Ответ на этот вопрос зависит от характера ошибки, допущенной при составлении платежного поручения.
Существуют два вида ошибок, которые приводят к возникновению недоимки и, как следствие, являются основанием для начисления пеней. Во-первых, это неправильное указание номера счета Казначейства России, а во-вторых – неправильное указание наименования банка получателя платежа (постановление ФАС Центрального округа от 31 января 2013 г. № А64-5684/2012).
А КБК и ОКТМО входят в группу реквизитов, позволяющих определить принадлежность платежа. И устойчивая арбитражная практика подтверждает, что обязанность по уплате налога считается исполненной независимо от правильности указания КБК (ОКТМО) в платежном поручении. Опираясь на положения пункта 3 статьи 45 Налогового кодекса РФ, суды признают неправомерным взыскание штрафов, недоимок и начисление пеней, если сумма налога с ошибочным КБК (ОКТМО) поступила в бюджетную систему (была зачислена на соответствующий счет казначейства). Даже если организация не обращалась в инспекцию с заявлением об уточнении платежа.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1. Рекомендация: Как сдать уточненную налоговую декларацию
Сроки сдачи и условия освобождения от ответственности
Подавать уточненные налоговые декларации нужно по мере выявления ошибок в отчетности. Календарные сроки для их представления в налоговую инспекцию законодательно не установлены. Это следует из положений пункта 1 статьи 81 Налогового кодекса РФ.
Подача уточненной декларации, в которой налоговые обязательства организации увеличиваются, подразумевает, что в первичной декларации налог был посчитан неверно. Из этого налоговая инспекция может сделать вывод, что организация нарушила правила учета объектов налогообложения, вследствие чего налоговая база была занижена. Однако сам по себе факт подачи уточненной декларации не является основанием для привлечения организации к ответственности по статье 120 или 122 Налогового кодекса РФ. Чтобы оштрафовать организацию, инспекция должна провести камеральную налоговую проверку, установить факт совершения правонарушения и вынести соответствующее постановление (п. 1, 3 ст. 108 НК РФ). При этом инспекция должна учитывать наличие имеющейся у организации переплаты, подлежащей зачету или возврату. Такие разъяснения содержатся в письме Минфина России от 4 февраля 2013 г. № 03-02-07/1/2279.
При подаче уточненной налоговой декларации организация не привлекается к ответственности в трех случаях.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
1. Если представит ее до истечения срока, установленного для подачи деклараций (п. 2 ст. 81 НК РФ).
2. Если представит ее позже, но до истечения срока, установленного для уплаты налога. При этом штрафные санкции не применяются, если уточненная декларация была сдана до того, как налоговая инспекция письменно уведомила организацию:*
- о назначении выездной проверки;
- об обнаружении ошибок в отчетности (при камеральной проверке).
Такой порядок предусмотрен в пункте 3 статьи 81 Налогового кодекса РФ.
3. Если представит ее после истечения сроков, установленных для подачи деклараций и уплаты налога. При этом штрафные санкции не применяются:
- если уточненная декларация была сдана до того, как налоговая инспекция письменно уведомила организацию о назначении выездной проверки или об обнаружении ошибок в отчетности (при камеральной проверке) при условии, что до подачи уточненной декларации организация уплатила недостающую сумму налога и пени за период просрочки;
- если уточненная декларация была сдана после проведения выездной налоговой проверки, по результатам которой не были обнаружены ошибки в отчетности.
Такой порядок предусмотрен в пункте 4 статьи 81 Налогового кодекса РФ.
Внимание: подача уточненной декларации может повлечь за собой выездную налоговую проверку. Даже если с момента обнаружения ошибки прошло более трех лет. Об этом сказано в абзаце 3 пункта 4 статьи 89 Налогового кодекса РФ.
Елена Попова,
государственный советник налоговой службы РФ I ранга
2. Рекомендация: Как организации перечислить налог в бюджет
Уточнение платежа
При заполнении реквизитов платежных поручений на перечисление налогов не исключены ошибки.
Есть ошибки, которые исправить нельзя. Это – неправильное указание номера счета Казначейства России и наименования банка получателя средств (п. 4 ст. 45 НК РФ). Если организация допустила такие ошибки, то платеж либо вообще не будет проведен банком, либо средства поступят на счет казначейства другого региона. В любом случае налог придется заплатить заново. За возвратом первоначально уплаченной суммы нужно обратиться:
- либо в банк – если платеж не был исполнен;
- либо в налоговую инспекцию по месту учета организации – если средства списаны с расчетного счета организации, но на счет казначейства региона не попали.
