Да, нужно.
Только если все АЗС находятся по одному адресу они могут считаться одним обособленным подразделением.
Если же они располагаются в разных частях города (или в разных городах), по отдельности друг от друга, организация создает сеть обособленных подразделений, каждое из которых следует регистрировать как самостоятельное подразделение, вне зависимости от того, находятся или нет они на территории, подведомственной одной и той же ИФНС.
Связано это с тем, что одним из признаков обособленного подразделения является территориальная обособленность. Минфин РФ считает, что если адрес подразделения, ведущего деятельность от имени организации, не совпадает с юридическим адресом (местом нахождения) головной организации, то подразделение является территориально обособленным. По его мнению, юридическое значение имеет не факт того, какой инспекции подконтрольна организация, а различие между адресами юридического лица и его подразделения (письма от 2 сентября 2011 г. № 03-02-07/1-314, от 12 января 2010 г. № 03-02-07/1-6, от 21 декабря 2009 г. № 03-02-07/1-550).
Эти же признаки действуют и в том случае, если создается несколько обособленных друг от друга подразделений.
Соответственно, в этом случае в ИФНС потребуется подавать либо несколько заявлений по форме уведомления № Р13002 (если АЗС будут создаваться как филиалы, и сведения о них будут указаны в уставе), либо по Форме № С-09-3-1 (если все АЗС будут простыми обособленными подразделениями, и сведения о них не будут указаны в уставе).
После регистрации ОП организация сможет зарегистрировать отдельную ККТ по местонахождению каждой АЗС.
Важно отметить, что обособленным подразделениям передавать друг другу наличные деньги, минуя кассу головной организации, нельзя.
В указаниях о порядке ведения кассовых операций прямо не прописано, что уполномоченный представитель одного обособленного подразделения вправе вносить наличные деньги в кассу другого. Там лишь сказано, что организация самостоятельно определяет порядок ведения кассовых операций со своими обособленными подразделениями. И при этом уполномоченные представители обособленного подразделения могут только:
- вносить наличные деньги в головную кассу организации или в банк для зачисления на расчетный счет организации;
- получать из головной кассы наличные для совершения кассовых операций.
Это следует из пунктов 3 и 6.4 указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У.
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Обоснование
Из ситуации Александра Поротикова, кандидата юридических наук, судьи Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда, Виталия Перелыгина, эксперта ЮСС «Система Юрист», Михаила Латушкина, кандидата юридических наук, начальника правового управления филиала «Центральный» ОАО «Оборонэнергосбыт»
Организация и ее подразделение расположены на территории, подведомственной одному налоговому органу. Считается ли подразделение территориально обособленным
Единой позиции по этому вопросу нет.
По мнению Минфина России, юридическое значение имеет не факт того, какой инспекции подконтрольна организация, а различие между адресами юридического лица и его подразделения (письма от 2 сентября 2011 г. № 03-02-07/1-314, от 12 января 2010 г. № 03-02-07/1-6, от 21 декабря 2009 г. № 03-02-07/1-550). Например, если организация зарегистрирована по адресу: г. Москва, ул. Михалковская, д. 20, а офис расположен на той же улице, но в доме 22, то этот офис в любом случае будет считаться территориально обособленным подразделением.*
Несколько лет назад (до опубликования разъяснений Минфина России) некоторые арбитражные суды кассационной инстанции приходили к противоположному выводу: «Под территориальной обособленностью подразумевается расположение структурного подразделения организации географически отдельно от головной организации и за пределами административно-территориальной единицы ее регистрации, подконтрольной тому или иному налоговому органу» (постановления ФАС Северо-Кавказского округа от 20 июня 2007 г. № Ф08-3590/2007-1449А по делу № А63-9693/2006-С4, ФАС Северо-Западного округа от 2 ноября 2007 г. по делу № А26-11293/2005). Другими словами, суды считали, что подразделение является территориально обособленным, если оно находится на территории, где налоговый учет и налоговый контроль ведет иной орган, нежели тот, в котором организация состоит на учете в качестве налогоплательщика.
Однако и в настоящее время (т. е. уже после того как Минфин России дал соответствующие разъяснения) арбитражные суды иногда придерживаются своей прежней позиции (постановления Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 14 февраля 2013 г. по делу № А56-37487/2012, от 6 октября 2011 г. по делу № А56-13261/2011, Девятого арбитражного апелляционного суда от 30 декабря 2010 г. № 09АП-31980/2010 по делу № А40-105046/10-152-567).
Поскольку единый подход отсутствует, организации имеет смысл придерживаться более жесткой позиции, то есть позиции Минфина России. Другими словами, юридическому лицу целесообразно исходить из того, что подразделение считается территориально обособленным тогда, когда его адрес не совпадает с адресом организации. Такой подход в максимальной степени обезопасит компанию от споров с налоговыми органами.*
Из рекомендации Александра Поротикова, кандидата юридических наук, судьи Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда, Виталия Перелыгина, эксперта ЮСС «Система Юрист», Михаила Латушкина, кандидата юридических наук, начальника правового управления филиала «Центральный» ОАО «Оборонэнергосбыт»
Как создать обособленное подразделение, не являющееся филиалом и представительством
Чтобы создать обособленное подразделение, не являющееся ни филиалом, ни представительством (т. е. простое обособленное подразделение, например, офис, склад и т. д.), необходимо совершить следующие действия:
- принять и оформить решение о создании обособленного подразделения;
- подготовить подразделение к работе;
- встать на учет в налоговом органе по месту нахождения подразделения;
- уведомить орган, осуществляющий контроль за уплатой страховых взносов.
Как принять и оформить решение о создании обособленного подразделения
Закон не устанавливает, к компетенции какого органа юридического лица относится вопрос о принятии решения о создании простого обособленного подразделения. Как правило, такое решение принимает единоличный исполнительный орган (например, генеральный директор), поскольку именно он руководит текущей деятельностью организации. Вместе с тем, учредительные документы организации могут устанавливать, что вопрос о создании простого обособленного подразделения относится к компетенции иного органа управления (если это не запрещено законом). Например, устав ООО может предусматривать, что решение о создании подразделения принимает общее собрание участников, а устав акционерного общества может относить этот вопрос к компетенции совета директоров (наблюдательного совета).
В решении (приказе) о создании обособленного подразделения имеет смысл указать:
- наименование (вид) и место нахождения подразделения (например, «Орловский офис общества с ограниченной ответственностью "Альфа"», расположенный по адресу: 125008, г. Орел, ул. Михалковская, д. 20);
- цель создания подразделения и его функции (к примеру, реализация продукции ООО «Альфа» на территории города Орла);
- сведения об организационно-штатной структуре подразделения, в частности, о его руководителе;
- момент открытия подразделения. Указание на такой момент обезопасит организацию от возможных споров с налоговой инспекцией, связанных с нарушением срока уведомления о создании подразделения. Так, в решение имеет смысл включить следующее уточнение: «Обособленное подразделение считается открытым с момента оборудования по месту его нахождения стационарных рабочих мест и издания приказа об открытии подразделения».
Можно поступить и иначе: подробную информацию об обособленном подразделении отразить в отдельном внутреннем документе организации (например, в Положении об офисе, утвержденном общим собранием участников ООО или общим собранием акционеров акционерного общества), а в текст решения (приказа) о создании подразделения включить лишь основные сведения (название подразделения и его адрес). При этом в решении обязательно понадобится указать, какой именно документ (положение) регулирует деятельность подразделения.
Совет
В текст любого решения (приказа) о создании обособленного подразделения имеет смысл включить указание на то, что подразделение не является филиалом или представительством юридического лица. Такое уточнение позволит избежать возможных споров и недопонимания с контрагентами и государственными органами.
Как встать на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения
Постановка на учет по месту нахождения обособленного подразделения – обязанность юридического лица (п. 1, 4ст. 83 НК РФ). Для ее исполнения необходимо представить в налоговую инспекцию по месту нахождения организации сообщение о создании подразделения (подп. 3 п. 2 ст. 23 НК РФ). Форма сообщения и порядок его заполнения утверждены приказом ФНС России от 9 июня 2011 г. № ММВ-7-6/362@.
Сообщение нужно подать в течение одного месяца с момента создания обособленного подразделения. Таким моментом считается момент оборудования в подразделении стационарных рабочих мест.*
Обоснование
Закон прямо не устанавливает, с какого дня простое обособленное подразделение считается созданным. В настоящее время позиция судов сводится к тому, что подразделение создается с момента, когда в нем оборудованы стационарные рабочие места (постановления ФАС Центрального округа от 12 июля 2011 г. по делу № А14-8856/2010/337/28, ФАС Дальневосточного округа от 13 октября 2009 г. № Ф03-5338/2009 по делу № А59-814/2009, ФАС Северо-Западного округа от 15 октября 2007 г. по делу № А56-40913/2006). Наступление такого момента можно подтвердить, например, приказом об открытии обособленного подразделения, актом окончания работ по техническому оборудованию рабочего места и т. д.
Зачастую суды обращают внимание также на то, ведет организация фактическую деятельность через обособленное подразделение или нет (постановление ФАС Уральского округа от 27 октября 2008 г. № Ф09-7766/08-С3 по делу № А60-2706/08). Если юридическое лицо оказывает услуги, выполняет работы, ведет иную деятельность по месту нахождения обособленного подразделения, считается, что рабочие места оборудованы, а подразделение создано (постановление ФАС Западно-Сибирского округа от 10 марта 2004 г. № Ф04/1209-235/А03-2004).
Внимание! За нарушение срока подачи сообщения о создании обособленного подразделения предусмотрена ответственность
Если юридическое лицо представит сообщение о создании обособленного подразделения позднее одного месяца с момента создания такого подразделения (например, через 45 дней), то налоговая инспекция может посчитать, что организация совершила одно из следующих правонарушений.
1. Нарушила срок подачи заявления о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения (п. 1 ст. 116 НК РФ). Санкция за совершение такого правонарушения – штраф в размере 10 тыс. руб. Кроме того, руководителя организации могут привлечь к административной ответственности и назначить один из двух видов наказания: предупреждение либо штраф в размере от 500 до 1000 руб. (ч. 1 ст. 15.3 КоАП РФ).
2. Нарушила срок подачи документов и сведений, необходимых для осуществления налогового контроля (п. 1 ст. 126 НК РФ). За совершение этого правонарушения инспекция может взыскать с организации штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ. На руководителя организации может быть наложен административный штраф в размере от 300 до 500 руб. (ч. 1 ст. 15.6 КоАП РФ).
Какое именно решение примет инспекция, точно сказать затруднительно. Дело в том, что в настоящее время нет официальных разъяснений по вопросу о последствиях нарушения срока, за который необходимо подать сообщение о создании обособленного подразделения. До вступления в силу Федерального закона от 27 июля 2010 г. № 229-ФЗ, внесшего изменения в пункт 4 статьи 83 Налогового кодекса РФ, организации были обязаны представлять в инспекцию не сообщение, а заявление о постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения. Следовательно, за нарушение срока подачи этого заявления наступала ответственность только на основании статьи 116 Налогового кодекса РФ. Должны ли организации нести такую ответственность в настоящее время, однозначно ответить сложно. Ведь в законе прямо не указано, что сообщение о создании обособленного подразделения считается заявлением о постановке на учет. Выходит, взыскать штраф в размере 10 тыс. руб. инспекция не вправе. Однако налоговые органы продолжают привлекать организации, не подавшие вовремя сообщение о создании подразделения, к ответственности по пункту 1 статьи 116 Налогового кодекса РФ. Судебная практика по рассматриваемому вопросу еще не сложилась.
Важно обратить внимание и на следующее. Если юридическое лицо не только не уведомит налоговую инспекцию о создании обособленного подразделения, но и будет вести через него деятельность (например, оказывать маркетинговые, аудиторские, иные услуги в новом офисе), инспекция может посчитать, что организация не исполнила обязанность по постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения обособленного подразделения (п. 1 ст. 83 НК РФ). За неисполнение такой обязанности предусмотрен штраф в размере 10 процентов от доходов, полученных в течение времени, за которое организация вела деятельность через подразделение. В любом случае размер штрафа не может быть менее 40 тыс. руб. (п. 2 ст. 116 НК РФ). Помимо этого руководителя могут привлечь к административной ответственности, оштрафовав на сумму в размере от 2 до 3 тыс. руб. (ч. 2 ст. 15.3 КоАП РФ).
Из рекомендации Александра Поротикова, кандидата юридических наук, судьи Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда, Виталия Перелыгина, эксперта ЮСС «Система Юрист», Михаила Латушкина, кандидата юридических наук, начальника правового управления филиала «Центральный» ОАО «Оборонэнергосбыт»
Как создать филиал ООО
По умолчанию вопрос о создании филиала относится к компетенции общего собрания участников ООО (п. 1 ст. 5 Федерального закона от 8 февраля 1998 г. № 14-ФЗ «Об обществах с ограниченной ответственностью»; далее – Закон об ООО). Однако возможны случаи, когда решение о создании филиала уполномочен принимать иной орган управления общества.
Так, решение о создании филиала принимает совет директоров (наблюдательный совет), если:
- такой орган образован (п. 2 ст. 32 Закона об ООО)
- и устав общества предусматривает, что к компетенции именно этого органа относится вопрос о создании филиалов (подп. 7 п. 2.1 ст. 32 Закона об ООО).
Решение о создании филиала единолично принимает участник ООО, если выполняются два условия:
- общество состоит из одного участника (ст. 39 Закона об ООО);
- в обществе не образован совет директоров (наблюдательный совет) либо, если такой орган создан, к его компетенции не относится вопрос о создании филиалов (п. 2, подп. 7 п. 2.1 ст. 32 Закона об ООО).
Как создать филиал по решению общего собрания участников ООО
Чтобы создать филиал в обществе, где решение о создании этого обособленного подразделения принимает общее собрание участников, необходимо совершить следующие действия.
Во-первых, принять решение о проведении общего собрания участников (очередного или внеочередного) по вопросу о создании филиала.
Созвать очередное собрание, включив в его повестку дня вопрос о создании филиала, можно только в сроки, предусмотренные уставом (ст. 34 Закона об ООО).*
Если создать филиал нужно в максимально короткий срок, то имеет смысл провести внеочередное собрание. Такое собрание созывает исполнительный орган общества (генеральный директор или правление) по собственной инициативе либо по требованию (п. 2 ст. 35 Закона об ООО):
- совета директоров (наблюдательного совета);
- ревизионной комиссии (ревизора);
- аудитора;
- участников общества, обладающих в совокупности не менее чем 1/10 от общего числа голосов участников общества.
Во-вторых, разработать проект Положения о филиале. По закону филиал действует на основании положения, утвержденного обществом (п. 4 ст. 5 Закона об ООО). Такое положение нужно утвердить на общем собрании участников, рассматривающем вопрос о создании филиала (подп. 8 п. 2 ст. 33 Закона об ООО). Задача юриста – составить проект этого положения, передав его на утверждение собранию. Документ имеет смысл разработать при взаимодействии с лицом – инициатором созыва собрания.
В-третьих, подготовить проект новой редакции устава, включив в него сведения о создаваемом филиале (п. 5 ст. 5 Закона об ООО). Вместо проекта новой редакции устава можно подготовить проект изменений (дополнений), связанных с созданием филиала, в виде отдельного документа – приложения к уставу. Однако предпочтительнее отразить изменения именно в проекте новой редакции устава, поскольку впоследствии использовать устав в единой действующей редакции будет удобнее и проще, чем частично действующую редакцию устава, дополненную приложениями на отдельных листах.
Проект новой редакции устава подготавливает юрист общества, опираясь на сведения, содержащиеся в проекте Положения о филиале. Какую именно информацию о филиале необходимо отразить в уставе ООО, закон не предусматривает. Юристу имеет смысл включить в проект устава новый пункт (раздел), содержащий:
- указание на то, что в обществе создан филиал (при этом пункт действующей редакции устава об отсутствии у общества филиалов необходимо исключить);
- сведения о наименовании, месте нахождения, функциях, об организационной структуре филиала. Фактически в проекте устава нужно продублировать основную информацию, указанную в проекте Положения о филиале.
В-четвертых, провести общее собрание участников (очередное либо внеочередное), на котором нужно принять решения по следующим вопросам:
- о создании филиала;
- об утверждении Положения о филиале;
- об утверждении устава общества в новой редакции (о внесении в устав ООО изменений, связанных с созданием филиала).
Решения по вопросам о создании филиала и об утверждении устава в новой редакции принимаются большинством не менее 2/3 голосов от общего числа голосов участников общества (п. 1 ст. 5, п. 8 ст. 37 Закона об ООО). Для утверждения Положения о филиале достаточно простого большинства голосов участников, то есть более 50 процентов от общего числа голосов (абз. 3 п. 8 ст. 37 Закона об ООО).
В-пятых, уведомить свою налоговую инспекцию об изменениях в уставе, связанных с созданием филиала. Срок, в течение которого это необходимо сделать, законом не установлен. Юридическое значение имеет только момент уведомления: с такого момента новая редакция устава ООО вступает в силу для третьих лиц (п. 5 ст. 5 Закона об ООО).*
Должно ли ООО встать на учет в налоговом органе по месту нахождения филиала
Да, должно, но никакие дополнительные действия совершать для этого не нужно.
По закону постановка на учет в налоговом органе по месту нахождения филиала осуществляется на основании сведений, содержащихся в ЕГРЮЛ (п. 3 ст. 83 НК РФ). Сведения о создании филиала в ЕГРЮЛ вносит налоговая инспекция, которую общество уведомило об изменениях в уставе. Эта же инспекция должна проследить за тем, чтобы ООО было поставлено на учет в инспекцию по месту нахождения филиала.*
В-шестых, назначить руководителя (директора) филиала и выдать ему доверенность.
Орган, уполномоченный назначать (избирать) директора филиала, должен быть указан в Положении о филиале и (или) уставе ООО. Как правило, таким органом является единоличный исполнительный орган (генеральный директор), который самостоятельно принимает решение о назначении директора филиала. А именно:
- подписывает трудовой договор (ст. 57, 67 ТК РФ);
- издает приказ о приеме на работу (ст. 68 ТК РФ).
Однако в уставе (Положении о филиале) может быть предусмотрено, что решение об избрании директора филиала принимает общее собрание участников, а генеральный директор лишь исполняет это решение – заключает трудовой договор с конкретным (избранным) лицом и оформляет прием этого лица на работу.
Директор филиала действует от имени ООО на основании доверенности (абз. 2 п. 4 ст. 5 Закона об ООО; абз. 2 п. 20 постановления от 1 июля 1996 г. Пленума Верховного суда РФ № 6, Пленума ВАС РФ № 8 «О некоторых вопросах, связанных с применением части первой Гражданского кодекса Российской Федерации»). Текст такой доверенности составляет юрист общества, подписывает документ генеральный директор.
При составлении доверенности необходимо:
- проследить за тем, чтобы действия, которые директор филиала будет совершать от имени ООО, соответствовали полномочиям директора, перечисленным в Положении о филиале;
- по возможности наиболее детально определить круг этих действий. Например, указать, какие именно договоры директор филиала вправе подписывать от имени ООО. Такая конкретизация будет ограничивать самостоятельность руководителя филиала и позволит избежать нежелательных для общества последствий (к примеру, отчуждения недвижимого имущества третьим лицам).
В-седьмых, уведомить о создании филиала орган, осуществляющий контроль за уплатой страховых взносов. Это необходимо сделать в течение месяца со дня создания филиала (п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»; далее – Закон о страховых взносах). Месячный срок начинает течь с момента уведомления налоговой инспекции об изменениях в уставе (п. 5 ст. 5 Закона об ООО).
В-восьмых, встать на учет в территориальных органах внебюджетных фондов по месту нахождения филиала*. Это необходимо сделать лишь в случае, если одновременно выполняются три условия:
- филиал имеет отдельный баланс;
- филиал имеет отдельный расчетный счет;
- филиал самостоятельно начисляет выплаты и иные вознаграждения в пользу сотрудников.
Из рекомендации Владислава Добровольского, кандидата юридических наук, руководителя корпоративной практики Юридической группы «Яковлев и Партнеры» (в 2001–2005 гг. – судья Арбитражного суда г. Москвы), Владислава Кузнецова, шефа-редактора ЮСС «Система Юрист», Сергея Карулина, главного юрисконсульта ОАО «Реестр»
Как внести изменения в учредительные документы ООО
Особый порядок уведомления регистрирующего органа при открытии филиала (представительства)
Особый порядок предусмотрен для регистрации изменений, вносимых в устав при создании филиала или представительства.
Общее собрание участников принимает решение о создании филиала (представительства) и о внесении соответствующих изменений в устав (ст. 5 Закона об ООО). Подготавливается новая редакция устава (или изменения как отдельный документ).
Однако государственная регистрация проводится в форме уведомления регистрирующего органа в соответствии со статьей 19 Закона о государственной регистрации.
В налоговые органы представляются следующие документы:
Подлинность подписи заявителя на уведомлении должна быть засвидетельствована в нотариальном порядке (п. 1.2 ст. 9 Закона о государственной регистрации);
- уведомление о внесении изменений в учредительные документы. Форма уведомления № Р13002 утверждена приказом ФНС России от 25 января 2012 г. № ММВ-7-6/25@ «Об утверждении форм и требований к оформлению документов, представляемых в регистрирующий орган при государственной регистрации юридических лиц, индивидуальных предпринимателей и крестьянских (фермерских) хозяйств».
- решение (протокол) о внесении изменений в учредительные документы;
- изменения, вносимые в учредительные документы юридического лица.
Устав в новой редакции (или изменения как отдельный документ) представляется в двух оригинальных экземплярах.
Госпошлину при этом платить не нужно.*
Регистрирующий орган в течение пяти дней вносит соответствующую запись в ЕГРЮЛ (п. 2 ст. 19 Закона о государственной регистрации). Компания получает на руки (или по почте):
- лист записи ЕГРЮЛ;
- выписку из ЕГРЮЛ;
- устав (изменения как отдельный документ) с отметкой налогового органа.
Из рекомендации Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга.
Как зарегистрировать кассовый аппарат
Контрольно-кассовая техника (ККТ), которую применяют организации и предприниматели, должна быть зарегистрирована в налоговой инспекции. Это требование относится ко всей ККТ, в т. ч. размещенной в платежных терминалах и банкоматах. Об этом сказано в пунктах 1и 1.1 статьи 4 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ.*
Порядок и условия регистрации ККТ регулируются Положением, утвержденным постановлением Правительства РФ от 23 июля 2007 г. № 470. Сроки и последовательность административных процедур по взаимодействию инспекторов с организациями (предпринимателями) установлены Административным регламентом, утвержденнымприказом Минфина России от 29 июня 2012 г. № 94н.
Документы для регистрации
Формы документов, необходимых для регистрации ККТ, утверждены приказом ФНС России от 9 апреля 2008 г. № ММ-3-2/152.
Чтобы зарегистрировать ККТ, в налоговую инспекцию нужно подать:
- заявление;
- паспорт на регистрируемую ККТ;
- договор на техобслуживание ККТ, заключенный с ЦТО или непосредственно с организацией – изготовителем ККТ.*
Такой порядок следует из пункта 15 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 июля 2007 г. № 470, и пункта 25 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 29 июня 2012 г. № 94н.
Требования о представлении при регистрации ККТ дополнительных документов, помимо вышеперечисленных, неправомерны (п. 28 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 29 июня 2012 г. № 94н).
Ответы на часто задаваемые вопросы, связанные с заполнением формызаявления о регистрации, перерегистрации и снятии с регистрации ККТ, приведены в письме ФНС России от 3 апреля 2012 г. № АС-4-2/5537.
Куда подать документы
Документы подавайте в налоговую инспекцию:
- по местонахождению организации – если регистрируется ККТ, которая будет эксплуатироваться головным отделением организации;
- по местонахождению обособленного подразделения организации – если регистрируется ККТ, которая будет эксплуатироваться обособленным подразделением;*
- по местожительству предпринимателя – если ККТ регистрирует предприниматель.
Такой порядок следует из пункта 15 положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 июля 2007 г. № 470, и пунктов 20, 21 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 29 июня 2012 г. № 94н. Он действует также в отношении регистрации ККТ, размещенных в платежных терминалах и банкоматах (письма Минфина России от 11 августа 2009 г. № 03-01-15/8-409 и № 03-01-15/8-408). При этом место, где фактически установлен платежный терминал (банкомат), не имеет значения, однако его необходимо указать в заявлении (п. 1.1 ст. 4 Закона от 22 мая 2003 г. № 54-ФЗ).
Если организация ведет деятельность через обособленные подразделения, которые находятся в одном муниципальном образовании на территориях, подведомственных разным налоговым инспекциям, зарегистрировать ККТ нужно по местонахождению одного из подразделений, в котором организация поставлена на учет (п. 21 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 29 июня 2012 г. № 94н).
После приема документов инспекция назначает день и время регистрации. Если все документы оформлены правильно, ККТ должна быть зарегистрирована не позднее чем через пять рабочих дней со дня подачи документов. Такой срок установлен абзацем 4 пункта 15 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 июля 2007 г. № 470 и пунктом 23 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 29 июня 2012 г. № 94н.
Главбух советует: при подаче документов в налоговую инспекцию подготовьте опись передаваемых документов в двух экземплярах.
Один экземпляр со штампом налоговой инспекции и датой получения документов храните у себя. Если возникнут споры (в случае утери документов либо несоблюдения сроков регистрации ККТ), опись документов с отметкой налоговой инспекции будет доказательством их представления на регистрацию.
Направить документы на регистрацию ККТ можно по почте. В этом случае, налоговая инспекция обязана оформить прием полученных по почте документов в день получения корреспонденции. Такой порядок установлен пунктами 50 и 53Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 29 июня 2012 г. № 94н.
Заявление о регистрации ККТ также можно подать и в электронном виде. Формат представления заявления утвержден приказом ФНС России от 14 марта 2012 г. № ММВ-7-6/155
Регистрация в налоговой инспекции
В назначенный день представителю организации (предпринимателю или его представителю) совместно с представителем ЦТО нужно явиться в налоговую инспекцию. При себе нужно иметь регистрируемый кассовый аппарат.
Специалист ЦТО должен:
- проверить исправность и работоспособность ККТ;
- провести программирование печати на кассовом чеке;
- проверить наличие на корпусе кассового аппарата полного заводского номера;
- опечатать кассовый аппарат пломбой;
- заполнить раздел «Ввод в эксплуатацию» в паспорте ККТ;
- провести программирование режима ввода пароля налогового инспектора в память ККТ.
После этого налоговый инспектор активирует фискальную память (проведет фискализацию ККТ, т. е. внесет в фискальную память перечень реквизитов в соответствующем формате, утвержденный приказом ФНС России от 8 августа 2008 г. № ММ-3-2/351), введет свой пароль доступа к фискальной памяти и зафиксирует его в книге учета ККТ, которая хранится в инспекции.
Затем налоговый инспектор пробьет чек на условную сумму и снимет итоговый отчет (Z-отчет). Пробитый чек должен содержать, в частности, следующие обязательные реквизиты:
- наименование организации (фамилию, имя, отчество предпринимателя);
- ИНН организации (предпринимателя);
- полный заводской номер ККТ;
- порядковый номер чека;
- дату и время фискализации;
- сумму чека;
- признак фискального режима.
Такой перечень установлен пунктом 4 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 30 июля 1993 г. № 745.
Если ККТ использует платежный агент, то ее чек должен содержать такие обязательные реквизиты:
- наименование документа – кассовый чек;
- наименование оплаченного товара (работ, услуг);
- общую сумму принятых денежных средств;
- размер вознаграждения, взимаемого с плательщика (если оно удерживается);
- дату, время приема денежных средств;
- номер кассового чека;
- номер ККТ;
- адрес места приема денежных средств;
- наименование, ИНН и местонахождение организации, принявшей денежные средства;
- номера контактных телефонов организации, принявшей деньги, а также организации (лица), фактически получающей эти деньги.
Такой перечень установлен частью 2 статьи 5 Закона от 3 июня 2009 г. № 103-ФЗ.
Пробитый чек прилагается к заявлению о регистрации.
После фискализации подписывается акт по форме КМ-1. Он подтверждает, что суммирующие денежные счетчики ККТ переведены на нули.
Такой порядок следует из пунктов 62–68 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 29 июня 2012 г. № 94н.
После регистрации ККТ инспекция внесет сведения о ней в книгу учета ККТ и выдаст организации (предпринимателю) регистрационную карточку. Вместе с карточкой возвращаются и документы, которые прилагались к заявлению о регистрации. Помимо этого, в паспорте ККТ делается отметка о регистрации, которая заверяется печатью налоговой инспекции. Такой порядок следует изпунктов 69–74 Административного регламента, утвержденного приказом Минфина России от 29 июня 2012 г. № 94н, и пунктов 15 и 17 Положения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 23 июля 2007 г. № 470.
Из рекомендации Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга.
Как соблюдать порядок ведения кассовых операций
Все организации независимо от их организационно-правовой формы и применяемой системы налогообложения обязаны соблюдать порядок ведения кассовых операций (п. 4 ст. 346.11, п. 5 ст. 346.26 НК РФ).
В упрощенном порядке кассовые операции могут вести:
- малые и микропредприятия;
- индивидуальные предприниматели.
Это следует из пункта 1 указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У.
Упрощенный порядок заключается в следующем. Малые предприятия и предприниматели вправе не устанавливать лимит остатка кассы. Ко всему прочему предприниматели могут не вести:
Такие правила установлены в абзаце 10 пункта 2, абзаце 2 пункта 4.1, абзаце 9 пункта 4.6 указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У.
Главбух советует: индивидуальным предпринимателям все же лучше вести кассовую книгу и оформлять документы. Ведь обеспечить сохранность и контролировать движение наличности в интересах самого предпринимателя. Например, в спорной ситуации подтвердить выдачу денег под отчет или зарплаты можно будет кассовыми документами.
Кассовые операции
Кассовые операции и работа с наличностью включают в себя:
- прием и выдачу наличных, для чего оформляют приходные и расходные кассовые ордера;
- хранение наличных в кассе;
- соблюдение лимита расчетов наличными;
- ведение кассовой книги;
- сдачу наличности в банк.
Свободные деньги хранят на банковских счетах. Непосредственно в кассе можно хранить ограниченную сумму наличных – в пределах установленного руководителем организации лимита. Такой порядок установлен абзацами 1–9 пункта 2 указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У.
Из данного правила есть исключение. Малые предприятия вправе не устанавливать лимит остатка наличных денег в кассе (абз. 10 п. 2 указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У).
Подробнее об этом см. Как соблюдать лимит остатка денежных средств в кассе.
Обособленные подразделения
Ситуация: можно ли обособленным подразделениям передавать друг другу наличные деньги, минуя кассу головной организации
Нет, нельзя.
В указаниях о порядке ведения кассовых операций прямо не прописано, что уполномоченный представитель одного обособленного подразделения вправе вносить наличные деньги в кассу другого. Там лишь сказано, что организация самостоятельно определяет порядок ведения кассовых операций со своими обособленными подразделениями. И при этом уполномоченные представители обособленного подразделения могут только:
- вносить наличные деньги в головную кассу организации или в банк для зачисления на расчетный счет организации;
- получать из головной кассы наличные для совершения кассовых операций.
Это следует из пунктов 3 и 6.4 указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У.
Получается, что обособленным подразделениям передавать друг другу наличные деньги, минуя кассу головной организации, нельзя.
Главбух советует: можно разработать внутренний порядок движения денег между подразделениями без участия головной кассы. Но в этом случае будьте готовы к спорам с проверяющими.
В свою защиту можно привести следующий довод. Указание Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У не запрещает обособленным подразделениям организации передавать наличные деньги друг другу напрямую. Поэтому такую возможность предусмотрите во внутреннем порядке кассовых операций между структурными подразделениями, который можете разработать самостоятельно (п. 7 указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У).
Передавать наличные между подразделениями можно в следующем порядке. Выдав деньги из кассы одного обособленного подразделения в кассу другого, оформите расходный кассовый ордер.
Это следует из пункта 4.1 указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У и указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88.
Порядок заполнения расходного кассового ордера установленуказаниями, утвержденными постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88. Так, в соответствии с данным порядком по строке расходного кассового ордера «Основание» укажите содержание хозяйственной операции. Например: «Передача денег уполномоченному представителю обособленного подразделения № 2 по заявке от 2 апреля 2014 г. № 321».
На сумму поступивших денег составьте приходный кассовый ордер поформе № КО-1, утвержденной постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88 (п. 4.1 указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У).
В приходном ордере и квитанции к нему по строке «Основание» укажите содержание хозяйственной операции. Например: «Поступление денег из кассы обособленного подразделения № 1 по заявке от 2 апреля 2014 г. № 321».
Это следует из указаний, утвержденных постановлением Госкомстата России от 18 августа 1998 г. № 88.
Поступление или выдачу наличных денег отражайте в отдельнойкассовой книге обособленного подразделения. Такой порядок следует из положений абзаца 7 пункта 4.6 указания Банка России от 11 марта 2014 г. № 3210-У. Данное правило должны соблюдать все обособленные подразделения, которые ведут расчеты наличными. При этом не важно, есть у такого подразделения свой банковский счет или нет. Подробнее об этом см. Как вести кассовую книгу.
Аналитический учет по счету 50 ведите по каждому обособленному подразделению отдельно. К субсчету «Касса организации» счета 50 «Касса» откройте субсчета второго порядка, например:
- «Главная касса организации»;
- «Касса обособленного подразделения № 1»;
- «Касса обособленного подразделения № 2».
Передавая деньги между кассами обособленных подразделений, сделайте проводки:
Дебет 57 «Переводы в пути» Кредит 50 субсчет второго порядка «Касса обособленного подразделения № 1»
– выданы деньги кассой обособленного подразделения № 1 представителю обособленного подразделения № 2;
Дебет 50 субсчет второго порядка «Касса обособленного подразделения № 2» Кредит 57 «Переводы в пути»
– поступили деньги в кассу обособленного подразделения № 2.
Такой порядок установлен в Инструкции к плану счетов (счета 50 и57).
Ответственность за несоблюдение порядка
Внимание: за несоблюдение порядка ведения кассовых операций организацию или предпринимателя могут оштрафовать.
Ответственность предусмотрена для таких нарушений, как:
- наличные расчеты сверх установленных размеров;
- накопление в кассе денежных средств сверх установленных лимитов;
- нецелевое использование наличной выручки;
- неоприходование или неполное оприходование в кассу наличных денежных средств;
- несоблюдение порядка хранения денежных средств.
Штраф составит:
- 4000–5000 руб. – для виновного должностного лица, например руководителя организации, предпринимателя (ст. 2.4 КоАП РФ);
- 40 000–50 000 руб. – для организации.
Такой порядок установлен частью 1 статьи 15.1 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Что касается нецелевого использования наличной выручки, оно в указанной норме прямо не поименовано, но налоговые инспекторы будут ссылаться именно на него. Ведь, по мнению арбитров, нецелевое использование выручки – это нарушение порядка хранения наличных. Именно такая позиция выражена в определении ВАС РФ от 13 октября 2011 г. № ВАС-11521/11 (постановление Девятого арбитражного апелляционного суда от 1 июня 2011 г. № 09АП-10389/2011-АК). Аналогичная позиция выражена и в решениях Московского городского суда от 24 декабря 2013 г. № 7-4421/13, от 14 августа 2013 г. № 7-1920/2013 и постановлениях Девятого арбитражного апелляционного суда от 21 апреля 2014 г. № 09АП-10838/2014, от 12 февраля 2014 г. № 09АП-45929/2013, от 10 февраля 2014 г. № 09АП-47028/2013, от 27 декабря 2013 г. № 09АП-41600/2013, от 8 октября 2013 г. № 09АП-32617/2013-АК, от 6 марта 2013 г. № 09АП-2451/2013. Кроме того, санкции зачастую могут быть предусмотрены и в договоре на расчетно-кассовое обслуживание с банком. Поэтому деньги тратьте только на согласованные, целевые нужды.
См. также:
- ответственность за нарушение порядка применения контрольно-кассовой техники;
- ответственность за нарушения в сфере торговли.