Приказ МНС России от 20.12.2000 № БГ-3-03/447
Номер документа: | БГ-3-03/447 |
Дата редакции: | 22 мая 2001 |
Дата принятия: | 20 декабря 2000 |
Вид документа: | ПРИКАЗ |
Принявший орган: | МНС РФ |
Публикация: | N 3, январь 2001 года |
Публикация: | Официальные документы и разъяснения, N 13-14, июль 2001 года |
Публикация: | Российская газета (ведомственное приложение), N 5, 30.01.2001, N 6, 06.02.2001, N 7, 13.02.2001 |
Публикация: | Финансовая газета (региональный выпуск) |
В целях реализации положений главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации ("Собрание законодательства Российской Федерации", 07.08.2000, № 32, ст.3340)приказываю:1. Утвердить прилагаемые Методические рекомендации по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации.2. Настоящий приказ вступает в силу с 1 января 2001 года.
налоговой службы II ранга
Г.И.Букаев
Приложение
к приказу Министерства
Российской Федерации
по налогам и сборам
от 20 декабря 2000 года № БГ-3-03/447
МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ
по применению главы 21 "Налог на добавленную стоимость"
Налогового кодекса Российской Федерации
Настоящие Методические рекомендации разработаны в соответствии со статьей 4 и главой 21 "Налог на добавленную стоимость" Налогового кодекса Российской Федерации.1. При применении ст.143 необходимо учитывать следующее.1.1. С 1 января 2001 года в состав плательщиков налога включены индивидуальные предприниматели. В том числе, являются плательщиками налога на добавленную стоимость (далее - налога) индивидуальные предприниматели, перешедшие на упрощенную систему налогообложения в соответствии с Федеральным законом от 29.12.95 № 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства". Этим Законом для индивидуальных предпринимателей предусмотрена замена уплаты установленного законодательством Российской Федерации подоходного налога на доход, полученный от осуществляемой предпринимательской деятельности, уплатой стоимости патента на занятие данной деятельностью.Не являются плательщиками налога согласно пункту 2 статьи 1 Федерального закона от 29.12.95 № 222-ФЗ "Об упрощенной системе налогообложения, учета и отчетности для субъектов малого предпринимательства" организации, перешедшие на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности. При этом они не освобождаются от исполнения обязанности налогового агента и уплаты налога в соответствии со статьей 161 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - Кодекса)
1.3. Налог по товарам (работам, услугам) производственного назначения, используемым организациями и индивидуальными предпринимателями после перехода их на уплату единого налога на вмененный доход либо организациями - на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, к вычету не принимается, а относится на затраты по производству и реализации товаров (работ, услуг). Если отгрузка товаров (работ, услуг) в соответствии с заключенными договорами была произведена в период до перехода организации или индивидуального предпринимателя на уплату единого налога на вмененный доход или организации на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, а выручка за эти товары (работы, услуги) получена в период, когда организация или индивидуальный предприниматель перешли на уплату единого налога на вмененный доход, или организация - на упрощенную систему налогообложения, учета и отчетности, то налог исчисляется и уплачивается в бюджет в общеустановленном порядке
(Пункт в редакции приказа МНС России от 22 мая 2001 года № БГ-3-03/156 - см. предыдущую редакцию)
2.6. Для подтверждения права на продление освобождения от исполнения обязанности налогоплательщика в налоговый орган по месту постановки на учет (налоговый орган по месту представления декларации по налогу на добавленную стоимость) представляется соответствующее заявление, а также вышеуказанные документы
Повторная подача налогоплательщиком вышеуказанных заявления и документов производится в следующем налоговом периоде, не позднее 20 числа календарного месяца, начиная с которого налогоплательщик претендует на продление освобождения
Если в течение периода, в котором налогоплательщики были освобождены от исполнения обязанностей налогоплательщика (в том числе если было продлено действие освобождения от исполнения обязанностей налогоплательщика), выручка от реализации товаров (работ, услуг) превысит ограничение в 1 млн.рублей за три последовательных календарных месяца либо будут иметь место факты реализации подакцизных товаров (минерального сырья), то налогоплательщики, начиная с месяца, в котором имело место такое превышение в совокупности по трем календарным месяцам, и до окончания периода освобождения, утрачивают право на освобождение и обязаны исчислять и уплачивать налог в общеустановленном порядке
В целях налогообложения налогом реализацией товаров, работ или услуг организацией или индивидуальным предпринимателем признается соответственно передача на возмездной основе (в том числе обмен товарами, работами или услугами) права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, возмездное оказание услуг одним лицом другому лицу, а в случаях, предусмотренных Кодексом, передача права собственности на товары, результатов выполненных работ одним лицом для другого лица, оказание услуг одним лицом другому лицу - на безвозмездной основе.3.1. В целях применения подпункта 2 пункта 1 статьи 146 Кодекса следует учитывать, что объектом налогообложения признается передача на территории Российской Федерации товаров (выполнение работ, оказание услуг) для собственных нужд, расходы на которые не принимаются к вычету (в том числе через амортизационные отчисления) при исчислении налога на доходы организаций
3.2. В целях применения подпункта 3 пункта 1 статьи 146 объектом налогообложения является стоимость строительно-монтажных работ, выполненных для собственного потребления. К таким работам относятся строительные и монтажные работы, выполненные хозяйственным способом с 1 января 2001 года непосредственно налогоплательщиками для собственных нужд. Строительно-монтажные работы, выполненные индивидуальными предпринимателями на объектах, предназначенных для своего личного потребления, не являются объектом обложения налогом.3.3. В целях применения подпункта 1 пункта 2 статьи 146 Кодекса следует учитывать, что также не признаются реализацией товаров (работ, услуг) в соответствии со ст.39 Кодекса следующие операции.3.3.1. Передача основных средств, нематериальных активов и(или) иного имущества организацией ее правопреемнику (правопреемникам) при реорганизации этой организации.В соответствии со статьей 57 Гражданского кодекса Российской Федерации реорганизация юридического лица может быть осуществлена по решению его учредителей (участников) либо органа юридического лица, уполномоченного на то учредительными документами, в форме слияния, присоединения, разделения, выделения, преобразования
3.3.2. Передача основных средств, нематериальных активов и(или) иного имущества некоммерческим организациям на осуществление основной уставной деятельности, не связанной с предпринимательской деятельностью.При реализации данного положения следует иметь в виду, что в случае реализации некоммерческой организацией основных средств, нематериальных активов и иного имущества (полученного на осуществление основной уставной деятельности) сторонним организациям, индивидуальным предпринимателям или физическим лицам, налог исчисляется и уплачивается этой некоммерческой организацией в общеустановленном порядке (у стороны, передавшей этой некоммерческой организации имущество без налога, в указанном случае объект налогообложения не возникает)
Имущество, созданное или приобретенное в ходе совместной деятельности, и полученные результаты учитываются на отдельном (обособленном) балансе у того ее участника, которому в соответствии с договором поручено ведение общих дел участников договора. Товары (работы, услуги), реализуемые в рамках совместной деятельности, подлежат обложению налогом в общеустановленном порядке. Данные отдельного (обособленного) баланса в баланс организации (предприятия), ведущей общие дела, не включаются. В бухгалтерской отчетности участников договора о совместной деятельности отражаются прибыль, убытки и иные результаты совместной деятельности, причитающиеся, согласно договору, каждому из участников.Не облагается налогом доля прибыли, получаемая каждым из участников совместной деятельности, после уплаты всех налогов, включая налог на добавленную стоимость.При продаже имущества, внесенного в совместную деятельность, налоговая база определяется исходя из стоимости его реализации
При изъятии у налогоплательщика имущества в порядке конфискации в соответствии с законодательством Российской Федерации налог не уплачивается.Операции по реализации конфискованного имущества облагаются налогом в общеустановленном порядке.3.4. При применении подпункта 2 пункта 2 статьи 146 Кодекса следует иметь в виду, что при отнесении передаваемых объектов к объектам социально-культурного и жилищно-коммунального назначения следует руководствоваться Общесоюзным классификатором "Отрасли народного хозяйства"
5. Суммы авансовых и иных платежей, поступившие в счет предстоящего выполнения работ (услуг), местом реализации которых согласно ст.148 не признается территория Российской Федерации, налогом на добавленную стоимость не облагаются.
6. При применении статьи 149 необходимо учитывать, что по ряду операций, не подлежащих налогообложению, порядок освобождения от налога с 1 января 2001 года не изменился. Это касается, в частности, реализации (а также передачи, выполнения, оказания для собственных нужд):6.1. Лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники, освобождаемых от налога на основании статьи 2 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ "О введении в действие части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах". Согласно этому порядку в 2001 году в отношении лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинской техники действует подпункт "у" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость". Таким образом, при освобождении от налога в 2001 году лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медтехники (за исключением протезно-ортопедических изделий, полуфабрикатов для их производства, линз и оправ для очков, технических средств, включая автомототранспорт, которые не могут быть использованы иначе как для профилактики и реабилитации инвалидов) необходимо применять письмо Госналогслужбы России и Минфина России от 10.04.96 № В3-4-03/31н, 04-03-07 "О порядке освобождения от налога на добавленную стоимость медицинской продукции".Данный порядок распространяется на индивидуальных предпринимателей и организации любой формы собственности и ведомственной принадлежности, в том числе осуществляющих посредническую деятельность по реализации вышеуказанных товаров.6.2. Нерекламной и неэротической продукции средств массовой информации, книжной продукции, редакционной, издательской, полиграфической деятельности по производству этой продукции, услуг по транспортировке, погрузке, разгрузке, перегрузке этой продукции, освобождаемых от налога на основании подпунктов 17 и 21 пункта 3 статьи 149 Кодекса и статьи 2 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ. Согласно этому порядку в 2001 году действует подпункт "э" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость". Поэтому при освобождении от налога в 2001 году нерекламной и неэротической продукции средств массовой информации, книжной продукции, редакционной, издательской, полиграфической деятельности по производству этой продукции, услуг по транспортировке, погрузке, разгрузке, перегрузке этой продукции следует руководствоваться нормативными письмами Госналогслужбы России от 21 марта 1996 года № ВГ-4-03/22н "О порядке применения налоговых льгот по продукции средств массовой информации и книжной продукции" (зарегистрированного в Минюсте России 8 апреля 1996 года № 1060) и от 7 июня 1996 года № ПВ-6-03/393 "Разъяснение о применении налоговых льгот по продукции средств массовой информации и книжной продукции" (зарегистрированного в Минюсте России 14 июня 1996 года № 1106).Данный порядок распространяется на индивидуальных предпринимателей и организации любой формы собственности и ведомственной принадлежности.
6.3. Работ и услуг по охране и реставрации памятников истории и культуры, охраняемых государством, для которых в соответствии со ст.2 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ в течение 2001 года действует подпункт "я.1" пункта 1 статьи 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость". Таким образом, при освобождении от налога в 2001 году данных работ и услуг применяется ранее действующий порядок.По услугам (работам) по охране памятников истории и культуры (охраняемых государством) следует иметь в виду, что к освобождаемым от налога относятся: оказание услуг государственными органами охраны памятников или иными лицами, перечисленными в статье 143 Кодекса, осуществляющими деятельность по охране памятников истории и культуры под контролем вышеуказанных уполномоченных государственных органов, в частности, платных услуг по согласованию заданий и проектов проведения различных работ на памятниках; по научно-методическому руководству делом охраны, изучения и реставрации памятников истории и культуры; по организации использования памятников истории и культуры и их пропаганды в целях развития науки, образования и культуры; по государственному контролю за соблюдением предприятиями, учреждениями и организациями, независимо от их ведомственной принадлежности, и гражданами правил охраны, использования, учета и реставрации памятников истории и культуры, а также за выполнением мероприятий по обеспечению сохранности памятников и других услуг, перечисленных в пункте 33 раздела III "Обеспечение сохранности недвижимых памятников истории и культуры" Инструкции о порядке учета, обеспечения сохранности, содержания, использования и реставрации недвижимых памятников истории и культуры, утвержденной приказом Минкультуры России от 13.05.86 № 203, а также в пунктах 7 и 9 Положения "Об охране и использовании памятников истории и культуры", утвержденного постановлением Совмина СССР от 16.09.82 № 865.При освобождении работ по реставрации памятников истории и культуры охраняемых государством необходимо иметь в виду следующее.В соответствии со статьями 1 и 16 Закона РСФСР от 15.12.78 "Об охране и использовании памятников истории и культуры" все памятники истории и культуры, находящиеся на территории Российской Федерации, охраняются государством и подлежат государственному учету.
При этом статьей 31 Закона РСФСР от 15.12.78 "Об охране и использовании памятников истории и культуры" определено, что реставрация памятников истории и культуры осуществляется только с ведома специально уполномоченных государственных органов охраны памятников и под их контролем.Согласно статье 9 этого Закона специально уполномоченными государственными органами охраны памятников в России являются Минкультуры России, Росархив, местные органы культуры и местные архивные органы в пределах их компетенции, а также иные государственные органы в соответствии с законодательством Российской Федерации. Федеральным законом от 25.09.98 № 158-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" предусмотрено, что лицензированию подлежит реставрация объектов культурного наследия (памятников истории и культуры), музейных предметов.Таким образом, освобождение от налога распространяется на работы по выполнению индивидуальными предпринимателями и организациями любой формы собственности и ведомственной принадлежности ремонтно-реставрационных, консервационных и восстановительных работ, в том числе общестроительных (за исключением археологических и земляных работ в зоне памятников, чеканных, выколотных и давильных работ, гидроизоляционных работ, работы по укреплению грунтов оснований и фундаментов, контроля качества работ, производства реставрационных и консервационных конструкций и материалов, выполнение комплекса работ по электросвязи, инженерным сетям и системам, а также работ (включая строительные) по воссозданию памятников вновь), перечисленные в разделе III Примерного перечня видов работ, услуг и охраны на памятниках истории и культуры, подлежащих лицензированию, прилагаемого к приказу Минкультуры России от 10.09.98 № 469 "О перечне лицензируемых видов деятельности по обследованию состояния, консервации, реставрации и ремонту памятников истории и культуры федерального (общероссийского) значения", а также на аналогичные названным выше работам, работы, перечисленные в разделе III Примерного перечня видов деятельности работ (в том числе услуги и охрана) на памятниках истории и культуры, прилагаемого к приказу Минкультуры России от 02.07.98 № 365 (в части, касающейся памятников, находящихся на территориях субъектов Российской Федерации или муниципальных образований и лицензируемых органами местного самоуправления).Работы и услуги, перечисленные в других разделах указанных перечней от налога не освобождаются, так как они являются иными видами работ и услуг, обеспечивающих выполнение непосредственно реставрационных работ квалифицированными специалистами, а также необходимыми материальными ресурсами, проектной и технологической документацией, разработанной на основании проведенных инженерных, археологических, геодезических или иных научных изысканий и исследований, за исключением тех, которые, в качестве самостоятельной льготы приведены в статье 149 Кодекса (например, образовательные услуги или научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы).
6.4. Услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, указанных в подпункте 3 пункта 2 статьи 149 Кодекса.Под государственными и муниципальными учреждениями социальной защиты, оказывающими услуги по уходу за больными, инвалидами и престарелыми, необходимость ухода за которыми подтверждена соответствующими заключениями органов здравоохранения и органов социальной защиты населения, понимаются организации, созданные в установленном порядке для осуществления функций некоммерческого характера и финансируемые из бюджета полностью или частично.При оказании услуг по уходу за больными, инвалидами и престарелыми иными организациями, а также индивидуальными предпринимателями освобождение от налога не предоставляется.6.5. Услуг по содержанию детей в дошкольных учреждениях, указанных в подпункте 4 пункта 2 статьи 149 Кодекса.При оказании услуг по содержанию детей обособленными или структурными подразделениями (созданными по типу дошкольных учреждений) организаций, не являющихся непосредственно дошкольными некоммерческими учреждениями, налог не взимается, при наличии у таких организаций соответствующего кода ОКОНХ.При оказании услуг по содержанию детей индивидуальными предпринимателями освобождение от налога не предоставляется.6.6. Услуг по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях, студиях, указанных в подпункте 4 пункта 2 статьи 149 Кодекса.Под освобождаемыми от налога услугами по проведению занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях следует понимать услуги по проведению занятий образовательными, спортивными организациями, организациями культуры и искусства, общественными организациями и иными организациями любой формы собственности и ведомственной принадлежности, а также индивидуальными предпринимателями.В случае проведения занятий с несовершеннолетними детьми в кружках, секциях (включая спортивные) и студиях образовательными учреждениями, организациями, имеющими образовательные подразделения, осуществляющие профессиональную подготовку, и общественными организациями, освобождение от налога для таких организаций предоставляется при наличии лицензии, полученной на основании Закона Российской Федерации от 10.07.92 № 3266-1 "Об образовании".6.7. Услуг по перевозке пассажиров, предусмотренных подпунктом 7 пункта 2 статьи 149 Кодекса.
