Формирование уставного капитала, при внесении учредителем ноутбука в качестве вклада в уставный капитал в бухгалтерском учете организации делаются проводки:
Дебет 75-1 Кредит 80 – отражена задолженность учредителя по вкладу в уставный капитал,
Дебет 10 Кредит 75-1 – получены материалы в качестве вклада в уставный капитал. Получение материалов как вклад в уставный или складочный капитал оформляют актом приема-передачи. Унифицированный образец такого документа не установлен, поэтому его можно составить в произвольной форме с указанием обязательных реквизитов. В налоговом учете вклады учредителей в уставный капитал в денежной или натуральной форме не признаются доходами организации. В то же время стоимость имущества, внесенного в уставный капитал, можно списать на расходы. Основные средства стоимостью 40 000 руб. и менее учитывайте в составе материальных расходов по мере их ввода в эксплуатацию.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
Рекомендация: как сформировать уставный капитал
При создании организации учредители должны определить первоначальный размер ее уставного капитала. Сумму уставного капитала пропишите в договоре о создании общества и в уставе* (п. 1 ст. 89, п. 1 ст. 98 ГК РФ, п. 5 ст. 9 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ, п. 5 ст. 11 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ).
Состав вкладов в уставный капитал
Вклады в уставный капитал учредители могут вносить:
- деньгами;
- имуществом (основными средствами, нематериальными активами, материалами* и т. д.);
- правами владения и пользования имуществом (например, правом аренды здания).
Это предусмотрено для акционерных обществ пунктом 2 статьи 34 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ, а для обществ с ограниченной ответственностью – пунктом 1 статьи 15 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ.
Оценка рыночной стоимости вклада
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Если в качестве вклада передаются вещи или имущественные права, то их нужно оценить.
Оценить и согласовать стоимость неденежных вкладов должны учредители (п. 3 ст. 34 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ, п. 2 ст. 15 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ).
Для оценки рыночной стоимости имущественного вклада общество должно привлечь независимого оценщика. Участники общества не вправе определить стоимость имущества, внесенного в уставный капитал, выше оценки эксперта. То есть они могут определить стоимость ниже или в той же сумме, что установил оценщик (абз. 2 п. 2 ст. 66.2 ГК РФ).
Формирование уставного капитала в учете
В бухучете размер уставного капитала, зафиксированный в учредительных документах, отразите на дату госрегистрации организации. Связано это с тем, что обязанность вести бухучет возлагается на организацию только с момента ее госрегистрации (п. 3 ст. 6 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).
Для учета расчетов с учредителями по формированию уставного капитала предусмотрен специальный субсчет 75-1 «Расчеты по вкладам в уставный (складочный) капитал» (Инструкция к плану счетов).
На сумму задолженности учредителя по оплате уставного капитала сделайте проводку:
Дебет 75-1 Кредит 80
– отражена задолженность учредителя по вкладу в уставный капитал.
Рекомендация: как оформить и отразить в бухучете поступление материалов
Вклад участника
Получение материалов как вклад в уставный или складочный капитал оформляют актом приема-передачи. Унифицированный образец такого документа не установлен, поэтому его можно составить впроизвольной форме с указанием обязательных реквизитов (п. 2 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ).
Фактическая себестоимость материалов в этом случае равна денежной оценке, согласованной с участником, учредителем или акционером-вкладчиком. Она может быть увеличена на сумму транспортно-заготовительных расходов. Такой порядок следует из положений пункта 8 ПБУ 5/01 ипункта 65 Методических указаний, утвержденных приказом Минфина России от 28 декабря 2001 г. № 119н.
Подтвердить рыночную стоимость такого вклада необходимо заключением независимого оценщика. Поступать так обязательно по вкладам в акционерные общества, а также если вклад превышает 20 000 руб. – для ООО. Если размер вклада меньше указанной суммы, то привлекать оценщика не требуется. При этом утвердить можно стоимость не больше оценки независимого эксперта. Такие правила установлены пунктом 2 статьи 15 Закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ и пунктом 3 статьи 34 Закона от 26 декабря 1995 г. № 208-ФЗ.
Поступление материалов в качестве вклада в уставный капитал отразите проводкой:
Дебет 10 (15) Кредит 75-1
– получены материалы в качестве вклада в уставный капитал.
Такой порядок установлен Инструкцией к плану счетов.
