Платить налог и сдавать декларацию по налогу на прибыль централизованно, по месту нахождения ответственного подразделения (в вашем случае – головного), можно только при условии официального уведомления ИФНС.
Для этого до 31 декабря по месту нахождения всех подразделений подаются уведомления либо в произвольной форме, либо по формам, рекомендованным в приложении 1 (для уведомления инспекции по месту учета ответственного обособленного подразделения) и приложении 2 (для уведомления инспекций по месту учета остальных обособленных подразделений) к письму ФНС России от 30 декабря 2008 г. № ШС-6-3/986.
Если официально ИФНС не уведомлялись, вам необходимо представить декларации по месту нахождения каждого ОП за все периоды. А для того, чтобы налог на прибыль был перераспределен по подразделениям, подать заявления об уточнении региональных платежей по налогу на прибыль.
Штраф за каждую несданную декларацию за отчетный период составляет 200 руб. (п.1 ст.126 НК РФ). Штраф за несданную декларацию за налоговый период –1000 руб. (ст.119 НК РФ). Кроме того, по заявлению налоговой инспекции мировой судья может вынести предупреждение или оштрафовать руководителя или главного бухгалтера организации на сумму от 300 до 500 руб. за каждую несвоевременно сданную декларацию (ст. 15.5, абз. 4 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ). При наличии смягчающих обстоятельств (п. 1 ст. 112 НК РФ) налоговая инспекция или суд могут снижать штрафы ниже минимального предела.
Обоснование
Из рекомендации
Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга.
Как платить налог на прибыль обособленным подразделениям организации
Для организаций, у которых есть обособленные подразделения, предусмотрен специальный порядок уплаты налога на прибыль.
Несколько подразделений в одном субъекте
- Формы по теме:
- Расписка в получении сотрудником имущества организации
- о присоединении к Системе информационного обмена электронными документами
- Сведения об аккредитации филиалов и представительств иностранного юридического лица
- Внесение записей о поощрении в раздел «Сведения о награждении»
- расходов на формирование резерва по гарантийному ремонту и обслуживанию
- на социальную защиту инвалидов
- Дополнительное соглашение к трудовому договору. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Заявление сотрудника на выдачу зарплаты в натуральной форме. Оформляется при выдаче ежемесячной премии в натуральной форме
- Внутренняя опись личного дела перед сдачей дел в архив
- Договор транспортной экспедиции. Экспедитор действует от своего имени
Если у организации есть несколько обособленных подразделений, расположенных в одном субъекте РФ, то перечислять региональную часть налога на прибыль можно через одно из них. Организация может выбрать то подразделение, которое для нее наиболее удобно (например, то, у которого есть расчетный счет). Им может стать и головное отделение организации.
Чтобы платить региональную часть налога на прибыль через одно ответственное обособленное подразделение, в налоговую инспекцию по месту его учета подайте письменное уведомление. А его копию направьте в налоговую инспекцию по месту учета головного отделения организации. Исключение – случай, когда ответственным обособленным подразделением выступает само головное отделение организации. Тогда уведомить достаточно инспекцию по месту его учета (предоставлять копию уведомления туда же не надо).
Кроме того, о принятом решении сообщите и в налоговые инспекции, в которых зарегистрированы те обособленные подразделения, через которые налог платить не планируется. Составить уведомления можно:
- в произвольной форме (с указанием полного наименования организации, ее ИНН и КПП, полного наименования обособленных подразделений, адрес их местонахождения и КПП, наименований и кодов субъектов РФ, на территории которых находятся обособленные подразделения, и причины подачи уведомления);
- по формам, рекомендованным в приложении 1 (для уведомления инспекции по месту учета ответственного обособленного подразделения) и приложении 2 (для уведомления инспекций по месту учета остальных обособленных подразделений) к письму ФНС России от 30 декабря 2008 г. № ШС-6-3/986.
Уведомить инспекции нужно не позднее 31 декабря года, предшествующего налоговому периоду, в котором организация переходит на централизованную уплату региональной части налога на прибыль.
Такой порядок предусмотрен пунктом 2 статьи 288 Налогового кодекса РФ и разъяснен письмом ФНС России от 30 декабря 2008 г. № ШС-6-3/986.
Кроме того, налоговую инспекцию нужно уведомлять о любых изменениях, связанных с порядком уплаты налога, и об изменении количества обособленных подразделений, расположенных в одном субъекте РФ. Для этого также можно использовать уведомления в произвольной форме или формах, рекомендованных ФНС России в письме от 30 декабря 2008 г. № ШС-6-3/986.
Если в течение налогового периода организация ликвидирует ответственное обособленное подразделение или создает новые обособленные подразделения, то эти обстоятельства не влекут за собой прекращения централизованной уплаты налога на прибыль в региональный бюджет.
При ликвидации ответственного обособленного подразделения организация может выбрать другое ответственное обособленное подразделение и уведомить об этом выборе:
- налоговую инспекцию по местонахождению нового ответственного обособленного подразделения (форма уведомления рекомендована в приложении 1 к письму ФНС России от 30 декабря 2008 г. № ШС-6-3/986);
- налоговую инспекцию по местонахождению головного отделения (для этого можно использовать копию уведомления, составленного в соответствии с приложением 1 к письму ФНС России от 30 декабря 2008 г. № ШС-6-3/986);
- налоговые инспекции по местонахождению обособленных подразделений, за которые будет производиться уплата налога в региональный бюджет через новое ответственное обособленное подразделение (форма уведомления рекомендована в приложении 2 к письму ФНС России от 30 декабря 2008 г. № ШС-6-3/986).
Уведомления направьте в налоговую инспекцию в течение 10 дней после окончания отчетного периода, в котором ответственное обособленное подразделение было ликвидировано (создано).
Такие правила установлены пунктом 2 статьи 288 Налогового кодекса РФ и разъяснены письмом ФНС России от 30 декабря 2008 г. № ШС-6-3/986.
Если в течение года организация создает новые обособленные подразделения, то она вправе принять решение о централизованной уплате налога на прибыль по этим подразделениям. В том числе решение о централизованной уплате региональной части налога через одно из вновь созданных подразделений. Применять централизованный порядок уплаты налога в региональный бюджет можно либо с 1 января следующего года, либо начиная с отчетного периода, в котором созданы новые обособленные подразделения. Соответствующие дополнения нужно внести в учетную политику для целей налогообложения. Такие разъяснения приведены в письмах ФНС России от 1 октября 2015 г. № ГД-4-3/17164, от 10 августа 2006 г. № 02-4-12/49.
Порядок уведомления инспекций при изменении количества подразделений организации в этом и других случаях подробно рассмотрен в приложении 3 к письму ФНС России от 30 декабря 2008 г. № ШС-6-3/986.
В следующих налоговых периодах организация может либо сохранить централизованный порядок уплаты налога в региональный бюджет, либо отказаться от него. В первом случае направлять в налоговую инспекцию повторные уведомления не нужно. Во втором случае это нужно сделать обязательно.
Внимание: отказ от централизованного порядка уплаты налога на прибыль в региональный бюджет повлечет за собой уменьшение поступлений от ответственного обособленного подразделения. Если организация не предупредит об этом налоговую инспекцию, у нее появятся основания рассматривать такое уменьшение как недоимку, которая может быть взыскана в бесспорном порядке с начислением пеней (ст. 46 и 75 НК РФ).
При этом суммы налога, перечисленные в региональный бюджет по местонахождению других обособленных подразделений, могут быть не приняты к зачету как уплаченные с нарушением установленного порядка. Такая точка зрения отражена в письме ФНС России от 12 декабря 2006 г. № 18-5-09/000462.
При отказе от централизованного порядка уплаты налога уведомите инспекции по месту учета организации и ее обособленных подразделений в следующем порядке. В инспекцию по местонахождению головного отделения организации и каждого обособленного подразделения (включая ответственное) подайте письменное уведомление (его форма рекомендована приложением 1 к письму ФНС России от 30 декабря 2008 г. № ШС-6-3/986). При этом, если уплату налога на прибыль нескольких обособленных подразделений администрирует одна налоговая инспекция, туда можно направить одно уведомление рекомендованной формы. В графе «Полное наименование ответственного подразделения» этого уведомления напишите слова «Смотри Перечень обособленных подразделений», в котором перечислите их. Об этом сказано в письме ФНС России от 30 декабря 2008 г. № ШС-6-3/986.
Если организация приняла решение платить налог через одно из подразделений, то часть налога на прибыль, которую нужно перечислить по его местонахождению, определите по совокупным показателям всех подразделений, расположенных в этом субъекте РФ. При этом платить налог на прибыль (авансовые платежи) в части, приходящейся на головное отделение, следует отдельно от других обособленных подразделений. Сдавать отчетность в этом случае нужно в инспекцию по месту учета ответственного подразделения и головного отделения организации. Исключение предусмотрено для случая, когда налог на прибыль централизованно уплачивается по местонахождению организации. Тогда перечислять региональную часть налога на прибыль (авансовые платежи) и сдавать отчетность можно только через головное отделение.
Такой порядок уплаты налога и сдачи отчетности следует из положений пунктов 2 и 3 статьи 288 Налогового кодекса РФ, а также писем Минфина России от 12 марта 2009 г. № 03-03-06/1/130 и ФНС России от 30 декабря 2008 г. № ШС-6-3/986.
Организации, которые имеют обособленные подразделения за границей, всю сумму налога на прибыль должны перечислять по местонахождению головных отделений (п. 4 ст. 311 НК РФ).
Подробнее о сроках и порядке уплаты налога на прибыль (авансовых платежей) и подаче отчетности за обособленные подразделения см.:
- В каком порядке нужно перечислять налог на прибыль в бюджет;
- Как составить и сдать декларацию по налогу на прибыль, если у организации есть обособленные подразделения.
Из рекомендации
Елены Поповой, государственного советника налоговой службы РФ I ранга.
Кто обязан представить налоговую отчетность в инспекцию
Несвоевременное представление декларации
За несвоевременное представление налоговой декларации налоговая инспекция может:
- оштрафовать организацию:
- заблокировать банковский счет организации.
При этом неважно, является организация налогоплательщиком или нет. Инспекция может оштрафовать за такое правонарушение любую организацию, которая должна сдавать налоговые декларации, но по какой-либо причине не исполнила эту обязанность. Например, организацию, которая освобождена от обязанностей налогоплательщика, но является налоговым агентом по НДС (абз. 2 п. 5 ст. 174 НК РФ).
Размер штрафа составляет 5 процентов от суммы налога, которая подлежит уплате (доплате) на основании данной декларации. При определении размера штрафа из этой суммы вычитается сумма налога, которая была перечислена в бюджет в установленный срок. Пятипроцентный штраф начисляется за каждый месяц (полный или неполный) просрочки с подачей декларации. При этом общая сумма штрафа не может быть больше 30 процентов от суммы налога и меньше 1000 руб. Например, если налог по декларации был полностью уплачен в установленный срок, то штраф за несвоевременное представление декларации составит 1000 руб. Если в установленный срок организация уплатила только часть налога, то штраф рассчитывается с разницы между суммой налога, отраженной в декларации, и фактически перечисленной в бюджет.
Такой порядок предусмотрен статьей 119 Налогового кодекса РФ. При наличии смягчающих обстоятельств налоговая инспекция или суд могут снизить размер штрафа в два и более раза (п. 1 ст. 112, п. 3 ст. 114 НК РФ, п. 19 постановления от 11 июня 1999 г. Пленума Верховного суда РФ № 41 и Пленума ВАС РФ № 9).
Решение о штрафе и его размере принимается только после проведения камеральной проверки несвоевременно поданной декларации. Причем в результате штраф может быть установлен исходя из данных, указанных в декларации (по данным организации) или с учетом доначислений по итогам камеральной проверки (по данным инспекции). Такие разъяснения содержатся в пункте 1.6 письма ФНС России от 16 июля 2013 г. № АС-4-2/12705.
Кроме того, налоговая инспекция может оштрафовать организацию за несоблюдение порядка представления налоговых деклараций (расчетов) в электронном виде (если такой способ подачи отчетности является обязательным). Размер штрафа составляет 200 руб. (ст. 119.1 НК РФ).
Наряду с взысканием штрафа за опоздание с подачей налоговой декларации инспекция вправе заблокировать банковские счета организации. Счет может быть заблокирован, если организация не представила декларацию в течение 10 рабочих дней после того, как истек срок, установленный для ее подачи (п. 3 ст. 76, п. 6 ст. 6.1 НК РФ). При этом на сумму блокировки никаких ограничений нет (письмо Минфина России от 15 апреля 2010 г. № 03-02-07/1-167). За несвоевременное представление расчетов авансовых платежей по налогам блокировка банковских счетов не применяется (письмо Минфина России от 12 июля 2007 г. № 03-02-07/1-324).
Ситуация: грозит ли штраф организации, если налоговую декларацию она сдала с опозданием на один день
Да, грозит. При условии что срок сдачи декларации приходился на рабочий день.
За несвоевременно сданную налоговую отчетность инспекторы вправе оштрафовать организацию по статье 119 Налогового кодекса РФ. Штраф рассчитают за каждый полный или неполный месяц со дня, установленного для подачи декларации (п. 1 ст. 119 НК РФ).
И неважно, на сколько задержали отчет: на один день, на неделю или на месяц. Основание одно. Есть срок – это календарная дата, указанная в соответствующей главе части второй Налогового кодекса РФ. Сдать декларацию можно до 24 часов этого дня (п. 8 ст. 6.1 НК РФ). А если сдали позже хотя бы на час, то срок считается нарушенным. И потому штраф посчитают как минимум за один месяц нарушения.
При этом первым днем опоздания является тот, который следует за крайней датой для подачи декларации (п. 2 ст. 6.1 НК РФ). Именно с этого дня инспекция рассчитает штраф по статье 119 Налогового кодекса РФ.
Здесь также действует общее правило. Срок сдачи налоговой декларации, который приходится на нерабочий день, переносится на ближайший следующий за ним рабочий (п. 7 ст. 6.1 НК РФ).
Пример расчета штрафа при нарушении срока подачи налоговой декларации на один день
ООО «Альфа» является плательщиком налога на прибыль. Налоговым периодом является календарный год (п. 1 ст. 285 НК РФ), срок сдачи налоговой декларации – не позднее 28-го марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 4 ст. 289 НК РФ). Поскольку последний срок сдачи декларации по налогу на прибыль за 2014 год выпадает на выходной день (28 марта 2015 года – суббота), этот срок переносится на ближайший рабочий день, то есть на 30 марта 2015 года (понедельник).
«Альфа» сдала декларацию во вторник 31 марта 2015 года, то есть с опозданием на один день. Тем самым организация совершила правонарушение, ответственность за которое предусмотрена пунктом 1 статьи 119 Налогового кодекса РФ. Неполный месяц нарушения срока, установленного для подачи декларации, отсчитывается с 31 марта 2015 года.
Сумма налога к доплате, исчисленная на основании декларации, составляет 200 000 руб. Размер штрафа составит 10 000 руб. (200 000 руб. ? 5%).
Тут важно разобраться еще с тем, какой день считать нерабочим. Таковыми являются выходные и праздники, предусмотренные трудовым законодательством.
Праздники есть общероссийские, которые перечислены в статье 112 Трудового кодекса РФ. И могут быть еще региональные, в каждом регионе свои. Это следует из статьи 6 Трудового кодекса РФ.
А выходных дней может быть два. Один, общий для всех организаций – воскресенье. Второй (при пятидневной рабочей неделе) работодатель вправе установить самостоятельно, закрепив это в коллективном договоре или в Правилах трудового распорядка. И вовсе не обязательно, что это будет суббота. Об этом сказано в статье 111 Трудового кодекса РФ.
В государственных же ведомствах, коим является и налоговая инспекция, выходными днями являются, как правило, суббота и воскресенье.
Таким образом, может возникнуть ситуация, когда второй выходной день в неделе у организации и у инспекции отличается. Как это повлияет на расчет штрафа?
Так вот, если срок для подачи налоговой декларации приходится на день, который признан выходным в коллективном договоре (Правилах внутреннего распорядка) организации, то он переносится на ближайший следующий за ним рабочий день. Даже если этот выходной для организации день – рабочий для инспекции. Это следует из части 2 статьи 111 Трудового кодекса РФ, пункта 7 статьи 6.1 Налогового кодекса РФ.
И наоборот, если срок приходится на день, который является выходным лишь для инспекции, но не для организации, то он не переносится. Для последней ведь этот день рабочий, а значит, декларацию можно сдать (например, отправить по почте или в электронном виде).
