Было. Служебные поездки сотрудников обходились дорого всем
Прежде чем начинать наш разговор, думаю, нужно напомнить, чем служебные поездки отличаются от командировок. Согласно статье 166 Трудового кодекса, командировка - это поездка работника по распоряжению работодателя для выполнения служебного поручения вне места постоянной работы. То есть понятие командировки применяется для тех сотрудников, постоянное рабочее место которых находится в офисе.
Но во многих организациях есть сотрудники, сама работа которых должна проходить в пути или иметь разъездной характер. К примеру, это дальнобойщики, курьеры, инкассаторы, экспедиторы. По отношению к таким работникам мы говорим, что их работа связана со служебными поездками. Учтите, что служебные поездки командировками не признаются. Об этом также сказано в статье 166 Трудового кодекса РФ.
Итак, для чего, собственно, я так подробно говорю об этих отличиях? Дело в том, что до 6 октября 2006 года Трудовой кодекс РФ не предусматривал каких-либо возмещений расходов сотрудникам при разъездном характере работы. Например, стоимости питания или проживания. Нормативные документы не говорили даже о том, что таким сотрудникам нужно компенсировать затраты на проезд. И зачастую фирмы платили таким работникам просто повышенную заработную плату, начисляя на нее ЕСН и удерживая НДФЛ. А работник из этой зарплаты сам должен был покрывать все свои расходы.
Не облагать налогами можно было только стоимость проезда таких сотрудников, поскольку ее можно было не относить к расходам на оплату труда, а списывать по статье 264 Налогового кодекса РФ как прочие расходы, связанные с производством и реализацией. Ведь эта статья имеет открытый перечень расходов. Соответственно, если из внутренних документов фирмы: должностных инструкций, приказов руководителя, авансовых отчетов этих сотрудников и прочих - следовало, что затраты на проезд обоснованы и необходимы для производственной деятельности, их можно было списать в уменьшение прибыли, не облагая какими-либо налогами.
Все остальные траты таких сотрудников либо не возмещались, либо возмещались, но из-под налогообложения не выводились.
Стало. Все компенсации по поездкам зарплатными налогами не облагаются
И вот с 6 октября 2006 года статья 168.1 новой редакции Трудового кодекса РФ предусматривает возмещение затрат, связанных с разъездным характером работы. Причем это возмещение является компенсационной выплатой. А это означает, что, во-первых, такая компенсация списывается на расходы, уменьшающие прибыль, по пункту 3 статьи 255 Налогового кодекса РФ. Во-вторых, она не облагается единым социальным налогом на основании подпункта 2 пункта 1 статьи 238 Налогового кодекса РФ. И в третьих, с этой компенсации не нужно удерживать и НДФЛ на основании статьи 217 Налогового кодекса РФ.
- Оксана Сергеевна, правильно я поняла, что раньше ЕСН и НДФЛ не нужно было платить только с расходов на проезд, а теперь перечень возмещаемых необлагаемых трат расширился?
- Да, именно так.
- И какие же теперь суммы мы можем выдавать и не платить с них налоги?
- Ответ на ваш вопрос как раз и содержится в статье 168.1 Трудового кодекса РФ. Итак, внимание! Сотрудникам с разъездным характером работы вы можете оплачивать:
- расходы на проезд;
- затраты на проживание во время служебной поездки;
- суточные;
- иные расходы, связанные с разъездным характером работы.
Как видите, список компенсаций очень похож на тот, который выдается при командировках. Тем самым законодатель уравнял в правах тех сотрудников, которые работают в офисе и лишь иногда ездят в другие города по производственным целям, с теми, кто вынужден фактически все рабочее время находиться в пути.
Правда, есть одно отличие. Оно касается суточных. При командировках суточные при налогообложении нормируются*.
При служебных же поездках размер суточных устанавливается организацией самостоятельно. И вся утвержденная сумма уменьшает прибыль, не облагается ЕСН и НДФЛ. Правда, здесь я сразу рекомендую не перебарщивать с размером суточных и устанавливать их в разумных пределах. Использовать данную лазейку в качестве скрытой формы оплаты труда я не рекомендую.
Сейчас. Все зависит от того, как у вас оформлены документы
Итак, чтобы спокойно пользоваться новой нормой, вам необходимо четко установить, у каких сотрудников работа носит разъездной характер. Какие именно суммы им будут возмещаться. И в каких размерах. Для этого я рекомендую, во-первых, перечень расходов и суммы, которые ваша организация готова компенсировать сотрудникам с разъездным характером работы, прописать в трудовых договорах с ними, а также в локальном нормативом акте (см. пример такого акта). Этого требует статья 168.1 Трудового кодекса РФ.
Следующий шаг - в должностных инструкциях тех работников, которым будут возмещаться расходы, нужно прописать, что их работа носит разъездной характер. Ну а от самих работников, которым вы возмещаете расходы, вам необходимо требовать документы, подтверждающие их траты на проезд, проживание и т. п. Эти документы должны прикладываться к авансовому отчету.
Кстати, что касается оформления расходов на оплату жилья. Часто гостиницы выдают только счет по форме № 3-Г. Достаточно ли его для подтверждения затрат на проживание? Финансовое ведомство на этот вопрос дает положительный ответ*, поскольку счет для формы № 3-Г является бланком строгой отчетности в соответствии с приказом Минфина России от 13 декабря 1993 г. № 121. Таким образом, на основании этого документа вы можете учитывать затраты на оплату жилья при расчете налога на прибыль. Напомню, что постановление правительства от 31 марта 2005 г. № 171 «Об утверждении положения об осуществлении наличных денежных расчетов...» разрешало применять установленные формы бланков строгой отчетности только до 1 января 2007 года. Теперь срок действия этих форм продлен до 1 сентября 2007 года. Такое решение принято постановлением Правительства РФ от 5 декабря 2006 г. № 743. Оно касается всех бланков строгой отчетности. То есть квитанций, билетов, проездных документов, талонов, путевок, абонементов и других документов, предназначенных для проведения наличных денежных расчетов при оказании услуг населению.
Ну и наконец, чтобы подтвердить, что расходы обоснованы, я рекомендую на конкретные поездки составлять служебное задание или приказ, указав цель поездки.
Сравним. Служебные поездки и командировки
Итак, как я уже сказала, компенсации по служебным поездкам теперь максимально приближены к компенсациям по командировкам. Но принципиальная разница в том, что при поездках все - и виды компенсаций, и их суммы - устанавливается предприятием самостоятельно. А при командировках все достаточно четко регламентировано законодательством.
Согласно подпункту 12 пункта 1 статьи 264 Налогового кодекса РФ, командировочные расходы относятся к прочим затратам, связанным с производством и реализацией. В их состав включаются затраты на проезд, оплату жилья, получение виз, паспортов, суточные, консульские, аэродромные сборы и прочие платежи.
Документы, которыми должны оформляться командировки, в отличие от служебных поездок унифицированы. Это приказ о направлении сотрудника в командировку по форме Т-9, командировочное удостоверение по форме Т-10, служебное задание о направлении в командировку и отчет о ее выполнении по форме Т-10а. Все эти формы утверждены постановлением Госкомстата России от 5 января 2004 г. № 1. Кроме того, у вас должен быть авансовый отчет сотрудника, а также документы, подтверждающие затраты на проезд и жилье. Авансовый отчет работник должен представить в течение трех рабочих дней после того, как истечет срок, на который были выданы деньги*.
Давайте посмотрим, какие разъяснения сделал Минфин России в 2006 году по поводу признания командировочных расходов. Нередко организации в другом городе покупают квартиру, чтобы сотрудники могли в ней жить во время командировки. Затраты на содержание этой квартиры уменьшают налогооблагаемую прибыль. Однако в расходы они включаются не полностью, а только в той доле, в которой квартира использовалась для проживания командированных сотрудников. То есть расходы, которые приходятся на то время, пока квартира пустует, для расчета налога на прибыль учесть нельзя. Такой вывод сделал Минфин России в письме от 20 июня 2006 г. № 03-03-04/1/533.
Следующая ситуация. Компания оплатила визы сотрудникам, но командировки не состоялись. В этом случае чиновники считают, что расходы на получение виз экономически не обоснованы. Соответственно организация не вправе уменьшить на них базу по налогу на прибыль. Об этом говорится в письме Минфина от 6 мая 2006 г. № 03-03-04/2/134. Хотя я считаю, что все зависит от причины, по которой произошла отмена командировки. Если она уважительная, например болезнь сотрудника, то расходы на визы можно будет учесть.
Аналогичный случай описывается в письме Минфина России от 14 апреля 2006 г. № 03-03-04/1/338. Сотруднику пришлось перенести обратный вылет на более ранний срок по уважительной причине, в связи со смертью отца. Сдать билет не было возможности. И чиновники подтвердили, что организация вправе учесть стоимость неиспользованного билета для расчета налога на прибыль.
Вопросы после лекции
Вопросы записала редактор журнала Ирина Стрижова
- Оксана Сергеевна, поясните, пожалуйста. Наша фирма арендует квартиру для проживания сотрудников во время командировок. Плату за аренду я полностью учитываю для расчета налога на прибыль. Теперь я засомневалась, правильно ли я делаю?
