Правила открытия и закрытия банковских счетов меняются – Банк России издал новую Инструкцию. Она утверждена 14 сентября 2006 года за № 28-И и зарегистрирована Минюстом России 18 октября. Документ официально опубликован 25 октября, а потому вступит в силу 24 ноября (по истечении 30 дней после дня его официального опубликования).
Для бухгалтера важны следующие нововведения. Во-первых, определен четкий перечень документов, необходимых для открытия расчетных счетов. Во-вторых, стало проще заверять копии документов, необходимых для открытия счета. В-третьих, утверждена новая форма карточки с образцами подписей и оттиска печати. Помимо этого есть еще ряд технических изменений. Обо всем этом – в нашем комментарии.
Почему правила изменились
Работники банковской сферы давно ожидали появления новой Инструкции, которая будет регламентировать операции по открытию и закрытию банковских счетов. Старую Инструкцию от 30 октября 1986 г. № 28 издал еще Государственный банк СССР. Она сильно устарела, и большинство ее терминов и понятий не отвечают современным требованиям.
Интересно, что Банк России, выпустив в свет новую Инструкцию, пока не отменил старую. Однако время еще есть. И даже если он этого не сделает, прежний порядок все равно применять никто не будет.
С новой Инструкцией появилась новая форма карточки с образцами подписей. Старую форму Банк России отменил.
Какие нужны документы для открытия расчетного счета...
Расчетный счет банк должен открыть не позднее рабочего дня, следующего за днем заключения соответствующего договора.
При открытии счета появилось такое новшество – банк теперь вправе проверить ваш фактический адрес. Он должен соответствовать адресу, который вы внесли в карточку с образцами подписей. Во всяком случае, по «месту прописки» должен находиться постоянно действующий орган управления.
...юридическому лицу
По новым правилам для открытия расчетного счета надо представить в банк следующие документы:
– свидетельство о государственной регистрации;
– учредительные документы;
– лицензии, если они имеют непосредственное отношение к правоспособности клиента;
– карточку с образцами подписей и оттиска печати;
– документы, подтверждающие полномочия лиц, указанных в карточке;
– документы, подтверждающие полномочия единоличного исполнительного органа юридического лица;
– свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.
Как видите, новая Инструкция не требует представлять заявление на открытие счета. Правда, окончательный перечень необходимых для открытия счета документов кредитная организация устанавливает в банковских правилах с учетом требований Инструкции. Возможно, заявлений на открытие счета действительно больше не будет.
...филиалу или представительству юридического лица
Новая Инструкция определила также перечень документов, которые потребуются при открытии счета филиалу или представительству российской организации. В него входят все вышеперечисленные документы для открытия расчетного счета. Кроме того:
– положение об обособленном подразделении;
– документы, подтверждающие полномочия его руководителя;
– документ, подтверждающий постановку на учет филиала или представительства по своему местонахождению.
...индивидуальному предпринимателю
Чтобы индивидуальному предпринимателю или физическому лицу, которое занимается частной практикой, открыть счет в банке, надо подать:
– документ, удостоверяющий личность;
– карточку с образцами подписей и оттиска печати;
– документы, подтверждающие полномочия лиц, которые указаны в карточке;
– свидетельство о постановке на учет в налоговом органе;
– свидетельство о государственной регистрации в качестве индивидуального предпринимателя;
– лицензии.
Что нужно для открытия счета по депозиту
Юридическому лицу, чтобы открыть депозит, нужно всего два документа:
– свидетельство о государственной регистрации;
– свидетельство о постановке на учет в налоговом органе.
Для индивидуального предпринимателя комплект документов тот же, что и при открытии расчетного счета. Но с одним исключением – карточка не нужна.
Заверить копии можно в банке
Для открытия счета банку требуются копии некоторых документов. По новым правилам заверять копии стало проще. Теперь это можно сделать без помощи нотариуса, прямо в банке. И тут есть два варианта.
Первый – принести в банк копии и оригиналы документов. В этом случае клиент банка должен предварительно сам заверить копии. То есть проставить на них подпись лица, заверившего документ, его фамилию, имя, отчество и должность, а также печать.
Далее сотрудник банка сравнит копии с оригиналами и при отсутствии расхождений сделает на копиях надпись «Сверено с оригиналом». Дополнительно к этому он поставит свою подпись с указанием фамилии, имени, отчества и должности, а также печать.
Второй – принести в банк только оригиналы документов. Сотрудник банка сам снимет с них копии, сделает надпись «Копия верна», поставит свою подпись с указанием фамилии, имени, отчества и должности, а также оттиск печати или штампа банка, предусмотренных для этих случаев.
Что изменилось в карточке с образцами подписей и оттиска печати
Если изменился адрес (место жительства) и телефон клиента, в карточку можно будет вносить исправления. И только если изменения касаются подписей, печати, уполномоченных на подписи лиц, реквизитов клиента (наименование, организационно-правовая форма), необходимо будет заполнить новую карточку.
До новой Инструкции любое исправление данных в карточке приводило к ее замене на новую.
В карточке больше не нужно указывать должности лиц с правом на первую и вторую подпись. Изменилась формулировка на случай, когда в фирме нет главного бухгалтера. В поле «Вторая подпись» следует написать: «Лицо, наделенное правом второй подписи, отсутствует» вместо «Бухгалтерский работник штатом не предусмотрен».
Организации при открытии счета иногда хотят иметь на руках несколько копий карточки. Они могут пригодиться, например, при рассмотрении другим банком вопроса о выдаче кредита клиенту. В такой ситуации банки могут потребовать копии карточек. Теперь вместо копий организация может иметь на руках и оригиналы (один из оригиналов все равно остается в банке). Это позволит сэкономить время, так как копии не придется заверять главному бухгалтеру или иному уполномоченному сотруднику банка.
- Статьи по теме:
- Как реагировать на требования от налоговиков
- Что делают работодатели, которые не хотят возобновлять отношения с восстановленным по суду работником
- Можно ли использовать сокращение для увольнения работника
- Как работодатель продлевает испытание
- Форма 1-инвест в статистику: кто сдает, инструкция, сроки сдачи