Пример определения срока сдачи налоговой декларации. Выходные дни, установленные в организации, не совпадают с общепринятыми
ООО «Альфа» является плательщиком водного налога. Налоговым периодом является квартал (ст. 333.11 НК РФ), срок сдачи налоговой декларации – не позднее 20-го числа месяца, следующего за истекшим налоговым периодом (ст. 333.14, 333.15 НК РФ).
Последний срок сдачи декларации по водному налогу за I квартал 2015 года – 20 апреля 2015 года (понедельник).
Коллективным договором «Альфы» предусмотрено два выходных дня в неделю – воскресенье и понедельник. Поэтому бухгалтер сдал налоговую декларацию во вторник 21 апреля 2015 года. Действия организации правомерны, поскольку срок, установленный для подачи налоговой декларации, приходится на день, который признан выходным локальным нормативным актом.
Пример определения срока сдачи налоговой декларации. Выходные дни, установленные в организации, не совпадают с общепринятыми, и срок подачи декларации выпадает на субботу
ООО «Альфа» является плательщиком налога на прибыль. Налоговым периодом является календарный год (п. 1 ст. 285 НК РФ), срок сдачи налоговой декларации – не позднее 28 марта года, следующего за истекшим налоговым периодом (п. 4 ст. 289 НК РФ).
Последний срок сдачи декларации по налогу на прибыль за 2014 год – 28 марта 2015 года (суббота).
Коллективным договором «Альфы» предусмотрено два выходных дня в неделю – воскресенье и понедельник. При этом выходными для налоговой инспекции являются суббота и воскресенье.
Срок, установленный для подачи налоговой декларации, приходится на день, который признан рабочим локальным нормативным актом организации, и одновременно является выходным для налоговой инспекции. Поэтому бухгалтер направил налоговую декларацию по почте в субботу 28 марта 2015 года. Откладывать отчет до вторника в данном случае нельзя.
Ситуация: может ли налоговая инспекция или суд при наличии смягчающих обстоятельств снизить минимальный размер штрафа, установленный статьей 119 Налогового кодекса РФ за несвоевременное представление налоговой декларации
Да, может.
Из писем Минфина России от 25 сентября 2012 г. № 03-02-08/86, от 16 мая 2012 г. № 03-02-08/47 и от 30 января 2012 г. № 03-02-08/7 следует, что при наличии смягчающих обстоятельств (п. 1 ст. 112 НК РФ) налоговая инспекция или суд могут снижать штрафы ниже минимального предела. В частности, за несвоевременное представление налоговой декларации штраф может быть назначен меньше 1000 руб. (п. 1 ст. 119 НК РФ).
До недавнего времени налоговое ведомство придерживалось противоположной точки зрения. Так, в письме ФНС России от 26 ноября 2010 г. № ШС-37-7/16376 говорилось, что даже при наличии смягчающих обстоятельств минимальный размер штрафа снижению не подлежит. Однако это письмо было отменено письмом ФНС России от 30 сентября 2014 г. № СА-4-7/19945.
Правомерность уменьшения штрафных санкций ниже минимального размера подтверждена пунктом 18 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57. Следует отметить, что до выхода этого постановления арбитражная практика по данному вопросу была неоднородной. Некоторые суды разделяли позицию Минфина России и уменьшали суммы штрафов за несвоевременное представление деклараций ниже минимального размера (см., например, постановления ФАС Северо-Западного округа от 5 марта 2012 г. № А66-5375/2011, Восточно-Сибирского округа от 27 июня 2012 г. № А33-17923/2011, Московского округа от 4 августа 2011 г. № КА-А40/8428-11). Но были и противоположные судебные решения (см., например, постановления ФАС Дальневосточного округа от 4 мая 2011 г. № Ф03-1312/2011, Северо-Кавказского округа от 28 января 2011 г. № А32-53844/2009, Западно-Сибирского округа от 19 августа 2010 г. № А27-25004/2009).
С выходом постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57 арбитражная практика должна стать единообразной – в пользу налогоплательщиков (ч. 1 ст. 3 Закона от 4 июня 2014 г. № 8-ФКЗ).
Пример расчета штрафа за несвоевременное представление налоговой декларации
Организация является плательщиком ЕНВД. По законодательству последний срок подачи декларации за IV квартал 2014 года – 20 января 2015 года. Фактически декларацию по ЕНВД бухгалтер представил в налоговую инспекцию 13 марта 2015 года. Таким образом, просрочка составила два месяца: один полный (с 21 января по 20 февраля) и один неполный (с 21 февраля по 13 марта).
