На вопросы отвечает Александр Польщиков, исполняющий обязанности начальника отдела налогообложения юридических лиц УФНС России по Ленинградской области.
Рискованно списывать арендную плату до ввода здания
— Волнует арендная плата в расходах. Арендовали помещение под офис. Договор заключили на пять лет, но не зарегистрировали, так как собственник пока не ввел здание в эксплуатацию. Учитывается ли арендная плата в расходах?
— Нет, ведь расходы должны быть подтверждены документально. Чтобы учесть арендную плату, у компании должен быть договор. А вы его должным образом не заключили, так как арендодатель предоставил помещение, на которое у него еще не зарегистрировано право собственности.
— Но помещение мы используем в деятельности.
— Это не имеет значения. Компания все равно не вправе учесть расходы по такому договору. Подтверждает это и письмо Минфина России от 01.12.11 № 03-03-06/1/791.
Комментарий «УНП»
Договор аренды действителен, даже если на момент передачи помещения у владельца не было разрешения на ввод здания в эксплуатацию (п. 11 постановления Пленума ВАС РФ от 25.01.13 № 13). Но расходы по такому договору компаниям удается защитить только в суде. Ведь судьи давно на стороне компаний (определение ВАС РФ от 15.10.07 № 12342/07).
Когда включить в доходы возмещение убытков
— Выиграли суд с контрагентом, и он должен возместить нам убытки. Решение суд принял в октябре, но контрагент его обжаловал. Должны ли мы включать эти убытки в доходы, если решение не вступило в силу?
— Нет, не должны. Доход в виде возмещения убытков учитывают на дату признания их должником либо на дату вступления в законную силу решения суда. Должник сумму убытков не признал, а решение суда пока не вступило в силу. Значит, нет у компании и доходов. Основание — подпункт 4 пункта 4 статьи 271 НК РФ.
— Когда надо будет включить их в доходы?
— На дату, когда вступит в силу решение суда либо контрагент сам перечислит вам деньги.
— А мы вправе сами выбрать, на какую из этих дат признавать доход, закрепив ее в учетной политике?
— Нет, признать доход надо на более раннюю из этих дат.
Расходы на канцелярию необходимо расшифровать
— Сотрудник купил для офиса бумагу, письменные принадлежности, картриджи для принтера, блокноты. Стоимость всех товаров составила 45 000 рублей. Но в кассовом чеке эти покупки по видам не разделены, стоит только их общее количество и стоимость. Вправе ли мы учесть расходы при расчете налога на прибыль?
— Нет, так как расходы документально не подтверждены. Кассовый чек не является первичным документом, он подтверждает только факт оплаты (письмо ФНС России от 25.06.13 № ЕД-4-3/11515@. — Примеч. ред.). И по нему невозможно определить, что компания приобрела именно канцелярские товары. Сотрудник представил еще документы?
— Да, есть авансовый отчет. Но к нему он приложил только кассовый чек.
— Этих документов недостаточно. Необходимо, чтобы поставщик выдал первичку, которая подтвердит, какие товары работник получил. Это может быть как накладная, так и товарный чек. В первичке надо выделить наименование, количество и стоимость приобретенных товаров (ст. 9 Федерального закона от 06.12.11 № 402-ФЗ. — Примеч. ред.).
Доначисленный НДС не надо учитывать в расходах
— У нас прошла выездная налоговая проверка. По ее итогам инспекторы доначислили НДС, который мы по ошибке не предъявили покупателю. Можем ли мы учесть этот налог в расходах, если заплатим его из собственных средств?
— Нет, случаи, когда НДС можно учесть в расходах, перечислены в статье 170 НК РФ. И этот перечень закрыт. Суммы НДС, дополнительно начисленные на проверке, в него не входят.
— Мы не выставляли налог покупателям, то есть заплатим НДС сами. Мы все равно не сможем учесть расходы?
— Да, верно. Аналогичные разъяснения даны и в письме Минфина России от 01.02.11 № 03-03-06/2/20.
Комментарий «УНП»
При расчете налога на прибыль кодекс запрещает учесть только те суммы НДС, которые поставщик предъявил покупателю (п. 19 ст. 270 НК РФ). И если компания не предъявляла НДС покупателю, а инспекторы дополнительно начислили его на проверке, то право учесть сумму налога в расходах удается защитить в суде (постановление Федерального арбитражного суда Северо-Западного округа от 02.04.13 № А42-1576/2012). Но есть решения и в пользу инспекторов (постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 11.12.12 № Ф03-4843/2012).
Стоимость дорогих машин можно списать
— По решению руководства купили два автомобиля представительского класса для директора и его заместителя. Машины они будут использовать для служебных поездок. Вправе ли мы учесть их стоимость при расчете налога на прибыль?
— Да, ведь автомобили компания приобрела для использования в своей деятельности.
— Стоимость машин у нас почти вдвое превышает цену машин бизнес-класса. Есть ли лимит для учета расходов в зависимости от класса и стоимости автомобиля?
— Нет, таких лимитов не существует.
Комментарий «УНП»
Покупку дорогостоящих машин инспекторы могут посчитать излишеством и снять расходы. Чтобы убедить налоговиков в обоснованности затрат, стоит составить положение о деловом стиле компании, а также включить в должностные инструкции сотрудников условие о том, что эти работники используют машины представительского класса в интересах компании для создания благоприятного имиджа у деловых партнеров.
- Статьи по теме:
- Какие расходы не учитывают в целях налогообложения прибыли по статье 270 НК РФ
- Представительские расходы в 2024 году: нормирование, оформление, списание
- Как уменьшить НДС: законные способы оптимизации
- Расходы на рекламу нормируемые и ненормируемые в 2024 году
- Что такое накладные расходы: состав, формула, расчет
Темы: