официальные разъяснения контролирующих ведомств неоднозначны. В ст. 270 НК РФ, где перечислены расходы, которые не учитываются при налогообложении прибыли, нет запрета на включение в налоговую базу затрат на независимую оценку имущества.
Перечень прочих расходов, связанных с производством и реализацией, а также перечень внереализационных расходов, которые можно учесть при расчете налога на прибыль, являются открытыми, следовательно, к ним можно отнести любые экономически обоснованные и документально подтвержденные расходы, в том числе и затраты на независимую оценку имущества, передаваемого в залог.
Учитывая неоднозначность официальных разъяснений, окончательное решение в рассматриваемой ситуации организация должна принять самостоятельно. Не исключено, что при проверке налоговая инспекция признает неправомерным включение в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, затрат на оценку имущества, передаваемого в залог.
Чтобы обосновать затраты на оценку, во-первых, ваш оценщик должен быть специалистом, который состоит в одной из саморегулируемых организаций оценщиков. Чтобы убедиться в его статусе, можно обратиться в Росреестр. Там вам выдадут выписку из Государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков. Если оценщик состоит в этой компании, то претензии инспекторов в этой части исключены. Если имущество оценит специалист, который не является членом саморегулируемой организации, налоговики могут снять расходы.
Во-вторых, оценка имущества за счет компании обязательна, т.к. объекты передаются в залог в рамках кредитования. В-третьих, чтобы показать инспекторам, что организация намерена передать имущество в залог, оформите приказ руководителя.
Еще до того, как вы заключите договор со специалистом, нужно составить задание на оценку.
Во-первых, этот документ нужен оценщику, чтобы понять, чего вы от него хотите. А во-вторых, налоговики смогут сопоставить задание с отчетом специалиста и убедиться, что деньги компания потратила на то, что действительно планировала.
Обязательно напишите в задании на оценку ее цель, например, передача в залог при кредитовании. В дальнейшем это покажет налоговикам, что планируемая и фактическая цели совпали. Значит, компания потратилась на то, что действительно ей было необходимо.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
1. Рекомендация: Можно ли учесть при расчете налога на прибыль расходы на независимую оценку имущества (в т. ч. ценных бумаг). Организация передает имущество в залог для обеспечения своего обязательства
Официальные разъяснения контролирующих ведомств неоднозначны. В статье 270 Налогового кодекса, где перечислены расходы, которые не учитываются при налогообложении прибыли, нет запрета на включение в налоговую базу затрат на независимую оценку имущества.
Перечень прочих расходов, связанных с производством и реализацией, а также перечень внереализационных расходов, которые можно учесть при расчете налога на прибыль, являются открытыми (подп. 40 и 49 п. 1 ст. 264, подп. 20 п. 1 ст. 265НК РФ). Следовательно, к ним можно отнести любые экономически обоснованные и документально подтвержденные расходы, в том числе и затраты на независимую оценку имущества, передаваемого в залог (п. 1 ст. 252 НК РФ).*
В письмах от 15 февраля 2008 г. № 03-03-04/1/103 и от 15 февраля 2008 г № 03-03-06/1/103 Минфин России подтверждает право залогодателя учитывать расходы на оценку предмета залога при налогообложении прибыли. Однако такой вывод сделан лишь в отношении расходов на оценку недвижимого имущества, причем ссылок на нормы налогового законодательства, в соответствии с которыми можно учесть эти расходы, письма финансового ведомства не содержат. Некоторые арбитражные суды признают, что расходы на оценку залогового обеспечения уменьшают налоговую базу по налогу на прибыль согласно подпункту 40 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ (см., например, постановление ФАС Московского округа от 10 октября 2008 г. № КА-А40/8775-08).*
Что касается расходов на оценку ценных бумаг, передаваемых в залог, то в письме от 27 августа 2007 г. № 03-03-06/1/601Минфин России отрицал право залогодателя учитывать эти расходы при налогообложении прибыли. Письмо основано на следующих положениях. Случаи, когда расходы на оценку ценных бумаг можно учесть при расчете налога на прибыль, перечислены в Налоговом кодексе РФ. В частности, организация вправе уменьшить налогооблагаемую прибыль на сумму таких расходов, если реализует ценные бумаги, не обращающиеся на организованном рынке, и определяет расчетную цену с привлечением независимого оценщика (п. 6 ст. 280 НК РФ). Возможность учета расходов на оценку ценных бумаг при их передаче в залог Налоговым кодексом РФ не предусмотрена (ст. 264, 265 и 280 НК РФ). Следовательно, включить такие затраты в расчет налоговой базы по налогу на прибыль нельзя.