В декларации указана сумма налога к уплате в бюджет 65 000 руб.
Последний срок уплаты ЕНВД за IV квартал 2014 года – 26 января 2015 года. В этот срок организация перечислила ЕНВД в бюджет частично – в сумме 20 000 руб.
Поскольку декларация сдана с опозданием, налоговая инспекция оштрафовала организацию. Штраф установлен в размере 5 процентов от не уплаченной в срок суммы налога за каждый полный и неполный месяц просрочки.
Сумма штрафа составила:
(65 000 руб. – 20 000 руб.) ? 5% ? 2 мес. = 4500 руб.
Ситуация: в каком размере взимается штраф за несвоевременное представление годовой налоговой декларации. В течение года организация перечисляет авансовые налоговые платежи
Штраф начисляется исходя из разницы между суммой налога, начисленной за налоговый период, и суммой налога (включая авансовые платежи), фактически перечисленной в бюджет на дату, установленную для уплаты налога за год. Это объясняется так.
Несвоевременное представление налоговой декларации признается правонарушением, ответственность за которое установлена статьей 119 Налогового кодекса РФ. Штрафы, предусмотренные этой статьей, рассчитываются исходя из разницы между суммой налога, которая должна быть уплачена в бюджет на основании несвоевременно поданной декларации, и суммой налога, которая была фактически перечислена в бюджет в установленный срок.
По некоторым налогам, налоговым периодом для которых является календарный год, предусмотрено перечисление авансовых платежей. К таким налогам, в частности, относятся земельный налог, транспортный налог, налог на имущество, единый налог при упрощенке. При этом сумма налога, подлежащего уплате (доплате) по итогам налогового периода, определяется как разница между суммой налога, начисленного за налоговый период, и суммой авансовых платежей, перечисленных в бюджет в течение этого же периода.
Следовательно, исходя из буквального толкования положений статьи 119 Налогового кодекса РФ в рассматриваемой ситуации базой для расчета штрафа является разница между суммой налога, отраженной в декларации к уплате (за вычетом авансовых платежей, перечисленных в бюджет), и суммой налога, фактически перечисленной в бюджет в установленный срок. Применительно к прежней редакции статьи 119 Налогового кодекса РФ аналогичные разъяснения содержались в письме Минфина России от 10 февраля 2009 г. № 03-02-07/1-59. Правомерность такого подхода подтверждается арбитражной практикой (см., например, постановление Президиума ВАС РФ от 10 октября 2006 г. № 6161/06, постановления ФАС Уральского округа от 21 января 2009 г. № Ф09-10346/08-С2, от 8 сентября 2008 г. № Ф09-6390/08-С2, Восточно-Сибирского округа от 11 января 2008 г. № А74-1746/07-Ф02-9642/07, Московского округа от 9 июня 2007 г. № КА-А40/4904-07, Северо-Западного округа от 20 марта 2008 г. № А56-35279/2007, Волго-Вятского округа от 4 июня 2007 г. № А29-8431/2006А, Дальневосточного округа от 30 мая 2006 г. № Ф03-А04/06-2/1532).
За нарушение сроков сдачи налоговых деклараций предусмотрена не только налоговая, но и административная ответственность. По заявлению налоговой инспекции мировой судья может вынести предупреждение или оштрафовать руководителя или главного бухгалтера организации на сумму от 300 до 500 руб. за каждую несвоевременно сданную декларацию (ст. 15.5, абз. 4 ч. 3 ст. 23.1 КоАП РФ).
Кроме того, если организация не подает налоговые декларации, налоговые инспекции вправе приостанавливать ее операции по расчетным счетам.
Расчетный счет может быть заблокирован в течение 10 рабочих дней после того, как истек последний срок подачи декларации по тому или иному налогу. О приостановке расчетных операций налоговая инспекция обязана сообщить налогоплательщику, выслав ему копию решения по форме, утвержденной приказом ФНС России от 3 октября 2012 г. № ММВ-7-8/662. Копия решения должна быть вручена представителю налогоплательщика под расписку или отправлена по почте с уведомлением о вручении. Такой порядок следует из положений пункта 6 статьи 6.1, пункта 3 и абзаца 5 пункта 4 статьи 76 Налогового кодекса РФ.
Ситуация: какой штраф налоговая инспекция может взыскать за несвоевременную сдачу нулевых деклараций
По общему правилу за такое нарушение инспекция может взыскать штраф в размере 1000 руб.
Если организация обязана платить налог (является налогоплательщиком), но в течение отчетного (налогового) периода у нее не было налогооблагаемых операций, она не освобождается от обязанности подавать налоговые декларации. Такой вывод следует из положений статьи 80 Налогового кодекса РФ и подтверждается пунктом 7 информационного письма Президиума ВАС РФ от 17 марта 2003 г. № 71.
Если декларация не представлена в установленный срок, то налоговая инспекция вправе оштрафовать организацию по статье 119 Налогового кодекса РФ. Размер штрафа зависит только от не уплаченной в установленной срок суммы налога, которая подлежит уплате (доплате) по декларации. При этом статьей 119 Налогового кодекса РФ установлен минимальный размер штрафа – 1000 руб. Минимальный штраф взыскивается, если размер штрафа, рассчитанный исходя из суммы налога к уплате (доплате), меньше 1000 руб. В нулевой декларации сумма налога к уплате (доплате) отсутствует. Следовательно, за несвоевременное представление нулевых налоговых деклараций инспекция может оштрафовать организацию на сумму в 1000 руб. (письмо Минфина России от 12 октября 2011 г. № 03-02-08/110). Даже при наличии смягчающих обстоятельств.
Если нулевая декларация за отчетный (налоговый) период была представлена с нарушением установленных сроков и после этого организация подала уточненную декларацию за этот же период, размер штрафа будет зависеть от суммы реальных налоговых обязательств (ст. 119 НК РФ). То есть от суммы, указанной в уточненной налоговой декларации. Правомерность такого вывода подтверждается постановлениями Президиума ВАС РФ от 15 ноября 2011 г. № 7265/11 и от 15 мая 2007 г. № 543/07.
Кроме налоговых санкций, за нарушение сроков сдачи налоговых деклараций (в т. ч. нулевых) предусмотрена административная ответственность (ст. 15.5 КоАП РФ).
Из рекомендации
Олега Хорошего, начальника отдела налогообложения прибыли организаций департамента налоговой и таможенно-тарифной политики Минфина России
Ситуация: Можно ли оштрафовать организацию по статье 119 Налогового кодекса РФ за несвоевременное представление декларации по налогу на прибыль за отчетный период
Нет, нельзя.
Налоговое законодательство разграничивает категории «налог» и «авансовый платеж по налогу». Каждой из этих категорий соответствует самостоятельный отчетный документ. По итогам отчетных периодов организации перечисляют в бюджет не налог, а авансовые платежи по налогу на прибыль (п. 2 ст. 286 НК РФ). Поэтому независимо от того, как называется форма отчетности, которую нужно подавать по окончании отчетного периода (налоговая декларация или расчет авансовых платежей), оштрафовать организацию за то, что эта форма сдана позже установленного срока, по статье 119 Налогового кодекса РФ нельзя. Такой вывод содержится в пункте 17 постановления Пленума ВАС РФ от 30 июля 2013 г. № 57.
Постановления Пленума ВАС РФ являются обязательными для всех арбитражных судов (п. 2 ст. 13 Закона от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ). Поэтому судебная практика по данному вопросу, которая раньше была неоднородной, должна стать единообразной. Суды прекратят поддерживать решения инспекций о привлечении организаций к ответственности по статье 119 Налогового кодекса РФ в тех случаях, когда она применяется за несвоевременную подачу деклараций по итогам отчетных периодов. В связи с этим ФНС России рекомендовала налоговым инспекциям в практической работе руководствоваться разъяснениями Пленума ВАС РФ (письмо от 30 сентября 2013 г. № СА-4-7/17536).
Следует отметить, что действия организации, которая несвоевременно сдала декларацию по налогу на прибыль за отчетный период, можно квалифицировать как правонарушение, предусмотренное пунктом 1 статьи 126 Налогового кодекса РФ. То есть как непредставление документов, необходимых для налогового контроля. Размер штрафа – 200 руб. за каждый документ, который не был представлен в установленный срок.