С 1 ноября 2010 года изменяются многие правила, по которым компании будут спорить в суде с налоговыми инспекциями. Вступают в силу поправки в Арбитражный процессуальный кодекс РФ. Они вводят новые процедуры подачи заявления в суд, представления доказательств и слежения за тем, как продвигается дело. На основе этих нововведений и примеров из собственной практики я собираюсь рассказать о том, как максимально эффективно выстраивать защиту прав компании в спорах с инспекторами. Речь пойдет о двух связанных процедурах обжалования решений – обязательной досудебной и судебной.
Новшества в процедуре судебных споров с налоговой инспекцией
Федеральный закон от 27 июля 2010 г. № 228-ФЗ существенно изменил АПК РФ. Изменения во многом революционные.
Обо всем по порядку. Компании, которые хотят судиться с налоговиками, теперь будут вынуждены при подаче заявления представить в суд выписки из ЕГРЮЛ. Они должны быть подготовлены не раньше чем за 30 дней до подачи заявления в суд. С 1 ноября этого требует статья 126 АПК РФ. Причем выписка понадобится не только на себя, но и на ответчика. Затруднения это может вызвать у компаний, которые территориально удалены от инспекций. Выписку придется заказывать в другом регионе.
В новой редакции статьи 121 кодекса написано, что суд будет направлять извещения только по тем адресам, которые содержатся в выписках из госреестра. В то же время появилась надежда, что извещения, которые присылает суд компаниям, не будут теряться. В статье 123 АПК РФ появилась норма, которая обязывает вручать извещения только тем сотрудникам компании, которые уполномочены на получение корреспонденции.
С того момента, как компания получила первое извещение из суда, предстоит самостоятельно следить за движением дела. В статью 123 кодекса добавили пункт 6, который требует этого от сторон. Получать информацию можно с использованием любых средств связи. Речь идет и об интернете. Все арбитражные суды к вступлению поправок в АПК РФ в силу должны открыть свои сайты. На страничках судов есть разделы «Информация о движении дел». По названию компании можно узнать, на какой стадии находится разбирательство. Нужно понимать: если компания не отслеживала движение дела на сайте, она все равно будет считаться извещенной.
По-другому будет проходить процедура обжалования судебных решений. Если решение первой инстанции не удовлетворило одну из сторон спора, обязательно придется обращаться в апелляционный суд. В обход этой инстанции подавать жалобу в кассационный суд после вступления поправок в силу нельзя. Этого требует статья 181 кодекса.
Раньше истец мог отказаться от иска в суде любой инстанции. С принятием поправок в статью 49 АПК РФ это можно сделать либо до принятия решения судом первой инстанции, либо на стадии апелляции. Если дело дошло до Федерального арбитражного суда, отказаться от иска уже нельзя.
Я советую не пропускать предварительные заседания. Раньше суд назначал судебное заседание только после предварительного и сторона, которая на него не явилась, не рисковала пропустить разбирательство непосредственно по сути дела. Теперь судья, руководствуясь обновленной статьей 137 АПК РФ, может перейти сразу из предварительного заседания в судебное. Опасно после 1 ноября пропускать и сами судебные заседания. В статью 148 кодекса внесены поправки, которые разрешают суду оставить заявление без рассмотрения, если истец повторно не явился на заседание. Когда истец понимает, что не сможет присутствовать в суде в назначенное время, надо подать ходатайство о рассмотрении дела в его отсутствие. Можно попросить суд и отложить разбирательство.
Компании, руководствуясь статьей 65 кодекса, смогут представлять доказательства не обязательно до начала судебного разбирательства. Суд может установить и другой срок. Это очень важно, потому что не всегда получалось до начала спора собрать все документы.
Новые положения статьи 70 АПК РФ вызывают больше всего вопросов. Теперь лучше возражать против любых доводов противоположной стороны. Иначе суд может посчитать, что другая сторона с ними согласна. В суде на каждое высказывание налогового инспектора теперь надо приводить опровергающие доводы.
Серьезные изменения, кстати, приняты по правилам распределения судебных расходов. Статья 112 АПК РФ фактически полностью переписана. Если суд, который рассматривал спор, не определил, кто и в каком размере должен оплачивать судебные расходы, можно подать новое заявление с просьбой решить этот вопрос. Оно направляется в суд первой инстанции в течение шести месяцев после вступления в силу решения по существу дела.
Самое интересное нововведение – возможность участия в заседаниях с помощью видеоконференц-связи. В кодекс добавлена статья 153.1. Поправка может сэкономить компаниям деньги на налоговые споры с инспекциями. Если нет возможности или средств ехать в суд в другой регион – можно написать ходатайство. Тогда на заседания представитель компании будет ходить в ближайшее к нему здание суда. Есть, правда, два ограничения. У суда должны быть технические возможности для проведения видеоконференций, и заседание должно быть открытым.
Доказательства, которые получены в ходе видеоконференций, будут приниматься судом. Такое дополнение внесено в статью 64 кодекса. К примеру, теперь суду будет легче получить объяснения сотрудников обособленных подразделений компаний, находящихся в других регионах. Видеозаписи с их показаниями суд приобщит к делу как доказательство.
Нужное, на мой взгляд, изменение внесено в статью 155 АПК РФ. У суда появилась обязанность вести аудиозапись заседания. В последнее время налоговые споры в суде зачастую проходят как ожесточенные дискуссии между инспекциями и налогоплательщиками. Но, к сожалению, в протоколах фиксировалось не все, о чем заявляли стороны на заседаниях. Теперь такие проблемы должны исчезнуть.
Добиться от УФНС соблюдения сроков по «досудебке»
Про основные поправки в Арбитражный процессуальный кодекс, которые важно знать налогоплательщикам, я рассказала. Теперь перейдем к практическим особенностям процедуры обязательного апелляционного обжалования. С «досудебкой» уже многие успели столкнуться. Процедура подачи жалобы и сроки на ее представление описаны в Налоговом кодексе. Я хочу остановиться на вопросах, которые многие компании упускают из виду. Процедура «досудебки» сама по себе достаточно сложная и требует внимания к деталям.
Прежде всего уточню, что НК РФ требует от налогоплательщика обязательного досудебного оспаривания только двух видов решений: это решения о привлечении к ответственности и решения об отказе в привлечении к ответственности.
Часто компании сомневаются, могут ли они прикладывать к апелляционной жалобе какие-то дополнительные документы. Налоговый кодекс этого не запрещает. Более того, можно вместе с текстом жалобы подать документы, которые не были рассмотрены в ходе проверки.
У многих налогоплательщиков есть предубеждение, что, если они заплатят доначисленное инспекцией, они автоматически согласятся с решением по проверке. А значит, подавать апелляционную жалобу нельзя. Это не так. Никакой связи между уплатой налогов, пеней и штрафов по итогам проверки и правом на обжалование нет.
Региональные налоговые управления периодически затягивают сроки рассмотрения апелляционной жалобы и не укладываются в максимальный срок 1 месяц и 15 дней. Это время отведено пунктом 3 статьи 140 НК РФ. Ждать решения УФНС в надежде на то, что в какой-то части решение инспекции было признано недействительным, конечно, можно. Но нельзя забывать, что сразу после истечения срока, отведенного управлению Налоговым кодексом, начинается трехмесячный отсчет на подачу заявления в суд.
Как только полуторамесячный срок закончился, лучше выяснить, почему решение по апелляционной жалобе еще не принято. Хорошо, если есть возможность приехать в УФНС. Для начала логичнее адресовать вопрос в отдел экспедиции. С собой обязательно надо взять экземпляр апелляционной жалобы с отметкой инспекции о принятии. Напомню, что сама жалоба подается не в УФНС, а в ту инспекцию, которая вынесла решение о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности по итогам проверки. По проставленной отметке в экспедиционном отделе могут сказать, когда в управление пришла жалоба из ИФНС и какой ей присвоен номер.
Дальше надо зафиксировать то, что налоговики затягивают с рассмотрением жалобы. Это можно сделать с помощью письма на имя руководителя УФНС. В тексте письма должно быть отражено, что компания подала в свою инспекцию апелляционную жалобу на решение инспекции. Но срок, отведенный Налоговым кодексом на рассмотрение жалобы, истек, а ответ налогоплательщиком так и не получен. Обязательно прописываются даты подачи жалобы, окончания срока на ее рассмотрение и реквизиты решения по проверке. Письмо составляется в двух экземплярах. Один отдается в отдел экспедиции, на втором там проставят отметку о принятии. Если управление расположено в другом регионе, аналогичное письмо можно направить по почте с уведомлением.
Обычно налоговое управление оперативно реагирует на такие письма. УФНС понимает, что у налогоплательщика есть право подать в суд на его бездействие в рассмотрении апелляционной жалобы. Мы выигрывали такие дела.
Почему важно каким-то образом задокументировать то, что компания так и не получила ответа из УФНС по рассмотрению апелляционной жалобы? Как только решение утверждено управлением, налоговая инспекция уже может взыскивать доначисленные налоги.
Срок на подачу апелляционной жалобы
У компании есть 10 дней на то, чтобы подать апелляционную жалобу. Если по каким-то причинам (не важно, уважительным или нет) в этот срок налогоплательщик не уложился, он пока не может идти в суд. Обязательно надо соблюсти процедуру досудебного обжалования. Сделать это можно не только с помощью апелляционной жалобы.
Статья 139 НК РФ предоставляет право на подачу жалобы в УФНС в течение года после принятия решения по проверке. Но она уже не считается апелляционной. Условно назову ее обычной жалобой, чтобы никого не запутать. Ее надо направлять непосредственно в региональное налоговое управление, а не в инспекцию.
Принципиальное отличие обычной жалобы от апелляционной в том, что только последняя приостанавливает решение по проверке. Невыгодно и то, что трехмесячный срок на обращение в суд пойдет на следующий день после истечения срока на подачу апелляционной жалобы. Поэтому советую сразу после подачи обычной жалобы, не дожидаясь ответа на нее, готовить заявление в суд. Это сэкономит время на подготовку обращения в суд после того, как из налогового управления все-таки придет ответ.
Рекомендация лектора
Просить о присутствии на рассмотрении апелляционной жалобы почти бесполезно
Уже второй год идут оживленные дебаты по поводу того, имеет ли налогоплательщик право присутствовать во время рассмотрения апелляционной жалобы в налоговом управлении. Сразу скажу, что такое право напрямую из Налогового кодекса не следует. Поэтому суды по-разному смотрели на этот вопрос. Но Высший арбитражный суд в постановлении от 21 сентября 2010 г. № 4292/10 отметил, что обязанности приглашать налогоплательщика на разбор жалобы у УФНС нет. Решение по апелляционной жалобе будет считаться действительным, даже если компанию в УФНС не пригласили. С учетом этого решения просить о присутствии на рассмотрении практически не имеет смысла.
Обжалование решения об отказе в возмещении НДС
Как я уже упоминала, обязательному досудебному обжалованию подлежат два вида решений налоговой инспекции: о привлечении к ответственности и об отказе в привлечении к ответственности. А вот, к примеру, оспаривать решение об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость можно сразу в арбитражном суде. Через 10 дней, после того как такое решение вступит в силу, у компании есть право обращаться с заявлением в суд.
Но я рекомендую не торопиться идти с решениями по возмещению налога в арбитражный суд. Если компанию не удовлетворят результаты рассмотрения апелляционной жалобы по решению о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности, в суд придется идти второй раз.
Выгоднее подавать заявления в суд об оспаривании двух решений инспекции сразу. Это будут два самостоятельных заявления. Скорее всего судья будет тянуть с рассмотрением заявления по решению об отказе в возмещении НДС до тех пор, пока дело не будет рассмотрено по существу. То есть пока в суде не будет рассмотрена ситуация с решением инспекции о привлечении или об отказе в привлечении к ответственности.
Лучше попытаться сделать так, чтобы заявления по двум решениям рассматривались одновременно. Для этого подается ходатайство об объединении дел. Они считаются самостоятельными требованиями, но взаимосвязанными. Речь обычно идет об одном периоде и налоге. Ведь решение и об отказе в возмещении налога на добавленную стоимость, и о привлечении или отказе в привлечении к ответственности выносится по итогам одной проверки. По моему опыту, суд идет навстречу и объединяет дела.
Заявление об обеспечительных мерах, которое удовлетворит суд
Раз мы уже перешли к спорам в суде, расскажу о важной и нужной многим компаниям во время конфликта с инспекцией процедуре – принятии обеспечительных мер. После того как решение инспекции утверждено управлением, налоговики могут начать списывать средства со счетов компании инкассо. Именно поэтому полезно получать у суда обеспечительные меры. Они запретят налоговикам любые действия по взысканию доначисленного при проверке до того, как завершится судебное разбирательство.
Заявление о принятии обеспечительных мер лучше подавать вместе с основным заявлением в суд. Государственная пошлина для подачи заявления об обеспечительных мерах – 2 тыс. руб.
Вместе с заявлением об обеспечительных мерах надо подать в суд документы, которые бы показывали, что это действительно необходимо компании. Иногда, чтобы убедить суд в необходимости обеспечительных мер, приходится писать целые трактаты. Главное – показать судье, что меры, которые может предпринять налоговая инспекция, помешают выполнению обязательств компании. Например, по заработной плате и расчетам с контрагентами. Прикладываются справки об остатках на счетах, копии договоров, по которым наступают сроки оплаты. Хорошо приложить прошлогодний бухгалтерский баланс и отчет о прибылях и убытках. Желательно, чтобы в отчетности не было убытков. Суд надо убедить, что компания стабильная и заплатить налоги в случае выигрыша инспекции сможет. Бывает, что суд просит представить дополнительные документы, подтверждающие необходимость обеспечительных мер. Тогда госпошлину придется платить снова.
Но обеспечительные меры могут использовать и налоговики. Инспекция может наложить запрет на отчуждение имущества или приостановить движение средств по расчетным счетам компании. Налоговики в последнее время предпочитают описывать имущество по максимуму. Я встречалась со случаями, когда компании запретили продавать продукты собственного производства, быстропортящиеся краски. Фактически деятельность компании была парализована.
Лектор:
Анна Викторовна Кулакова
руководитель сектора арбитражной практики компании МКПЦН
- Статьи по теме:
- 100 образцов пояснений в ответ на требования ИФНС
- Расхождения между прибылью и НДС, бухотчетностью и отчетом по прибыли
- Когда компания сможет избежать наказания
- Почему налоговики следят за дебиторской задолженностью
- Справка об отсутствии задолженности по налогам и сборам: образец 2024 года