Учитывая неоднозначность официальных разъяснений, окончательное решение в рассматриваемой ситуации организация должна принять самостоятельно. Не исключено, что при проверке налоговая инспекция признает неправомерным включение в состав расходов, уменьшающих налоговую базу по налогу на прибыль, затрат на оценку имущества, передаваемого в залог. В этом случае организации придется отстаивать свою позицию в суде. Устойчивой арбитражной практики по этой проблеме пока нет.*
Из рекомендации «Как оформить, отразить в бухучете и при налогообложении передачу имущества в залог»
Олег Хороший
государственный советник налоговой службы РФ II ранга
2. Статья: Что важно знать бухгалтеру об оценке имущества компании
Когда оценка имущества обязательна
В законодательстве закреплены ситуации, в которых без оценки не обойтись. Самые распространенные из них посмотрите в таблице ниже.
Когда оценка имущества за счет компании обязательна
Ситуация |
Основание |
Организация передает объект в залог в рамках кредитования* |
Пункт 1 статьи 339 ГК РФ; пункт 3 статьи 70 Федерального закона от 16 июля 1998 г. № 102-ФЗ |
Как учесть расходы на услуги оценщика
Ту сумму, которую вы заплатили специалисту за оценку имущества, нужно учесть в расходах по обычным видам деятельности (п. 5 ПБУ 10/99, утвержденного приказом Минфина России от6 мая 1999 г. № 33н). Затраты отразите по счету 26«Общехозяйственные расходы»:*
ДЕБЕТ 26 КРЕДИТ 60
— отражена задолженность по услугам оценщика;
ДЕБЕТ 60 КРЕДИТ 51
— перечислена оплата оценщику по договору.
Если специалиста вы привлекли, чтобы определить стоимость актива перед продажей, то в бухучете стоимость услуг отразите в составе прочих расходов, связанных с продажей основных средств. Не списывайте затраты со счета 26 до того момента, пока не продадите имущество.
А в налоговом учете потраченные на оценку имущества деньги относите к прочим расходам. Право на это дает подпункт 40 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ. При этом ориентируйтесь на день подписания акта оказанных услуг (подп. 3 п. 7 ст. 272 НКРФ). Правда, нужно учесть особенности каждой конкретной ситуации. Все зависит от того, по какой причине потребовалось оценить имущество.* Допустим, сначала хотели продать оборудование, провели оценку. А потом руководство компании решило, что выгоднее оставить объект. Тогда расходы на услуги оценщика вы учтете в составе внереализационных.
Как обосновать затраты на оценку*
Во-первых, ваш оценщик должен быть специалистом, который состоит в одной из саморегулируемых организаций оценщиков. Чтобы убедиться в его статусе, можно обратиться в Росреестр. Там вам выдадут выписку из Государственного реестра саморегулируемых организаций оценщиков. Если оценщик состоит в этой компании, то претензии инспекторов в этой части исключены. Если имущество оценит специалист, который не является членом саморегулируемой организации, налоговики могут снять расходы.
Во-вторых, надо подтвердить, почему компания привлекает оценщика по собственной инициативе. Необходимость этого можно обосновать выгодой от сделки. К примеру, чтобы не прогадать при продаже дорогостоящего актива или чтобы налоговики не посчитали стоимость заниженной. Ведь зачастую неопытному специалисту сложно оценить рыночную стоимость объекта с учетом всех его специфических характеристик.
В-третьих, обязательно подтверждать намерение совершить сделку с оцененным имуществом, если она не состоялась. Допустим, компания собирается продать актив и наняла оценщика, чтобы тот определил его стоимость. Но в итоге руководство отказалось от продажи. И сделку отменили. Даже в этом случае компания может учесть расходы на услуги оценщика при расчете налога на прибыль. А чтобы показать инспекторам, что организация была намерена продать имущество, запаситесь документами. Оформите приказ руководителя. В нем напишите, что нужно рассмотреть вариант продажи имущества. Дальше можно создать комиссию, которая оценит все «за» и «против». Итоговым документом будет акт, в котором прописывают, что продавать имущество нецелесообразно и будет гораздо выгоднее эксплуатировать его дальше.
