при приеме наличных денег организации и предприниматели (за исключением плательщиков ЕНВД) обязаны применять ККТ. Никаких исключений для расчетов через терминалы самообслуживания законодательством не предусмотрено.
Приходный кассовый ордер при такой операции оформлять не нужно.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Главбух»
Рекомендация: В каких случаях нужно применять кассовый аппарат при расчетах наличными
Кто должен применять ККТ
Применять контрольно-кассовую технику (ККТ) обязаны организации и предприниматели, которые ведут наличные денежные расчеты (расчеты с использованием платежных карт, платежных терминалов и банкоматов) за реализованные товары, выполненные работы, оказанные услуги. Применение ККТ обязательно при наличных расчетах как с гражданами (в т. ч. предпринимателями), так и с организациями через их представителей. Такой порядок следует из положений пункта 1статьи 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ.*
За неприменение ККТ, применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям, используется с нарушением порядка ее регистрации и применения, а также при отказе в выдаче документов, подтверждающих получение денежных средств, предусмотрена административная ответственность (ст. 14.5 КоАП РФ).*
В случаях, установленных Законом от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ, организации (предприниматели) обязаны применять контрольно-кассовую технику (ККТ) либо осуществлять денежные расчеты путем выдачи установленных документов. Ответственность, предусмотренная статьей 14.5 Кодекса РФ об административных правонарушениях, установлена:*
- за неприменение ККТ;
- применение ККТ, которая не соответствует установленным требованиям, используется с нарушением порядка и условий ее регистрации и применения;
- за отказ в выдаче по требованию покупателя товарного чека, квитанции или другого документа, подтверждающего прием наличных денег (в случае если организация платит ЕНВД).
Если организация или предприниматель используют не контрольно-кассовые машины, а иные виды контрольно-кассовой техники (ПЭВМ, программно-технические комплексы), привлечь их к ответственности за неприменение ККТ нельзя (п. 2 постановления Пленума ВАС РФ от 31 июля 2003 г. № 16).
К ответственности могут быть привлечены:
- организации;
- должностные лица (например, руководитель организации);
- граждане (например, продавцы, кассиры-операционисты).
Меры ответственности – предупреждение или административный штраф. При этом размер штрафа составляет:*
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
- от 30 000 до 40 000 руб. – для организаций;
- от 3000 до 4000 руб. – для должностных лиц;
- от 1500 до 2000 руб. – для граждан.
Предприниматели могут быть привлечены к ответственности только в качестве должностных лиц. Продавцы и кассиры-операционисты к должностным лицам не относятся. Это следует из определения категории «должностные лица», которое дано в статье 2.4 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Не исключено одновременное привлечение к административной ответственности организации и ее должностных лиц. Правомерность такой позиции подтверждается письмом Минфина России от 30 марта 2005 г. № 03-02-07/1-83и арбитражной практикой (см., например, постановления ФАС Московского округа от 14 июля 2005 г. № КА-А40/6231-05, Дальневосточного округа от 17 мая 2005 г. № Ф03-А16/05-2/984 и Западно-Сибирского округа от 5 июля 2005 г. № Ф04-4410/2005(12792-А03-32)).
Право рассматривать дела о правонарушениях, связанных с применением ККТ, предоставлено, в частности, налоговым инспекциям (ст. 23.5 КоАП РФ, ст. 7 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ). Нарушение законодательства в сфере ККТ не является длящимся, поэтому привлечь организацию (ее должностных лиц) к административной ответственности можно только в течение двух месяцев со дня совершения правонарушения (п. 8 постановления Пленума ВАС РФ от 31 июля 2003 г. № 16).
Ситуация: может ли налоговая инспекция оштрафовать организацию (предпринимателя) за неприменение ККТ при приеме наличных денег через платежные терминалы)
Ответ на этот вопрос зависит от того, в чьей собственности находится платежный терминал.
При приеме наличных денег организации и предприниматели (за исключением плательщиков ЕНВД) обязаны применять ККТ (п. 1, 2.1 ст. 2 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ). Никаких исключений для расчетов через терминалы самообслуживания законодательством не предусмотрено* (п. 2 ст. 5 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ, ч. 12 ст. 4 Закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ). Поэтому, чтобы использовать терминалы для наличных расчетов, их следует оборудовать дополнительными фискальными регистраторами (например, модель ПРИМ-21К).
Использование терминалов самообслуживания, не имеющих в составе ККТ, включенной в Государственный реестр, квалифицируется как деятельность без применения ККТ. Поэтому организации (предприниматели), которые используют такие терминалы, несут административную ответственность (ч. 2 ст. 14.5 КоАП РФ).
При этом, если платежный терминал организация (предприниматель) передает в собственность банка (независимо от того, что фактическую деятельность по приему платежей осуществляет самостоятельно), контроль применения ККТ в его составе не входит в полномочия налоговых инспекций. В этом случае отношения между собственником ККТ (банком) и его пользователем (коммерческой организацией, предпринимателем), как правило, оформляются договорами аренды места под терминал, обеспечения радиоканала «терминал-банк», технического обслуживания терминала. Организация утрачивает обязанность ставить ККТ, входящую в терминал, на учет в налоговой инспекции. В такой ситуации контролировать соблюдение кредитной организацией законодательства о ККТ будет Банк России. Такой порядок следует из положений пункта 2 статьи 4 и пункта 3 статьи 7 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ и подтвержден в письме ФНС России от 23 апреля 2010 г. № ШТ-37-2/551.
В остальных случаях, когда собственником платежного терминала является коммерческая организация (предприниматель), применение ККТ при приеме наличных денег контролирует налоговая инспекция. Она же может привлечь организацию (предпринимателя) к ответственности при обнаружении фактов нарушения законодательства о ККТ. Это следует из положений пункта 1 статьи 7 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ.*
Елена Попова, государственный советник налоговой службы РФ I ранга