К таким услугам относятся перевозки пассажиров:- городским пассажирским транспортом общего пользования (за исключением такси, в том числе маршрутного). В целях статьи 149 к услугам по перевозке пассажиров городским пассажирским транспортом общего пользования относятся услуги по перевозке пассажиров по единым условиям перевозок пассажиров по единым тарифам за проезд, установленным органами местного самоуправления, в том числе с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке;- морским, речным, железнодорожным или автомобильным транспортом (за исключением такси, в том числе маршрутного) в пригородном сообщении при условии осуществления перевозок пассажиров по единым тарифам с предоставлением всех льгот на проезд, утвержденных в установленном порядке.В соответствии с п.6 статьи 149 ч.II НК освобождение от налогообложения налогом услуг по перевозке пассажиров распространяется на организации, имеющие лицензии на осуществление деятельности, лицензируемой в соответствии с законодательством Российской Федерации.В соответствии со статьей 784 Гражданского кодекса Российской Федерации общие условия перевозки определяются транспортными уставами и кодексами.Согласно Уставу автомобильного транспорта, утвержденному постановлением СМ РСФСР от 08.01.69 № 12, к пригородным перевозкам относятся перевозки, осуществляемые за пределы черты города (другого населенного пункта) на расстояние до 50 километров включительно.Таким образом, не подлежат налогообложению налогом услуги непосредственно по перевозкам пассажиров только у автотранспортных предприятий, на которые согласно вышеназванному Уставу возлагается осуществление перевозок пассажиров.Что касается услуг организаций, оказывающих услуги транспортным организациям, занимающимся перевозками пассажиров, включая услугу по продаже билетов пассажирам, то они облагаются налогом в общеустановленном порядке, как дополнительная платная посредническая услуга.Освобождение от налогообложения распространяется на пароходства при условии соблюдения ими единых условий перевозок пассажиров (в том числе по единым тарифам), предусмотренных и утвержденных в установленном порядке в соответствии с Уставом внутреннего водного транспорта Союза ССР, утвержденного постановлением Совмина СССР от 15.10.55 № 1801.При этом согласно ч.I (правила перевозок пассажиров и багажа) тарифного руководства 5-Р к пригородным относятся линии протяженностью до 100 км, а при обслуживании этих линий скоростными судами до 150 км, соединяющие город и тяготеющие к нему населенные пункты, а также зоны коллективных садов, дачных поселков и места массового отдыха, расположенные на водных путях.
6.8. Услуг, оказываемых без взимания дополнительной платы, по ремонту и техническому обслуживанию товаров и бытовых приборов, в том числе медицинских товаров, в период гарантийного срока их эксплуатации, включая стоимость запасных частей для них и деталей к ним, предусмотренных подпунктом 13 пункта 2 статьи 149 Кодекса.Не включаются в налоговую базу средства, полученные от организаций-изготовителей (в т.ч. нерезидентов) для ремонта и технического обслуживания технически сложных товаров в период гарантийного срока их эксплуатации.Услуги по текущему ремонту указанных товаров, стоимость которых оплачивается потребителем, в полном объеме облагаются налогом.6.9. Услуг, оказываемых уполномоченными на то органами, за которые взимается государственная пошлина, все виды лицензионных, регистрационных и патентных пошлин и сборов, а также пошлин и сборов, взимаемых государственными органами, органами местного самоуправления, иными уполномоченными органами и должностными лицами при предоставлении организациям и физическим лицам определенных прав, указанных в подпункте 17 пункта 2 статьи 149 Кодекса.При применении указанного подпункта следует учитывать, что не образуется обязанности по уплате налога в связи с совершением нотариальных действий, за которые взимается государственными нотариальными конторами государственная пошлина, и частными нотариусами плата, соответствующая размеру государственной пошлины в соответствии со статьями 22 и 35 Основ законодательства Российской Федерации о нотариате от 11 февраля 1993 года № 4462-1
К работам и услугам по производству кинопродукции, освобождаемым от налога, относятся работы и услуги перечисленных выше организаций кинематографии: по предоставлению напрокат кинооборудования и в аренду павильонов и кинокомплексов; по пошиву костюмов; по строительству декораций; по изготовлению грима, пастижерских изделий, реквизита, игровой техники, специальных эффектов; по обработке пленки; по звуковому оформлению фильма, а также иные работы и услуги, организаций кинематографии, включенные в смету на производство кинопродукции.Работы (услуги) по производству такой кинопродукции не освобождаются от налога при их выполнении иными организациями и индивидуальными предпринимателями.При реализации (уступке, переуступке) прав на использование (включая прокат и показ) кинопродукции, получившей удостоверение национального фильма, от налога освобождаются организации любой формы собственности и ведомственной принадлежности (в том числе организации кинематографии) и индивидуальные предприниматели.6.11. Услуг страховых организаций по страхованию, сострахованию и перестрахованию, предусмотренных подпунктом 7 пункта 3 статьи 149 Кодекса. Также не подлежат обложению налогом доходы страховщиков от размещения страховых резервов при условии их получения от осуществления операций, предусмотренных статьей 149 Кодекса
При осуществлении игорными заведениями других видов деятельности, связанных с реализацией товаров (работ, услуг), не освобожденных от налога, объектом обложения будут являться обороты по реализации таких товаров (работ, услуг).При осуществлении деятельности, указанной в данном подпункте индивидуальными предпринимателями, освобождение от налога не предоставляется.6.13. Услуг членов коллегий адвокатов, указанных в подпункте 14 пункта 3 статьи 149 Кодекса.При применении указанного подпункта следует учитывать, что освобождение от налогообложения распространяется на услуги, оказание которых членами коллегий адвокатов регламентировано специальными законодательными актами (в частности, Законом РСФСР от 20 ноября 1980 года "Об утверждении Положения об адвокатуре РСФСР").На основании указанной нормы не облагаются налогом услуги членов коллегии адвокатов по оказанию юридической помощи как в юридических консультациях, специально созданных коллегиями адвокатов, так и в других организациях.Оказание юридических услуг лицами, не являющимися членами коллегии адвокатов, и осуществляющими деятельность в качестве индивидуальных предпринимателей, облагается налогом в общеустановленном порядке.6.14. Научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, указанных в подпункте 16 пункта 3 статьи 149 Кодекса.При выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ организациями любой формы собственности и ведомственной принадлежности и индивидуальными предпринимателями за счет средств бюджетов, а также средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций от уплаты налога освобождаются как основные исполнители, занятые выполнением указанных работ, так и их соисполнители. Основанием для освобождения научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ, выполняемых за счет федерального бюджета, являются договор на выполнение работ с указанием источника финансирования, а также письменное уведомление заказчика, которому выделены средства непосредственно из федерального бюджета, в адрес исполнителей и соисполнителей, о выделенных ему целевых бюджетных средствах для оплаты вышеуказанных работ. В случае если средства для оплаты научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ выделены из бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, основанием является справка финансового органа об открытии финансирования этих работ за счет соответствующих бюджетов.При выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ за счет средств Российского фонда фундаментальных исследований, Российского фонда технологического развития и образуемых для этих целей в соответствии с законодательством Российской Федерации внебюджетных фондов министерств, ведомств, ассоциаций основанием для освобождения этих работ является договор на выполнение работ с указанием источника финансирования.
Под внебюджетными фондами министерств, ведомств, ассоциаций понимаются внебюджетные фонды федеральных органов исполнительной власти и коммерческих организаций (зарегистрированные Министерством науки и технологий Российской Федерации), созданные для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок в порядке, определенном постановлением Правительства Российской Федерации от 13 октября 1999 года № 1156 "Об утверждении порядка образования и использования внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти и коммерческих организаций для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок".При выполнении научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ учреждениями образования и науки на основе хозяйственных договоров от уплаты налога освобождаются как головные организации, являющиеся учреждениями образования и науки, занятые выполнением указанных работ, так и их соисполнители, в случае, если они также являются учреждениями образования и науки.Под учреждением образования, выполняющим освобожденные от налога научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, понимается организация любой формы собственности и ведомственной принадлежности, осуществляющая образовательный процесс на основании лицензии, полученной в соответствии с Законом Российской Федерации от 10.07.92 № 3266-1 "Об образовании".Под учреждением науки, выполняющим освобожденные от налога научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы, понимается организация любой формы собственности и ведомственной принадлежности, осуществляющая в качестве основной научную и (или) научно-техническую деятельность, подготовку научных работников и действующая в соответствии с учредительными документами научной организации, при наличии в уставе ученого (научного, технического, научно-технического) совета в качестве одного из органов управления. При этом объем научной и (или) научно-технической деятельности должен составлять не менее 70 процентов общего объема выполняемых указанной организацией работ. Иные организации и индивидуальные предприниматели, выполняющие научно-исследовательские и опытно-конструкторские работы на основе хозяйственных договоров от налога не освобождаются.6.15. Путевок (курсовок) в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и учреждения отдыха, указанных в подпункте 18 пункта 3 статьи 149 Кодекса.
Под санаторно-курортным и оздоровительным учреждением и учреждением отдыха, расположенным на территории Российской Федерации, реализующим путевки (курсовки), форма которых утверждена в установленном порядке как бланк строгой отчетности, понимается организация любой формы собственности и ведомственной принадлежности, осуществляющая деятельность по предоставлению санаторно-курортных и оздоровительных услуг на территории Российской Федерации.Формы путевок (курсовок) в санаторно-курортные и оздоровительные учреждения и учреждения отдыха, расположенные на территории Российской Федерации, приравниваются в целях главы 21 Кодекса к формам путевок (курсовок) в санаторно-курортные организации (учреждения), в детские оздоровительные учреждения (по форме № 1), в оздоровительные учреждения (по форме № 2) и курсовок в оздоровительные учреждения (по форме № 3), образцы которых утверждены приказом Минфина России от 10.12.99 № 90н "Об утверждении бланков строгой отчетности" и прилагаются к этому приказу.7. При применении абзаца 5 подпункта 1 пункта 2 статьи 149 Кодекса следует учитывать, что при освобождении протезно-ортопедических изделий и полуфабрикатов к ним следует руководствоваться перечнем товаров, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 21.12.2000 № 998 "Об утверждении перечня технических средств, используемых исключительно для профилактики инвалидности или реабилитации инвалидов, реализация которых не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость" с учетом постановления Правительства Российской Федерации от 10.05.2001 № 357. При этом освобождение от налога будет предоставляться по сырью и материалам для изготовления указанных выше протезно-ортопедических изделий
Данный порядок освобождения от налога распространяется на лиц, указанных в статье 143 Кодекса, включая посредников (на основании пункта 2 статьи 156 Кодекса), реализующих такой товар.9. При применении абзаца 7 подпункта 1 пункта 2 статьи 149 Кодекса, следует иметь в виду, что освобождение от налога предоставляется по линзам и оправам для очков (за исключением солнцезащитных), включенным в перечень, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 28.03.2001 № 240 "Об утверждении перечня линз и оправ для очков (за исключением солнцезащитных), реализация которых не подлежит обложению налогом на добавленную стоимость"
- оказание населению услуг скорой медицинской помощи соответствующими медицинскими организациями любой формы собственности и ведомственной принадлежности и врачами, занимающимися частной медицинской практикой при наличии лицензии на право осуществления медицинской деятельности;- оказание физическим и юридическим лицам услуг по дежурству у постели больного медицинского персонала (т.е. услуг по дежурству у постели больного, оказанных медицинскими организациями любой формы собственности и ведомственной принадлежности, и медицинскими работниками, занимающимися частной медицинской практикой при наличии соответствующей лицензии);- оказание физическим и юридическим лицам услуг патолого-анатомическими бюро при наличии лицензии на право осуществления медицинской деятельности;- оказание медицинскими организациями любой формы собственности и ведомственной принадлежности при наличии лицензии на право осуществления медицинской деятельности по договорам со стационарными лечебными учреждениями и поликлиническими отделениями услуг по сбору у населения крови;
- оказание аптечными учреждениями при наличии соответствующей лицензии физическим и юридическим лицам услуг по изготовлению лекарственных средств, включая важнейшие и жизненно необходимые лекарственные средства;- оказание организациями и индивидуальными предпринимателями при наличии соответствующей лицензии физическим и юридическим лицам услуг по изготовлению и ремонту очковой оптики (за исключением солнцезащитной), ремонту слуховых аппаратов и протезно-ортопедических изделий;- оказание физическим и юридическим лицам за счет средств, выделяемых из бюджета, ветеринарных или санитарно-эпидемиологических услуг медицинскими организациями и (или) учреждениями при наличии лицензии на ветеринарную деятельность или на деятельность по проведению дезинфекционных, дезинсекционных и дератизационных услуг. Основанием для освобождения от налога ветеринарных и санитарно-эпидемиологических услуг, финансируемых из бюджета, являются
- студенческими и школьными столовыми, столовыми других учебных заведений, столовыми медицинских организаций в случае полного или частичного финансирования этих организаций из бюджета или из средств фонда обязательного медицинского страхования;- столовыми детских дошкольных учреждений, вне зависимости от источника финансирования.При реализации покупных товаров вышеперечисленными столовыми освобождение от налога не предоставляется. При отпуске перечисленными выше столовыми на сторону блюд собственного производства освобождение от налога также не предоставляется.Реализация организациями общественного питания продукции собственного производства перечисленным выше столовым налогом не облагается.Этот порядок освобождения от налога не распространяется на продукты питания, непосредственно произведенные столовыми учреждений и организаций социально-культурной сферы, финансируемых из бюджета (учреждений и организаций культуры и искусства, физкультуры и спорта, социального обеспечения и непроизводственных видов бытового обслуживания населения).12. При применении подпункта 6 пункта 2 статьи 149 Кодекса, следует иметь в виду, что от налога освобождаются услуги по сохранению, комплектованию и использованию архивов, оказываемых архивными учреждениями и организациями. К архивным учреждениям и организациям относятся юридические лица любой формы собственности и ведомственной принадлежности, создавшие в соответствии с Основами законодательства Российской Федерации от 07.07.93 № 5341-1 "Об архивном фонде Российской Федерации и архивах" государственные или негосударственные архивы из архивных документов или архивных фондов и осуществляющие архивное дело.Услуги по сохранению, комплектованию и использованию архивов, оказываемые индивидуальными предпринимателями, от налога не освобождаются.13. При применении подпункта 8 пункта 2 статьи 149 Кодекса, следует иметь в виду, что при оказании ритуальных услуг, выполнении работ (услуг) по изготовлению надгробных памятников и оформлению могил, а также при реализации похоронных принадлежностей, освобождение от налога предоставляется организациям любой формы собственности и ведомственной принадлежности и индивидуальным предпринимателям.От налога освобождаются только те ритуальные услуги, перечень которых приведен в разделе "Ритуальные услуги" Общероссийского классификатора услуг населению ОК 002-93.От налога освобождается реализация только тех похоронных принадлежностей (товаров), которые включены в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации
14. При применении подпункта 9 пункта 2 статьи 149 Кодекса следует иметь в виду, что освобождается от налогообложения реализация знаков почтовой оплаты (почтовых марок), лотерейных билетов по ценам, не превышающим их номинальную стоимость
Также от налогообложения освобождаются целевые взносы членов жилищно-строительных кооперативов, направленные на обеспечение технического обслуживания, текущего и капитального ремонта, санитарного содержания, управления эксплуатацией домохозяйства в домах жилищно-строительных кооперативов.
(Пункт в редакции приказа МНС России от 22 мая 2001 года № БГ-3-03/156 - см. предыдущую редакцию)
- суммы, уплаченные по инструментам срочных сделок в виде разницы между ценой, оговоренной в инструменте срочной сделки, и ценой, оговоренной как цена спот, которая сложилась на базовый актив, являющийся предметом срочной сделки, на дату поставки
Услуги некоммерческих образовательных организаций по сдаче в аренду имущества, в том числе недвижимого, подлежат обложению налогом в общеустановленном порядке.При оказании услуг некоммерческими образовательными организациями по сдаче в аренду закрепленного за ними федерального или муниципального имущества или имущества субъектов Российской Федерации на основе договоров аренды, заключенных между арендаторами и балансодержателями - некоммерческими образовательными организациями (не относящимися к органам государственной власти и управления и органа местного самоуправления) без органа государственной власти и управления и органа местного самоуправления, уплату налога в бюджет осуществляют данные некоммерческие образовательные организации вне зависимости от того куда перечисляет арендатор указанную арендую плату - на счет балансодержателя имущества (некоммерческой образовательной организации), в бюджет или на специально открытый для этого балансодержателя счет в органах казначейства.При оказании услуг некоммерческими образовательными организациями по сдаче в аренду закрепленного за ними федерального или муниципального имущества или имущества субъектов Российской Федерации на основе договоров аренды, заключенных между арендаторами, балансодержателями - некоммерческими образовательными организациями (не относящимися к органам государственной власти и управления и органам местного самоуправления) и органами государственной власти и управления и органами местного самоуправления, применяется порядок уплаты налога в бюджет, указанный в пункте 3 статьи 161 главы 21 части второй Кодекса.18. При применении подпункта 20 пункта 2 статьи 149 Кодекса следует иметь в виду, что ранее не относились к учреждениям культуры и искусства, услуги которых освобождены от налога, библиотеки и музеи, отнесенные к числу научных учреждений, а также заповедники, национальные, природные и ландшафтные парки, оказывающие услуги и реализующие билеты, перечисленные в данном подпункте, и освобождаемые от налогообложения с 1 января 2001 года.Формы входных билетов и абонементов на проводимые учреждениями культуры и искусства театрально-зрелищные, культурно-просветительные и зрелищно-развлекательные мероприятия и экскурсионных билетов приравниваются в целях главы 21 Кодекса к формам, утвержденным приказом Минфина России от 25.02.2000 № 20н "Об утверждении бланков строгой отчетности" и прилагаемым к этому приказу: экскурсионной путевки в музей и на выставку (образец которой приведен в приложении 1); абонемента на посещение концертов и спектаклей (образец которого приведен в приложении 2); входного билета для театрально-концертных, культурно-просветительных организаций и учреждений (образец которой приведен в приложении 3 к данному приказу).