Какие документы подготовить
Задание на оценку
Еще до того, как вы заключите договор со специалистом, нужно составить задание на оценку.
Во-первых, этот документ нужен оценщику, чтобы понять, чего вы от него хотите. А во-вторых, налоговики смогут сопоставить задание с отчетом специалиста и убедиться, что деньги компания потратила на то, что действительно планировала.*
В задании подробно опишите имущество, которое нужно оценить, а также цели и сроки такой процедуры. Кроме того, определите вид стоимости имущества — рыночная, ликвидационная и т. д. К примеру, учредитель безвозмездно передал компании автомобиль. Учесть его нужно по рыночной стоимости. Рассчитать ее как раз поможет независимый оценщик.* Или другая ситуация: компания находится в процедуре банкротства. Нужно определить ликвидационную стоимость предприятия — она будет однозначно ниже рыночной.
Но это еще не все обязательные сведения. В пункте 17 Федерального стандарта оценки № 1 (утв. приказом Минэкономразвития России от20 июля 2007 г. № 256) прописан перечень тех данных, которые следует отразить в задании на оценку. К ним относятся объект оценки и имущественные права на него, цель оценки и т. д. А в дальнейшем, когда вы окончательно определитесь с оценщиком, техническое задание пойдет как приложение к договору (см. образец ниже).*
Важная деталь
Обязательно напишите в задании на оценку ее цель, например, продажа объекта. В дальнейшем это покажет налоговикам, что планируемая и фактическая цели совпали. Значит, компания потратилась на то, что действительно ей было необходимо.*
Договор с оценщиком
В статье 10 Федерального закона от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ закреплен перечень сведений, которые должны быть в договоре с оценщиком. Это:
— описание объекта оценки;
— вид стоимости имущества (способ оценки);
— размер денежного вознаграждения специалиста;
— сведения об обязательном страховании гражданской ответственности оценщика;
— наименование саморегулируемой организации оценщиков, членом которой является оценщик, и местонахождение этой организации;
— указание на стандарты оценочной деятельности, которые будет использовать оценщик;
— размер, порядок и основания дополнительной ответственности оценщика или юридического лица, с которым оценщик заключил трудовой договор.
Если вы заключили договор с саморегулируемой организацией, то проверьте также, чтобы в тексте соглашения были прописаны сведения о специалисте, который будет проводить оценку.
Кстати, наверняка у оценщика, к которому вы обратитесь, уже есть шаблон такого договора. Поэтому достаточно проверить, чтобы в нем были все нужные сведения.
Отчет оценщика и акт оказанных услуг
Итоговый документ по оценке имущества — это отчет специалиста. В нем оценщик укажет стоимость объекта. Все параметры, которые должны быть в отчете, прописаны в статье 11 Федерального закона № 135-ФЗ. Вот несколько важных моментов, которые надо проконтролировать. Когда получите документ, убедитесь, что в нем есть ссылка на основной договор. Проверьте дату отчета. И указана ли дата, на которую проведена оценка. Сам отчет должен быть прошит, а его листы пронумерованы. На документе помимо подписи оценщик поставит или свою личную печать или штамп компании, с которой у него заключен трудовой договор.*
Кстати, отчет можно составить и в электронном виде. Но безопаснее, чтобы он был подписан квалифицированной электронной подписью. С неквалифицированной подписью налоговики могут признать отчет ненадлежащей первичкой (письмо Минфина России от23 января 2013 г. № 03-03-06/1/24).
Если в отчете специалист подробно расписал результат оценки, то акт выполненных работ оформлять не нужно. Само собой, в отчете должны быть все обязательные реквизиты для первички. Также убедитесь, что в документе значатся реквизиты оценщика и стоимость его услуг.
Полезные советы от лектора вебинара
1Проверьте, чтобы были в наличии договор, задание на оценку и подробный отчет о проделанной работе. Только если все эти документы есть, налоговики разрешат учесть затраты.
2Расходы на услуги оценщика в налоговом учете в общем случае отнесите к прочим.
Журнал «Главбух» № 23 Декабрь 2013
17.06.2014 г.
С уважением,
Людмила Носова, эксперт БСС «Система Главбух».
Ответ утвержден Варварой Абрамовой,
ведущим экспертом БСС «Система Главбух».