Если допущенная ошибка не повлияла на зачисление налога в бюджет, организация может уточнить:
- основание платежа (например, заменить значение «ТП» в поле 106 платежного поручения значением «АП»);
- тип и сумму платежа (например, вместо значения «0» (налог) в поле 110 платежного поручения указать значение «ПЕ» (пени));
- принадлежность платежа (исправить ошибочные КБК или ОКТМО);
- налоговый период (поле 107 платежного поручения);
- статус плательщика (например, заменить значение 01 (налогоплательщик) в поле 101 платежного поручения значением 02 (налоговый агент));
- ИНН, КПП плательщика и получателя.
Перечень ошибок, которые можно исправить, приведен в пункте 7 статьи 45 Налогового кодекса РФ и уточнен в Порядке, утвержденном приказом ФНС России от 2 апреля 2007 г. № ММ-3-10/187.
Чтобы уточнить реквизиты платежа, в налоговую инспекцию нужно подать заявление в произвольной форме и документы, подтверждающие перечисление налога в бюджет. На основании этого заявления инспекция примет решение и пересчитает пени с учетом фактической даты уплаты налога (или совсем аннулирует их). Предварительно по инициативе инспекции или организации может быть проведена сверка расчетов с бюджетом. Такие правила установлены пунктом 7 статьи 45 Налогового кодекса РФ.
Решение об уточнении платежа налоговая инспекция должна принять в срок, установленный статьей 78 Налогового кодекса РФ для рассмотрения заявлений о зачете (возврате) излишне уплаченных сумм налога. Об этом сказано в письме Минфина России от 31 июля 2008 г. № 03-02-07/1-324. Такие решения принимаются в течение 10 рабочих дней со дня получения заявления от налогоплательщика или со дня подписания акта совместной сверки расчетов (если сверка проводилась). Это установлено абзацем 2 пункта 4, пунктом 8 статьи 78 и пунктом 6 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ. Следовательно, в такие же сроки инспекция обязана принять решение и об уточнении платежа. В течение пяти рабочих дней после принятия такого решения инспекция должна уведомить о нем организацию (абз. 6 п. 7 ст. 45, п. 6 ст. 6.1 НК РФ).
Главбух советует: чтобы не ошибиться в заполнении платежного поручения и правильно определить КБК, а также БИК, корсчет, ИНН и КПП налоговой инспекции, воспользуйтесь программой, опубликованной на сайте налоговой службы. Эта программа разработана ФНС России специально для налогоплательщиков. С ее помощью можно быстро и правильно составить платежку.
Если организация ошибочно перечислила налог на счет казначейства другого региона (например, из-за неправильного указания получателя или номера счета казначейства в платежном поручении), то исправить ошибку с помощью заявления об уточнении платежа нельзя. В этом случае налог придется уплатить заново. При этом организация может потребовать возврата ошибочно перечисленной суммы на свой расчетный счет.* Для этого в налоговую инспекцию по месту учета нужно подать заявление в произвольной форме. В течение 10 рабочих дней с момента поступления этого заявления инспекция письменно обратится в УФНС России по месту зачисления платежа. К обращению будет приложена копия заявления организации о возврате платежа в электронном виде (скан-образ). Получив эти документы, не позднее следующего рабочего дня УФНС России должно переслать их в региональное управление казначейства для возврата ошибочно поступившей суммы. После этого региональное управление казначейства перечислит организации ошибочный платеж и в течение трех рабочих дней известит об этом представителей налоговой службы.
Если на момент подачи заявления в налоговой инспекции по месту учета организации нет сведений о зачислении платежа на счет казначейства в другом регионе, то в течение двух рабочих дней с момента поступления заявления инспекция направит в региональное УФНС России соответствующий запрос. Ответить на этот запрос (подтвердить зачисление платежа) региональное УФНС России должно в течение двух рабочих дней с момента его получения. После этого возврат ошибочно зачисленной суммы производится в том же порядке.
Такие разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 2 ноября 2011 г. № 02-04-10/4819, от 10 августа 2011 г. № 02-04-09/3641 и ФНС России от 6 сентября 2013 г. № ЗН-3-1/3228.
Сергей Разгулин,
действительный государственный советник РФ 3-го класса
3. Ситуация: какие последствия может повлечь за собой неправильное указание КБК или ОКТМО в платежном поручении на перечисление налогов
Неправильное указание КБК или ОКТМО может привести к тому, что перечисленная сумма налога хотя и попадет в бюджетную систему, но будет зачислена:
- либо в бюджет другого уровня (например, вместо федерального в региональный);
- либо в бюджет одного уровня, но в другом муниципальном образовании;
- либо в бюджет одного из внебюджетных фондов;
- либо на невыясненные поступления.
