По мнению контролирующих органов, вычет НДС возможен только в периоде, когда у организации возникло право на него. Переносить такой вычет налогоплательщик не вправе. При этом, по мнению чиновников, организация обязана подать уточненную декларацию за соответствующий налоговый период. Однако, обращаем Ваше внимание, что каких-либо ограничений (кроме трехлетнего срока) на применения вычета НДС налоговое законодательство не содержит и вычет возможно заявлять в последующих налоговых периодах. Такую позицию подтверждает арбитражная практика.
В случае, если организация примет решение заявить вычет во втором квартале 2014, то высока вероятность, что свою позицию придется отстаивать в суде.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»
Ситуация: Можно ли перенести вычет по НДС на следующие налоговые периоды, если все условия для принятия налога к вычету выполнены в текущем налоговом периоде
Нет, нельзя.
Контролеры считают, что принять НДС к вычету можно только в том периоде, в котором такое право возникло. Переносить вычет полностью или частично на следующие периоды нельзя. В противном случае НДС к уплате в бюджет будет искажен. Поэтому налог придется пересчитать и подать уточненную налоговую декларацию за тот период, в котором искажение было допущено. Это следует из положений пункта 1 статьи 81 Налогового кодекса РФ. *
Воспользоваться положениями абзаца 3 пункта 1 статьи 54 Налогового кодекса РФ и увеличить сумму вычета в текущем налоговом периоде вы не вправе.
Аналогичные разъяснения содержатся в письмах Минфина России от 12 марта 2013 г. № 03-07-10/7374, от 15 января 2013 г. № 03-07-14/02, от 31 октября 2012 г. № 03-07-05/55, ФНС России от 30 марта 2012 г. № ЕД-3-3/1057.
Подтверждают эту позицию некоторые арбитражные суды. Например, постановления Президиума ВАС РФ от 7 июня 2005 г. № 1321/05, определения ВАС РФ от 17 мая 2011 г. № ВАС-5739/11, от 21 августа 2008 г. № 10471/08, постановления ФАС Волго-Вятского округа от 31 января 2011 г. № А11-2497/2010, от 7 июня 2010 г. № А79-5798/2009, от 3 сентября 2009 г. № А38-3841/2008-5-270, от 21 мая 2008 г. № А17-5215/2007-05-20, Западно-Сибирского округа от 2 апреля 2010 г. № А45-9630/2009, от 11 июня 2008 г. № Ф04-2854/2008(4733-А67-42), Уральского округа от 19 ноября 2007 г. № Ф09-1824/07-С2, от 3 мая 2007 г. № Ф09-3060/07-С3, Московского округа от 20 июня 2006 г. № КА-А41/5301-06, от 24 апреля 2006 г. № КА-А40/2328-06, Восточно-Сибирского округа от 3 мая 2006 г. № А19-16571/05-24-Ф02-1924/06-С1, Центрального округа от 23 декабря 2011 г. № А36-208/2011.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Главбух советует: вычет по НДС можно перенести на следующие периоды. И вот как это можно аргументировать.*
Никаких ограничений по продолжительности периода, в течение которого можно воспользоваться вычетом, Налоговый кодекс не содержит. Требование в пункте 2 раздела II приложения 4 к постановлению Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1137 регистрировать счета-фактуры в книге покупок по мере возникновения права на вычет не соответствует Налоговому кодексу. При этом все неустранимые противоречия трактуются в пользу налогоплательщиков. А значит, вы можете воспользоваться правом на вычет в любом последующем периоде после его возникновения. Это следует из положений пункта 7 статьи 3, статьи 6 и статьи 172 Налогового кодекса РФ.
Вместе с тем, обязательным условием для применения вычета в более поздних периодах является соблюдение трехлетнего срока, установленного пунктом 2 статьи 173 Налогового кодекса РФ. Из постановления Президиума ВАС РФ от 15 июня 2010 г. № 2217/10 следует, что этот срок отсчитывается с момента появления права на вычет и до момента представления первичной или уточненной декларации, в которой этот вычет отражен.
Например, если право на вычет возникло в I квартале 2011 года, оно сохраняется вплоть до I квартала 2014 года включительно. Воспользоваться вычетом получится, только если отразить его сумму в декларации за любой из кварталов, которые входят в этот временной интервал. Подавать уточненные декларации имеет смысл в течение трех лет по истечении квартала, в котором заявили вычет по НДС. С учетом выводов, которые содержатся в постановлении Президиума ВАС РФ от 15 июня 2010 г. № 2217/10, в данном случае воспользоваться вычетом за I квартал 2011 года можно не позднее I квартала 2017 года (когда истечет срок подачи уточненной декларации за I квартал 2014 года).
На практике такой подход приведет к спору с налоговыми инспекторами. Применение вычета в более позднем периоде признают неправомерным. В результате возникнет недоимка, на которую начислят пени и штрафы (ст. 75, 122 НК РФ). В этом случае отстаивать право на отложенный вычет организации придется в суде.
Многочисленная арбитражная практика подтверждает правомерность переноса вычетов по НДС на более поздние периоды. Например, постановления Президиума ВАС РФ от 15 июня 2010 г. № 2217/10, от 30 июня 2009 г. № 692/09,от 31 января 2006 г. № 10807/05, определения ВАС РФ от 2 августа 2010 г. № ВАС-9902/10, от 6 мая 2010 г. № ВАС-4871/10, от 16 марта 2010 г. № ВАС-2824/10, от 9 марта 2010 г. № ВАС-1965/10, от 5 февраля 2010 г. № ВАС-793/10, от 20 апреля 2009 г. № ВАС-3938/09, от 16 апреля 2009 г. № ВАС-692/09, от 8 августа 2008 г. № 9726/08, постановления ФАС Дальневосточного округа от 20 июля 2012 г. № Ф03-2936/2012, от 29 декабря 2009 г. № Ф03-5890/2009, от 3 декабря 2009 г. № Ф03-6751/2009, Поволжского округа от 29 октября 2009 г. № А12-21199/2008,от 16 октября 2009 г. № А57-23784/2008, от 9 октября 2008 г. № А72-5830/07, Западно-Сибирского округа от 21 февраля 2011 г. № А70-6128/2010, от 18 июня 2010 г. № А27-20059/2009, от 10 декабря 2008 г. № Ф04-6902/2008, Центрального округа от 20 декабря 2012 г. № А08-2110/2012, от 19 апреля 2010 г. № А54-4374/2007, Московского округа от 11 июля 2012 г. № А40-122519/11-99-517, от 7 марта 2012 г. № А40-73963/11-140-317, от 21 июля 2011 г. № КА-А40/7315-11, от 7 апреля 2010 г. № КА-А40/2891-10, от 14 декабря 2009 г. № КА-А40/13755-09, от 17 июля 2009 г. № КА-А40/6329-09, от 16 января 2009 г. № КА-А41/12920-08, от 26 июня 2008 г. № КА-А40/5396-08, от 7 апреля 2008 г. № КА-А40/2163-08, от 17 января 2008 г. № КА-А40/14126-07, Северо-Западного округа от 11 января 2009 г. № А56-12155/2008, от 16 января 2008 г. № А56-538/2007, Уральского округа от 21 января 2010 г. № Ф09-11145/09-С3,от 8 сентября 2008 г. № Ф09-6340/08-С2, Поволжского округа от 13 октября 2011 г. № А55-26765/2010, Северо-Кавказского округа от 21 января 2011 г. № А53-11233/2010.
Ольга Цибизова, заместитель директора департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
22.05.2014г.
С уважением, Наталья Колосова,
Ваш персональный эксперт.