Под учреждениями культуры и искусства, перечисленными в данном подпункте, понимаются организации любой формы собственности и ведомственной принадлежности.При оказании перечисленных в данном подпункте услуг в сфере культуры и искусства иными организациями, имеющими в качестве обособленных или структурных подразделений библиотеку, музей, клуб и т.п., освобождение от налога предоставляется при наличии у организации соответствующего кода ОКОНХ и при обеспечении требований, предусмотренных пунктом 4 данной статьи.При оказании перечисленных выше услуг в сфере культуры и искусства индивидуальными предпринимателями освобождение от налога не предоставляется.19. При применении подпунктов 22 и 23 пункта 2 статьи 149 Кодекса необходимо иметь в виду следующее.Согласно порядку, указанному в данных подпунктах, от налога освобождаются услуги, непосредственно относящиеся к обслуживанию воздушных судов в аэропортах, морских судов и судов внутреннего плавания.20. При применении подпункта 1 пункта 3 статьи 149 Кодекса следует иметь в виду, что религиозным объединением в Российской Федерации признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и обладающее соответствующими этой цели признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.При этом религиозные объединения могут создаваться в форме религиозных групп и религиозных организаций.Религиозной организацией признается добровольное объединение граждан Российской Федерации, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федерации, образованное в целях совместного исповедания и распространения веры и в установленном законом порядке зарегистрированное в качестве юридического лица.Для реализации своих уставных целей и задач религиозные организации вправе осуществлять предпринимательскую деятельность и создавать собственные предприятия (организации) в порядке, устанавливаемом законодательством Российской Федерации.
Указанное в данном подпункте налоговое освобождение не распространяется на организации, учредителями (участниками) которых являются религиозные объединения (организации).Также при применении указанного пункта необходимо иметь в виду, что не подлежит налогообложению (освобождается от налогообложения) реализация (передача для собственных нужд) только тех предметов религиозного назначения, которые включены в перечень, утверждаемый Правительством Российской Федерации
21. При применении освобождения от налогообложения организациями, перечисленными в подпункте 2 пункта 3 статьи 149 Кодекса, следует иметь в виду, что торговая, брокерская и посредническая деятельность всех перечисленных в указанном подпункте организаций (за исключением посреднической деятельности по реализации товаров (услуг), указанных в пункте 1, подпунктах 1 и 8 пункта 2 и подпункте 6 пункта 3 статьи 149 Кодекса), облагается налогом на добавленную стоимость в общеустановленном порядке
Кроме того, следует учитывать, что в соответствии со ст.26 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ до 1 января 2002 года общественные организации инвалидов (в том числе созданные как союзы общественных организаций инвалидов), организации, уставный капитал которых полностью состоит из вкладов общественных организаций инвалидов, учреждения, единственными собственниками имущества которых являются указанные общественные организации инвалидов, а также лечебно-производственные (трудовые) мастерские при противотуберкулезных, психиатрических, психоневрологических учреждениях, учреждениях социальной защиты или социальной реабилитации населения будут иметь право на применение льготы по уплате налога на добавленную стоимость, если среднесписочная численность инвалидов среди их работников составляет не менее 50 процентов, а их доля в фонде оплаты труда - не менее 25 процентов. Перечень таких организаций определяется Правительством Российской Федерации.Организации, указанные в подпункте 2 пункта 3 статьи 149 Кодекса, освобождаются от уплаты налога также при осуществлении ими операций по передаче товаров, выполнению работ, оказанию услуг для собственных нужд
22.2. Размещение привлеченных денежных средств организаций и физических лиц от имени банков и за их счет:- кредитные операции с клиентами, включая открытие и ведение ссудного счета, пролонгацию срока погашения кредита;- операции по предоставлению межбанковского кредита, в том числе открытой кредитной линии;- депозиты, размещенные в других банках.22.3. Открытие и ведение банковских счетов, в том числе валютных, юридических и физических лиц, включая:- оформление документов, связанное с открытием и ведением банковских счетов (списание со счетов и зачисление средств на счета; начисление процентов по средствам на счетах);- выдачу выписок по счетам;- снятие копий (дубликатов) со счетов;- выдачу справок о наличии средств на счетах и других документов по ведению счетов;- переоформление счетов;- выяснение (розыск) денежных средств по счетам клиентов; - направление запросов о переводе сумм по просьбе клиентов; изменение условий, аннулирование и возврат переводов; перевод вкладов в другой банк.22.4. Осуществление расчетов по поручению физических и юридических лиц, в том числе банков-корреспондентов, по их банковским счетам:- аккредитивные операции (открытие аккредитива, авизование, подтверждение, проверка документов, осуществление платежей);- инкассовые операции (выдача документов против акцепта или платежа, прием, проверка или направление документов для акцепта или платежа, пересылка или возврат банку-корреспонденту документов, выставленных на инкассо, но не оплаченных клиентом, изменение условий инкассового поручения или его аннулирование, проверка и отсылка документов на инкассо);- переводные и клиринговые операции.22.5. Осуществление расчетов платежными поручениями, чеками, аккредитивами, пластиковыми карточками, наличными; расчеты по системе электронной связи;- ведение документарных операций;- осуществление безналичных расчетов со счета по вкладам физических лиц с торговыми, коммунальными, бытовыми и другими организациями;- межбанковские расчеты, включая расчеты между эмитентом-эквайрером по операциям с использованием банковских карт, а также расчеты по поручению физических и юридических лиц с использованием банковских карт, включая расчеты между эмитентом-клиентом, эквайрером и держателем банковской карты, эквайрером и организацией торговли;
- выдача (обновление, замена) платежно-расчетных документов (чековых книжек, пластиковых карт, сберегательных книжек и др.) при условии взимания с клиентов платы в пределах расходов банка на приобретение и внедрение этих платежно-расчетных документов.22.6. Кассовое обслуживание физических и юридических лиц:- прием (включая прием наличных денег от граждан в счет оплаты коммунальных платежей, различных видов штрафов, налогов, пошлин и прочих платежей независимо от наличия в банке счета организации (предприятия), на который зачисляются принятые платежи);- выдача, пересчет, проверка подлинности, упаковка наличных денег, банкнот, монет;- оформление кассовых документов;- размен денежной наличности и иностранной валюты;- обмен неплатежных банкнот, включая замену неплатежного денежного знака иностранного государства на платежные денежные знаки того же государства:- обмен (конверсия) наличной иностранной валюты одного иностранного государства на наличную иностранную валюту другого иностранного государства.22.7. Купля-продажа иностранной валюты в наличной и безналичной формах (в том числе оказание посреднических услуг по операциям купли-продажи иностранной валюты).22.8. Привлечение драгоценных металлов во вклады (до востребования и на определенный срок) от физических и юридических лиц: открытие и ведение обезличенных металлических счетов (за исключением металлических счетов ответственного хранения драгоценных металлов), включая зачисление драгоценных металлов на счет, возврат со счета, перевод драгоценных металлов с других обезличенных счетов, зачисление на металлические счета при физической поставке драгоценных металлов, а также зачисление на металлические счета драгоценных металлов, проданных клиенту. У банка, реализующего драгоценные металлы и зачисляющего их на металлический счет клиента, при изъятии их клиентом из хранилища банка возникает обязанность по уплате налога в том налоговом периоде, в котором они изымаются клиентом.Размещение драгоценных металлов от своего имени и за свой счет на депозитные счета, открытые в других банках.
