Суть спора
Для исполнения договора поручения, заключенного с гражданкой Лапоноговой Т. В., турфирма затем подписала с компанией BG Holiday Corp (исполнитель) договор, согласно которому она резервирует за заказчиком (турфирмой) право пользования курортной жилой площадью сроком на 5 недель для супругов на определенных курортах.
Но клиентка турфирмы обратилась в суд с требованием признать условия заключенного с ней договора нарушающими действующие нормы. С требованием оформить отказ от договора на туробслуживание.
В ходе проверки было установлено, что в договор поручения включены следующие условия, ущемляющие права потребителя:
пункт 2.4 – в течение семи банковских дней с момента платежа доверитель (физлицо) обязуется подписать акт об исполнении обязательств (иначе они считаются исполненными в полном объеме);
пункт 3.4 – доверитель вправе отказаться от исполнения договора при условии выплаты вознаграждения за фактически выполненные турфирмой обязательства;
пункт 3.6 – досудебное разбирательство обязательно для сторон, при этом максимальный срок рассмотрения претензий и заявлений – один месяц.
Решение суда
Требования физлица удовлетворены (постановление Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 22 февраля 2013 г. № А56-41498/2012). По факту выявленных нарушений в отношении турфирмы был составлен протокол об административном правонарушении, ее действия квалифицированы по части 2 статьи 14.8 Кодекса РФ об административных правонарушениях (наложен штраф в размере 20 000 руб. за включение в договор условий, ущемляющих установленные законом права потребителя). И вот почему.
Согласно пункту 1 статьи 16 Закона РФ от 7 февраля 1992 г. № 2300-1 «О защите право потребителей», условия договора, ущемляющие права потребителя по сравнению с правилами, установленными действующим законодательством, признаются недействительными.
Отношения, возникающие при реализации прав граждан при совершении путешествий, регулируются Законом о туризме. При этом договор оказания услуг по туристскому обслуживанию отнесен к договорам возмездного оказания услуг, поэтому к нему применяются правила, установленные и главой 39 Гражданского кодекса РФ, и главой III Закона № 2300-1.
В соответствии с пунктом 2.4 договора поручения на потребителя (физлицо – клиента турфирмы) возложена обязанность в течение 7 банковских дней с момента последнего платежа по договору подписать акт об исполнении обязательств, а в случае отказа от его подписания обязательства считаются исполненными в полном объеме. Вместе с тем статьей 29 Закона № 2300-1 установлено право потребителя при обнаружении недостатков выполненной работы (оказанной услуги) потребовать их безвозмездного устранения, соответствующего уменьшения цены выполненной работы (оказанной услуги) и т. д. И оформить отказ от договора на туробслуживание.
В соответствии с пунктом 3.4 договора поручения доверитель вправе отказаться от исполнения договора при условии оплаты вознаграждения за фактически выполненные обязательства. В то время как статьей 32 Закона № 2300-1 предусмотрено, что потребитель вправе отказаться от исполнения договора при условии оплаты исполнителю фактически понесенных им расходов (а не выплаты вознаграждения).
Пункт 3.6 договора содержит обязательное досудебное урегулирование спора с рассмотрением претензии в течение одного месяца. Однако Законом № 2300-1 не предусмотрен обязательный досудебный порядок урегулирования споров и, как следствие, месячный срок рассмотрения претензий.
Установленный в договоре срок рассмотрения претензий (один месяц) не позволяет потребителю в случае необходимости расторгнуть договор в одностороннем порядке и получить уплаченные денежные средства в кратчайший срок. А это противоречит нормам статьи 31 Закона № 2300-1, согласно которой требования потребителя об уменьшении цены за выполненную работу (оказанную услугу), о возмещении расходов по устранению недостатков выполненной работы (оказанной услуги) своими силами или третьими лицами, а также о возврате уплаченной за работу (услугу) денежной суммы и возмещении убытков, причиненных в связи с отказом от исполнения договора, подлежат удовлетворению в 10-дневный срок со дня предъявления соответствующего требования.
Изложив пункт 3.6 договора в приведенной редакции, турфирма лишила потребителя права на судебный порядок рассмотрения спора без предварительных письменных претензий и кратчайший срок рассмотрения претензий, что противоречит нормам действующего законодательства.
Таким образом, суд пришел к выводу о наличии в действиях турфирмы состава административного правонарушения.
- Статьи по теме:
- Как уменьшить НДС: законные способы оптимизации
- Учет расходов на покупку питьевой воды в 2024 году: проводки
- Репортаж УНП: налоговики собрались взять бизнес измором, но компания не сдается
- Покупателям не удается вернуть товар в интернет-магазин
- Сотрудники обязаны соблюдать правила поведения и этики