Кто выиграл | Инспекция |
Цена вопроса | 2,6 млн рублей плюс штрафы и пени |
Аргументы, которые сработали | Покупатели имели свободный доступ к товарам, размещенным на участке. Там же заключались договоры |
Документ | Определение Верховного суда РФ от |
Как сохранить право на вмененку, если суммарная торговая площадь превысила лимит
Предприниматель вел розничную торговлю строительными материалами через объект стационарной торговой сети. Его площадь составляла 40 кв. м, что подтверждалось правоустанавливающими документами, в частности договором аренды. По этой деятельности он уплачивал ЕНВД с физического показателя «площадь торгового зала», по другим операциям применял общий режим.
В ходе выездной проверки за 2010–2012 годы налоговики заявили, что фактически ИП использует во вмнененной деятельности не только торговый зал, но и земельный участок, прилегающий к магазину. Поскольку их общая площадь превышает 150 кв. м (подп. 6 п. 2 ст. 346.26 НК РФ), предприниматель теряет право на вмененку. В итоге ему доначислили налоги по общей системе.
Крупногабаритные стройматериалы не помещались в магазин
В суде контролеры заявили, что вся земля около магазина, не занятая недвижимостью, использовалась как торговая зона. В ней размещались для осмотра, хранились и отпускались крупногабаритные стройматериалы: лес, швеллеры, трубы, уголки, шифер и т. д.
Согласно НК РФ, под площадью торгового зала понимается часть магазина или открытой площадки, занятая оборудованием для выкладки и демонстрации товаров, проведения расчетов и обслуживания покупателей, площадь контрольно-кассовых узлов, кассовых кабин, рабочих мест, а также проходов для покупателей (абз. 22 ст. 346.27 НК РФ). То есть обязательным признаком является фактическое использование площадей при обслуживании покупателей.
В налоговом законодательстве понятие «обслуживание покупателей» не определено. Оно содержится в пункте 102 ГОСТ Р 51303–99 «Государственный стандарт РФ. Торговля. Термины и определения» (утв. постановлением Госстандарта России от 11.08.99 № 242-ст). В частности, «торговое обслуживание» и «обслуживание покупателей» — это деятельность продавца при непосредственном взаимодействии с покупателем, направленная на удовлетворение потребностей последнего в процессе приобретения товара или услуги.
Читайте также:
Площадь зала для целей ЕНВД нужно конструктивно обособить
Совокупное прочтение норм, как сделал вывод суд, позволяет определить признак отнесения площади магазина и прилегающей к нему открытой площадки (территория земельного участка) к категории «площадь торгового зала» в целях учета ее при исчислении ЕНВД. Этим признаком является фактическое использование площадей при осуществлении торговли (обслуживании покупателей).
Налоговая инспекция представила протокол осмотра участка, выполненный в присутствии понятых в ходе налоговой проверки. Данный документ, а также свидетельские показания подтвержали, что на участке расположен товар, не представленный в магазине. Покупатели имеют свободный доступ к нему и возможность свободно передвигаться по всей торговой площади.
Следовательно, площадь магазина и прилегающего земельного участка, как фактически используемая при заключении договоров купли-продажи, относится к категории «площадь торгового зала». А поскольку она превышает 150 кв. м, то ИП не имеет права на применение ЕНВД по этой деятельности. Эта позиция согласуется с разъяснениями Минфина России, изложенными в письмах от 20.07.10 № 03-11-11/203 и от 17.09.10 № 03-11-11/246.
Решения судов по похожим спорам про право на вмененку
В постановлении Шестнадцатого ААС оценивалась непосредственно площадь магазина и открытой торговой площадки. При этом даже сам налогоплательщик не спорил, что площадь прилегающего земельного участка нужно включать в расчет (постановление от 23.04.12 № А61-345/2011, оставлено в силе постановлением ФАС Северо-Кавказского округа от 02.08.12 № А61-345/2011).
По материалам журнала «Арбитражная налоговая практика».
- Статьи по теме:
- Как уменьшить НДС: законные способы оптимизации
- Репортаж УНП: налоговики собрались взять бизнес измором, но компания не сдается
- Покупателям не удается вернуть товар в интернет-магазин
- Сотрудники обязаны соблюдать правила поведения и этики
- Учредители добиваются выплаты действительной стоимости доли