(Пункт в редакции приказа МНС России от 22 мая 2001 года № БГ-3-03/156 - см. предыдущую редакцию)
- осуществление кредитных операций (за исключением услуг по хранению имущества, принятого в залог, его оценке и др.) ломбардами, имеющими лицензию на этот вид деятельности
(Пункт в редакции приказа МНС России от 22 мая 2001 года № БГ-3-03/156 - см. предыдущую редакцию)
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 27 июня 1996 года № 759 "Об утверждении положения о совершении сделок с природными драгоценными камнями на территории Российской Федерации" совершение сделок с сырыми несортированными драгоценными камнями на территории Российской Федерации не допускается
В этом случае суммы налога, уплаченные поставщикам при приобретении товаров (работ, услуг) организациями, реализующими драгоценные камни в сырье, включаются в расходы, принимаемые к вычету при исчислении налога на доходы организации. (До вступления в силу главы "Налог на доходы организаций" в целях применения налоговых вычетов следует руководствоваться Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 № 552)
При реализации обрабатывающими организациями драгоценных камней на внутреннем рынке, а не на экспорт, у организаций, реализующих драгоценные камни в сырье, операции по их реализации облагаются налогом на общих основаниях
(Пункт дополнительно включен приказом МНС России от 22 мая 2001 года № БГ-3-03/156)
(Пункт дополнительно включен приказом МНС России от 22 мая 2001 года № БГ-3-03/156)
При реализации таких входных билетов индивидуальными предпринимателями освобождение от налога не предоставляется.При оказании организациями любой формы собственности и ведомственной принадлежности и индивидуальными предпринимателями, являющимися собственниками спортивных сооружений, услуг по предоставлению в аренду указанных спортивных сооружений организациям физической культуры и спорта для проведения ими спортивно-зрелищных мероприятий, налог не взимается.28. При применении подпункта 15 пункта 3 статьи 149 Кодекса следует иметь в виду, что в соответствии с данным пунктом не подлежит налогообложению плата за предоставление взаем денежных средств.Оказание услуг по предоставлению займа в иной форме облагается налогом.29. При применении подпункта 19 пункта 3 статьи 149 Кодекса следует иметь в виду, что с 1 января 2001 года работы и услуги в области пожарной безопасности, выполняемые и оказываемые на договорной основе, подлежат налогообложению, за исключением работ (услуг) по тушению лесных пожаров, выполняемых и оказываемых на договорной основе лицами, указанными в статье 143 Кодекса.Освобождение от налогообложения работ (услуг) по тушению лесных пожаров распространяется на работы (услуги), выполняемые как предприятиями, организациями и учреждениями, на которых возложена охрана и защита лесов, так и привлекаемых организаций и индивидуальных предпринимателей.С 1 января 2001 года подлежат обложению налогом:- пожарно-техническая продукция;- материалы и комплектующие изделия, используемые для производства пожарно-технической продукции, а также для выполнения работ и оказания услуг в области пожарной безопасности.30. При применении подпункта 20 пункта 3 статьи 149 Кодекса следует иметь в виду, что в отношении организаций, занимающихся производством сельскохозяйственной продукции, не подлежат налогообложению следующие операции:- реализация продукции собственного производства в счет натуральной оплаты труда;- реализация продукции собственного производства в счет натуральных выдач для оплаты труда;
- реализация продукции собственного производства для общественного питания работников, привлекаемых на сельскохозяйственные работы.Указанные операции освобождаются от налогообложения при условии, что удельный вес доходов от производства и реализации сельскохозяйственной продукции составляет не менее 70 процентов от общей суммы доходов, полученных организацией, за отчетный налоговый период.Стоимость освобождаемых от налогообложения операций учитывается при исчислении удельного веса доходов от реализации сельскохозяйственной продукции в общей сумме доходов, полученных организацией за отчетный налоговый период.31. В случае отмены с 01.01.2001 налогового освобождения по товарам (работам, услугам), действовавшего по 31.12.2000 (включительно) в соответствии со статьей 5 Закона Российской Федерации "О налоге на добавленную стоимость", и если оно не предусмотрено статьей 149 Кодекса, применяется следующий порядок налогообложения:- по товарам (работам, услугам), отгруженным по 31.12.2000 включительно, счета-фактуры выставляются без НДС. В случае если оплата поступила после 1 января 2001 года, по этим товарам (работам, услугам) налогообложение не производится
32.1. Пунктом 2 указанной статьи предусмотрено, что при определении налоговой базы выручка от реализации товаров (работ, услуг) определяется исходя из всех доходов налогоплательщика, связанных с расчетами по оплате указанных товаров (работ, услуг), полученных им в денежной и(или) натуральной формах, включая оплату ценными бумагами.Не учитываются при определении налоговой базы:- средства, полученные в виде вкладов в уставный (складочный) капитал (фонд) организации, включая эмиссионный доход, в виде инвестиций при проведении инвестиционных конкурсов (торгов) в порядке, установленном законодательством Российской Федерации. Не включаются в налоговую базу также денежные средства, направляемые собственниками (акционерами, участниками) юридическому лицу либо собственникам юридическим лицом, если указанные средства не связаны с реализацией товаров (работ, услуг);- бюджетные средства, полученные организациями на возвратной и безвозвратной основе из бюджетов различных уровней на финансирование целевых программ и мероприятий, если указанные средства не связаны с реализацией товаров (работ, услуг), а также доходы, полученные бюджетами различных уровней, за предоставление бюджетных средств. Такие средства не облагаются налогом только в момент их зачисления на счета организаций, выполняющих целевые программы и мероприятия.Приобретаемые товары (работы, услуги) за счет средств целевого бюджетного финансирования оплачиваются с учетом налога, который возмещению не подлежит. Суммы указанного налога в этом случае на затраты производства и обращения не относятся, а покрываются за счет вышеназванных источников.- денежные средства, перечисляемые исполнительному органу акционерного общества, минуя счета реализации, организациями (дочерними и зависимыми обществами), из прибыли, оставшейся в их распоряжении после окончательных расчетов с бюджетом по налогам, при условии, что они расходуются по утвержденной смете для осуществления централизованных функций по управлению всеми организациями (дочерними и зависимыми обществами), входящими в состав акционерного общества, а также для формирования централизованных финансовых фондов (резервов);- денежные средства, перечисляемые исполнительным органом акционерного общества своим дочерним и зависимым обществам из централизованных финансовых фондов (резервов) в качестве вторичного перераспределения прибыли для расходования по целевому назначению;
- средства, перечисляемые собственником на содержание созданных им учреждений;- осуществленные в соответствии с законодательством о некоммерческих организациях вступительные взносы, членские взносы, членские взносы в профессиональные объединения, построенные на принципе обязательного членства (коллегии адвокатов, нотариальные палаты и иные аналогичные объединения), отчисления в фонд коллегии адвокатов, паевые вклады, а также пожертвования, признаваемые таковыми в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и осуществляемые жертвователем за счет собственных источников. Настоящее положение применяется, если такие взносы не являются платой за предоставление некоммерческой организацией каких-либо работ (услуг);- денежные средства, полученные от организаций, осуществляющих благотворительную деятельность в рамках Федерального закона от 11.08.95 № 135-ФЗ "О благотворительной деятельности и благотворительных организациях";- суммы финансирования из бюджетов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, местных бюджетов, бюджетов государственных внебюджетных фондов, выделяемые на осуществление основной уставной деятельности некоммерческих организаций.В целях данного пункта не являются целевыми поступлениями доходы, полученные от реализации некоммерческой организацией имущества, право на получение которых у некоммерческой организации возникает в силу того, что указанное имущество (работы, услуги) передаются ей собственником такого имущества в качестве взносов, вкладов, пожертвований или благотворительной помощи от организаций, осуществляющих благотворительную деятельность. Полученные в результате такого отчуждения доходы рассматриваются с момента их получения как доходы, подлежащие налогообложению.Настоящее положение применяется при условии, что зачисление и расходование целевых поступлений в денежной форме осуществляется на отдельном счете в банке.32.2. В соответствии с п.3 ст.153 при определении налоговой базы выручка (расходы) налогоплательщика в иностранной валюте пересчитывается в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации соответственно на дату реализации товаров (работ, услуг) или на дату фактического осуществления расходов.Налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту определяется налогоплательщиком пересчетом выручки в иностранной валюте в рубли по курсу Центрального банка Российской Федерации на дату реализации товаров (работ, услуг). Дата реализации товаров (работ, услуг) определяется в зависимости от принятой налогоплательщиком учетной политики для целей налогообложения в соответствии со статьей 167 Кодекса.
Исходя из данной нормы Кодекса при получении налогоплательщиком авансовых или иных платежей в иностранной валюте в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг) указанная сумма пересчитывается в рубли по курсу Банка России на дату поступления данных авансовых или иных платежей. При этом суммы налога, начисленные налогоплательщиком с суммы авансовых и иных платежей, полученных в счет предстоящих поставок товаров (выполнения работ, оказания услуг), подлежащих налогообложению, при последующей отгрузке товара (выполнении работы, оказании услуги) подлежат вычету.Для налогоплательщиков, определяющих дату возникновения обязанности по уплате налога по мере отгрузки налоговая база при реализации товаров (работ, услуг) за иностранную валюту определяется путем пересчета стоимости отгруженных товаров (работ, услуг) в рубли по курсу Банка России на дату отгрузки
При реализации товаров (работ, услуг) по государственным регулируемым ценам (тарифам), установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации, для целей налогообложения принимаются указанные цены (тарифы).33.2. Согласно п.3 ст.154 при реализации имущества, подлежащего учету по стоимости с учетом уплаченного налога, налоговая база определяется как разница между ценой реализуемого имущества, определяемой с учетом положений статьи 40 Кодекса с учетом налога, акцизов (для подакцизных товаров и подакцизного минерального сырья) и без включения в нее налога с продаж, и стоимостью реализуемого имущества (остаточной стоимостью с учетом переоценок).К такому имуществу, в частности, относятся:- имущество (основные средства), приобретаемые за счет средств целевого бюджетного финансирования и оплачиваемые с учетом НДС, который вычету не подлежит, а покрывается за счет соответствующего источника;- безвозмездно полученное имущество, учитываемое организацией по стоимости, включающей суммы налога, уплаченные передающей стороной;- приобретенное имущество, используемое при осуществлении операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со ст.149 НК РФ;- основные средства, учитываемые на балансе налогоплательщика с учетом налога;- служебные легковые автомобили и микроавтобусы, приобретенные до 1 января 2001 года и числящиеся на балансе налогоплательщика с учетом налога.34. При применении ст.156 необходимо учитывать, что суммы, полученные комиссионерами (поверенными, агентами) от комитентов (доверителей, принципалов) для исполнения сделки (за исключением сумм, причитающихся им в виде вознаграждений или любых иных доходов), в налоговую базу не включаются.Суммы, полученные комиссионерами (поверенными, агентами) от покупателей товаров (работ, услуг) (за исключением сумм, причитающихся им в виде вознаграждений или любых иных доходов), в налоговую базу не включаются.35. При применении пункта 5 статьи 157 для обоснования права на уменьшение выручки от реализации услуг международной связи на суммы, указанные в подпунктах 1-3, в налоговые органы одновременно с налоговой декларацией представляются следующие документы.
