Уважительность причины нарушения режима или неявки к врачу работодатель оценивает самостоятельно. Это подтверждается позицией ВАС. Согласно Определению ВАС РФ определение уважительности причины нарушения больничного режима или неявки в назначенный срок на врачебный осмотр и, следовательно, наличия оснований для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности относится к компетенции администрации работодателя, и Фонд по своей инициативе не вправе пересматривать решения специальной комиссии, созданной на предприятии в соответствии с законом.
Таким образом, если причины неявки работника на очередной осмотр врача были признаны созданной в обществе комиссией по социальному страхованию уважительными, а доказательства того, что данное решение комиссии не обжаловалось работником в установленном порядке, не представлены, оснований к его переоценке у Фонда не имеется.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1. Ситуация: Как определить размер больничного пособия, если в одном из больничных листков, предъявленных сотрудником, имеется отметка о неявке на прием к врачу
Ответ на этот вопрос зависит от следующих факторов:
- имеется ли уважительная причина неявки сотрудника к врачу;
- подтверждают ли больничные листки один период нетрудоспособности.
Одним из оснований снижения суммы больничного пособия является неявка без уважительной причины в назначенный срок на врачебный осмотр (п. 2 ч. 1 ст. 8 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ, подп. «б» п. 21Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15 июня 2007 г. № 375).
Главбух советует: чтобы определить, является причина неявки уважительной или нет, можно воспользоваться, например, перечнем, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2007 г. № 74.
Согласно перечню, уважительными причинами являются:
1. Обстоятельства непреодолимой силы, то есть чрезвычайные, непредотвратимые обстоятельства (землетрясение, ураган, наводнение, пожар и др.).
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
2. Длительная временная нетрудоспособность сотрудника вследствие заболевания или травмы продолжительностью более шести месяцев.
3. Переезд на место жительства в другой населенный пункт, смена места пребывания.
4. Вынужденный прогул при незаконном увольнении или отстранении от работы.
5. Повреждение здоровья или смерть близкого родственника.
6. Иные причины, признанные уважительными в судебном порядке при обращении сотрудника в суд.
При этом целесообразно попросить сотрудника представить объяснительную записку, обосновывающую его неявку к врачу. Это позволит обосновать, почему пособие данному сотруднику не было уменьшено.
Если посещение врача было пропущено по уважительной причине, работодатель не должен снижать размер пособия. Такой вывод следует из частей 1–2 статьи 8 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ и пунктов 21–22Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15 июня 2007 г. № 375.*
Если причины неуважительные, конкретный порядок ограничения суммы пособия до МРОТ зависит от того, как лечебное учреждение оформило больничные листки, подтверждающие период нетрудоспособности сотрудника.
Выплачивать пособие в размере, не превышающем МРОТ за календарный месяц, нужно со дня неявки на прием (п. 1 ч. 2 ст. 8 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ, п. 22 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15 июня 2007 г. № 375).
Если следующие друг за другом больничные листки подтверждают один период нетрудоспособности, то и пособие, ограниченное МРОТ, рассчитывайте до дня закрытия последнего больничного листка.
Если же каждый из больничных листков подтверждает отдельный период нетрудоспособности, то пособие, ограниченное МРОТ, рассчитайте до дня закрытия больничного листка, в котором отмечено нарушение режима.
Такой вывод следует из частей 1–2 статьи 8 Закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ и пунктов 21–22 положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 15 июня 2007 г. № 375.
2. Статья: Ограничение суммы пособия
Отметим, что сама по себе отметка в больничном листке о неявке к врачу автоматически не ведет к снижению суммы пособия. Следует еще установить причину неявки. И если она уважительна, то пособие за все время болезни должно быть рассчитано в обычном порядке. То есть как будто неявки и не было.
При этом уважительность причины должна определять сама компания. Ведь ответственность за расходование средств соцстраха лежит на администрации организации в лице ее руководителя и главного бухгалтера. Это определяет пункт 10 Положения о Фонде социального страхования РФ, утвержденного постановлением Правительства РФ от 12 февраля 1994 г. № 101.
Такой же позиции придерживается и ВАС РФ (определение от 9 декабря 2011 г. № ВАС-14379/11). В этом документе прямо сказано, что уважительность причины неявки работника на очередной осмотр определяет созданная в организации комиссия по социальному страхованию. Таким образом, работодатель помимо собственно листка нетрудоспособности должен принять во внимание и объяснение работника.
Какие же причины считаются уважительными? Тут можно руководствоваться Перечнем уважительных причин пропуска срока обращения за пособием по временной нетрудоспособности, по беременности и родам, ежемесячным пособием по уходу за ребенком, утвержденным приказом Минздравсоцразвития России от 31 января 2007 г. № 74.
ЗАРПЛАТА — 2014
3. Определение ВАС РФ от 09.12.2011 № ВАС-14379/11 по делу № А45-18204/2010
«Изучение судебной арбитражной практики показало, что при разрешении аналогичных споров отсутствует единообразие в толковании и применении норм права, регулирующих вопросы выплаты пособий по нетрудоспособности при нарушении режима. В частности, обязан ли работодатель снизить размер пособия в случаях нарушения режима и вправе ли Фонд отказать в возмещении расходов на оплату больничного листа, если этого не сделает работодатель.
Так, Федеральный арбитражный суд Уральского округа в постановлении от 10.06.2010 N Ф09-4237/10-С2, Федеральный арбитражный суд Северо-Западного округа в постановлении от 14.07.2011 N А21-8402/2010, придерживаются следующей позиции.
Определение уважительности причины нарушения больничного режима или неявки в назначенный срок на врачебный осмотр и, следовательно, наличия оснований для снижения размера пособия по временной нетрудоспособности относится к компетенции администрации работодателя, и Фонд по своей инициативе не вправе пересматривать решения специальной комиссии, созданной на предприятии в соответствии с законом.
В силу статьи 183 Трудового кодекса Российской Федерации при временной нетрудоспособности работодатель выплачивает работнику пособие по временной нетрудоспособности в соответствии с федеральным законом.
Размеры пособий по временной нетрудоспособности и условия их выплаты устанавливаются федеральным законом.
Из содержания пункта 2 части 1 статьи 8 Федерального закона N 255-ФЗ следует, что неявка застрахованного лица на врачебный осмотр служит основанием для снижения размера пособия лишь в том случае, если причины такой неявки не являются уважительными.
Суды указывают на то, что отметка в листах нетрудоспособности о нарушении режима сама по себе не свидетельствует об отсутствии уважительных причин нарушения режима.
В соответствии с пунктом 11 Положения о Фонде социального страхования Российской Федерации, утвержденного Постановлением Правительства от 12.02.1994 N 101, для обеспечения контроля за правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию на предприятиях, в организациях, учреждениях и иных хозяйствующих субъектах независимо от форм собственности трудовыми коллективами образовываются комиссии по социальному страхованию из представителей администрации и профсоюзов (трудового коллектива) или избираются уполномоченные по социальному страхованию.
Приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 15.07.1994 N 556а утверждено Типовое положение о комиссии (уполномоченном) по социальному страхованию (далее - Типовое положение). В соответствии с пунктом 2.2 указанного Типового положения комиссия осуществляет контроль за правильным начислением и своевременной выплатой пособий по социальному страхованию администрацией предприятия; проверяет правильность определения администрацией предприятия права на пособие, обоснованность лишения или отказа в пособии.
В силу пунктов 5.1, 5.2 Типового положения контроль за работой комиссии осуществляет отделение (филиал отделения) Фонда, решения комиссии могут быть обжалованы в отделение (филиал отделения) Фонда.
Таким образом, если причины неявки работника на очередной осмотр врача были признаны созданной в обществе комиссией по социальному страхованию уважительными, а доказательства того, что данное решение комиссии не обжаловалось работником в установленном порядке, не представлены, оснований к его переоценке у Фонда не имеется.
Принятие комиссией решения о признании причины неявки в назначенный срок на врачебный осмотр уважительной направлено на соблюдение гарантий работника.
Учитывая отсутствие единообразия в толковании и применении арбитражными судами норм права, коллегия судей усматривает основания для передачи дела в Президиум Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации для пересмотра принятых по делу судебных актов в порядке надзора.»