- Здесь ситуация, аналогичная той, когда организация приобрела квартиру для проживания в ней командированных работников. Расходы на аренду вам нужно признавать только за тот период времени, когда квартира используется для проживания сотрудников во время командировок. Об этом говорится в письме Минфина России от 25 января 2006 г. № 03-03-04/1/58.
- У нас нередко менеджеры едут в командировку на предприятие, с которым договор о сотрудничестве еще не заключен. И неизвестно, будет ли заключен в будущем. Вправе ли мы признавать командировочные расходы в этом случае?
- Хочу вас предупредить, что налоговики могут посчитать эти расходы необоснованными. Чтобы этого не произошло, рекомендую вам составлять проекты договоров, писать протоколы о намерениях с фирмами, в которых был командированный сотрудник. Ну, и конечно, безукоризненно оформлять приказ о командировке, служебное задание, потребовать от работника отчет о проделанной работе, авансовый отчет и документы, подтверждающие затраты.
- Оксана Сергеевна, у меня такой к вам вопрос. Вот когда мы покупаем железнодорожные билеты для командированных сотрудников, то платим за страховой полис. Включается ли стоимость страховки в расходы для налога на прибыль?
- Нет, такие затраты не уменьшают налогооблагаемую базу. Расходы на добровольное страхование пассажиров от несчастных случаев, оформленные отдельным страховым полисом в качестве приложения к билету, не учитываются при расчете налога на прибыль. Так считает Минфин России в письме от 10 мая 2006 г. № 03-03-04/2/138.
- Скажите, пожалуйста, можно ли все-таки учитывать оплату проезда на такси в составе командировочных расходов?
- Минфин России в своих письмах утверждает, что расходы на такси нельзя учитывать при расчете налога на прибыль. Однако, как показывает арбитражная практика, с таким мнением можно поспорить. Для этого нужно документально подтвердить расходы на проезд. У вас должны быть счета, в которых указаны оплаченные суммы проезда на такси, пункты назначения и время оказания услуг. Пример - положительное решение ФАС Северо-Западного округа от 2 февраля 2005 г. № А56-17467/04.
Как платить суточные при служебных поездках?
Суточные выдаются за каждый день служебной поездки. Конкретный порядок выдачи суточных при разъездном характере работ каким-либо нормативным документом не установлен. Поэтому я рекомендую действовать здесь аналогично с командировками. А именно платить суточные только если поездка длится два дня и более.
При однодневных поездках суточные лучше не выдавать. Ведь и при однодневных командировках суточные не выдаются. Это установлено пунктом 15 Инструкции Минфина СССР от 7 апреля 1988 г. № 62 «О служебных командировках в пределах СССР», которая действует и сейчас в части, не противоречащей кодексу.
А так как законодатель, введя новые нормы, фактически приравнял служебные поездки к командировкам, то лучше действовать по аналогии. Кроме того, обоснованность размера суточных подтвердит служебное задание, составленное в произвольной форме. В нем следует указать, куда и с какой целью ездил сотрудник. Командировочное удостоверение оформлять не надо, поскольку служебная поездка - это не командировка.
Когда командировочное удостоверение можно не оформлять
Если вы оформили приказ о командировке, то командировочное удостоверение работнику можно не выдавать. Дело в том, что эти два документа имеют одно и то же назначение. Во-первых, и приказ, и удостоверение подтверждают производственный характер командировки. А во-вторых, определяют ее продолжительность. Поэтому параллельное составление двух документов не обязательно. Такое же мнение высказал Минфин России в письме от 26 декабря 2005 г. № 03-03-04/1/442. При этом финансовое ведомство пояснило, что перечень документов, на основании которых работника направляют в командировку, организация может установить самостоятельно в локальном нормативном акте. Таким образом, вы можете прописать в этом перечне именно приказ о командировке.
А подтверждением того, что работник действительно побывал в месте командировки, послужат билеты на транспорт, а также отчет о выполненной работе по форме Т-10а.
Место проведения: г. Москва
Тема: «Формирование себестоимости в бухгалтерском и налоговом учете»
Длительность: 5 часов
Количество участников: 28 человек
Стоимость: 2180 рублей
Компания-организатор: Компания «1-й Архитектор бизнеса», тел./факс (495) 937-66-39, www.1ab.ru
- Статьи по теме:
- Во сколько недель уходить в декретный отпуск в 2024 году
- Как рассчитать компенсацию при увольнении в 2024 году: примеры, калькулятор
- Досрочный выход из отпуска по уходу за ребенком до 3 лет: образец заявления, приказа
- Умный график отпусков на 2024 год: как составить, заполнить и утвердить
- Форма 12-строительство в статистику: образец, инструкция по заполнению