Сразу оговоримся: условия обналички — дело индивидуальное, то есть зависит исключительно от личных договоренностей. Известны случаи, когда компании, которые длительное время работают с одними и теми же партнерами, платят всего 3 процента, причем такое происходит как в относительно «недорогом» Владивостоке, так и в Москве. А наша таблица основана на ответах наших с вами коллег, которых мы попросили привести именно средние цифры по городам.
Как и следовало ожидать, самые дорогие деньги в Москве и Санкт-Петербурге. А относительно низкие ставки, к примеру, можно найти в Астрахани, Нижнем Новгороде и Владивостоке.
Впрочем, в условиях кризиса цифры постоянно меняются. «Если раньше спокойно можно было обналичить под 4 процента, то сейчас ставка выросла до 5, а у некоторых компаний и до 6», — комментирует подорожание наш собеседник из Владивостока.
Итак, от чего зависит стоимость наличных денег? Как выяснилось, существует три фактора, которые влияют на цену практически во всех случаях. И еще два, которые важны, но далеко не всегда.
Какие факторы всегда влияют на стоимость обналички
1. Назначение — дальнейший платеж по безналу либо получение живых денег
Как правило, обналичка проходит по следующей схеме. Компания-клиент обращается к посреднику, у которого имеется ряд фирм-«однодневок». На счет такой фирмы клиент перечисляет деньги по безналу, указав в назначении платежа любую нужную операцию — покупку товара, оплату услуги. Естественно, для клиента оптимально, если товар или услуга соответствуют специфике деятельности.
А далее возможно два варианта.
Покупка по безналу. «Однодневка» перечисляет деньги еще какой-то компании, та — дальше по безналу, и на эти средства в итоге что-то реально покупается. Это может быть как недвижимость за границей, так и товар, который компания намерена провести «всерую», «мимо оборота». Такой вариант, не требующий живых денег, стоит дешевле.
Получение живых денег. Как правило, речь идет о случаях, когда нужны именно наличные деньги — например, для выплаты «серой» зарплаты. «Однодневка» перечисляет средства в «свой» банк (возможен вариант, когда деньги приходят на пластиковые карты физическим лицам) и далее представитель компании-клиента получает на руки живые деньги.
2. Степень «проблемности» контрагента
Выше мы описали классическую схему обналички. Но ее можно усложнить, добавив посредника между клиентом и «однодневкой» — «белую» компанию, то есть организацию, которая реально ведет деятельность, отчитывается и платит налоги. Покупать что-либо у такой компании, конечно, безопаснее. Однако наличие еще одного звена в цепочке приводит к удорожанию общей стоимости обналички.
«Есть компания, которая соглашается на 5 процентов. Но там, мы знаем, подставной директор, и существовать эта фирма будет не более года. А если, допустим, работать на экспорт, то нужно искать «белого» поставщика. И это уже будет стоить 6 процентов», — описывает разные варианты предприниматель из Новосибирска.
3. Сезонность
Нелегальные операции традиционно дорожают к Новому году. Ведь именно тогда наступает пора бонусов и всяких поощрительных выплат, которые не всегда отражаются в отчетности.
«При средней ставке 7 процентов по Москве к Новому году ожидается подорожание до 12—15. По крайней мере в прошлом году скачок был именно такой. Может, в этом будет даже больше из-за кризиса», — без оптимизма смотрит в будущее столичный предприниматель.
Какие факторы влияют на стоимость обналички в некоторых случаях
1. Сумма обналичиваемых средств
Зависимость между суммой обналички и процентом наблюдается далеко не всегда. Как правило, посредники в принципе не соглашаются обналичивать меньше 200 000—300 000 руб. Ведь нужно совершать такие же нелегальные операции, как и с большими суммами, но за меньшую плату. Точнее, если речь идет о новом клиенте, посредники предлагают провести несколько мелких операций — для пробы, но потом выдвигают условия по величине сделки.
Зависимость, если она есть, такова: чем больше сумма, тем ниже процент.
«Суммы от 150 000 до 500 000 руб. идут под 5 процентов. Больше — под меньшую ставку», — рассказывает бухгалтер из Нижнего Новгорода.
2. Назначение платежа
Как мы уже говорили, перечисляя деньги «однодневке», компания-клиент может указать в назначении платежа все что угодно. А вот если клиент желает работать только с «белой» компанией, то возникает вопрос: совпадает ли у контрагентов специфика деятельности?
Как правило, такие моменты волнуют только экспортеров, которым налоговики всегда задают много вопросов. Например, компании, поставляющей на экспорт лес, лучше всего обналичиваться именно через фирмы, работающие в этой отрасли. В том случае, если «белая» компания создается специально под определенного клиента, цена услуги может вырасти.