Ситуация: как контролировать сохранность компьютера, переданного в эксплуатацию. Стоимость компьютера полностью списана на расходы
Поскольку законодательством не урегулирован порядок учета компьютера, списанного на расходы в составе материалов, организация должна разработать его самостоятельно. На практике для контроля за сохранностью компьютера по каждому подразделению (материально-ответственному лицу) можно вести:
Выбранный вариант отразите в учетной политике для целей бухучета.
План счетов не предусматривает отдельного забалансового счета для учета компьютеров, переданных в эксплуатацию. Поэтому его нужно открыть самостоятельно. Например, это может быть счет 013 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности».
При передаче компьютера в эксплуатацию в учете сделайте проводки:
Дебет 25 (26, 44...) Кредит 10-9
– передан в эксплуатацию компьютер;
Дебет 013 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности»
– учтен компьютер на забалансовом счете.
В дальнейшем при выбытии компьютера из эксплуатации сделайте проводку:*
Кредит 013 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности»
– списан компьютер с забалансового счета.
Все операции должны быть документально подтверждены (ч. 1 ст. 9 Закона от 6 декабря 2011 г. № 402-ФЗ). Поэтому при списании компьютера с забалансового счета следует оформить акт.
Рекомендация: как отразить в бухучете и при налогообложении формирование уставного капитала (вклады учредителей)
ОСНО: налог на прибыль
Вклады учредителей в уставный капитал в денежной или натуральной форме не признаются доходами организации (подп. 3 п. 1 ст. 251, подп. 1 п. 1 ст. 277 НК РФ). Такой порядок распространяется и на ситуации, когда в счет оплаты уставного капитала зачитывают денежные требования учредителей к обществу (письмо Минфина России от 1 августа 2011 г. № 03-03-06/1/439).
В то же время стоимость имущества, внесенного в уставный капитал, можно списать на расходы. Для этого имущественный вклад нужно оценить, а само имущество организация должна использовать в коммерческой деятельности.
Порядок определения стоимости имущественного вклада зависит от того, кто внес вклад: гражданин, российская организация или иностранная организация.
Если вклад внесен гражданином или иностранной организацией, нужно руководствоваться следующими правилами. Стоимость имущественного вклада равна сумме документально подтвержденных расходов на приобретение имущества, передаваемого в уставный капитал. Документами, которые подтверждают затраты учредителя, могут быть квитанции к приходно-кассовым ордерам, товарные, кассовые чеки и т. д. Помимо этого, свою оценку имущественному вкладу должен дать независимый специалист. При расчете налога на прибыль организация сможет включить в расходы наименьшую из этих сумм. Если стоимость имущественного вклада документально не подтверждена, то в налоговом учете придется признать ее равной нулю.
Вклад российской организации оценивается по следующим правилам. Его стоимость в налоговом учете будет равна остаточной стоимости объекта в налоговом учете передающей стороны. Остаточную стоимость имущества можно подтвердить выписками (копиями) из регистров налогового учета. Если передающая сторона не может подтвердить остаточную стоимость передаваемого имущества, то в налоговом учете принимайте такое имущество с нулевой первоначальной стоимостью.
Расходы передающей стороны, связанные с передачей имущества, увеличивают первоначальную стоимость основного средства только в том случае, если они указаны в качестве взноса в уставный капитал в учредительных документах.
Это следует из правил, предусмотренных подпунктом 2 пункта 1 статьи 277 Налогового кодекса РФ.
Поступившие от учредителей основные средства или нематериальные активы стоимостью свыше 40 000 руб. нужно амортизировать (п. 1 ст. 256 НК РФ).
Основные средства стоимостью 40 000 руб. и менее учитывайте в составе материальных расходов по мере их ввода в эксплуатацию (подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ). Об учете нематериальных активов стоимостью 40 000 руб. и менее см. подробнее Что относится к амортизируемому имуществу в налоговом учете.
Стоимость материалов, внесенных в уставный капитал, спишите в расходы по мере отпуска их в производство или эксплуатацию (п. 2 ст. 272, подп. 1 п. 3 ст. 273, подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ). При поступлении товаров, предназначенных для перепродажи, их стоимость отнесите на расходы после реализации (п. 1 ст. 268 НК РФ).
Евгения Комова,
старший эксперт БСС «Система Главбух»