом случае пересчитать налоговую базу и сумму налога нужно в том периоде, в котором ошибка была обнаружена. Это следует из положений пункта 1 статьи 81 и пункта 1 статьи 54 Налогового кодекса РФ.
Ситуация: обязана ли организация подать уточненную налоговую декларацию, если ошибка, которая привела к искажению налоговой базы, была допущена более трех лет назад. Ошибка выявлена организацией самостоятельно
Да, обязана, но только в том случае, если ошибка повлекла за собой занижение налоговых обязательств.*
Таким образом, ответ на этот вопрос зависит от того, какие уточнения вносятся в налоговую декларацию.
Если в ранее сданной декларации обнаружены неточности или ошибки, которые повлекли за собой занижение налоговой базы и неполную уплату налога в бюджет, организация обязана подать уточненную декларацию. Это следует из положений пункта 1 статьи 81 и пункта 1 статьи 54 Налогового кодекса РФ. Продолжительность периода, в течение которого организация обязана корректировать налоговую базу в связи с ее занижением, налоговым законодательством не ограничена (письмо Минфина России от 8 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-153). Таким образом, организация, которая самостоятельно выявила ошибку, повлекшую за собой занижение налоговых обязательств, обязана подать уточненную декларацию. Даже если с момента совершения ошибки прошло более трех лет.*
Если допущенная ошибка привела к завышению налоговой базы и повлекла за собой излишнюю уплату налога, организация вправе (но не обязана) подать уточненную декларацию. Срок перерасчета налоговой базы при выявлении ошибок (искажений), приведших к завышению налоговой базы, налоговым законодательством также не ограничен. Более того, отказать в приеме уточненной декларации за период, истекший более трех лет назад, налоговая инспекция не вправе. Об этом сказано в письмах Минфина России от 24 августа 2004 г. № 03-02-07/15, от 8 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-152 и ФНС России от 12 декабря 2006 г. № ЧД-6-25/1192. Однако окончательное решение в такой ситуации организация должна принять самостоятельно.
Главбух советует: прежде чем подавать уточненные налоговые декларации, оцените целесообразность таких действий. В ряде случаев подача уточненной отчетности может повлечь за собой негативные последствия.
Во-первых, представление уточненной налоговой декларации может повлечь за собой выездную налоговую проверку того периода, за который представлена уточненная отчетность. Проверка будет проведена независимо от того, что налоговые обязательства были искажены более чем три года назад. Такое право предоставлено налоговым инспекциям абзацем 3 пункта 4 статьи 89 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения приведены в письме ФНС России от 29 мая 2012 г. № АС-4-2/8792. При этом, исходя из буквального толкования этой нормы, инспекция вправе проверить за данный период любые налоги независимо от того, по какому налогу подается уточненная декларация. По результатам проверки инспекторы могут выявить нарушения налогового законодательства, а следовательно, доначислить налоги и рассчитать пени. Оштрафовать организацию инспекторы не смогут, поскольку ошибка была допущена более трех лет назад (ст. 113 НК РФ).
Во-вторых, подача уточненной декларации по истечении трех лет с момента излишней уплаты налога сама по себе не дает организации права на возврат (зачет) этой суммы даже в судебном порядке. По общему правилу к этому моменту срок, в течение которого может быть подано заявление о возврате переплаты, уже истечет (п. 7 ст. 78 НК РФ). Например, если организация выявила расходы, которые не были учтены при расчете налога на прибыль пять лет назад, она может включить эти расходы в расчет налоговой базы текущего периода, не подавая уточненной декларации. Но если по итогам перерасчета она потребует возврата (зачета) излишней суммы налога, инспекция не удовлетворит это требование. Такой вывод подтверждают письма Минфина России от 8 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-152, от 8 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-153 и ФНС России от 29 апреля 2011 г. № АС-4-3/7037.
Тем не менее в некоторых ситуациях уточненные декларации имеет смысл подавать, даже если завышение налоговой базы было обнаружено позже чем через три года.
Например, так следует поступить при наличии доказательств, что организация узнала о наличии переплаты позже момента излишней уплаты налога. Подробнее об этом см. Как вернуть (зачесть) излишне уплаченный (взысканный) налог (сборы, пени, штрафы).
Также уточненную декларацию можно подать, если организация выявила переплату по налогу в связи с ошибкой, допущенной более трех лет назад, а срок подачи заявления на возврат (зачет) излишне уплаченной суммы налога еще не истек. В таком случае вместе с уточненной декларацией и заявлением на возврат (зачет) переплаты организация по своей инициативе может подать в налоговую инспекцию документы, подтверждающие факт переплаты. Такой вывод следует из письма ФНС России от 12 декабря 2006 г. № ЧД-6-25/1192. На практике придется представить в инспекцию все документы, на основании которых была составлена уточненная декларация (копии первичных и платежных документов, договоров с контрагентами, счетов-фактур и т. п.).
Елена Попова,
государственный советник налоговой службы РФ I ранга
3.Ситуация: Как сдать уточненную налоговую декларацию после реорганизации. Правопреемник обнаружил ошибку в налоговой отчетности реорганизованной организации
Правопреемник должен сдать уточненную декларацию в инспекцию, в которой он состоит на налоговом учете.
При реорганизации обязанности по уплате налогов переходят к правопреемнику(правопреемникам) (п. 2 ст. 50 НК РФ). Поэтому при обнаружении ошибок в отчетности, составленной до реорганизации, уточненную декларацию обязана представить организация-правопреемник (абз. 2 п. 2 ст. 50 НК РФ).* Уточненную декларацию она должна сдать в налоговую инспекцию по своему местонахождению (п. 3 ст. 80 НК РФ) по форме, которая действовала в период совершения ошибки. Подробнее об этом см. Как оформить уточненнуюналоговую декларацию.
Перед подачей уточненной декларации организация-правопреемник должна уплатить все налоговые санкции, предъявленные реорганизованной организации (п. 2 ст. 50 НК РФ).*
Елена Попова,
государственный советник налоговой службы РФ I ранга