Предоставленные собственником субсидии не являются целевым финансированием (согласно подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ), а являются средствами, освобождаемыми от налогообложения согласно подп. 26 п. 1 ст. 251 Налогового кодекса РФ.
Организация может учесть в составе расходов затраты на ремонт в общем порядке (согласно позиции, высказанной Минфином России в письме от 21.02.2012 № 03-03-06/4/10).
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
1. Рекомендация: Как отразить в бухучете и при налогообложении государственную помощь (субсидии, бюджетные кредиты и др.)
Организация может получить средства целевого финансирования в виде:*
- имущества (в т. ч. денежных средств) от других организаций или граждан (негосударственное целевое финансирование);
- финансовой помощи от государства (государственной помощи).
Государственная помощь
Государственная помощь может быть предоставлена в виде:*
- субсидий;
- бюджетных кредитов;
- прочих форм государственной помощи. К ним, в частности, можно отнести имущественную поддержку малого и среднего бизнеса, когда организациям предоставляется имущество, например, оборудование, материалы, на возмездной, безвозмездной основе или на льготных условиях (ч. 1 ст. 18 Закона от 24 июля 2007 г. № 209-ФЗ).
Ситуация: относится ли к средствам государственной помощи имущество (в т. ч. денежные средства), которое организация получила в рамках целевых программ из государственных внебюджетных фондов
Да, относится.*
Средства государственных внебюджетных фондов являются составной частью бюджетной системы РФ (ст. 10 Бюджетного кодекса РФ). Поэтому средства, полученные на финансирование целевых мероприятий из внебюджетного фонда (например, из Фонда занятости населения), относятся к государственной помощи. Подтверждает такую позицию и Минфин России в письме от 3 января 2002 г. № 04-02-05/1/223.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
ОСНО: налог на прибыль
Учет государственной помощи при расчете налога на прибыль зависит от того, признаются такие средства целевым финансированием в целях налогообложения прибыли или нет (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).*
Ситуация: в каких случаях государственная помощь коммерческим организациям признается средством целевого финансирования в целях расчета налога на прибыль
Перечень средств, которые в целях расчета налога на прибыль признаются целевым финансированием, приведен в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ.*
В отношении государственной помощи, оказываемой коммерческой организации, в этот перечень включены средства, которые выделены из бюджета управляющей компании для финансирования капитального ремонта многоквартирных домов и общего имущества в этих домах (абз. 5, 6 подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).*
Государственная помощь, выплаченная по иным основаниям, не признается целевым финансированием в целях расчета налога на прибыль.*
Государственную помощь, которая при расчете налога на прибыль относится к средствам целевого финансирования, организация вправе не включать в состав налогооблагаемых доходов. Однако при этом необходимо выполнить два обязательных условия:*
- организация получатель средств должна вести раздельный учет доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках целевого финансирования (государственной помощи). О том, в каком порядке можно вести такой учет, см. Как в целях расчета налога на прибыль документально подтвердить раздельное ведение учета доходов (расходов), полученных (произведенных) в рамках негосударственного целевого финансирования;
- полученные средства должны быть использованы строго по целевому назначению.
При отсутствии раздельного учета поступившие средства рассматриваются как подлежащие налогообложению с даты их получения.
Об этом говорится в подпункте 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ.
Внимание: следует разграничивать целевое финансирование, которое освобождается от налогообложения по подпункту 14 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ, от целевых поступлений, а также бюджетных инвестиций, которые получают унитарные предприятия от собственников имущества.*
Перечень целевых поступлений приведен в пункте 2 статьи 251 Налогового кодекса РФ. Данные средства при соблюдении определенных условий также можно не учитывать при налогообложении прибыли. Однако эти положения действуют только в отношении некоммерческих организаций.*
Освобождение от налогообложения прибыли бюджетных инвестиций по подпункту 26 пункта 1 статьи 251 Налогового кодекса РФ действует только в отношении унитарных предприятий.*
Олег Хороший
государственный советник налоговой службы РФ II ранга
2. Рекомендация: Как учесть при налогообложении расходы на ремонт основных средств. Организация применяет общую систему налогообложения
Ремонт основных средств может быть выполнен:*
- хозспособом (т. е. собственными силами организации);
- подрядным способом (т. е. с привлечением сторонних организаций (предпринимателей, граждан)).
О документальном оформлении ремонтных работ, а также о бухучете расходов, связанных с ремонтом основных средств, см. Как провести и отразить в бухучете ремонт основных средств.
Налоговый регистр
Затраты на ремонт основных средств можно учитывать в отдельном налоговом регистре в разрезе следующих расходов:*
- стоимость запасных частей и расходных материалов, израсходованных при ремонте;
- зарплата сотрудников, занятых ремонтом;
- оплата работ, выполненных подрядчиками;
- прочие расходы, связанные с проведением ремонта собственными силами.
Об этом сказано в пункте 1 статьи 324 Налогового кодекса РФ.
При этом в обязательном порядке организация должна вести налоговый регистр, только если в бухучете расходы на ремонт основных средств не отражаются отдельно от других затрат. То есть по данным бухучета сложно определить конкретную сумму расходов на ремонт основных средств (абз. 3 ст. 313 НК РФ).
Налог на прибыль
При расчете налога на прибыль затраты на ремонт основных средств производственного назначения учтите в составе прочих расходов (п. 1 ст. 260, подп. 48 п. 1 ст. 264 НК РФ).*
Затраты на ремонт основных средств обслуживающих производств и хозяйств учитывайте обособленно (ст. 275.1 НК РФ).
Затраты на ремонт объектов непроизводственного назначения при расчете налога на прибыль не учитывайте, так как они не являются экономически обоснованными, то есть связанными с производственной деятельностью организации (п. 1 ст. 252 НК РФ).
Сергей Разгулин,
действительный государственный советник РФ 3-го класса