КБК и ОКТМО входят в группу реквизитов, позволяющих определить принадлежность платежа. Если в этих данных допущена ошибка, ее можно исправить. Для этого в налоговую инспекцию нужно подать заявление об уточнении реквизитов платежного поручения. На основании заявления и акта совместной сверки уплаченных налогов (если такая сверка проводилась) инспекция примет решение об уточнении платежа на день фактической уплаты налога. В результате обязанность организации по уплате налога будет признана исполненной, а пени, начисленные организации, должны быть списаны. Уточнить платеж можно и в том случае, если сумма налога была перечислена в бюджет другого уровня или во внебюджетный фонд. Это следует из положений пункта 7 статьи 45 и пункта 1 статьи 78 Налогового кодекса РФ. Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 29 марта 2012 г. № 03-02-08/31 и от 15 апреля 2010 г. № 03-02-08/23.
Устойчивая арбитражная практика подтверждает, что обязанность по уплате налога считается исполненной независимо от правильности указания КБК (ОКТМО) в платежном поручении. Опираясь на положения пункта 3 статьи 45 Налогового кодекса РФ, суды признают неправомерным взыскание штрафов, недоимок и начисление пеней, если сумма налога с ошибочным КБК (ОКТМО) поступила в бюджетную систему (была зачислена на соответствующий счет казначейства). Даже если организация не обращалась в инспекцию с заявлением об уточнении платежа. Такой вывод содержится, в частности, в постановлении Президиума ВАС РФ от 23 июля 2013 г. № 784/13, определениях ВАС РФ от 10 июня 2010 г. № ВАС-4111/10, от 24 ноября 2008 г. № 15056/08, постановлениях ФАС Дальневосточного округа от 15 февраля 2010 г. № Ф03-8247/2009, от 15 сентября 2009 г. № Ф03-4703/2009, от 30 марта 2009 г. № Ф03-1121/2009, Западно-Сибирского округа от 16 сентября 2009 г. № Ф04-5714/2009(20002-А45-34), от 12 марта 2009 г. № Ф04-1367/2009(1886-А45-29), Северо-Западного округа от 4 июля 2011 г. № А05-5601/2010, от 14 марта 2011 г. № А05-4762/2010. А в постановлении от 31 января 2013 г. № А64-5684/2012 ФАС Центрального округа прямо указал, что только два вида ошибок, допущенных при составлении платежных поручений на перечисление налогов, приводят к возникновению недоимки и, как следствие, являются основанием для начисления пеней. Во-первых, это неправильное указание номера счета Казначейства России, а во-вторых – неправильное указание наименования банка получателя платежа.*
Кроме того, на практике суды разграничивают понятия «излишне уплаченные» и «ошибочно перечисленные» налоги. Например, если в платежном поручении на перечисление транспортного налога ошибочно указан КБК по НДС (плательщиком которого организация не является), то ограничения, установленные статьей 78 Налогового кодекса РФ (о невозможности зачета между налогами разных видов (федеральные, региональные, местные)), применяться не должны. В таком случае суммы, перечисленные по неправильно указанному КБК, не являются «излишне уплаченными». Ведь организация намеревалась исполнить обязанность по погашению другого обязательного платежа. Переплата же стала следствием технической ошибки, допущенной при заполнении платежного поручения. В этих условиях организация вправе потребовать зачета ошибочно перечисленной суммы в счет платежа, который она собиралась перечислить первоначально. Суды подтверждают правомерность таких требований (см., например, постановления ФАС Дальневосточного округа от 27 февраля 2008 г. № Ф03-А73/07-2/6284, Десятого арбитражного апелляционного суда от 26 марта 2012 г. № А41-23154/11).
Налог может быть зачислен на ошибочный КБК по вине банка. Например, если банк неправильно сформировал электронный платежный документ. В этом случае по заявлению организации налоговая инспекция должна уточнить платеж, запросив в банке бумажную копию оригинала платежного поручения. Уточнение платежа производится на день фактической уплаты налога, то есть без начисления пеней. Подтверждает такой вывод Минфин России в письме от 1 июня 2009 г. № 03-02-07/2-92.
Из рекомендации « Как заполнить платежное поручение на перечисление налогов и страховых взносов »
Олег Хороший
государственный советник налоговой службы РФ II ранга