Налоговики установили, что организация необоснованно отнесла себя к сельскохозяйственным производителям и применяла специальный режим налогообложения в виде уплаты ЕСХН. И судьи с ними согласились (постановление ФАС Восточно-Сибирского округа от 5 февраля 2013 г. № А58-1361/2012).
Суть спора
В рамках налоговой проверки было установлено, что хозяйство на протяжении нескольких лет ошибочно считало себя плательщиком единого сельхозналога, хотя на самом деле право на ЕСХН не полагалось. Поскольку доля дохода от реализации сельскохозяйственной продукции составляла значительно меньше требуемого значения.
По результатам проверки хозяйству было предложено в добровольном порядке уплатить недоимку, а также пени и штрафы. Но оно не торопилось погашать задолженность перед бюджетом. Налоговая инспекция была вынуждена обратиться в суд.
Решение суда
Суд занял сторону налоговой инспекции. Организация имеет право на ЕСХН при соблюдении определенного условия. Доля дохода от реализации произведенной сельскохозяйственной продукции, включая продукцию ее первичной переработки, произведенную из сельскохозяйственного сырья собственного производства, должна составлять не менее 70 процентов в общем доходе от реализации. Это следует из пункта 2 статьи 346.2 Налогового кодекса РФ.
Получается, чтобы претендовать на уплату ЕСХН, организация должна четко знать объем выручки от реализации сельхозпродукции. Хозяйство сослалось на то, что ему не была известна информация о выручке, так как оно не вело бухучет.
Однако суд отклонил данный довод. Налоговой инспекцией самостоятельно по документам встречных проверок, полученным от контрагентов, а также на основании представленных самой организацией договоров, счетов, счетов-фактур, актов выполненных работ, справок оказания услуг была определена сумма выручки. Это позволило налоговикам сделать расчет доли доходов от реализации сельскохозяйственной продукции в общей сумме дохода от реализации.
Рассчитанная доля от реализации сельхозпродукции за каждый проверяемый год составила меньше положенного значения. В связи с этим уплата сельхозналога организацией на протяжении нескольких лет была признана неправомерной.
Организация самостоятельно должна была сделать пересчет налоговых обязательств за указанный период времени, однако не сделала этого. Она не имела права уплачивать единый сельскохозяйственный налог и считается перешедшей на общую систему налогообложения по истечении календарного года, в котором доля сельхозпродукции в общем доходе от реализации оказалась меньше положенного значения.
Чтобы избежать начисления пеней, у нее был всего один месяц после истечения года, в котором допущено нарушение лимита доли от реализации сельхозпродукции, для перерасчета обязательств по налогам и уплаты недоимки (п. 4 ст. 346.3 Налогового кодекса РФ).