После списания стоимости такого имущества организация обязана контролировать его сохранность. Для этого можно использовать ведомости учета инвентаря и хозяйственных принадлежностей в эксплуатации или забалансовые счета.
При реализации делаются проводки:
Дебет 62 Кредит 91-1– отражена выручка от реализации;
Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС» – начислен НДС с выручки;
Кредит 013 – списано имущество с забалансового учета (если организация использует забалансовые счета для учета малоценного имущества).
В налоговом учете необходимо отразить доход от реализации и начислить НДС.
При реализации расходы на приобретение данного имущества не учитываются, т.к. они были учтены ранее.
Покупателю необходимо передать акт приема-передачи и счет-фактуру.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах Системы Главбух
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Ситуация: Как организации на ОСНО отразить в бухучете и при налогообложении реализацию инвентаря стоимостью менее 40 000 руб. со сроком полезного использования более 12 месяцев, если расходы на его приобретение были списаны при передаче в эксплуатацию
Если срок полезного использования хозяйственного инвентаря превышает 12 месяцев, то после передачи этого имущества в эксплуатацию организация обязана контролировать его сохранность. Для этого можно использовать ведомости учета инвентаря и хозяйственных принадлежностей в эксплуатации или забалансовые счета. (например, счет 013 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности»).
При реализации инвентаря, расходы на приобретение которого были уже списаны на затраты, в бухучете отразите прочий доход в размере причитающихся к получению денежных средств (абз. 6 п. 7, п. 10.1 ПБУ 9/99). Одновременно стоимость инвентаря спишите с забалансового счета (сделайте отметку о списании в ведомости). Поскольку при передаче инвентаря в эксплуатацию его стоимость была полностью списана на затраты, при реализации этого имущества расходов не возникает (п. 18 ПБУ 10/99).
В налоговом учете выручка от реализации инвентаря (за вычетом НДС) признается доходом от реализации (п. 1 ст. 249, п. 1 ст. 248НК РФ). По общему правилу при реализации имущества, которое не признается амортизируемым, организация вправе уменьшить доход от реализации на цену приобретения данного имущества (подп. 2 п. 1 ст. 268 НК РФ). Однако при передаче инвентаря в эксплуатацию его стоимость уже была учтена в составе расходов (подп. 3 п. 1 ст. 254 НК РФ). Поэтому повторно учитывать ее при расчете налога на прибыль нельзя (п. 5 ст. 252 НК РФ).
На стоимость реализованного имущества начислите НДС (подп. 1 п. 1 ст. 146 НК РФ), а также выставите покупателю счет-фактуру (п. 3 ст. 168 НК РФ). Подробнее об этом см. Как выставить счет-фактуру покупателю.*
Пример отражения в бухучете и при налогообложении реализации хозяйственного инвентаря, расходы на приобретение которого были отнесены на затраты при его передаче в эксплуатацию. Организация контролирует сохранность инвентаря с помощью забалансового учета
ЗАО «Альфа» в январе приобрело компьютерный стол стоимостью 11 800 руб. (в т. ч. НДС – 1800 руб.) для установки в офисе.
Согласно учетной политике для целей бухучета объекты основных средств стоимостью менее 40 000 руб. списываются на расходы при передаче их в эксплуатацию и учитываются на забалансовом счете 013 «Инвентарь и хозяйственные принадлежности». Поэтому после установки стола в офисе бухгалтер «Альфы» списал стоимость стола на расходы и принял этот объект к забалансовому учету.
В июле было принято решение обновить офисную мебель, а компьютерный стол продать одному из сотрудников. По договору купли-продажи стоимость стола составила 9440 руб. (в. т. ч. НДС – 1440 руб.).
В бухучете «Альфы» перечисленные хозяйственные операции были отражены следующим образом.
В январе:
Дебет 10-9 Кредит 60
– 10 000 руб. (11 800 руб. – 1800 руб.) – оприходован на склад компьютерный стол;
Дебет 19 Кредит 60
– 1800 руб. – отражен входной НДС;
Дебет 68 субсчет «Расчеты по НДС» Кредит 19
– 1800 руб. – принят к вычету входной НДС по имуществу, приобретенному для использования в деятельности, облагаемой НДС;
Дебет 26 Кредит 10-9
– 10 000 руб. – списана стоимость компьютерного стола (при передаче в офис);
Дебет 013
– 10 000 руб. – принят к забалансовому учету компьютерный стол, стоимость которого отнесена на затраты.
В июле:
Дебет 62 Кредит 91-1
– 9440 руб. – отражена выручка от реализации компьютерного стола;
Дебет 91-2 Кредит 68 субсчет «Расчеты по НДС»
– 1440 руб. – начислен НДС с выручки;
Кредит 013
– 10 000 руб. – списан с забалансового учета компьютерный стол в связи с продажей.*
При расчете налога на прибыль за девять месяцев бухгалтер «Альфы»:
– включил в состав доходов выручку от реализации стола (без НДС) в сумме 8000 руб. (9440 руб. – 1440 руб.);
– включил в состав расходов стоимость компьютерного стола, переданного в эксплуатацию в январе, в сумме 10 000 руб.
Сергей Разгулин, действительный государственный советник РФ 3-го класса
08.10.2014 г.
С уважением, Ольга Пушечкина,
Ваш персональный эксперт.