Вопрос: В организации отсутствует главный бухгалтер, его обязанности исполняет ген. директор, штатным расписанием должность не предусмотрена. Но учет ведет полностью (составляет отчетность бух. и налоговую) отдельный бухгалтер. Можно ли данного бухгалтера по штатному расписанию назвать ведущим или старим бухгалтером? Какая будет ответственность в данном случае? Будет ли разница между этими должностями? В случае, если должность назовут заместитель главного бухгалтера, будет ли нести такую же ответственность сотрудник, как и главбух?
Ответ: Нельзя использовать производную должность старший по отношению к бухгалтеру, т.к. по этой должности есть категории. Введение должности старшего бухгалтера может быть квалифицировано как формальное нарушение трудового законодательства, а именно: Постановление Минтруда России от 21.08.1998 № 37. За что ответственность может быть по п. 1 ст. 5.27 КоАП РФ. Но примеров судебной практики именно по подобной ситуации мы не нашли.
Должность заместителя главного бухгалтера является производной от должности главного бухгалтера, при отсутствии в штатном расписании должности главного бухгалтера вводить должность заместителя также не следует.
И в описанной ситуации, т.к. работник будет ответственным за целое направление деятельности, можно ввести должность ведущего бухгалтера, на которую оформить работнику перевод. Если нарушений при переводе не будет. то и оснований ответственности не усматривается.
Ответственность самого работника зависит от наличия в его трудовой функции административных или организационных полномочий.
Применение должностного наименования \"старший\" возможно при условии, если работник наряду с выполнением обязанностей, предусмотренных по занимаемой должности, осуществляет руководство подчиненными ему исполнителями. Должность \"старшего\" может устанавливаться в виде исключения и при отсутствии исполнителей в непосредственном подчинении работника, если на него возлагаются функции руководства самостоятельным участком работы. Для должностей специалистов, по которым предусматриваются квалификационные категории, должностное наименование \"старший\" не применяется. В этих случаях функции руководства подчиненными исполнителями возлагаются на специалиста I квалификационной категории.
Должностные обязанности \"ведущих\" устанавливаются на основе характеристик соответствующих должностей специалистов. Кроме того, на них возлагаются функции руководителя и ответственного исполнителя работ по одному из направлений деятельности предприятия, учреждения, организации или их структурных подразделений либо обязанности по координации и методическому руководству группами исполнителей, создаваемыми в отделах (бюро) с учетом рационального разделения труда в конкретных организационно-технических условиях. Требования к необходимому стажу работы повышаются на 2 - 3 года по сравнению с предусмотренными для специалистов I квалификационной категории. Должностные обязанности, требования к знаниям и квалификации заместителей руководителей структурных подразделений определяются на основе характеристик соответствующих должностей руководителей.
Постановление Минтруда России от 21.08.1998 № 37
Об утверждении Квалификационного справочника должностей руководителей, специалистов и
других служащих
По общему правилу в данной ситуации административную ответственность несут должностные лица (см., например, ст. 15.5 КоАП РФ).
В соответствии с примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ под должностным лицом в настоящем Кодексе следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, то есть наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, арбитражные управляющие, а также совершившие административные правонарушения, предусмотренные статьями 9.22, 13.25, 14.24, 14.25, 14.55, 14.56, частью 3 статьи 14.57, 14.61, 15.17-15.22, 15.23.1, 15.24.1, 15.26.1, 15.26.2, 15.29-15.31, 15.37, 15.38, частью 9 статьи 19.5, статьями 19.7.3, 19.7.12 настоящего Кодекса, члены советов директоров (наблюдательных советов), коллегиальных исполнительных органов (правлений, дирекций), счетных комиссий, ревизионных комиссий (ревизоры), ликвидационных комиссий юридических лиц и руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов других организаций, физические лица, являющиеся учредителями (участниками) юридических лиц, руководители организаций, осуществляющих полномочия единоличных исполнительных органов организаций, являющихся учредителями юридических лиц, несут административную ответственность как должностные лица.
Организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции определены в Постановление Пленума Верховного суда РФ, Верховного суда РФ от 16.10.2009 № 19 (п. 4, 5).Под организационно-распорядительными функциями следует понимать полномочия должностного лица, которые связаны с руководством трудовым коллективом государственного органа, государственного или муниципального учреждения (его структурного подразделения) или находящимися в их служебном подчинении отдельными работниками, с формированием кадрового состава и определением трудовых функций работников, с организацией порядка прохождения службы, применения мер поощрения или награждения, наложения дисциплинарных взысканий и т.п.
К организационно-распорядительным функциям относятся полномочия лиц по принятию решений, имеющих юридическое значение и влекущих определенные юридические последствия (например, по выдаче медицинским работником листка временной нетрудоспособности, установлению работником учреждения медико-социальной экспертизы факта наличия у гражданина инвалидности, приему экзаменов и выставлению оценок членом государственной экзаменационной (аттестационной) комиссии).
Как административно-хозяйственные функции надлежит рассматривать полномочия должностного лица по управлению и распоряжению имуществом и (или) денежными средствами, находящимися на балансе и (или) банковских счетах организаций, учреждений, воинских частей и подразделений, а также по совершению иных действий (например, по принятию решений о начислении заработной платы, премий, осуществлению контроля за движением материальных ценностей, определению порядка их хранения, учета и контроля за их расходованием).
С учетом сказанного, можно сделать вывод, что бухгалтер не является должностным лицом, а также не может нести ответственность как должностное лицо.
Более подробно об этом в Системе Главбух.
Обязанности бухгалтера исполняет ген.директор
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени