Чтобы закрыть (ликвидировать) обособленное подразделение, не указанное в уставе (т. е. простое обособленное подразделение), необходимо:
- решение руководителя о закрытии обособленного подразделения (поскольку именно он руководит текущей деятельностью организации).
- заявление по форме № С-09-3-2, утверждённое приказом ФНС России от 9 июня 2011 г. № ММВ-7-6/362, которое подается в налоговую инспекцию по месту нахождения головного отделения (сообщить нужно в течение трех рабочих дней со дня ликвидации стационарных рабочих мест по месту нахождения подразделения).
- в свободной форме представить в территориальные органы Пенсионного фонда РФ и ФСС РФ письменное сообщение о закрытии обособленного подразделения. Сообщения нужно подать в течение месяца со дня прекращения деятельности через это подразделение.
Обоснование данной позиции приведено ниже в материалах «Системы Юрист».
Рекомендация: Как закрыть обособленное подразделение, не являющееся филиалом и представительством
Чтобы закрыть (ликвидировать) обособленное подразделение, не являющееся ни филиалом, ни представительством (т. е. простое обособленное подразделение, например, офис, склад и т. д.), необходимо совершить следующие действия:
- принять и оформить решение о закрытии обособленного подразделения;
- подготовить подразделение к закрытию и расформировать штат сотрудников подразделения;
- уведомить налоговую инспекцию;
- уведомить орган, осуществляющий контроль за уплатой страховых взносов.*
Как принять и оформить решение о закрытии простого обособленного подразделения
Закон не устанавливает, к компетенции какого органа юридического лица относится вопрос о принятии решения о закрытии простого обособленного подразделения. Как правило, такое решение принимает единоличный исполнительный орган (например, генеральный директор), поскольку именно он руководит текущей деятельностью организации.
Вместе с тем, учредительные документы организации могут устанавливать, что вопрос о ликвидации простого обособленного подразделения относится к компетенции иного органа управления (если это не запрещено законом). Например, устав ООО может предусматривать, что решение о закрытии подразделения принимает общее собрание участников, а устав акционерного общества может относить этот вопрос к компетенции совета директоров (наблюдательного совета).
Кроме того, учредительные документы и (или) положение, на основании которого действует обособленное подразделение, могут предусматривать, что наряду с решением о закрытии такого подразделения нужно принять решения и по иным вопросам. Одним из таких вопросов зачастую является вопрос об утверждении порядка ликвидации подразделения. Так, в положении или ином внутреннем документе может быть прописан целый комплекс мероприятий, связанных с закрытием обособленного подразделения: назначение генеральным директором ликвидационной комиссии подразделения, обязательное уведомление кредиторов организации, подписавших договоры с руководителем подразделения, и т. д. При этом устав может предусматривать необходимость утверждения порядка ликвидации органом юридического лица, принявшим решение о закрытии подразделения.
Совет
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Даже если внутренние документы организации не регулируют процедуру закрытия подразделения и не обязывают утверждать порядок его ликвидации, в решении (приказе генерального директора) о закрытии подразделения имеет смысл хотя бы в общих чертах обозначить план необходимых действий. Например, генеральному директору целесообразно не просто поручить проведение ликвидации тому или иному лицу (органу), а указать, какие именно действия и в какие сроки требуется совершить.
Такая конкретизация позволит избежать негативных последствий ликвидации подразделения (к примеру, трудовых споров с сотрудниками подразделения, споров с арендодателем помещения, в котором располагается подразделение, и т. д.).
Обязано ли юридическое лицо, закрывающее обособленное подразделение, соблюсти требования статьи 63 Гражданского кодекса РФ
Нет, не обязано.
Правила статьи 63 Гражданского кодекса РФ к процедуре закрытия обособленного подразделения не применяются. Они регулируют порядок ликвидации юридического лица. Обособленные подразделения юридическими лицами не являются (п. 3 ст. 55 ГК РФ). Следовательно, при закрытии подразделения не требуется:
- назначать ликвидационную комиссию или ликвидатора юридического лица;
- публиковать сообщение о ликвидации в органах печати;
- письменно уведомлять всех кредиторов организации;
- составлять и утверждать промежуточный ликвидационный баланс, уведомлять об этом налоговую инспекцию;
- рассчитываться по долгам с кредиторами;
- составлять и утверждать окончательный ликвидационный баланс.
Отдельные требования к проведению ликвидации обособленного подразделения могут предусматриваться учредительными документами организации и (или) Положением о подразделении. К примеру, не запрещено прописать правило об обязательном назначении ликвидационной комиссии подразделения. Однако это не означает, что организация исполняет требования, установленные законом в отношении ликвидируемых юридических лиц. Ведь речь идет не о ликвидационной комиссии юридического лица (органе, необходимом в силу закона), а о ликвидационной комиссии обособленного подразделения (органе, помогающем упростить процедуру закрытия подразделения).
Как подготовить простое обособленное подразделение к закрытию
Принятие решения о закрытии простого обособленного подразделения само по себе не свидетельствует о том, что это подразделение ликвидировано. Такое решение является лишь основанием для совершения комплекса действий, связанных с прекращением деятельности организации через свое подразделение.
Учредительные документы организации, Положение об обособленном подразделении, решение о закрытии подразделения могут предусматривать, что процедуру (порядок) ликвидации подразделения устанавливает:
- либо орган управления юридического лица (например, генеральный директор путем издания соответствующего приказа);
- либо руководитель подразделения.
Как правило, полный список мероприятий по подготовке подразделения к закрытию определяется исходя из конкретной ситуации. Например, если организация арендует помещение, в котором располагается офис, имеет смысл заранее проанализировать, будет ли такое помещение использоваться обществом после закрытия офиса. Если необходимость в аренде недвижимости отпадет, целесообразно проверить, в каком порядке можно расторгнуть договор аренды. К примеру, если договор предусматривает право арендатора на односторонний отказ при условии уведомления арендодателя за три месяца до прекращения договора, уведомление об отказе имеет смысл направить в ближайшие дни после принятия решения о закрытии офиса. Подробнее о расторжении договора аренды см. Как досрочно расторгнуть договор аренды по инициативе арендатора.
Имеет смысл уделить внимание и вопросу об учете имущества, закрепленного за подразделением. Так, если подразделение выделено на отдельный баланс, нужно поручить бухгалтерии провести необходимые мероприятия, связанные с закрытием этого баланса. Как правило, требуется провести опись активов подразделения и передать имущество головной организации по акту приема-передачи.
Нужно ли уведомить территориальные органы внебюджетных фондов по месту нахождения простого обособленного подразделения о закрытии этого подразделения
Нет, не нужно.
Если бы организация состояла на регистрационном учете в таких органах, то о ликвидации подразделения необходимо было бы сообщить с целью снятия с учета. Однако юридическое лицо, имеющее простое обособленное подразделение, по месту нахождения этого подразделения в органах внебюджетных фондов на учете не состоит.
Ведь основанием для регистрации в органах внебюджетных фондов по месту нахождения обособленного подразделения является наличие следующих трех условий (п. 2 ч. 1 ст. 2.3 Федерального закона от 29 декабря 2006 г. № 255-ФЗ«Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством», п. 12 Порядка регистрации и снятия с регистрационного учета в территориальных органах Пенсионного фонда Российской Федерации страхователей, производящих выплаты физическим лицам, утвержденного постановлением Правления Пенсионного фонда РФ от 13 октября 2008 г. № 296п, подп. 1 п. 2 Порядка регистрации и снятия с регистрационного учета в территориальных органах Фонда социального страхования Российской Федерации страхователей – юридических лиц по месту нахождения обособленных подразделений и физических лиц, утвержденного приказом Минздравсоцразвития России от 7 декабря 2009 г. № 959н):
- подразделение имеет отдельный баланс;
- подразделение имеет отдельный расчетный счет;
- подразделение самостоятельно начисляет выплаты и иные вознаграждения в пользу сотрудников.
Подразделения, не являющиеся филиалами и представительствами, не обладают всеми тремя перечисленными признаками. В частности, законодательство не предусматривает возможности открытия расчетного счета для простого обособленного подразделения (п. 4.3 Инструкции Банка России от 14 сентября 2006 г. № 28-И «Об открытии и закрытии банковских счетов, счетов по вкладам (депозитам)»). Следовательно, вставать на учет в органах внебюджетных фондов по месту нахождения такого подразделения и сниматься с этого учета при закрытии подразделения не нужно.
Как расформировать штат сотрудников простого обособленного подразделения
Поскольку юридическое лицо прекращает вести деятельность через простое обособленное подразделение, по месту нахождения этого подразделения ликвидируются рабочие места. В результате возникает задача расформировать штат сотрудников, работающих в подразделении. Решить такую задачу можно двумя способами:
- перевести или переместить сотрудников на другую работу (ст. 72.1 ТК РФ);
- уволить сотрудников (ст. 81 ТК РФ).
Перевод на другую работу возможен, если соблюдаются следующие условия (абз. 2 ч. 2 ст. 57, ч. 1 ст. 72.1 ТК РФ):
- сотрудник дает письменное согласие на такой перевод;
- изменяется трудовая функция сотрудника и (или) ликвидируемое подразделение находится в другой местности по сравнению с местом нахождения организации. Под термином «другая местность» понимается местность за пределами административно-территориальных границ населенного пункта (п. 16 постановления Пленума Верховного суда РФ от 17 марта 2004 г. № 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации»). Например, если ликвидируемый офис расположен в г. Брянске, а юридическое лицо зарегистрировано в г. Москве, то продолжить работу в организации сотрудник сможет только посредством перевода.
При переводе сотрудника на другую работу необходимо заключить соглашение об изменении условий трудового договора (ст. 72 ТК РФ).
Согласия сотрудника и оформления дополнительного соглашения к трудовому договору не потребуется в случае перемещения сотрудника. Это возможно при наличии двух условий (ч. 3 ст. 72.1 ТК РФ):
- подразделение находится в той же местности, что и сама организация;
- условия трудового договора не изменяются.
Если юридическое лицо (работодатель) не намерено переводить (перемещать) сотрудника подразделения на другую работу либо если сотрудник не согласен на перевод, то отношения между организацией и сотрудником понадобится прекратить. Для этого нужно определить основание расторжения трудового договора (ч. 4 ст. 81 ТК РФ):
- в связи с ликвидацией организации (в случае если юридическое лицо и подразделение находятся в разных населенных пунктах);
- в связи с сокращением численности или штата сотрудников организации (в случае если подразделение расположено в том же населенном пункте, что и головная организация).
Независимо от того, по какому основанию будет расторгаться трудовой договор, работодателю необходимо письменно уведомить территориальный орган Роструда (далее – орган службы занятости) по месту нахождения ликвидируемого подразделения о возможном увольнении сотрудников подразделения. По общему правилу это необходимо сделать не позднее чем за два месяца до расторжения трудовых договоров (п. 2 ст. 25 Закона РФ от 19 апреля 1991 г. № 1032-1 «О занятости населения в Российской Федерации»; далее – Закон о занятости). Однако при закрытии крупного подразделения минимальный срок для уведомления органа службы занятости может составить не два, а три месяца.
Обоснование
Закон о занятости устанавливает, что если решение о сокращении численности или штата сотрудников может привести к их массовому увольнению, то об этом необходимо уведомить орган службы занятости не позднее чем за три месяца до расторжения трудовых договоров с сотрудниками (п. 2 ст. 25 Закона о занятости).
В Трудовом кодексе РФ предусмотрено, что критерии массового увольнения определяются в отраслевых и (или) территориальных соглашениях (ч. 1 ст. 82 ТК РФ). Многие действующие соглашения в качестве критериев массового увольнения используют критерии, приведенные в пункте 1 Положения об организации работы по содействию занятости в условиях массового высвобождения, утвержденного постановлением Совмина – Правительства РФ от 5 февраля 1993 г. № 99. Один из таких критериев – сокращение численности или штата сотрудников в количестве 50 или более человек в течение 30 календарных дней.
Если организация намерена ликвидировать крупное подразделение, которое находится в том же населенном пункте, что и сама компания, и где работает 50 или более сотрудников, то возникает высокая вероятность увольнения всех этих сотрудников за достаточно непродолжительный период времени. При этом в отраслевом и (или) территориальном соглашениях может быть указано, что сложившаяся ситуация свидетельствует о массовом увольнении. Следовательно, организация должна будет уведомить орган службы занятости о возможном расторжении трудовых договоров не позднее чем за три (а не за два) месяца до увольнения сотрудников.
Форму уведомления (сообщения) целесообразно посмотреть на сайте территориального органа службы занятости. Если образец уведомления на сайте не приведен, сообщение можно подать в произвольной форме, обязательно указав должность, профессию, специальность (вместе с квалификационными требованиями) и условия оплаты труда каждого конкретного сотрудника.
Увольнение в связи с ликвидацией организации
Организация должна персонально и под расписку предупредить каждого сотрудника ликвидируемого подразделения о том, что его уволят на основании пункта 1 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ. Причем предупредить сотрудников нужно не менее чем за два месяца до увольнения (ч. 2 ст. 180 ТК РФ). Целесообразно сделать это в ближайшие дни после принятия решения о закрытии подразделения.
При расторжении трудовых договоров организация должна выплатить каждому сотруднику выходное пособие в размере среднего месячного заработка (ч. 1 ст. 178 ТК РФ). Кроме того, за увольняемым сохранится средний месячный заработок на период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
Можно ли уволить сотрудника обособленного подразделения до того момента, как истекут два месяца после предупреждения об увольнении
Да, можно.
Работодатель получит право уволить сотрудника подразделения раньше установленного срока, если будут выполняться следующие условия (ч. 3 ст. 180 ТК РФ):
- сотрудник даст письменное согласие на расторжение трудового договора до истечения двух месяцев с момента предупреждения об увольнении;
- работодатель выплатит увольняемому дополнительную компенсацию в размере среднего заработка, исчисленного пропорционально времени, оставшемуся до истечения двухмесячного срока с момента предупреждения об увольнении.
При этом сотрудник сохранит право на выплаты, перечисленные в части 1 статьи 178 Трудового кодекса РФ.
Увольнение в связи с сокращением численности или штата сотрудников организации
Работодатель обязан предложить сотрудникам ликвидируемого подразделения иную имеющуюся работу (ч. 3 ст. 81, ч. 1 ст. 180 ТК РФ). Другими словами, даже если организация изначально была намерена уволить сотрудников подразделения, а не переместить их на другую работу, она все равно должна предложить им вакантные должности, включая вакантные нижестоящие должности или нижеоплачиваемую работу. Расторгнуть трудовой договор с сотрудником удастся лишь тогда, когда у работодателя будут отсутствовать подходящие вакансии либо когда сотрудник откажется занять предлагаемую должность.
Обязана ли организация, увольняющая сотрудников на основании пункта 2 части 1 статьи 81 Трудового кодекса РФ, предложить сотрудникам ликвидируемого обособленного подразделения вакансии в других подразделениях
Это зависит от того, в какой местности расположены такие подразделения.
Если юридическое лицо имеет филиал, представительство, иное обособленное подразделение в том же населенном пункте, где зарегистрирована сама организация, то работодатель обязан предложить сотрудникам ликвидируемого подразделения вакансии, имеющиеся не только по своему юридическому адресу, но и по месту нахождения своих обособленных подразделений в пределах населенного пункта.
Предлагать вакансии в обособленных подразделениях, расположенных за пределами населенного пункта, работодатель обязан, если это предусмотрено в коллективном договоре, соглашении либо трудовом договоре.
Такие правила установлены частью 3 статьи 81 Трудового кодекса РФ.
О предстоящем расторжении трудового договора нужно уведомить:
- выборный орган первичной профсоюзной организации – в письменной форме, причем не позднее чем за два месяца до увольнения сотрудника, а при вероятности массового увольнения сотрудников – не позднее чем за три месяца до увольнения (ч. 1 ст. 82 ТК РФ);
- увольняемого сотрудника – персонально и под подпись, причем не менее чем за два месяца до увольнения (ч. 2 ст. 180 ТК РФ).
С согласия сотрудника допускается увольнение в более короткий срок. Независимо от даты увольнения работодатель должен выплатить сотруднику выходное пособие в размересреднего месячного заработка (ч. 1 ст. 178 ТК РФ). Кроме того, увольняемый сохранит право на средний месячный заработок в период трудоустройства, но не свыше двух месяцев со дня увольнения (с зачетом выходного пособия).
Сотрудника, являющегося членом профсоюза, можно уволить только с учетом мотивированного мнения выборного органа первичной профсоюзной организации (ч. 2 ст. 82,ст. 373 ТК РФ).
Как уведомить налоговую инспекцию о закрытии простого обособленного подразделения
О том, что юридическое лицо прекращает работать через простое обособленное подразделение, необходимо сообщить в налоговую инспекцию по месту нахождения организации (абз. 3 подп. 3.1 п. 2 ст. 23 НК РФ). Это имеет смысл сделать в течение трех рабочих дней со дня ликвидации стационарных рабочих мест, оборудованных в подразделении.8
Обоснование
Закон устанавливает, что сообщение о закрытии простого обособленного подразделения нужно представить в инспекцию «в течение трех дней со дня прекращения деятельности российской организации» через подразделение (абз. 3 подп. 3.1 п. 2 ст. 23 НК РФ).
Приведенное положение сформулировано довольно расплывчато и требует надлежащего толкования. Важно разобраться в следующих вопросах:
- что законодатель понимает под термином «прекращение деятельности через подразделение»;
- как исчисляется трехдневный срок.
Прекращение деятельности через обособленное подразделение
Закон устанавливает, что основанием для уведомления инспекции о закрытии обособленного подразделения является не принятие решения о ликвидации такого подразделения (как в случаях закрытия филиала или представительства), а факт прекращения работы через подразделение.
Считается, что юридическое лицо действует через обособленное подразделение, если выполняются два условия (абз. 20 п. 2 ст. 11 НК РФ):
1. Подразделение территориально обособлено от организации, то есть расположено по адресу, отличному от юридического адреса компании.
2. В подразделении оборудованы стационарные рабочие места, то есть рабочие места, созданные на срок более одного месяца.
Следовательно, организация прекратит вести деятельность через подразделение тогда, когда хотя бы одно из указанных условий выполняться не будет. Например, когда будет расторгнут договор аренды помещения, в котором расположен офис, или когда все сотрудники офиса будут уволены (переведены на другую работу).*
Предпочтителен второй вариант, то есть ликвидация стационарных рабочих мест. Во-первых, именно факт наличия либо отсутствия таких рабочих мест имеет определяющее значение при постановке на учет в налоговом органе по месту нахождения простого обособленного подразделения (постановления ФАС Центрального округа от 12 июля 2011 г. по делу № А14-8856/2010/337/28, ФАС Дальневосточного округа от 13 октября 2009 г. № Ф03-5338/2009 по делу № А59-814/2009, ФАС Северо-Западного округа от 15 октября 2007 г. по делу № А56-40913/2006). Во-вторых, во избежание трудовых споров имеет смысл сначала решить кадровый вопрос, а уже затем прекращать отношения с арендодателем. К тому же бывают ситуации, когда организация, имеющая простое обособленное подразделение, не арендует недвижимость под офис, а владеет недвижимым имуществом на праве собственности либо ведет деятельность по месту нахождения движимого имущества (письмо УФНС России по г. Москве от 1 апреля 2008 г. № 09-14/031347). В таких ситуациях деятельность через подразделение будет считаться прекращенной только в одном случае – при ликвидации стационарных рабочих мест.
Порядок исчисления срока
По общему правилу (т. е. если нормы НК РФ прямо не предусматривают иное) срок, определенный днями, исчисляется в рабочих днях (п. 6 ст. 6.1 НК РФ). Следовательно, в статье 23 Налогового кодекса РФ речь идет именно о рабочих, а не о календарных днях.
Вывод
Организации имеет смысл сообщить о прекращении деятельности через простое обособленное подразделение в течение трех рабочих дней со дня ликвидации стационарных рабочих мест по месту нахождения подразделения.*
На практике это выглядит следующим образом. Сначала руководитель подразделения (иное уполномоченное лицо) проводит комплекс мероприятий, связанных с закрытием подразделения. Затем (или одновременно с проведением мероприятий) работодатель расформировывает штат сотрудников подразделения. Как правило, в последнюю очередь увольняют либо переводят (перемещают) на другую работу руководителя подразделения. В течение трех рабочих дней с момента расторжения (изменения) трудового договора с руководителем генеральный директор организации (иное уполномоченное лицо) представляет в инспекцию по месту нахождения юридического лица сообщение о закрытии простого обособленного подразделения.
Форма сообщения и порядок его заполнения утверждены приказом ФНС России от 9 июня 2011 г. № ММВ-7-6/362@*.
В течение 10 дней с момента получения сообщения (но не ранее окончания выездной налоговой проверки, если таковая проводится) инспекция снимает организацию с учета по месту нахождения простого обособленного подразделения (абз. 3 п. 5 ст. 84 НК РФ).
Как уведомить орган, осуществляющий контроль за уплатой страховых взносов
Юридическое лицо, закрывшее простое обособленное подразделение, обязано уведомить об этом орган, осуществляющий контроль за уплатой страховых взносов (п. 2 ч. 3 ст. 28 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования»; далее – Закон о страховых взносах).
Функции по контролю за уплатой страховых взносов осуществляют (ч. 1 ст. 3 Закона о страховых взносах):
- Пенсионный фонд РФ и его территориальные органы;
- Фонд социального страхования РФ (ФСС России) и его территориальные органы.
Организация должна представить в адрес территориального органа каждого из фондов письменное сообщение о закрытии обособленного подразделения. Сообщения нужно подать в течение месяца со дня прекращения деятельности через это подразделение*. При нарушении срока уведомления с юридического лица могут взыскать штраф в размере 200 руб. за каждый непредставленный документ (ст. 48 Закона о страховых взносах).
Закон не устанавливает каких-либо требований к содержанию сообщений. В обоих сообщениях целесообразно указать наименование юридического лица, адрес, ИНН, КПП, регистрационный номер в соответствующем фонде, дату принятия решения о закрытии обособленного подразделения и реквизиты такого решения, дату фактического прекращения деятельности через подразделение и дату уведомления об этом налоговой инспекции, а также наименование и место нахождения подразделения.*
Александр Поротиков
кандидат юридических наук, судья Девятнадцатого арбитражного апелляционного суда
Виталий Перелыгин
эксперт ЮСС «Система Юрист»
Михаил Латушкин
кандидат юридических наук, начальник правового управления филиала «Центральный» ОАО «Оборонэнергосбыт»
10.06.2014г.
С уважением,
эксперт « Системы Главбух» Алла Пыжова
Ответ утвержден:
Ведущий эксперт « Системы Главбух» Варвара Абрамова