По подпункту 1:- контракт (копия контракта) российского налогоплательщика с иностранными администрациями связи, международными организациями связи, иностранными организациями, признанными частными эксплуатационными организациями, на аренду международных каналов связи, а также на оказание услуг международной почтовой связи
Не облагаются авансы, полученные в счет предстоящих поставок товаров (работ, услуг):- при реализации на экспорт товаров, длительность производственного цикла изготовления которых составляет свыше шести месяцев (по перечню и в порядке, которые определяются Правительством Российской Федерации);- при реализации товаров (работ, услуг), местом реализации которых не является территория Российской Федерации;- при осуществлении операций, не подлежащих налогообложению (освобождаемых от налогообложения) в соответствии со ст.149 Кодекса (в том числе авансы, полученные комиссионерами в счет оказания ими услуг, не облагаемых налогом, в соответствии с п.2 ст.156).36.2. Денежные средства, полученные за реализованные товары (работы, услуги) в виде финансовой помощи, на пополнение фондов специального назначения, в счет увеличения доходов либо иначе связанных с оплатой реализованных товаров (работ, услуг);Суммы дотаций, предоставляемые из бюджетов различного уровня, на покрытие фактически полученных предприятием убытков, связанных с применением государственных регулируемых цен и предоставлением льгот отдельным потребителям в соответствии с Законодательством Российской Федерации, не включаются в налоговую базу.Организации, производящие и реализующие товары (работы, услуги), по которым предоставляются дотации из соответствующих бюджетов, должны обеспечить раздельный учет производства, реализации таких товаров (работ, услуг).При этом возникающая разница подлежит возмещению (зачету, возврату) в установленном порядке
37. При применении ст.164 необходимо учитывать следующие особенности:37.1. В целях применения подпункта 1 пункта 1 статьи 164 и в соответствии со статьей 13 Федерального закона от 05.08.2000 № 118-ФЗ "О введении в действии части второй Налогового кодекса Российской Федерации и внесении изменений в некоторые законодательные акты Российской Федерации о налогах" с 1 января 2001 года до 1 июля 2001 года налоговая ставка 0 процентов применяется в отношении товаров, помещаемых под таможенных режим экспорта при условии их фактического вывоза за пределы таможенной территории государств - участников СНГ, и предъявлении в налоговые органы документов, подтверждающих фактический вывоз товаров за пределы территорий государств - участников СНГ
37.6. Налогообложение услуг по перевозке пассажиров и багажа за пределы территории Российской Федерации при оформлении перевозок на основании единых международных перевозочных документов осуществляется по налоговой ставке 0 процентов. В период с 1 января 2001 года до 1 июля 2001 года указанная ставка распространяется только на услуги по перевозке пассажиров и багажа за пределы территорий государств - участников СНГ при оформлении перевозок едиными международными перевозочными документами, а также на услуги по перевозке пассажиров и багажа воздушными судами между Россией и государствами - участниками СНГ, в связи с заключением Российской Федерацией межправительственных соглашений о воздушном сообщении с государствами - участниками СНГ
При определении размеров в отношении детских товаров, перечисленных в подпункте 2 пункта 2 данной статьи, следует руководствоваться Таблицей предельных размеров по товарам для детей в соответствии с действующими государственными стандартами Российской Федерации.37.10. В соответствии с п.4 ст.164 налогообложение производится по налоговым ставкам 9,09 процента и 16,67 процента (расчетные налоговые ставки) - при получении денежных средств, связанных с оплатой товаров (работ, услуг), предусмотренных статьей 162 Кодекса, при удержании налога налоговыми агентами в соответствии со статьей 161 Кодекса, а также при реализации товаров (работ, услуг), приобретенных на стороне и учитываемых с налогом в соответствии с пунктом 3 статьи 154 Кодекса, а также при реализации сельскохозяйственной продукции и продуктов ее переработки в соответствии с пунктом 4 статьи 154 Кодекса
39.2. В соответствии с подп.3 п.2 ст.167 оплатой товаров (работ, услуг), в частности, признается передача налогоплательщиком права требования третьему лицу на основании договора или в соответствии с законом.
При заключении договора переуступки права требования налогоплательщику следует руководствоваться следующими положениями для момента начисления и принятия к вычету сумм налога по реализованным товарам (работам, услугам).При передаче налогоплательщиком права требования третьему лицу на основании договора или в соответствии с законом числящаяся по балансу кредитора дебиторская задолженность по отгруженным товарам, выполненным работам, оказанным услугам подлежит налогообложению в объеме и на условиях, предусмотренных первоначальным договором, в момент вступления в силу договора цессии либо передачи дебиторской задолженности в соответствии с законом. При продаже дебиторской задолженности по стоимости большей величины выручки, предусмотренной договором поставки товаров (работ, услуг), с суммы превышения также должен быть уплачен налог.39.3. На основании п.2 ст.167 определение даты оплаты товаров (работ, услуг) при исполнении обязательств путем перевода долга будет осуществляться следующим образом.Налогоплательщик-покупатель, являющийся должником по отношению к налогоплательщику - поставщику товаров (работ, услуг), может возложить исполнение обязательств на третье лицо по сделке перевода долга.У поставщика товаров (работ, услуг) при учетной политике "по оплате" датой реализации является дата оплаты товаров (работ, услуг) третьим лицом.39.4. В соответствии с п.4 ст.167 в случае прекращения встречного обязательства покупателя товаров (работ, услуг) по оплате этих товаров (работ, услуг) путем передачи покупателем-векселедателем собственного векселя оплатой указанных товаров (работ, услуг) признается оплата покупателем-векселедателем (либо иным лицом) указанного векселя или передача налогоплательщиком указанного векселя по индоссаменту третьему лицу.Передача товаров (работ, услуг) в счет погашения ценных бумаг, в том числе собственных векселей, облагается налогом в установленном порядке и является моментом их реализации независимо от установленной на предприятии в целях налогообложения учетной политики.39.5. В целях применения пункта 9 данной статьи следует иметь в виду, что независимо от учетной политики, принятой налогоплательщиком, дата реализации товаров (работ, услуг), предусмотренных подпунктами 1-3 пункта 1 статьи 164, определяется как наиболее ранняя из дат, перечисленных в подпунктах 1, 2 пункта 9
40. При применении ст.168 в целях подтверждения права на налоговые вычеты по товарам, приобретенным за наличный расчет, налогоплательщик, кроме кассового чека с выделенной в нем отдельной строкой суммой налога, должен иметь счет-фактуру на эти товары, оформленный в установленном порядке.41. При применении главы 21 особое внимание следует обратить на то, что в указанной главе не используется понятие "издержки производства и обращения", содержавшееся ранее в Законе о налоге на добавленную стоимость.В главе 21 используется аналогичное по содержанию понятие "расходы", принимаемые к вычету при исчислении налога на доходы организаций.До вступления в силу главы "Налог на доходы организаций" в целях применения налоговых вычетов следует руководствоваться Положением о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), включаемых в себестоимость продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 05.08.92 № 552, Положением об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.94 № 490, Положением об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль страховщиками, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 16.05.94 № 491.При этом также следует учитывать, что вычетам подлежат суммы налога, предъявленные налогоплательщику и уплаченные им при приобретении товаров (работ, услуг), используемых для производства и реализации товаров (работ, услуг), облагаемых налогом, если соответствующие расходы на их приобретение учитываются при исчислении организацией налога на прибыль.42. В соответствии с пунктом 4 статьи 170 налогоплательщик, осуществляющий производство и реализацию товаров (работ, услуг), подлежащих налогообложению налогом и освобождаемых от налогообложения, должен:- вести раздельный учет (в соответствии с принятой для целей налогообложения учетной политикой, утвержденной приказом, распоряжением руководителя организации) стоимости приобретенных товаров (работ, услуг) и используемых для производства и(или) реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению и подлежащих налогообложению. Порядок ведения раздельного учета должен быть определен в соответствующем документе, регламентирующем учетную политику организации;
- определить общую стоимость приобретаемых товаров (работ, услуг), используемых для производства и(или) реализации товаров (работ, услуг);- определить общий объем выручки от реализации товаров (работ, услуг) за отчетный, налоговый период и стоимость товаров (работ, услуг), операции по реализации которых подлежат налогообложению (освобождены от налогообложения).Суммы налога, фактически уплаченные поставщикам основных средств, используемых для производства и(или) реализации товаров (работ, услуг) как облагаемых налогом, так и не подлежащих налогообложению (в т.ч. не признаваемых реализацией), распределяются пропорционально удельному весу выручки, полученной от реализации облагаемых и необлагаемых товаров (работ, услуг) за налоговый период, в котором они приняты на учет, и принимаются к вычету в сумме, соответствующей удельному весу выручки, полученной от производства и(или) реализации товаров (работ, услуг), облагаемых налогом. Сумма налога, соответствующая удельному весу выручки, полученной от производства и(или) реализации товаров (работ, услуг), не подлежащих налогообложению (в т.ч. не признаваемых реализацией), к вычету не принимается и относится на увеличение балансовой стоимости основных средств.В целях применения пункта 2 статьи 170 Кодекса следует иметь в виду, что в расходы, принимаемые у покупателя к вычету при исчислении налога на доходы организаций (налога на доходы физических лиц), включаются суммы налога, предъявленные продавцом покупателю товаров (работ, услуг) в соответствии со статьей 168 Кодекса, по мере списания этих товаров (работ, услуг) на себестоимость независимо от факта уплаты этого налога продавцу
Суммы налога, уплаченные налогоплательщиком по строительно-монтажным работам капитального строительства, работам по сборке (монтажу) основных средств, выполненным подрядными организациями с 1 января 2001 года, подлежат вычету у налогоплательщика после принятия налогоплательщиком на учет законченных капитальным строительством объектов производственного назначения в соответствии с пунктом 5 статьи 172.Суммы налога, уплаченные поставщикам по товарам, приобретенным и переданным подрядным организациям на давальческих условиях для выполнения строительно-монтажных работ с 1 января 2001 года, подлежат вычету у налогоплательщика после принятия на учет завершенного капитальным строительством объекта производственного назначения в соответствии с пунктом 5 статьи 172.При приобретении с 1 января 2001 года незавершенного капитальным строительством объекта производственного назначения и продолжении строительства на данном объекте, суммы налога, уплаченные поставщику (продавцу объекта), подлежат вычету у налогоплательщика по мере постановки на учет завершенного капитальным строительством объекта (основных средств) в соответствии с пунктом 5 статьи 172.При реализации приобретенного с 1 января 2001 года незавершенного капитальным строительством объекта, по которому было продолжено, но не завершено строительство, суммы налога, уплаченные поставщику (продавцу объекта), подлежат вычету у налогоплательщика по мере реализации незавершенного капитальным строительством объекта в соответствии с пунктом 5 статьи 172.При реализации налогоплательщиком незавершенного капитальным строительством объекта суммы налога, уплаченные по строительно-монтажным работам, выполненным подрядными организациями при строительстве такого объекта с 1 января 2001 года, а также суммы налога, уплаченные поставщикам по приобретенным товарам и переданным подрядным организациям на давальческих условиях для выполнения строительно-монтажных работ с 1 января 2001 года, подлежат вычету у налогоплательщика в момент реализации данного объекта в соответствии с пунктом 5 статьи 172.44. При применении п.1 ст.172 следует учитывать, что суммы налога, уплаченные поставщикам за принятые к учету товары (работы, услуги) в иностранной валюте, подлежат вычету в рублевом эквиваленте по курсу Банка России, действующему на дату фактического осуществления расходов.
45. При применении п.2 ст.172 необходимо учитывать следующее:При использовании налогоплательщиком в расчетах за приобретенные товары (работы, услуги) векселей налог, предъявленный продавцом этих товаров (работ, услуг), считается фактически уплаченным продавцу этих товаров (работ, услуг) и подлежит вычету в следующих случаях:- налогоплательщик-покупатель, использующий в расчетах собственный вексель, т.е. являющийся векселедателем, имеет право на вычет сумм налога только в момент оплаты им своего векселя денежными средствами его предъявителю как при наступлении срока платежа, обозначенного на векселе, так и при его досрочной оплате. При этом в случае если по соглашению сторон векселедатель вместо оплаты своего векселя денежными средствами поставляет векселедержателю товары (выполняет работы или оказывает услуги), то независимо от принятой у векселедателя для целей налогообложения учетной политики у него появляются обязательства по уплате налога по товарам (работам, услугам), отгруженным в порядке оплаты собственного векселя, и в этом же отчетном периоде он имеет право на вычет сумм налога по ранее приобретенным товарам, расчеты за которые производились этим векселем;- налогоплательщик-векселедатель, использующий в расчетах собственный переводной вексель, на котором указано наименование того лица, которое должно платить по векселю (третьего лица, домицилианта, авалиста), имеет право на вычет сумм налога только в том налоговом периоде, в котором векселедателем будет погашена задолженность по этому переводному векселю перед третьим лицом, домицилиантом, авалистом;- налогоплательщик-покупатель, акцептовавший вексель, предъявленный к оплате продавцом товаров (работ, услуг), имеет право на вычет налога по приобретенным (принятым к учету товарам) в том налоговом периоде, в котором акцептантом этот вексель будет оплачен;- налогоплательщик-индоссант, использующий для расчетов вексель третьего лица, имеет право на вычет сумм налога в момент передачи векселя третьего лица по индоссаменту в оплату приобретенных им товаров (работ, услуг), но при условии, что указанный вексель покупателем-индоссантом ранее был получен в качестве оплаты за отгруженные товары, выполненные работы и оказанные услуги. В этом случае сумма налога на балансе индоссанта принимается к вычету только в пределах стоимости приобретенных (принятых к учету) товаров (работ, услуг), не превышающей стоимости отгруженных товаров (работ, услуг) этим индоссантом своему покупателю, за которые ранее им был получен вексель.Использование в расчетах за приобретаемые товары векселя третьего лица, полученного покупателем в обмен на собственные векселя до их оплаты, не дает покупателю права на предъявление к вычету сумм налога, поскольку отсутствует фактическая их оплата денежными средствами.
В случае когда для расчетов с продавцом за поставленные товары передается финансовый вексель, т.е. вексель, который приобретен в качестве финансового вложения и за который фактически уплачены денежные средства, то сумма налога на балансе покупателя, использующего его в расчетах, принимается к вычету только в пределах фактически перечисленных денежных средств.При проведении расчета с продавцом товаров (работ, услуг) путем переуступки права требования дебиторской задолженности, полученной покупателем в качестве авансового платежа, сумма налога считается фактически уплаченной только в том налоговом периоде, в котором этим покупателем будут отгружены товары (работы, услуги) в адрес организации, уступившей право требования в качестве авансового платежа.46. При выполнении строительно-монтажных работ хозяйственным способом необходимо учитывать следующее.В соответствии с пунктом 10 статьи 167 исчисление налога по строительно-монтажным работам, выполненным хозяйственным способом с 1 января 2001 года, производится по мере принятия на учет завершенного капитальным строительством объекта.При выполнении хозспособом строительно-монтажных работ налоговая база определяется как стоимость выполненных с 1 января 2001 года работ, исчисленная в соответствии с п.2 ст.159 Кодекса.Суммы налога, уплаченные поставщикам по приобретенным товарам (работам, услугам), использованным для выполнения строительно-монтажных работ хозяйственным способом с 1 января 2001 года, также подлежат вычету у налогоплательщика после принятия на учет завершенного капитальным строительством объекта или по мере реализации незавершенного капитальным строительством объекта в соответствии с пунктом 5 статьи 172.В соответствии с пунктом 6 статьи 171 Кодекса вычету подлежит сумма налога, исчисленная налогоплательщиком при выполнении строительно-монтажных работ, выполненных хозяйственным способом с 1 января 2001 года, определяемая в соответствии со статьей 173 Кодекса как уменьшенная на суммы налога, предъявленные налогоплательщиком к вычету по приобретенным товарам (работам, услугам), использованным им для выполнения указанных строительно-монтажных работ, сумма налога, исчисленная по выполненным хозяйственным способом строительно-монтажным работам в соответствии с пунктом 10 статьи 167 Кодекса. Указанная сумма налога подлежит вычету у налогоплательщика по мере принятия на учет завершенного капитальным строительством объекта в соответствии с пунктом 5 статьи 172
При реализации налогоплательщиком объекта, не завершенного капитальным строительством, осуществляемого хозяйственным способом, подлежат вычету суммы налога, уплаченные по приобретенным товарам (работам, услугам), используемым при выполнении указанных работ.
удельный вес среднесписочной численности работников (фонда оплаты труда) обособленного подразделения в среднесписочной численности работников (фонде оплаты труда) по организации в целом; | |
удельный вес среднегодовой стоимости основных производственных фондов обособленного подразделения в среднегодовой стоимости основных производственных фондов по организации в целом |
Организации самостоятельно определяют, какой из показателей должен применяться - среднесписочная численность работников или фонд оплаты труда. Выбранный организацией показатель должен быть неизменным в течение отчетного года.При определении среднесписочной численности работников в соответствии с Инструкцией Госкомстата от 07.12.98 № 121 "По заполнению организациями сведений о численности работников и использовании рабочего времени в формах федерального государственного статистического наблюдения" не учитывается численность внешних совместителей и лиц, не состоящих в штате, выполняющих работы по договорам гражданско-правового характера.При определении сумм налога, подлежащих уплате по месту нахождения обособленных подразделений, принимаются фактические показатели среднесписочной численности работающих (фонда оплаты труда) на конец отчетного налогового периода.Определение среднегодовой стоимости основных производственных фондов производится исходя из их среднегодовой остаточной стоимости за предшествующий календарный год (т.е. с 1 января по 31 декабря).
- половины остаточной стоимости основных средств на первое января отчетного года
(Пункт дополнительно включен приказом МНС России от 22 мая 2001 года № БГ-3-03/156)
(Пункт дополнительно включен приказом МНС России от 22 мая 2001 года № БГ-3-03/156)
(Пункт дополнительно включен приказом МНС России от 22 мая 2001 года № БГ-3-03/156)