Когда составляют акт и приказ на списание основных средств
Обычно основные средства ликвидируют и списывают с учета при следующих обстоятельствах, которые выявляют при очередной или внеплановой инвентаризации:
- имущество морально устарело и физически изношено;
- произошли авария, стихийное бедствие или другая чрезвычайная ситуация;
- при хищении или недостаче узлов и агрегатов, без которых использование имущества невозможно, а их замена нецелесообразна;
- выявлена порча имущества;
- объект находится в стадии реконструкции, когда ликвидируют часть объекта.
Прежде чем ликвидировать имущество, которое невозможно или невыгодно использовать, придется соблюсти ряд процедур и заполнить необходимые документы. Оформляют списание основного средства в следующей последовательности;
- Создают ликвидационную комиссию и получают ее заключение.
- Руководитель принимает окончательное решение о ликвидации, частичной ликвидации и о списании имущества, оформив его приказом.
- Составляют акт о списании основного средства.
- Делают необходимые записи в учетных документах о списании объекта.
Как составить приказ на списание основных средств
Приказ руководителя организации о ликвидации основного средства служит основанием для составления акта по форме № ОС-4 (ОС-4а). Кроме того, оформлять приказ о ликвидации основных средств зачастую требуют и большинство налоговиков (см., например, письма УФНС по Москве от 23.05.2006 № 20-12/45320 и УМНС по Москве от 23.08.2004 № 26-12/55121).
Типового образца приказа о ликвидации основного средства нет, поэтому его можно составить в произвольной форме.
Приказ на списание основных средств: образец 2022 года
Как оформить акт о списании объекта основных средств
После того как получили заключение комиссии о необходимости ликвидации основного средства и оформили приказ руководителя, составьте акт о списании имущества. Для этого можно использовать типовую или самостоятельно разработанную форму.
Во втором случае необходимо, чтобы в документе были все необходимые реквизиты. Как и любые другие первичные документы, которые используют в организации, выбранную форму утверждает приказом руководитель.
Для составления актов о списании основных средств можно использовать следующие типовые бланки:
- форма № ОС-4 – для одного основного средства, за исключением автотранспортных средств (скачать бланк);
- форма № ОС-4а – для автотранспортных средств (скачать бланк);
- форма № ОС-4б – для группы основных средств (скачать бланк).
Типовые формы актов утверждены постановлением Госкомстата от 21.01.2003 № 7.
Срочные изменения по вашему ИНН
Уже треть работодателей интересуют навыки бухгалтера в Excel
Пройдите тест, который оценит, умеете ли вы работать с программой так, как это нужно работодателю.
Перейти к короткому тесту- Статьи по теме:
- Учет основных средств в 2024 году в бухгалтерском и налоговом учете
- Списание основных средств: проводки и документальное оформление
- Продажа основных средств: проводки, примеры
- Основные средства в бухгалтерском и налоговом учете в 2018 году
- Списание имущества в 2018 году: алгоритм для бухгалтера
Темы: