Определяем срок полезного использования
Организация, приобретающая объекты основных средств, бывшие в употреблении, вправе определять норму амортизации по этому имуществу с учетом срока полезного использования, уменьшенного на количество лет (месяцев) его эксплуатации предыдущими собственниками (п. 12 ст. 259 Налогового кодекса РФ).
Срок фактического использования подержанного основного средства у предыдущих собственников может оказаться равным или превышающим срок его полезного использования, определяемый Классификацией основных средств, утвержденной постановлением Правительства РФ от 1 января 2002 г. № 1.
В этом случае организация вправе самостоятельно определять срок полезного использования этого основного средства с учетом требований техники безопасности и других факторов.
Отметим, что пункт 12 статьи 259 Налогового кодекса РФ не акцентирует внимание на статусе продавца основного средства, бывшего в употреблении. То есть покупатель оборудования может уменьшать срок его полезного использования и на срок эксплуатации оборудования предыдущим владельцем – физлицом при наличии документального подтверждения этого срока.
Срок полезного использования подержанных основных средств в бухгалтерском учете определяется исходя из (п. 59 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств):
– ожидаемого срока использования этого объекта в соответствии с ожидаемой производительностью или мощностью;
– ожидаемого физического износа, зависящего от режима эксплуатации (количества смен);
– естественных условий и влияния агрессивной среды, системы проведения ремонта;
– нормативно-правовых и других ограничений использования этого объекта (например, срок аренды).
Затраты на ремонт бывшего в употреблении оборудования до ввода его в эксплуатацию формируют первоначальную стоимость приобретенного актива. Ведь это расходы на доведение основного средства до состояния, пригодного к эксплуатации (п. 8 ПБУ 6/01).
Если подержанное оборудование прослужит недолго
В письмах от 18 августа 2004 г. № 26-12/54016 и от 20 сентября 2004 г. № 26-12/61278 УМНС РФ по г. Москве утверждает, что самостоятельно установленный приобретателем подержанного основного средства срок эксплуатации не может быть менее 12 месяцев. Ведь это один из критериев признания имущества амортизируемым основным средством.
Если покупатель считает, что оборудование действительно не прослужит больше года, то у него есть выход – включить стоимость «краткосрочного» актива в состав материальных расходов в полной сумме по мере ввода его в эксплуатацию (п. 1 ст. 254 Налогового кодекса РФ).
При этом следует иметь в виду, что Минфин России в письме от 1 апреля 2008 г. № 03-03-06/1/241 указал, что такое списание неправомерно. По мнению чиновников, в частности, при передаче в уставный капитал основных средств, учитываемых в составе амортизируемого имущества, в налоговом учете передающей стороны указанные основные средства принимаются к налоговому учету получающей стороной в качестве амортизируемого имущества вне зависимости от остаточной стоимости данного имущества и оставшегося срока полезного использования. Следовательно, такое основное средство никак не может превратиться в материальные расходы. Даже если оно стоит менее 20 000 руб. и его оставшийся срок полезного использования – менее 12 месяцев.
Таким образом, не урегулированный Налоговым кодексом РФ вопрос о порядке списания стоимости «краткосрочного» оборудования, бывшего в употреблении, необходимо предусмотреть в учетной политике. При этом следует обоснованно устанавливать срок полезного использования подержанных основных средств, иначе придется отстаивать свою позицию в суде. Пример тому – постановление ФАС Дальневосточного округа от 8 ноября 2007 г. № Ф03-А73/07-2/3272. В нем рассмотрен спор организации с налоговой инспекцией по поводу слишком маленького срока полезного использования, который самостоятельно установил налогоплательщик, – два месяца. По факту это имущество прослужило гораздо дольше. Поэтому инспекция оспорила расчет амортизации, представленный налогоплательщиком. По мнению суда, поддержавшего контролеров, нужно более тщательно устанавливать срок возможного использования спорного имущества и его способность приносить доход, а техническое состояние имущества оценивать более достоверно.
Документальное подтверждение установленного срока
Срок эксплуатации имущества предыдущим собственником должен быть подтвержден документально. Так, в письме УФНС по г. Москве от 7 июля 2008 г. № 20-12/064109 чиновники разъяснили, что прием-передача объектов между организациями для включения в состав основных средств для организации-получателя или выбытия его (их) из состава основных средств для организации-сдатчика оформляется общими документами:
– по форме № ОС-1 – для объекта основных средств (кроме зданий, сооружений);
– по форме № ОС-1а – для зданий, сооружений.
Такие документы утверждаются руководителями организации-получателя и организации-сдатчика и составляются в количестве не менее двух экземпляров.
К акту прилагается и техническая документация, относящаяся к данным объектам.
В формах № ОС-1 и № ОС-1а раздел 1 заполняется на основании данных передающей стороны (организации-сдатчика), имеющих информационный характер для объектов основных средств, бывших в эксплуатации.
В данном разделе имеется графа «Фактический срок эксплуатации (лет, месяцев)». Таким образом, по мнению налоговиков, при приобретении основного средства организация может подтвердить срок его эксплуатации предыдущим собственником актом о приеме-передаче объекта основных средств, оформленным в установленном порядке.
- Статьи по теме:
- Образцы справок о балансовой стоимости активов, недвижимости, основных средств в 2024 году
- Как заполнить акт приема-передачи основных средств по форме ОС-1
- Соотношение зарплат руководства и остальных сотрудников
- Субсидии из бюджета: новые проводки и расчет налогов
- Акт-приема передачи оборудования: образец 2024 года